рабочая программа по биологии в 9 классе ФГОС автор Пасечник
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
рабочая программа по биологии в 9 классе автор Пасечник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_9_kl._pasechnik.doc | 360.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по биологии – 9 класс. «Биология. Введение в общую биологию» разработана на основе Федерального компонент государственного стандарта среднего (полного) образования и обязательного минимума содержания основных общеобразовательных программ по биологии;рабочей программы по биологии, предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы; авторы Пасечник В.В., Суматохина С.В., Калинова К.С., Швецов Г.Г., Гапонюк З.Г. - М.: Просвещение, 2015 .
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На освоение программы отводится 2 часа в неделю, в год – 68 часов. В связи с большим объемом изучаемого материала рабочая программа предусматривает некоторые изменения. Увеличено количество часов на изучение темы «Возникновение и развитие жизни» (8 часов) за счет сокращения часов на изучение темы «Экосистемный уровень», так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в 6 и 7 классах в курсах «Ботаника», «Животные». Количество часов на изучение тем «Популяционно-видовой уровень», «Биосферный уровень» сокращено, так как авторская программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов), а в 9 классе только 34 учебные недели (68 часов).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ»
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Биология. Введение в общую биологию
9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (3 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрации Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— свойства живого;
— методы исследования биологии;
— значение биологических знаний в современной жизни.
Учащиеся должны иметь представление:
— о биологии, как науке о живой природе;
— о профессиях, связанных с биологией;
— об уровневой организации живой природы.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Предметные результаты:
Учащиеся должны:
— знать состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
— иметь первоначальные систематизированные представления о молекулярном уровне организации живого, о вирусах как неклеточных формах жизни;
— получить опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.
Раздел 2. Клеточный уровень (14 часов)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения клетки;
— особенности строения клетки эукариот и прокариот;
— функции органоидов клетки;
— основные положения клеточной теории;
— химический состав клетки.
Учащиеся должны иметь представление:
— о клеточном уровне организации живого;
— о клетке как структурной и функциональной единице жизни;
— об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки;
— о росте, развитии и жизненном цикле клеток;
— об особенностях митотического деления клетки.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения клеток живых организмов.
Раздел 3. Организменный уровень (13 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы Выявление изменчивости организмов.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— сущность биогенетического закона;
— основные закономерности передачи наследственной информации;
— закономерности изменчивости;
— основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
— особенности развития половых клеток.
Учащиеся должны иметь представление:
— организменном уровне организации живого;
— о мейозе;
— об особенностях индивидуального развития организмов;
— об особенностях бесполого и полового размножения организмов;
— об оплодотворении и его биологической роли.
Тема 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы Изучение морфологического критерия вида.
Экскурсии Причины многообразия видов в природе.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— критерии вида и его популяционную структуру;
— экологические факторы и условия среды;
— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
— движущие силы эволюции;
— пути достижения биологического прогресса.
Учащиеся должны иметь представление:
— о популяционно-видовом уровне организации живого;
— о виде и его структуре;
— о влиянии экологических условий на организмы;
— о происхождении видов;
— о развитии эволюционных представлений;
— о синтетической теории эволюции;
— о популяции как элементарной единице эволюции;
— о микроэволюции;
— о механизмах видообразования;
— о макроэволюции и ее направлениях.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.
Экскурсии Биогеоценоз.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— критерии вида и его популяционную структуру;
— экологические факторы и условия среды;
— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
— движущие силы эволюции;
— пути достижения биологического прогресса.
Учащиеся должны иметь представление:
— о популяционно-видовом уровне организации живого;
— о виде и его структуре;
— о влиянии экологических условий на организмы;
— о происхождении видов;
— о развитии эволюционных представлений;
— о синтетической теории эволюции;
— о популяции как элементарной единице эволюции;
— о микроэволюции;
— о механизмах видообразования;
— о макроэволюции и ее направлениях.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.
Раздел 6.Биосферный уровень (11 часов)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсии В краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
— особенности антропогенного воздействие на биосферу;
— основы рационального природопользования;
— основные этапы развития жизни на Земле.
Учащиеся должны иметь представление:
— о биосферном уровне организации живого;
— о средообразующей деятельности организмов;
— о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
— о круговороте веществ в биосфере;
— об эволюции биосферы;
— об экологических кризисах;
— о развитии представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
— о доказательствах эволюции;
— о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Учащиеся должны демонстрировать:
— знание основ экологической грамотности — оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
— формулировать выводы;
— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— осознавать, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия.
