Среды обитания организмов
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Улыбка – это зеркало души или поцелуй души.  Садитесь на свои места. Спасибо, что у вас сегодня хорошее настроение, значит,  мы с вами  дружно и плодотворно поработаем. 

Мы с вами познакомимся со средами жизни планеты Земля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_sredy_obitaniya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок 4

Ф. И. О. педагога:    Моносова Р.С.
Предмет:                    биология 5классс
Класс:                         5-й

Тема урока:             Среды обитания организмов.

Тип урока:                Урок изучения нового материала с использование ИКТ и систематизации знаний

                Задачи                    

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, иметь общее представление о моральных нормах поведения, соблюдать их.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной  и табличной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и общения в школе.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса

Цели: Формируем умение работать с рисунками учебника,  формируем умение  сопоставлять факты, делать выводы о                       приспособлении организмов к среде обитания.

Формируем умение объяснять взаимосвязи между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природ

 Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту учебника или справочной литературы

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Этапы урока

Формируемые результаты(предметные, метапредметные)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Личностные УУД

создание    условий   для возникновения  внутренней потребности включения в учебную деятельность; 

Ребята, добрый день!

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

2.Фронтальный опрос

Регулятивные УУД

-Уметь  корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения знаний.

КоммуникативныеУУД: 

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Отвечаем на вопросы:

1.Признаки живого организма

2.Главный источник энергии

3.Составить цепь питания

Отвечают на вопросы.

3.Актуализация знаний

Коммуникативные

организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог 

Познавательные УУД

-Развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний: - отличать новое от уже известного с помощью учителя  

Регулятивные УУД

-Высказывать своё предположение

-Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Предметные:

-повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового знания».

Внимание! Внимание! Скоро очень скоро. На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное  время проводили подготовку  к знаменательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады.

Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять земные недра. Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство. Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно-воздушном пространстве. Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство.
Корреспондент пришел в недоумение. Ребята, как вы думаете почему?

Чтобы ответить грамотно на этот вопрос, мы с вами познакомимся со средами жизни планеты Земля.

Познавательнаяслушают учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге

с учителем.

4.Изучение нового материала

Познавательные УУД

-Продолжить формирование умения работать  с учебником и дополнительной литературой.

-Продолжить формирование умения находить  отличия, работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки, заполнять таблицы  

Коммуникативные УУД

-Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

-Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

-Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

-Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УУД

-Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

-Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Ребята, как вы думаете, что мы можем назвать « средой обитания»?

-

Ребята, открываем учебник на стр19,параграф 4, используем справочные карточки. Задания следующие:

1-й ряд.      Работает с водной средой.

2-й ряд.     Работает с наземно-воздушной.

3-й ряд.     Работает с почвенной средой обитания

(организменную среду обсуждают вместе с учителем)

План

1. Назовите основные  характеристики среды обитания?

2..Какими признаками обладают организмы  населяющие среду?

3.Назовите основных представителей среды?

Обсуждение вопросов и заполнение таблицы:

Среда жизни

Особенности среды

Обитатели среды

Приспособленность обитателей к среде

Организменная

Водная

Наземно-воздушная

Почвенная

Физминутка

ответы ребят…

Cреда обитания – условия, окружающие организм

Заполнение таблицы, работа с учебником.

Сообщение ученика о влияние человека на среды жизни .

 1-й ученик отрицательное влияние

 2-й ученик положительное

Выполняют физические упражнения.

5. Закрепление

Регулятивные УУД

-Уметь  корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения знаний.

Личностные УУД:

-понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

-быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

-не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

КоммуникативныеУУД: 

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Уметь сотрудничать со сверстниками

Задание 1. Прочитать текст  и ответить на вопросы.

Текст.

Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха . Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.

Вопросы.

  1. О какой среде идёт речь?
  2. Назовите животных, живущих в этой среде.

Задание 2.

 Текст.

Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание. 

Вопросы.

  1. Как называется эта среда обитания?
  2. Каких животных,  живущих в этой среде вы знаете? Назовите их.

Задание 3. Посмотрите фрагмент сказки Бианки «Путешествие муравьишки» и

Запишите какие среды обитания освоили насекомые.

Работа с текстом. Устные ответы.

6. Рефлексия учебной деятельности

Регулятивные УУД:

- осознание того, что уже усвоено

-уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.  

Личностные УУД:

-организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Обсуждение и проверка заданий, ответ на вопрос: Почему корреспондент пришел в недоумение?

Помним, что улыбка это поцелуй души! Улыбнулись друг другу и похлопали!

7. Инструкция по выполнению д/з

Я обнял глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

-Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас,  береги!

Я обнял глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Напишите мне небольшое сочинение – рассуждение

1-й ряд. Как человек изменяет водную среду обитания,

2-й ряд. Как человек изменяет наземно – воздушную среду обитания,

3-й ряд. Как человек изменяет почвенную среду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среда обитания организмов и ее факторы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №153 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ И ЕЕ ФАКТОРЫ»(раздел ...

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

"Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в них". Урок природоведения в 5 классе.

Тип урока – комбинированный урок с использованием ИКТ.Оборудование: компьютер,  проектор, презентация “Среды обитания организмов".Цели урока: - закрепить знания о многообразии...

Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней.

ФГОС Биология, 5 класс.Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней....

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...

Презентация к уроку Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов

Представители сред обитания.Особенности сред обитания организмов...