Внеурочное мероприятие по биологии: урок –викторина «Что? Где? Когда?»
материал по биологии по теме

Переплетов Сергей Владимирович

Игра готовится заранее: определяется тема урока: учащимся сообщается список дополнительной литературы; выделяется инициативная группа ребят, которая под руководством учителя готовит вопросы для игры и является ее организатором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blog.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Страна, а вместе с ней школа перешагнула порог нового исторического этапа своего развития .Не все во всем еще разобрались, не все осмыслили. Бесспорно одно: от педагогической практики сегодня требуется особая чуткость к веяниям времени, инициативность и принципиальность в решении актуальных вопросов преподавания, зоркая приметливость к тому, что отжило свой век, так как и ко всему новому, отвечающему духу совершающихся в обществе процессов.

Хорошо сказано: сосредоточиться и придать направление. Вот это и призван сделать учитель педагог. Понимая, что у него в классе такие похожие и такие разные  ученики.

        Формы и методы развития и образования учащихся не могут быть стандартными, приемлемыми во всех школах и классах. Успех может быть достигнут только собственной деятельностью учителя, собственным его напряжением, чутьем и умением.

        Урок по-прежнему остается основой и главной формой организации учебного процесса. И, конечно же, от того, как  он построен, чем насыщен. сколь активен, интересен, динамичен, зависит КПД учительского труда.

        Многие учителя смело используют право на творчество. Один на своих уроках применяют коллективную форму учебной работы, другие – широко используют рефераты, пробуждающие у школьников интерес к самостоятельной работе. Сегодня творческий поиск учителя биологии не только возможен, но и необходим: нельзя ждать от учеников и методистов разработанных  вариантов каждого урока по всем учебным программам. Их надо искать, изобретать, стимулировать. Словом, у каждого учителя должны быть свои педагогические находки, свои приемы, методы и формы организации учебного процесса. Однако при этом не упускать главного: урок есть урок, и каждый наш ученик должен получить обязательный минимум знаний и умений, определенный программой курса.

        Ведь в знаниях сила – сила!

Урок –Викторина  «Что, где, когда»

        Игра готовится заранее: определяется тема урока: учащимся сообщается список дополнительной литературы; выделяется инициативная группа ребят, которая под руководством учителя готовит вопросы для игры и является ее организатором.

        Для проведения урока необходимо приготовить несложное оборудование, игровой столик, разбитый на секторы (его можно заменить листом простого картона, расчерченного на секторы); волчок со стрелкой; конверты с вопросами; эмблема скрипичного ключа; «черный ящик»; таблички с номерами для команд. На доске вывешивается эмблема  игры – сова.

        Команды могут быть сформированы непосредственно перед началом урока или заранее, каждая включает 6 -7 игроков. При составлении команд учитель должен проследить за тем, чтобы по силам они были примерно равны.

        Проводит игру ведущий, ему помогают 3-4 человека из числа инициативной группы. Они же подводят итоги и распределение мест, занятых командами.

        Приведем для примера несколько вопросов с ответами, которые можно использовать в викторине по теме: «Класс птицы» (раздел «Животные», 8 класс).

        Вопрос 1-й

Кроме голосов своих собратьев ухо птиц прекрасно воспринимает другие звуки, особенно биологически важные для них. Как вы думаете, на какие звуки лучше всего «настроено» ухо совы?

Ответ:  на писк мышевидных грызунов.

        Вопрос 2-й

        Прекрасны голоса у многих птиц, их пение буквально зачаровывает человека. (Звучит  отрывок из  произведения А. А. Алябьева). Звуковая сигнализация имеет большое значение в жизни самих птиц. Все ли птицы поют? Как решен вопрос звуковой сигнализации у безголосых птиц?

        Ответ: Совершенно безголосы аисты, у них выработались приспособления издавать звуки, не используя голоса: щелкают клювом, ка кастаньетами. Дятел выбивает «барабанную дробь» клювом, ударяет по стволу дерева. Козодой ударяет крылом о крыло. Выпь, опуская голову в воду, продувает воздух сквозь клюв и издает низкое «мычание».

        Вопрос 3-й

        Подумайте, какие изменения в жизни птиц леса произойдут, если:

        1.Произведена санитарная рубка деревьев.

        2.Уничтожены хищные птицы.

        3. Проведена борьба с гнусом

        Ответ:

  1. Уменьшится число дятлов.
  2. Увеличится численность грызунов и больных птиц.
  3. Уменьшится количество насекомоядных птиц.

Вопрос 4-й

Известно, что гнездовые птицы появляются на свет беспомощными и слепыми. Из внешнего мира они способны воспринимать лишь некоторые сигналы. Почему пища, положенная человеком в гнездо, никогда не будет съедена птенцом, каким бы голодным он не был?

                Ответ: пищевой глотательный рефлекс проявляется у птенцов гнездового типа только при раздражении глотки птенца клювом родителей, которых в свою, очередь , побуждают к кормлению птенцов колебательными движениями их  широко разинутых ртов, имеющих яркую оранжевую или желтую окраску.

                Вопрос 5-й

        В 60-х годах в науке появилось новое направление – бионика. Цель этой науки – решение инженерных и технических задач на основе изучения структуры и жизнедеятельности живых организмов. Сегодня все мы в быту пользуемся застежкой «молния». Какой природный аналог этой застежки находится в «черном ящике»?

Ответ: контурное перо птицы, опахало которого состоит из  множества тонких и узких пластинок, скрепленных между собой крючками.

В ходе игры используются музыкальные паузы, в которых звучит музыка и песни о наших пернатых друзьях. (Из опыта работы учителя биологии и химии 1-Гавриловского филиала МБОУ 2-Гавриловской сош).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеурочному мероприятию по биологии "Что?Где?Когда?"

На первом слайде презентации помещены цифры с номерами вопросов, при нажватии на которые открывается слайд с нужным вопросом. На каждом слайде есть картинка с домиком,нажатие на которую возвращает на ...

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"Участие принимают 7 и 8 классы. Предварительно были выбраны команды из каждого 7 класса. Ребята придумали название, э...

Внеурочное мероприятие по биологии: «Все ли полезно, что вкусно и красиво?»

Данное мероприятие органически включается в УВП. Учащиеся в ходе мероприятия учатся научно обосновывать опасное влияние употребления продуктов питания, содержащих пищевые добавки. Таким образом продол...

Внеурочное мероприятие «Читаем Конституцию?!» (игра-викторина) для обучающихся 11-х классов

Для того чтобы научиться жить по праву, кончено, не обязательно знать все законы. Но без знания Конституции, которая определяет дух всех законов  и их предназначение, невозможно стать свободным, ...

Мероприятие по биологии "Урок чистой воды"

данное мероприятие поднимает экологическую проблему чистой воды...

Внеурочное мероприятия по биологии

Внеклассное мероприятие «Птичий переполох» нацелено на формирование познавательного интереса учащихся и бережного отношения к природе. ...

Внеурочное мероприятие по биологии в форме конференции «Генетически модифицированные продукты: за и против» 9 класс

Внеурочное мероприятие по биологии в форме конференции «Генетически модифицированные продукты: за и против» 9 класс...