Резерв времени — 3 часа
Учебно-тематический план
№ | Тема. | Количество | ||
Количество часов. | Лабораторных работ. | Экскурсий. | ||
1 | Введение. | 3 | 0 | |
2 | Молекулярный уровень. | 10 | 1 | |
3 | Клеточный уровень. | 14 | 1 | |
4 | Организменный уровень. | 13 | 1 | |
5 | Популяционно-видовой уровень. | 8 | 2 | 1 |
6 | Экосистемный уровень. | 6 | 0 | 1 |
7 | Биосферный уровень. | 11 | 1 | 1 |
| Резерв. Обобщающее повторение | 3 | ||
| Итого за год. | 68 | 6 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ Тема | Вид конт- роля | Основные вопросы содержания | Вид учебной деятельности | Планируемые результаты обучения | Дата | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
1 | Биология — наука о живой природе | Комб. | Биология — наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биология», «микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая биология». Характеризуют биологию как науку о живой природе. | давать определение терминам; перечислять царства живой природы; уровни организации живой материи характеризовать уров-ни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. | Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. П: умение работать с разл. ист. информации, отделять главное от второстеп.. К: умение воспр. инф.на слух. | Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание многообразия и единства живой природы на основании знаний о признаках живого | |
2 | Методы исследования в биологии | Комб. | Понятие о науке. Методы научного познания. Этапы научного исследования | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», | называть методы изучения живой природы характ. методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, основные этапы научного исследования. | Р: умение определять цель работы, планир. этапы ее выполнения и оценивать получ. результаты. П: умение работать с различными источниками информации, | Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков | |
3 | Сущность жизни и свойства живого | Комб. | Сущность понятия «жизнь». Свойства живого. Уровни организации живой природы | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». | называть общие признаки (свойства) живого организма характеризовать свойства живого организма (на конкретных примерах); проводить сравнение живой и неживой материи, | Р: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты П:Умение, сравнивать, классиф. и обобщать понятия К: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. | |
4 | Молекуляр ный уровень: общая характеристика | Комб. | Общая характеристика молек уровня организации живого. Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды). Биополимеры. Мономеры | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Характеризуют молекулярный уровень организации живого.Описывают особенности строения органических веществ как биополимеров. | давать определение терминам; перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение характеризовать особенности строения полимеров и входящих в их состав мономеров; | Р: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты. П: умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов | Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения | |
5 | Углеводы | Комб | Углеводы. Углеводы, или сахариды. Моносахари ды. Дисахариды. Полисаха риды | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «углеводы, «моносахариды», «дисахариды», «полисахариды», «рибоза», «дезоксирибоза», «глюкоза», «фруктоза», «галактоза», «сахароза», «мальтоза», «лактоза», Характеризуют состав и строение молекул углеводов и биол. роль | давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав углеводов; основные функции углеводов; группы углеводов характ. особен. строения углеводов, основные функции углеводов (приводить примеры). Объяснять прин.углеводов к биомолекулам | Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа П: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты, определять критерии для классификации объектов. К: умение слушать и задавать вопросы учителю и однокл. | Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях угшлеводов Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | |
6 | Липиды | Комб | Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов: энергетичес кая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гормоны», «энергетическая функция липидов», «запасающая функция липидов», «защитная функция липидов», «строительная функция липидов», «регуляторная функция липидов». Дают характ. состава и строения молекул липидов. | давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав молекулы большинства липидов. Называть функции липидов характеризовать особенности строения липидов, их функции. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение давать определения понятиям, классиф. объекты, определять критерии для класс. объектов К: умение слушать и задавать вопр. учителю и однокл. | Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях липидов Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | |
7 | Состав и строение белков | Комб | Состав и строение белков. Белки, или протеины. Простые и сложные белки. Аминокисло ты. Полипеп тид. Первич, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Денатурация белка | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «белки, или протеины», «простые и сложные белки», «аминокислоты», «полипептид», Характеризуют состав и строение молекул белков. Приводят примеры денатурации белков | называть мономер белковой молекулы и его составл.; уровни организ. белковой молекулы; характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом; объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образ. белков разл. уровней организации. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты, определять критерии для классификации объектов. К: умение слушать и задавать вопросы учителю и однокл. | Осмысливают тему урока Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях белков | |
8 | Функции белков | Комб | Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергети ческая, каталити ческая | Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организмов, мест их локализации и биол.роли | перечислять функции белков в организме характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом; объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты, определять критерии для классификации объектов. | Осмысливают тему урока. Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях белков | |
9 | Нуклеиновые кислоты | Комб | Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. Азотистые основания Комплементарность. Транспортная РНК (тРНК). Рибосомная РНК (рРНК). Информационная РНК (иРНК). | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «азотистые основания», «аденин», «гуанин», «цитозин», «тимин», «урацил», «комплементар «нуклеотид», «двойная спираль ДНК». | давать определение терминам. | Р: определяют цель работы П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации К: задают вопросы, выражают свои мысли | Осознание единства живой природы на основе знаний о нуклеиновых кислотах | |
10 | АТФ и другие органические соединения клетки | Комб | Аденозинтрифосфат (АТФ). Аденозинди фосфат (АДФ). Аденозинмонофосфат (АМФ). Макроэргическая связь. Витамины жирорастворим. и водораствор. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аденозинтрифос фат (АТФ)», «аденозиндифосфат (АДФ)», «аденозинмонофосфат (АМФ)», «макроэргическая связь», Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. | давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); различные группы витаминов характеризовать особенности строе- ния молекулы АТФ (АДФ, АМФ); ее свойства и функции | Р: корректируют свои знания П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное Р: оценивают собственные результаты К: выражают в ответах свои мысли | Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | |
11 | Биологические катализа торы | Комб | Понятие о катализаторахБиологич. катализаторы. Фермент. Кофермент. Активный центр фермента. Лаборатор ная работа Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой | Определяют понятия формируемые в ходе изучения темы: «катализатор», «фермент», «кофермент», «активный центр фермента». Характеризуют роль биологич. катализаторов в клетке. Описывают механизм работы ферментов. Прив. Прим. ферментов, их локализации в организме и их биол. роли. | давать определение терминам. Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций характеризовать свойства ферментов, механизм действия ферментов, объяснять образ. комплекса «фермент – вещество»; роль ферментов в организме | Р: корректируют свои знания К: взаимооценка П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное К: выражают в ответах свои мысли | Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях катализаторов | |
12 | Вирусы | Комб | Вирусы. Капсид. Самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. | перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики, способы борьбы со СПИДом. | Р: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты.. К: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. | Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях вирусов Рефлексируют оценивают результаты деятельности | |
13 | Обобщающий урок | письм раб. | Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Дают оценку возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянному процессу эволюции научного знания. Отрабатывают умения форм. гипотезы, проводить эксперименты, оценивать получ. результаты | давать определение терминам. Называть многомолекулярные комплексные системы; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности строения и функц. Многомолекулярн. комплексных систем, объяснять их свойства, значение | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспр. информ. по памяти, давать определение понятиям, устан. причинно-следственные связи. К: Умение работать в группах, обсуждать | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках . | ||
14 | Клеточный уровень: общая характеристика | Комб | Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Химический состав клетки. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «световая микроскопия», «электронная микроскопия», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. | называть фамилии великих ученых-микроскопистов, внесших свой вклад в изучение клеток, авторов клеточной теории характеризовать основные положения клеточной теории. Проводить сравнение строения прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). | Р: умение выбирать самостоятельные средства достижения цели П: умение находить нужную информацию К умение корректировать свои знания, взаимооценивать друг друга. | Учиться осмысливать значимость данной темы, учиться использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | |
15 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | Комб | Общие сведения о строении клеток. Цитоплазма. Ядро. Органоиды. Мембрана. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. | давать определение терминам. Называть составляющие наружной клеточной мембраны, состав содержимого ядра характ. строение клеточной мембраны, функции наружной мембраны клетки, спос. прон.веществ внутрь клетки | Р- определяют цель работы,, корректируют знания. П- анализируют полученные знания и дифференцируют полученные знания. К умение корректировать свои знания, взаимооценивать друг друга - выражают свои мысли. | Осмысливают единую природную целостность | |
16 | Ядро | комб | Ядро, его строение и функции в клетке. Прокариоты. Эукариоты. Хромосомный набор клетки | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «гаметы», «ядрышко». | давать определение терминам. Называть составляющие наружной клеточной мембраны, состав содержимого ядра характеризовать строение клеточной мембраны, функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз. | Р- определяют цель работы,, корректируют знания. П- анализируют полученные знания и дифференцируют полученные знания. К умение корректировать свои знания, взаимооценивать друг друга - выражают свои мысли. | Осмысливают единую природную целостность | |
17 | Эндоплаз матическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы | комб | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. | называть органоиды клетки, их функции; перечислять виды пластид характеризовать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энерг. затратами | Р- определяют цель работы, корректируют знания. П- анализируют полученные знания и диффер. полученные знания. выражают свои мысли К: умение работать в группах, обсуждать | Осмысливают единую природную целостность | |
18 | