Использование динамических и релаксационных пауз в учебной деятельности
статья по биологии на тему
Совместимы ли понятия «учебное учреждение» и «здоровье»? Мне, как учителю биологии, понятен ответ: «Да!» При анализе уроков с позиций здоровьесбережения в последнее десятилетие выдвигается требование к проведению динамических и релаксационных пауз, как средствам предупреждения развития утомления и снижения работоспособности.
ФГОС не вносит никаких новых требований к здоровьесбережению на уроке. Опираясь на предложенный материал, можно разработать задания, количество которых, наверное, может ограничиваться только фантазией учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование динамических и релаксационных пауз
в учебной деятельности
ЗУЕВА Н.В.,
учитель биологии МБОУ «Школа №40»
Здоровье — это вопрос номер один.
Если у вас слабое здоровье,
что толку говорить о хорошей работе,
хорошей защите прав,
хорошем образовании!
(автор: Сара Макклендон)
Совместимы ли понятия «учебное учреждение» и «здоровье»? Мне, как учителю биологии, понятен ответ: «Да!» При анализе уроков с позиций здоровьесбережения в последнее десятилетие выдвигается требование к проведению динамических и релаксационных пауз, как средствам предупреждения развития утомления и снижения работоспособности.
Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых.
Одним из видов динамических пауз являются физкультминутки. Это небольшой комплекс упражнений, проводимый в игровой форме для снятия усталости, мышечного напряжения, расслабления. Физкультминутки восстанавливают работоспособность учащихся и улучшают настроение. Эта минута является динамической паузой, когда учащиеся могут поменять положение тела, подвигаться, получить заряд бодрости, что благотворно сказывается на развитии и функционировании некоторых органов и систем организма. Предлагаемые упражнения не должны быть сложными, чтобы учащиеся с лёгкостью и удовольствием справлялись с предложенными заданиями и упражнениями.
Формы проведения физкультминуток: подвижная игра, игра-подражание, мимические упражнения, гимнастика для глаз, гимнастика для отдельных частей тел. Физкультминутки, как правило, сопровождаются короткими стихами, небольшими тематическими рассказами, легкой музыкой, призывающими к выполнению движений или релаксации. Тематические физкультминутки на уроках биологии повышают интерес к изучаемой теме.
Другим видом проведения динамических пауз могут быть прогулки и игры на свежем воздухе во время больших перемен. На территории школы расположен мини-парк, есть детская игровая площадка и место для спортивных игр, стадион. Такая динамическая пауза направлена на восприятие ритмов окружающей жизни (осенью – листопад, прилет грачей на зимовку, цветение некоторых растений, развешивание кормушек, весной – распускание листьев, цветение, гнездование птиц), развития навыков общения и взаимодействия между учащимися, сплачивания ученического коллектива.
Требования к организации и проведению динамической паузы:
- физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления: 15-20 минута урока в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала;
- на перемене между двумя уроками целесообразнее проводить динамическую паузу с использованием предметов (мячи, скакалки);
- упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении;
- комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме;
- в физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц;
- продолжительность выполнения физкультминутки 2 – 3 минуты, прогулки 10 – 12 минут;
- во время проведения динамической паузы учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.
Мой опыт показывает, если динамическая пауза максимально приближена к теме урока, то учащиеся лучше усваивают учебный материал.
Релаксационная пауза – это пауза, во время которой можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Умение отвлечься от неприятных мыслей и эмоций путём сочетания физического и умственного расслабления даёт учащимся небольшой отдых, создаёт хорошее настроение. Релаксационные упражнения можно использовать дома (перед сном) и в учебном учреждении перед ответственным мероприятием или в момент, когда появляются отрицательные эмоции (страх, гнев, обида). Выполнение таких упражнений помогает беспокойным учащимся стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми, заторможенным и скованным – стать увереннее.
В заключении хочу рассказать об эпизоде, который произошел на мероприятии «Береги природу» в октябре 2017 года, на осенних каникулах. В середине выступления участников по техническим причинам произошла задержка в трансляции презентации и образовалась пауза. Учащиеся 9-а класса, участники мероприятия, не растерялись, вышли перед аудиторией и предложили ребятам мини-игру из комплекса упражнений, сопровождаемых шуточным стихотворением. Так непредвиденная ошибка превратилась в динамическую паузу. Ребята были в восторге и попросили повторить игру ещё раз.
