КТП 5-7 классы (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по биологии на тему
КТП 5-7 классы как отдельный документ с пояснительной запиской и включением внеурочных форм работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5_7_biologiya.docx | 66.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ключинская средняя школа»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: __ биология__
Классы: __5-7___
Сроки реализации: 2017-2018 учебный год
Составитель: __ Жданкина Татьяна Юрьевна, учитель химии, биологии, высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
В результате реализации курса биологии, у обучающихся будут формироваться следующие УУД:
Личностные универсальные учебные действия.
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные универсальные учебные действия.
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Выпускник получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
В завершении каждого года обучения предполагается проведение промежуточной аттестации в форме письменной диагностической работы (задания в тестовой форме).
5 класс
№ урока | Тема урока | Цель урока – как запрограммированный результат | Дата проведения | Виды контроля |
Глава1. Биология – наука о живом мире | ||||
1 | Наука о живой природе | Объяснять: роль растений и животных в жизни человека, появление культурных растений и домашних животных. Аргументировать связь человека с природой. Оперировать понятиями: «биология», «многоклеточные организмы». Называть биологические науки, комментировать объект и предмет изучения каждой науки. | Текущий С. 7 | |
2 | Свойства живого | Используя знания о свойствах живого, раскрывать понятие «живая природа», доказывать, что растение – живой организм. Раскрывать понятие «орган», называть органы различных организмов. Называть объекты живой природы. Объяснять роль обмена веществ в жизни живых организмов. | Текущий С.12 | |
3 | Методы изучения природы | Называть методы изучения природы: наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование. Раскрывать сущность каждого метода. Приводить примеры использования каждого метода. | Текущий | |
4 | Внеурочная деятельность «Изучение многообразия птиц на территории п. Ключи. Выполнение рисунков этих птиц» | Наблюдать и описывать орнитофауну п. Ключи. | ||
5 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа «Изучение строения увеличительных приборов» | Распознавать лупу, световой микроскоп. Соблюдая правила работы с микроскопом, использовать микроскоп для рассматривания микропрепаратов. | Текущий | |
6 | Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа «Знакомство с клетками растений» | Называть и распознавать (на микропрепаратах и иллюстрациях) основные части растительной и животной клетки. Сравнивать строение растительной и животной клеток. Раскрывать понятие «ткани». Называть ткани животных и растений, распознавать некоторые ткани на микропрепаратах, кратко характеризовать роль различных тканей в живом организме. Сравнивать соединительную и эпителиальную ткани. | Текущий С. 24 | |
7 | Химические состав клетки | Называть органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Распознавать крахмал с помощью йода. Проводить опыты по обнаружению воды, белка, жиров в некоторых доступных растительных объектах. | Текущий С. 27 | |
8 | Процессы жизнедеятельности клетки | Описывать процессы жизнедеятельности клетки: обмен веществ, рост, размножение. Указывать признаки, по которым клетку следует характеризовать как живую систему. Выражать информацию о клетке как о живой системе в виде схемы (рисунка), назвав её «Клетка – живая система» | Текущий С. 32 | |
9 | Внеурочная деятельность «Изготовление из подручного материала модели растительной или животной клетки» | Моделировать строение клетки. | Тематический | |
Глава 2. Многообразие живых организмов | ||||
10 | Царства живой природы | Раскрывать понятие «классификация», объяснять её необходимость. Указывать признаки, по которым организмы относятся к одному виду. Называть царства живых организмов, приводить примеры представителей каждого царства. Указывать особенности царства вирусов. | Текущий С. 38 | |
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | Называть и указывать по иллюстрации основные части бактериальной клетки. Называть признаки, по которым бактерий относят к прокариотам. Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий: питание, дыхание, размножение. Называть бактерий, в клетках которых находится хлорофилл. | Текущий С. 42 | |
12 | Значение бактерий в природе и для человека | Характеризовать роль бактерий в природе и значение в жизни человека. Раскрывать понятие «Симбиоз». Аргументировать безопасное использование консервированных продуктов. | Текущий | |
13 | Растения Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением растений» | Давать общую характеристику царству Растений. Раскрывать понятие «автотрофный способ питания» Указывать особенности строения цветковых, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, водорослей. Распознавать на гербарном материале представителей каждого отдела царства растений. Сравнивать внешнее строение цветкового и хвойного растения. | Текущий С. 51 | |
14 | Животные | Называть общие признаки царства животных. Раскрывать понятие «гетеротрофный способ питания». Различать одноклеточных и многоклеточных животных. Наблюдать за передвижением инфузории. | Текущий | |
15 | Грибы | Давать общую характеристику царству грибов. Указывать особенности строения шляпочных грибов. Характеризовать питание и размножение шляпочных грибов. | Текущий С. 60 | |
16 | Многообразие и значение грибов | Характеризовать многообразие грибов: шляпочных, плесневых, дрожжей. Распознавать съедобные и несъедобные грибы. Пользоваться нехитрыми правилами для предупреждения отравления грибами. | Текущий С. 65 | |
17 | Внеурочная деятельность «Создание макета грибницы с плодовым телом шляпочного гриба» | Моделировать строение шляпочного гриба | Тематический | |
18 | Лишайники | Характеризовать лишайники – как симбиоз двух организмов. Описывать строение лишайников, жизнедеятельность, значение в природе. Распознавать лишайники на территории школьного двора и по иллюстрациям. | Текущий С. 69 | |
19 | Внеурочная деятельность «Создание модели внутреннего строения лишайника» | Моделировать лишайник – как симбионт двух организмов: мицелия гриба и одноклеточных водорослей. | Тематический | |
20 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | Обосновывать суждение о том, что в природе не бывает вредных организмов. | Текущий | |
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля | ||||
21 | Среды жизни планеты Земля | Называть среды жизни живых организмов. Характеризовать условия каждой среды обитания. Сравнивать условия различных сред жизни живых организмов. Приводить примеры организмов, обитающих в той или иной среде жизни. | Текущий С. 77 | |
22 | Экологические факторы среды | Раскрывать сущность понятий всех трёх типов факторов. Различать экологические факторы трёх типов – абиотические, биотические и антропогенные. Соотносить факторы по группам. | Текущий С. 81 | |
23 | Приспособления организмов к жизни в природе | Раскрывать понятие «приспособленность». Наблюдать приспособленности различных организмов, используя живые объекты и иллюстрации. | Текущий С. 84 | |
24 | Природные сообщества | Раскрывать понятия «пищевая цепь», «круговорот веществ в природе», «природное сообщество». Объяснять, каким образом химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно. Называть природные сообщества в близи п. Ключи. | Текущий С. 87 | |
25 | Внеурочная деятельность «Построение объёмной модели пищевой цепи на примере организмов елового леса». «Построение объёмной схемы круговорота веществ в природе, в которой участвует некрупная птица – воробей, синица, ворона» | Моделировать: пищевую цепь, круговорот веществ. | Тематический | |
26 | Природные зоны России | Раскрывать понятие «природная зона». Называть и показывать на карте природные зоны Красноярского края. Соотносить для отдельных природных зон живые организмы. Различать растения и животных разных природных зон. | Текущий С. 93 | |
27 | Жизнь организмов на разных материках | Характеризовать животный мир: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки и Евразии. Готовить сообщения о живых организмах разных материков. Раскрывать сущность понятия «местный вид». Устанавливать взаимосвязь между материком и характеристикой живых организмов. | Текущий С. 98 | |
28 | Жизнь организмов в морях и океанах | Выделять зоны океана, отличающиеся по условиям и составу обитателей. Приводить примеры: прикреплённых организмов, свободноплавающих, планктона. Готовить сообщения о живых организмах морей и океанов. Наблюдать приспособления у живых организмов к обитанию в разных зонах морей и океанов. | Текущий С. 103 | |
Глава 4. Человек на планете Земля | ||||
29 | Как появился человек на Земле | Оперировать информацией о том, как и где появился человек. Называть виды людей, живших раньше на Земле. Конкретизировать отличительные признаки человека разумного в сравнении с кроманьонцами, человеком разумным, человеком умелым и австралопитеком. Рассуждать о значении одомашнивания животных и растений для развития человека. | Текущий С.110 | |
30 | Как человек изменял природу | Характеризовать воздействие человека на природу. | Текущий | |
31 | Важность охраны живого мира планет | Обосновывать необходимость охраны живого мира. Раскрывать предназначение заповедников, называть заповедники Красноярского края. Подготовить сообщения о заповедниках Красноярского края. Называть мероприятия мирового сообщества государств, направленные на сохранение живой природы. | Текущий | |
32 | Сохраним богатство живого мира | Объяснять ценность многообразия живого мира. Называть краснокнижные растения и животных Красноярского края. Высказывать своё мнение о том, каким образом школьники могут участвовать в охране природы. | Текущий | |
33 | Внеурочная деятельность «Разработка проекта по оказанию помощи зимующим птицам в п. Ключи», «Изготовление скворечников для привлечения птиц на территорию школьного двора» | Проектировать Моделировать | Текущий | |
34 | Промежуточная аттестация | Установить соответствие результатов освоения программы по биологии требованиям ООП ООО. | Итоговый, письменная диагностическая работа |
6 класс
№ урока | Тема урока | Цель урока – как запрограммированный результат | Дата проведения | Виды контроля |
Глава 1. Наука о растениях – ботаника. | ||||
1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Внеурочная деятельность: подготовка сообщения о роли растений в природе и в жизни человека. | Характеризовать предмет науки ботаники. Называть и распознавать вегетативные органы растений. Объяснять роль растений в природе и в жизни человека. | Текущий С. 13 | |
2 | Многообразие жизненных форм растений. | Называть и распознавать жизненные формы растений. Указывать отличия трав-однолетников от двулетников. Называть представителей данных групп. Объяснять причины сформировавшегося на Земле многообразия жизненных форм растений. | Текущий С.16 | |
3 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | Называть главные части клетки и выполняемые ими функции. Указывать отличительные признаки растительной клетки. Объяснять биологическую роль процесса деления клетки. | Текущий С.21 | |
4 | Ткани растений. | Называть и характеризовать растительные ткани. Объяснять особенности строения растительных тканей и выполняемые ими функции. Указывать на моделях или муляжах, рисунках местонахождение растительных тканей. Объяснять на отдельных примерах взаимосвязь между строением и функциями тканей растений. | Текущий С.25 | |
5 | Обобщение информации о клетке в виде схемы «Клетка – живая система». Внеурочная деятельность. Создание коллекции рисунков (или фотографий) растений, растущих рядом с домом или школой, возможно – дикорастущих в близи посёлка. | Интерпретировать информацию о процессах жизнедеятельности и строении клетки в виде схемы. | Тематический С. 26-27 | |
Глава 2. Органы растений | ||||
6 | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа «Изучение строения семени фасоли». Внеурочная деятельность: подготовка сообщения об использовании семян в хозяйственной деятельности человека. | Называть и распознавать на рисунках и живых объектах, используя увеличительный прибор, части семени однодольных и двудольных растений. Разъяснять функции, выполняемые частями семян. Объяснять роль семени в жизни цветковых растений. Называть основные вещества, входящие с состав семян. Обнаруживать жиры, крахмал, белки с помощью элементарных опытов. | Текущий С. 33 | |
7 | Условия прорастания семян. Внеурочная деятельность: моделирование проекта опыта «Прорастание семян в зависимости от разной температуры воздуха» | Называть главные условия, необходимые для прорастания семян. Демонстрировать элементарные навыки проращивания семян в домашних условиях. Проектировать опыт, проводить наблюдения. Описывать результаты опыта. | Текущий С. 36-37, 73 | |
