Рабочая программа по дополнительному образованию
рабочая программа по природоведению
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Мир природы»
для учащихся 4-х классов
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка
Программа «Мир природы» направлена на обучение детей начальных классов основам биологии. Она рассчитана на обучение, идя от простого, знакомого к более сложному.
Направлена на развитие творческой личности, нравственного воспитания, любознательности и наблюдательности.
Программа предусматривает знакомство с естественными науками и их интеграцию, способствует углублённому изучению биологии, проводит интеграцию естественных наук.
Проведение практических занятий и бесед придаёт программе особую роль - развивает творческую любознательность, интеллектуальную личность, придает навыки проектно-исследовательской деятельности.
Программа предназначена для учащихся 4 классов.
Планируемые результаты
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- классификации объектов;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- подведение под понятия, выведение следствий;
- построение логической цепи рассуждений;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение, извлечение информации;
- определение основной и второстепенной информации.
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Регулятивные УУД:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем. способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
- форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
- самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
- различение способа и результата действий;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
- умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение договариваться, находить общее решение.
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Личностные УУД:
- Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
- Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Содержание
Науки о живой природе. Водное занятие. Науки о живой природе: ботаника, зоология, цитология, анатомия. Царства живой природы. |
Царство Растений. Многообразие растений на Земле. Жизненные формы растений. Растения тропических лесов, пустынь. Растения таёжных лесов. Растения широколиственных лесов. |
Царства Грибы. Виды грибов. Шляпочные грибы. Одноклеточные грибы. Грибы-паразиты. |
Царство Бактерии. Знакомство с внеклеточной жизненной формой - бактерией |
Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Местообитание разных видов животных. Деление животных по способу питания. Удивительное рядом- примеры животных. |
Охрана природы. Охрана атмосферы, почвенных, водных ресурсов. Примеры рационального использования. |
Удивительное рядом. Возникновение планеты Земля. Гипотезы происхождения. Многообразие жизненных форм на планете. Понятие об эволюции |
Тематическое планирование
№ | Название разделов | всего | Практическая часть |
Вводное занятие | 1 | - | |
Науки о живой природе | 5 | 2 | |
Царство Растений | 5 | 4 | |
Царства Грибы | 4 | 2 | |
Царство Бактерии | 2 | 1 | |
Царство животных | 9 | 5 | |
Охрана природы | 3 | 1 | |
Удивительное рядом | 5 | 5 | |
итого | 34 | 20 |
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для успешного выполнения задач, поставленных в дополнительной образовательной программе «Мир природы» используются следующие методы организации учебно-воспитательного процесса:
1.СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ:
а) Учебная лекция - является словесным методом обучения, предлагает устное изложение учебного материала.
б) Беседа-главный метод, предлагает разговор учителя с учащимися, организуемый с помощью продуманной системы вопросов.
В ходе применения метода «беседа» используются приёмы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих), приёмы обсуждения ответов и мнений учеников, приёмы формирования выводов из беседы.
2.НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ:
а) Иллюстративный метод (показ репродукции картин, книг, зарисовок на доске)
б) Метод демонстрации (показ фильмов, презентаций, слайдов, коллекций растений гербарный материал)
3.ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
- Уход за комнатными растениями
- Проведения практических занятий с использованием микроскопа
4.ПРОБЛЕМНО- ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ
Применяются на практике с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения. Одним из методов проблемного обучения является проблемно-поисковая беседа. (Создаётся ситуация, а учащиеся решают её в ходе беседы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_mir_prirody.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Мир природы»
для учащихся 4-х классов
Срок реализации 1 год
.
Пояснительная записка
Программа «Мир природы» направлена на обучение детей начальных классов основам биологии. Она рассчитана на обучение, идя от простого, знакомого к более сложному.
Направлена на развитие творческой личности, нравственного воспитания, любознательности и наблюдательности.
Программа предусматривает знакомство с естественными науками и их интеграцию, способствует углублённому изучению биологии, проводит интеграцию естественных наук.
Проведение практических занятий и бесед придаёт программе особую роль - развивает творческую любознательность, интеллектуальную личность, придает навыки проектно-исследовательской деятельности.
Программа предназначена для учащихся 4 классов.
Планируемые результаты
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- классификации объектов;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- подведение под понятия, выведение следствий;
- построение логической цепи рассуждений;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение, извлечение информации;
- определение основной и второстепенной информации.
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Регулятивные УУД:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем. способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
- форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
- самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
- различение способа и результата действий;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
- умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение договариваться, находить общее решение.
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Личностные УУД:
- Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
- Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Содержание
Науки о живой природе. Водное занятие. Науки о живой природе: ботаника, зоология, цитология, анатомия. Царства живой природы. |
Царство Растений. Многообразие растений на Земле. Жизненные формы растений. Растения тропических лесов, пустынь. Растения таёжных лесов. Растения широколиственных лесов. |
Царства Грибы. Виды грибов. Шляпочные грибы. Одноклеточные грибы. Грибы-паразиты. |
Царство Бактерии. Знакомство с внеклеточной жизненной формой - бактерией |
Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Местообитание разных видов животных. Деление животных по способу питания. Удивительное рядом- примеры животных. |
Охрана природы. Охрана атмосферы, почвенных, водных ресурсов. Примеры рационального использования. |
Удивительное рядом. Возникновение планеты Земля. Гипотезы происхождения. Многообразие жизненных форм на планете. Понятие об эволюции |
Тематическое планирование
№ | Название разделов | всего | Практическая часть |
Вводное занятие | 1 | - | |
Науки о живой природе | 5 | 2 | |
Царство Растений | 5 | 4 | |
Царства Грибы | 4 | 2 | |
Царство Бактерии | 2 | 1 | |
Царство животных | 9 | 5 | |
Охрана природы | 3 | 1 | |
Удивительное рядом | 5 | 5 | |
итого | 34 | 20 |
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для успешного выполнения задач, поставленных в дополнительной образовательной программе «Мир природы» используются следующие методы организации учебно-воспитательного процесса:
1.СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ:
а) Учебная лекция - является словесным методом обучения, предлагает устное изложение учебного материала.
б) Беседа-главный метод, предлагает разговор учителя с учащимися, организуемый с помощью продуманной системы вопросов.
В ходе применения метода «беседа» используются приёмы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих), приёмы обсуждения ответов и мнений учеников, приёмы формирования выводов из беседы.
2.НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ:
а) Иллюстративный метод (показ репродукции картин, книг, зарисовок на доске)
б) Метод демонстрации (показ фильмов, презентаций, слайдов, коллекций растений гербарный материал)
3.ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
- Уход за комнатными растениями
- Проведения практических занятий с использованием микроскопа
4.ПРОБЛЕМНО- ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ
Применяются на практике с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения. Одним из методов проблемного обучения является проблемно-поисковая беседа. (Создаётся ситуация, а учащиеся решают её в ходе беседы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию детей
В нашей школе всю кружковую работу ведет один педагог дополнительного образования, поэтому и программы для работы в кружках я объединяю в одну рабочую программу. В этом учебном году работа ведет...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Вокальное искусство"
Рабочая программа "Вокальное искусство" разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования или при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направлен...