Урок по биологии в 9 классе "Развитие жизни на Земле в архейской, протерозойской и палеозойской эрах"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Последовательность этапов развития органического мира. ароморфозы, архейская эра, протерозойская эра, палеозойская эра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_olga_nikolaevna.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие  жизни на Земле  в архейской,  протерозойской  и             палеозойской  эрах»

Освоение  предметных  знаний (базовые  понятия)

Универсальные  учебные  действия  (УУД)

Виды деятельности учащихся, формы работы

Творческая,

Исследова-тельская и проектная деятельность

Формы   контроля

Повторение последовательности  этапов  развития  органического  мира;

Ароморфозы; архейская  эра;  протерозойская эра  и  палеозойская  эра.

Предметные умения:  сравнивать  развитие  форм  жизни в разные  эры.

Метапредметные  универсальные учебные  действия (УУД);

Познавательные: владеть  приемами работы с информацией, осуществлять поиск, отбор источников необходимой информации и ее систематизацию; дополнять и расширять представления о биологических объектах;

Коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество  с учителями и сверстниками, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Регулятивные: составлять план последовательных событий эволюции

Учебные действия: отвечать на поставленные вопросы, выполнять задания.

Личностные умения: проявление интереса к изучению природы; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности.

Слушают инструктаж учителя, выполняют задания

 по  

техноло-гическим картам и итоговую работу, заполняют таблицы, просматривают слайд-фильм, работают в группах, ведут обсуждение и подводят итоги урока.

Составляют краткий конспект,

Делают выводы по этапам развития жизни.

Готовят проект по теме: «Флора и фауна  Палеозоя и нашего времени»

Самоконтроль; «бальная» система для получения итоговой оценки

Оборудование:  учебники,  энциклопедии,  таблица  «Ароморфозы  позвоночных»,  слайды  «Основные  события  эволюции»,  технологические  карты, лист ответов, лист контроля.

План  урока:

      1.  Организационный  момент.

      2.  Вступительное  слово  учителя.

      3.  Краткий  инструктаж  к выполнению  заданий.

      4.  Входной  тест  (задание  №1 – самопроверка).

      5.  Слайдовая  программа (задание №2 – установить  правильную  последовательность  эволюционных  событий – взаимопроверка).

      6.  Заполнить  таблицу  (задание   № 3   - групповая  работа  - при необходимости  пользоваться  учебником  -  проверка  между группами).  Обсуждение  таблицы – каждая  группа представляет  два  параметра  таблицы.

                                   Физкультминутка (2 мин)

     7.   Контрольное задание (задание №4 – самопроверка)

     8.   Итоговое  задание ( задание  №5 – самопроверка)

     9.   Подведение  итогов (задание  №6 )

    10.  Домашнее  задание.

    11.  Рефлексия.

    12.  Объявление  оценок.

Учитель (вступительное  слово)

-  Здравствуйте,  мы  проводим  урок  -  практикум по  теме  «Развитие  жизни  в  архее,  протерозое и  палеозое». Эти  эры  были  самыми  продолжительными  в истории  развития  Земли. Возникший  4  миллиарда  лет  тому  наад  процесс  фотосинтеза  обеспечивает  существование  всех  живых  организмов  на Земле,  а образовавшийся  в палеозое  каменный  уголь  несет  тепло  в  наши  дома.

Инструктаж: работа  проводится  с  технологическими  картами (раздаются  каждому  ученику)  листы  ответов  предлагаются  школьникам  после  выполнения  очередного  задания.  На  выполнение  каждого  учебного  элемента  даётся  определённое  время,  о  котором  сообщает  учитель.

Организационный  элемент  -  3 мин

УЭ – 0-1  мин

УЭ – 1-5 мин

УЭ – 2 А) ( составление  плана  конспекта) – 7 мин

            Б) ( заполнение  таблицы) – 8 мин

            В) ( контрольная  работа) – 5 мин

УЭ 3 – 5 мин

УЭ 4 – 5 мин

Итоги  урока – 1 мин

                     Развитие  жизни  в  архее,  протерозое  и  палеозое.