8 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа «Строение корня проростка». Внеурочная деятельность: выполнение проекта по созданию модели, имитирующей работу корневых волосков растения или работу устьиц. | Характеризовать особенности внешнего строения корня. Называть зоны корня и выполняемые ими функции. Приводить примеры растений с видоизменениями корней. Определять типы корневых систем на гербарных экземплярах, таблицах. Проектировать. Моделировать. | Текущий С. 42 | |
9 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа «Строение вегетативных и генеративных почек». Внеурочная деятельность «Исследование строения побега домашнего растения». | Характеризовать функции побега. Объяснять: почему почку следует считать зачаточным побегом. Сравнивать вегетативные и генеративные почки. Объяснять причину необходимости проведения обрезки при весенней посадке молодых деревьев. Проводить исследования. | Текущий С. 47 | |
10 | Лист, его строение и значение. Внеурочная деятельность: проведение опыта, иллюстрирующего испарение воды листовой пластиной. | Характеризовать взаимосвязь внутреннего строения листа с его функциями. Приводить примеры растений с видоизменёнными листьями. Проводить исследования. | Текущий С. 53 | |
11 | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа «Внешнее строение корневища, клубня луковицы». Внеурочная деятельность: подготовка сообщения о видоизменениях побегов у растений, произрастающих дома. | Перечислять основные функции стебля. Устанавливать взаимосвязь внутреннего строения стебля и его основных функций. Объяснять: почему корневище, клубень и луковицу следует считать видоизменёнными подземными побегами. | Текущий С. 59 | |
12 | Цветок, его строение и значение. Внеурочная деятельность: подготовка сообщения о типах опыления растений. | Характеризовать строение цветка и выполняемые им функции. Определять типы соцветий. Указывать особенности ветроопыляемых, насекомоопыляемых цветков. | Текущий С. 66 | |
13 | Плод. Разнообразие и значение плодов. Внеурочная деятельность: подготовка сообщения о разнообразии плодов и их роли в природе и в жизни человека. | Характеризовать строение плодов. Называть разнообразие плодов и называть причины большого разнообразия плодов у цветковых растений. Называть способы распространения семя. Объяснять главную роль плодов в жизни растений. | Текущий С. 70 | |
14 | Обобщение и систематизация по разделу «органы растений». Внеурочная деятельность: подготовка электронной презентации «Разнообразие видоизменений органов растений» | Характеризовать:
Исследовать органы растений под лупой. Сравнивать семена двудольных и однодольных растений. Определять принадлежность растений к цветковым или к споровым. Объяснять различие двух групп семенных растений. | Тематический С. 71 - 72 | |
Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. | ||||
15 | Минеральное питание растений и значение воды. | Объяснять роль почвенного питания. Схематизировать продвижение веществ, поглощённых корневыми волосками. Называть органические и минеральные удобрения и их роль в жизни растений. | Текущий С. 77 | |
16 | Воздушное питание растений – фотосинтез. Внеурочная деятельность: постановка опыта, иллюстрирующего выделение кислорода растениями в процессе фотосинтеза. | Характеризовать фотосинтез как способ питания автотрофов. Отличать автотрофы от гетеротрофов. Проводить опыт, иллюстрирующий процесс фотосинтеза. | Текущий С. 81 | |
17 | Дыхание и обмен веществ у растений. Внеурочная деятельность: разработка презентации процесса обмена веществ с использованием компьютера. | Характеризовать процессы дыхания и обмена веществ. Сравнивать процессы фотосинтеза и дыхания. Объяснять роль процесса обмена веществ в жизни растений. Схематизировать связь организма со средой обитания в процессе обмена веществ. | Текущий 85 | |
18 | Размножение и оплодотворение у растений. | Называть способы размножения растений в природе. Характеризовать главную особенность полового размножения. Конкретизировать особенность двойного оплодотворения у цветковых растений. | Текущий С. 90 | |
19 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа «Черенкование комнатных растений». Внеурочная деятельность: разработка эксперимента по вегетативному размножению комнатного растения (традесканции, колеуса, пеларгонии и др.) | Объяснять особенности вегетативного размножения растений и его биологическое значение. Называть разновидности вегетативного размножения. Выполнять черенкование растений. Проводить наблюдения за развитием корней. | Текущий 95 | |
20 | Рост и развитие растений. | Называть условия для нормального роста растений. Различать понятие «рост» и понятие «развитие». Наблюдать признаки сезонного ритма развития растения. | Текущий С. 99 | |
21 | Обобщение и систематизация знаний главы «Основные процессы жизнедеятельности растений». Внеурочная деятельность: моделирование опыта и наблюдения за появлением и скоростью роста корней репчатого лука. | Характеризовать:
Сравнивать и различать дыхание и фотосинтез. Вегетативно размножать растения. Выбирать удобрения при уходе за растениями. | Текущий С. 101 - 103 | |
Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира. | ||||
22 | Систематика растений, её значение для ботаники. Внеурочная деятельность: подготовка сообщения о жизнедеятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии. | Характеризовать науку систематику. Объяснять принципы, лежащие в основе систематики. Называть характеристики, по которым растения объединяются в виды. Объяснять необходимость использования двойных названий живых организмов. Называть основоположника систематики. | Текущий С. 107 | |
23 | Водоросли, их разнообразие и значение в природе. Внеурочная деятельность: проектирование сравнительной таблицы, отображающей сходство и различия полового и бесполого способов размножения одноклеточных водорослей. | Характеризовать особенности строения водорослей – как группы низших растений. Характеризовать половой и бесполый способы размножения водорослей. Называть основные систематические группы водорослей. Распознавать на гербариях и иллюстрациях представителей: одноклеточных и многоклеточных (зелёных, бурых, красных) водорослей. | Текущий С. 112 | |
24 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.
Внеурочная деятельность: создание проекта-перспективы на тему «Как будет меняться сосновый лес, если в нём поселится сфагнум?» | Характеризовать особенности строения листостебельных мхов и печеночников. Называть особенности строения мхов в отличие от водорослей. Устанавливать взаимосвязь строения мхов со средой обитания. Характеризовать размножение мхов. Характеризовать значение мхов в природе и жизни человека. | Текущий С. 116 С. 158 | |
25 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. | Характеризовать строение плаунов, хвощей, папоротников. Характеризовать жизненный цикл папоротников. Сравнивать жизненный цикл папоротников и мхов, продолжительность и назначение спорофита и гаметофита. | Текущий С. 121 | |
26 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Внеурочная деятельность: создание рекламного листа в защиту ели – ценного растения наших лесов | Указывать признаки голосеменных растений. Объяснять значение видоизменений листьев, значение появления семени для размножения в процессе эволюции. Называть жизненные формы голосеменных. Характеризовать светолюбивые и теневыносливые голосеменные. Характеризовать значение голосеменных в природе и жизни человека. | Текущий С. 126 | |
27 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | Характеризовать:
Сравнивать однодольные и двудольные растения. Указывать главное различие однодольных и двудольных. | Текущий С. 131 | |
28 | Семейства класса Двудольные. | Распознавать по характеристикам представителей семейств двудольных. Характеризовать использование отдельных представителей семейств класса двудольных в хозяйственной деятельности человека. | Текущий С. 137 | |
29 | Семейства класса Однодольных. Внеурочная деятельность: создание «Малой энциклопедии» о растениях любого семейства класса Однодольные. | Называть признаки, по которым семейства растений отличаются друг от друга. Распознавать по характеристикам представителей семейств однодольных. Характеризовать использование отдельных представителей семейств класса однодольных в хозяйственной деятельности человека. | Текущий С.142 | |
30 | Историческое развитие растительного мира. | Характеризовать: этапы развития растительного мира, причины появления разнообразия растений. Сравнивать особенности первых наземных растений с современными растениями. | Текущий С. 146 | |