ФГОС не вносит никаких новых требований к здоровьесбережению на уроке.
Опираясь на предложенный материал, можно разработать задания, количество которых, наверное, может ограничиваться только фантазией учителя (Приложение I, II).
Приложение 1
Динамические паузы
Улыбка (5,6,7 класс)
А теперь все дружно встали,
Руки дружно вверх подняли,
Руки в стороны, вперёд,
А теперь наоборот.
Влево, вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
Тихо сели и опять
Будем тему изучать
(дело продолжать, всем таблицу заполнять).
Непоседа (5 класс)
Непоседа потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Руки вытянул, согнул
И тихонько сел на стул.
Птенец (5, 7 класс)
Птица крыльями взмахнула (взмах руками)
Раз – головку повернула (поворот головы влево-вправо),
Два – нагнулась за пшеном (наклон вперед до пола),
Три – вернулась птичка в дом (руки над головой как крыша)
В доме ждал её птенец,
Голосистый удалец,
Пи-пи-пи (произносят хором)
Отгадай, чей голосок (5, 7 класс)
Возвращались три туриста
По тропинке не спеша (ходьба на месте).
Солнце в небе ярко светит (поднять руки вверх),
И погода хороша (круговые движения руками),
За пригорком в чаще леса,
Что ни низок, ни высок (присесть, встать)
Услыхали три туриста
Незнакомый голосок (руки приставить к ушам)
Кто кричал в лесу, узнаешь,
Если голос угадаешь (кто-то издаёт звук, остальные отгадывают)
Клёны (5, 6 класс)
Под окошком возле сада
Клёны выстроились в ряд (встают).
Ветер клёнами играет (машут руками),
Клёны листьями шуршат (круговые движения руками).
Ветер не кончается,
Клёны наклоняются (наклоны вперед)
Бабочка (7 класс)
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Приложение II
Релаксационные паузы
Насекомые (7 класс)
Закройте все глаза, отдохните и прислушайтесь к звукам, которые вас сейчас будут окружать.
Постарайтесь угадать насекомых по их звукам.
№1 – комар, №2 – кузнечик, №3 – муха, №4 – пчёлы, №5 – сверчок
Млекопитающие (7 класс)
Закройте все глаза, отдохните и прислушайтесь к звукам, которые вас сейчас будут окружать.
Постарайтесь угадать млекопитающих по их звукам.
№1 – осел, №2 – лев, №3 – волк, №4 – мышь, №5 – медведь
«Улыбка фараона»
В случае наступления стресса, встаньте прямо, поднимите подбородок немного вверх, разведите плечи и улыбнитесь. Включите свое воображение на полную катушку и представьте себя египетским фараоном, гордым, как сфинкс, и веселым, как Евгений Петросян. Сохраните свою улыбку и эту позу в течение двух минут, а потом расслабьтесь и сделайте несколько энергичных движений руками и наклонов туловища в разные стороны.
Результаты этого упражнения: Физиологический: улучшение кровообращения в мимических мышцах и позвоночнике.
Психологический: возможность посмотреть с юмором на ситуацию, а в результате — повышение устойчивости к источнику стресса.
Дыхательное упражнение
• Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох.
• Задержите дыхание на четыре секунды.
• Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.
• Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.
• Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее.
Упражнение «Лимон»
• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.
• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Выполните это же упражнение левой рукой.
Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрети уверенность и бодрость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содоклад по самообразованию. Тема: «Использование здоровьесберегательных технологий в организации учебной деятельности
Моя тема самообразования последние два года: «Использование здоровьесберегательных технологий в организации учебной деятельности».Цель: обеспечи...
Использование принципа создания успеха в учебной деятельности
Сегодня признается очевидным, что современная школа должна выполнять социальный заказ общества на формирование личности: интеллектуальной, высококультурной, приносящей пользу себе, своей семье, Отечес...
Мастер-класс по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках специальных предметов по профессии «Повар, кондитер»»
Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предм...
Динамические и релаксационные паузы на уроках математики
Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малопод...
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...
Использование динамических и релаксационных пауз в учебной деятельности учителя биологии
При анализе уроков с позиций здоровьесбережения в последнее десятилетие выдвигается требование к проведению динамических и релаксационных пауз, как средствам предупреждения развития утомления и снижен...
Выступление на районном методическом объединении учителей на тему: "Использование приемов дифференциации и индивидуализации учебной деятельности учащихся"
Дифференцированный подход в обучении и воспитании - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе дете...
- Мне нравится (1)