Номер  учебного  элемента

Технологическая карта ( модуль) урока

Руководство по  усвоению  учебного  материала  учащимися

 УЭ - 0

Интегрирующая  цель:  закрепить  последовательность  этапов  развития органического  мира;  повторить основные  ароморфозы  в  архее,  протерозое и  полеозое

Внимательно  прочитайте  цель  урока

 УЭ - 1

Цель: определить  исходный  уровень знаний  по  теме «Развитие  органического мира  в архее,  протерозое и палеозое».

1. Запишите в тетрадь дату и название изучаемой темы;

2. Выполните тестовое задание:  ответьте, правильно  ли  высказывание («да – нет»;

а) первыми растениями на суше были псилофиты (1б);

б) в палеозойской эре появились все типы животных (1б)

в) первыми семенными растениями были плауны (1б);

г) птицы появились в протерозое (1б);

д) земноводные  произошли от рыб (1б)

3. Проверьте свои ответы приложение №1. Определите уровень ваших знаний по схеме: 5 баллов – высший уровень;

4-3 балла – средний;  2 балла – низкий.

4.  Проставьте баллы в оценочный лист.

Работают  самостоятельно

в  тетрадях.

Проводят  самоконтроль.

УЭ - 2

Цель: в ходе просмотра слайд – фильма  установить правильную последовательность событий развития жизни.

Перечень  слайдов:

1. «Рыба»

2. «Моллюски»

3. «Ракообразные»

4. «Горообразные»

5. «Молекула  ДНК»

6. «Схема  Митоза»

7. «Строение  клетки»

8. «Химические вещества клетки»

9. «Палеонтологические находки»

10. «Насекомые»

11. «Водоросли»

1. Внимательно слушайте рассказ учителя;

2. Составляйте план – конспект, отражающий  события эволюционного процесса. Правильность плана сверьте с приложением №2, проставьте баллы в лист ответов (7 баллов);

3. Заполните таблицу, отражающую основные ароморфозы в животном мире (примите участие в обсуждении)

Ароморфозы

Значение

Баллы

1. появление костных челюстей

    1

2. появление хорды

    1

3.возникновение легочного дыхания

    1

4. появление в яйце защитных оболочек и запаса питательных веществ

    1

5. появление роговых покровов

    1

6. внутреннее оплодотворение

    1

Работайте в тетрадях.

Работайте в группе, если затрудняетесь, пользуйтесь учебником, параграф № 17 стр. 83, 85, 86

Проводят взаимоконтроль между группами. Участвуют в обсуждении.

4. Проверяйте правильность заполнения параметров по приложению № 3

5. Количество набранных баллов проставьте в контрольный лист.

6. Выполните самостоятельно контрольное задание:

- расположите ароморфозы в порядке их возникновения (5 баллов)

А – появление семени (1 балл)

Б – появление проводящих тканей (1 балл)

В – многоклеточность (1 балл)

Г – двойное оплодотворение (1 балл)

Д – появление корней ( 1 балл)

7. Правильность выполнения сверьте с ответами. В контрольный лист проставьте набранное количество баллов приложение № 4

Ответы сверяют с вариантами, представленными на экране мультимедиа.

Работайте индивидуально в тетрадях.

Сверяют с ответами, представленными на доске.

Проводят самоконтроль.

УЭ - 3

Цель: проверить знания, полученные в ходе работы на этом уроке.

                     Итоговая  работа.

1. Ответьте на вопросы

     (допишите понятие)

А)  самая  протяженная  по  времени геологическая  эра  в истории  Земли...

(1 балл)

Б)  наука  о  живых  организмах  прошлых  геологических  эпох... (1 балл)

В)  геологическое  летоисчесление...

 (1 балл)

Г)  период палеозоя, когда  на  суше  появились  настоящие  леса... (1 балл)

Д)  повышение  уровня  организации  организмов... (1 балл)

В  контрольный  лист  проставьте  набранное  количество  баллов

( приложение  №5)  

Работайте  индивидуально  в тетрадях.

УЭ - 4

Цель: проведение итогов урока.

        1. Прочитайте цель урока.

             Достигли ли вы ее?

             В  какой  степени?

             Сверьте по схеме:

                        

        

      3 балла      2 балла    1 балл

      Проставьте  в контрольный если по итогам урока вы набрали:

28-30 баллов, то ваша оценка – 5

25-27 баллов, то ваша оценка – 4

22-24 балла, то ваша оценка  - 3

         

         Инструктор оглашает оценки

2. Домашнее задание. Если за работу на уроке вы получили «5», то подготовьте сообщение о растениях палеозойской эры, дошедших до нашего времени.

«4» - «3» прочитайте еще раз параграфы

16-17, выполняйте задание в рабочей тетради стр. 37 (12).

Подводят итоги урока, сдают контрольные листы.

Контрольные листы сдают учителю.

                                                     Лист ответов

                                     Приложение  № 1 (5 баллов)

А +

Б –

В –

Г –

Д +

                                    Приложение  № 2 (6 баллов)

1.  формирование органических молекул

2.  митоз

3.  специализация клеток

4.  выход растений на сушу

5.  появление  членистоногих

6.  возникновение хордовых

7.

                                     Приложение № 3 (6 баллов)

                                (ответы на экране мультимедиа)

Ароморфозы

Значение

1. –

Эволюция, лучшая приспособленность

2. -

Усложнение, эволюция

Эволюционный тупик у панцирных рыб

3. -

Жизнь вышла на сушу

4. -

Независимость размножения от воды. Защита.

5. -

Уменьшения испарения, защита.

6. -

Независимость размножения от воды.

                           

                                     Приложение № 4 (5 баллов)

                                              ( ответы на доске)

                                         1 – в, 2 – г, 3 – а, 4 – б, 5 – в

                                     Приложение № 5 ( 5 баллов)

А) – протерозой

Б) – палеонтология

В) – геохронология

Г) – девон

Д) - ароморфоз

                                                 Лист  контроля  учащегося

        9 «б» класса ___________________________________________________

1  задание  из 5 баллов –

2  здание  из 6 баллов -

3  задание из 6 баллов -

4  задание из 5 баллов –

5  задание  из 5 баллов –

6  задание  из 3 баллов –

28 – 30 баллов – «5»

25 -27 баллов – «4»

22 – 24 балла – «3»

                                                   Приложение  № 6

   

                

                     3  балла

        2 балла              

                                                                                                           1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии и Экологии «Защитим нашу землю и воду»

Урок пресс-конференция: «Защитим нашуЗемлю», Цель: 1 .Углубление экологических знаний учащихся2.Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природеОборудование: Видеофильм «Экология -...

Урок-конференция «Атмосферное давление и жизнь на земле».

Урок-конференция «Атмосферное давление и жизнь на земле».Автор: Попова Людмила Леонасовна, учитель физики МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мамонова, г. Старый Оскол.Программа урока-конференции в 7 ...

Урок "Современные представления о возникновении жизни на Земле"

Существуют разные   теории возникновения жизни на Земле , каждая из них по-своему интересная и заслуживают внимания. Но мы сегодня обсудим последнюю, современную теорию о возникновении...

Урок в 11 классе "Развитие жизни на Земле"

11 классУрокна тему:  « Развитие жизни на Земле»Целевые ориентации урокаЛичностные: развивать познавательную активность учащихся через  умение анализировать, обобщать, делать логические выво...

Урок « Обобщение материала по теме « Жизнь на Земле»

Урок построен ввиде ролевой игры "Клуб кинопутешественников". урок направлен на развитие творческой активности учащихся, интереса к предмету....