31 | Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и старого света. Внеурочная деятельность: проведение исследования об истории введения в культуру какого-либо культурного растения. | Объяснять происхождение культурных растений. Характеризовать разнообразие, хозяйственную ценность и центры происхождения отдельных культурных растений. | Текущий С. 149 - 150 | |
Глава 5. Природные сообщества | ||||
32 | Понятие о природном сообществе. Совместная жизнь организмов в природном сообществе. | Характеризовать: различные природные сообщества, биогеоценоз и экосистему, представителей живого мира, населяющих природные сообщества Описывать структуру природного сообщества | Текущий С. 162, 165 | |
33 | Смена природных сообществ и её причины. Внеурочная деятельность: создание проекта возобновления леса на заброшенной пашне. | Объяснять причины изменения природного сообщества. Сравнивать естественные и культурные природные сообщества. Прогнозировать последствия воздействия человека на природные сообщества. | Тематический С. 173 | |
34 | Промежуточная аттестация | Установить соответствие результатов освоения программы по биологии требованиям ООП ООО. | Итоговый, письменная диагностическая работа |
7 класс
№ урока | Тема урока | Цель урока – как запрограммированный результат | Дата проведения | Виды контроля | Домашнее задание | ||
Глава 1. Общие сведения о мире животных | |||||||
1 | Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. | Называть науки, входящие в состав зоологии. Выделять общие свойства объектов, изучаемых зоологией. Конкретизировать признаки животных. Характеризовать среды жизни, освоенные животными. Объяснять причины возникновения приспособлений у животных к тем или иным местам обитания. Прослеживать взаимосвязи животных в природе. | Текущий | №2, №4* с. 15 | |||
2 | Классификация животных и основные систематические группы. | Называть принципы, лежащие в основе классификации организмов. Характеризовать основную систематическую единицу – вид. Строить последовательность, в которой соподчинены основные систематические категории, на примере конкретного вида животного. | Текущий | Внеурочная деятельность*: Используя информационные ресурсы подготовить презентацию классификации на примере конкретного вида животного | |||
Глава 2. Строение тела животных. | |||||||
3 | Клетка. | Называть, распознавать, указывать функции органоидов животной клетки. Сравнивать животную клетку с растительной, грибной и бактериальной клетками. | Текущий | №2, №4* с.26 | |||
4 | Ткани, органы и системы органов. | Называть ткани животных организмов. Устанавливать взаимосвязи между строением тканей и органов и их функциями. Называть системы органов у животных и их функции. | Текущий | №1-4, №5* стр.32 | |||
Глава 3. Подцарство Простейшие. | |||||||
5 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | Характеризовать клетку простейшего как самостоятельный организм. Распознавать на иллюстрациях представителей Саркодовых, указывая их значение в природе и для человека (разнообразие Саркодовых). | Текущий | №1-3 с.38, Внеурочная деятельность*: «Подготовить сообщение (схематизировать) о значении простейших в природе и жизни человека» | |||
6 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. | Объяснять причины промежуточного положения эвглены зелёной между царством Растения и царством Животные. Характеризовать влияние простейших на другие живые организмы. | Текущий | №1-3 с.41 | |||
7 | Тип Инфузории. Л.р. «Строение и передвижение инфузории - туфельки». | Выделять признаки, свидетельствующие об усложнении организации животных в типе Инфузории по сравнению с саркодовыми и жгутиконосцами. Характеризовать влияние простейших на другие живые организмы. | Текущий | №1-4 с.46 | |||
Глава 4. Тип Кишечнополостные. | |||||||
8 | Строение, жизнедеятельность и разнообразие кишечнополостных. | Указывать характерные черты кишечнополостных. устанавливать взаимосвязи между строением и функциями клеток кишечнополостных. Называть классы и соответствующих представителей классов кишечнополостных. Указывать особенности размножения и распространения кишечнополостных, ведущих неподвижный образ жизни. | Текущий. | №6, №5* стр. 56 | |||
Глава 5. Типы: Плоские, Круглые, Кольчатые черви. | |||||||
9 | Тип Плоские черви. | Называть черты усложнения организации у плоских червей в ходе эволюции. Характеризовать общее строение свободноживущих плоских червей. | Текущий | №5 стр. 66 Внеурочная деятельность*: подготовить модель жизненного цикла бычьего цепня и печеночного сосальщика. | |||
10 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | Характеризовать плоских червей, паразитирующих в организме человека. Отмечать приспособления плоских червей к организменной среде обитания. | Текущий | №1-4 с.71 | |||
11 | Тип Круглые черви. | Характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения круглых червей. Отмечать черты усложнения строения круглых червей по сравнению с плоскими. Называть меры профилактики заражения человека круглыми червями. | Текущий | №5 стр. 75 | |||
12 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые и класс Малощетинковые. Л.р. «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость» | Отмечать черты усложнения организации у кольчатых червей. Отмечать особенности строения малощетинковых червей в сравнении с многощетинковыми. Указывать роль кольчатых червей в природе. | Текущий | №4*, 5 стр.86 | |||
Глава 6. Тип Моллюски | |||||||
13 | Общая характеристика моллюсков. | Устанавливать черты сходства и различия в строении моллюсков и кольчатых червей. Прослеживать взаимосвязь внешнего строения и способов передвижения моллюсков. | Текущий | №1-4* с. 90 | |||
14 | Классы: Бюхоногие, Головоногие и Двустворчатые моллюски. | Отмечать особенности строения и образа жизни представителей разных классов моллюсков. Характеризовать разнообразие моллюсков разных классов. | Текущий | №4*, 5 с. 104 | |||
Глава 7. Тип Членистоногие | |||||||
15 | Класс Ракообразные. | Характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения ракообразных. Называть черты сходства ракообразных и кольчатых червей. | Текущий | №1-3, №4* с.111 | |||
16 | Класс Паукообразные. | Отмечать отличия в строении паукообразных по сравнению с ракообразными. Устанавливать взаимосвязи систем органов и способов добывания пищи. | Текущий | №1-3, 4* с. 116 | |||
17 | Класс Насекомые. Типы развития насекомых. | Характеризовать особенности строения насекомых. Обосновывать более высокую организацию насекомых среди всех членистоногих. Описывать типы развития для разных групп насекомых. | Текущий | №5 с. 121 №3* с. 125 | |||
18 | Общественные насекомые. Значение насекомых в природе и жизни человека. | Характеризовать устройство семей у общественных насекомых. Объяснять сущность влияния насекомых на культурные растения, животных и на здоровье человека. | Текущий | №2, 4* с. 132 | |||
19 | Систематизация и обобщение по главам 1-7. | Устанавливать причинно-следственные связи между строением, биологическими и функциональными особенностями, уровнем организации живых организмов изученных типов. Прослеживать эволюционные изменения животных. | Итоговый | ||||
Глава 8. Тип Хордовые | |||||||
20 | Бесчерепные. | Характеризовать особенности внутреннего строения хордовых на примере ланцетника. Отмечать усложнения в строении хордовых в сравнении с беспозвоночными. | Текущий | №3 с. 140 | |||
21 | Черепные, или позвоночные. Внешнее и внутренне строение рыб. Л.р. «Внешнее и внутренне строение рыбы» | Описывать особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с водной средой обитания. Объяснять взаимосвязь строения и функций основных частей скелета рыб | Текущий | №1-4 с.144, №4*с. 149 | |||
22 | Особенности размножения рыб. | Характеризовать процессы размножения рыб. Описывать типы миграции рыб и объяснять значение этого явления для животных. | Текущий | №1-4*, 5 с. 152 | |||
23 | Основные систематические группы рыб. | Указывать признаки распределения рыб на классы. Устанавливать взаимосвязь среды обитания и внешнего строения хрящевых рыб. Называть группы рыб, имеющих промысловое значение. | Текущий | №1-4 с.156; №4* с.160 | |||
Глава 9. Класс Земноводные или Амфибии | |||||||
24 | Среда обитания, внешнее и внутренне строение земноводных. | Указывать приспособленности земноводных к разным средам жизни. Конкретизировать черты строения земноводных, свидетельствующие о более сложной организации по сравнению с рыбами. | Текущий | № 1-4 с.170 | |||
25 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | Объяснять влияние сезонных изменений на жизнедеятельность земноводных. Устанавливать сходство в размножении и развитии земноводных и рыб, использовать данные сходства в качестве доказательства происхождения земноводных. Объяснять значение земноводных в природе. | Текущий | №1-5 с. 173 Внеурочная деятельность* «Установить, какие земноводные встречаются в окрестностях п. Ключи» | |||
Глава 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | |||||||
26 | Внешнее и внутренне строение пресмыкающихся. | Описывать особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся, обусловленные жизнью на суше. Устанавливать усложнения в строении по сравнению с земноводными, в связи с жизнью на суше. | Текущий | №2 -3 с.181 №3, 4*, 5 с.185 | |||
27 | Происхождение, разнообразие и значение пресмыкающихся. | Конкретизировать признаки разных систематических групп рептилий в рамках класса. Называть редкие виды пресмыкающихся. Объяснять роль пресмыкающихся в природных сообществах. Характеризовать происхождение пресмыкающихся. | Текущий | №4* с. 193 Внеурочная деятельность* «Будучи в лесу, пронаблюдать за поведением ящерицы, рассмотреть внешнее строение, определить основные отделы её тела» | |||
Глава 11. Класс Птицы | |||||||
28 | Внешнее строение и опорно-двигательная система птиц. Л.р. «Внешнее строение птиц. Строение перьев» | Отмечать особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры птиц, обеспечивающие способность к полётам. Описывать покровы птиц. | Текущий | №1, 2 с.202 | |||
29 | Внутренне строение и размножение птиц. Годовой жизненный цикл. | Характеризовать особенности внутреннего строения птиц в связи со способностью их к полётам. Отмечать признаки усложнения внутреннего строения птиц в сравнении с рептилиями. Характеризовать особенности поведения птиц во время размножения. Описывать развитие зародыша у птиц. | Текущий | №4-5 с. 206 №5* с.209 Внеурочная деятельность* «Пронаблюдать за поведением птиц своей местности при передвижении по земле, во время полёта, при кормлении, ловли добычи. Обратить внимание на форму тела, крыльев, окраску оперения. Как держатся эти птицы группами или в одиночку. Пояснить, почему?» | |||
30 | Происхождение и значение птиц в природе, в жизни человека. | Описывать черты сходства птиц с пресмыкающимися. Использовать данные черты сходства при объяснении их происхождения. Характеризовать роль птиц в природе и жизни человека. | Текущий | №4* с. 226 | |||
Глава 12. Класс Млекопитающие, или Звери | |||||||
31 | Внешнее и внутренне строение млекопитающих. Л.р. «Строение скелета млекопитающих» | Отмечать особенности внешнего строения млекопитающих в отличие от других животных. Конкретизировать прогрессивные изменения во внутреннем строении млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися. Указывать признаки в организации млекопитающих , позволяющие считать их эволюционно высокоразвитыми животными. | Текущий | Внеурочная деятельность* «Рассмотреть шерсть собаки, кошки, раздвигая её. Отметить остевые и пуховые волосы. Прикоснуться к вибриссам. Что можно сказать о их жесткости? Понаблюдать за движением кошки во время охоты, за реакцией собаки при выполнении команд» | |||
32 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение млекопитающих. | Характеризовать: особенности индивидуального развития млекопитающих, годовой жизненный цикл млекопитающих. Приводить доказательства происхождения млекопитающих от пресмыкающихся. Объяснять причины широкого распространения млекопитающих на Земле. | Текущий | №4*, 5 с.243 №5 с.281 | |||
33 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Развитие животного мира на Земле. | Объяснять причины разнообразия животного мира. Характеризовать этапы эволюции царства Животные. | Текущий | ||||
34 | Промежуточная аттестация | Установить соответствие результатов освоения программы по биологии требованиям ООП ООО. | Итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные задания по технологии 5-й класс. ФГОС «Материаловедение» Контрольные задания по технологии 5-й класс. ФГОС «Материаловедение»
Контрольная работа по технологии в разделе" материаловедение"-необходима для проверки усваения материала....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....
КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022
Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...
РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс.Авторы: Г.В.Дорофеев, С.В.Суворова, Е.А.Бунимович,Л.В.Кузнецова,С.С.Минаева,Л.О.РословаУчебник алгебра 6 класс. Авторы: Г.В.Дорофеев,И.Ф.Шарыгин, С.В.Суворова, Е.А....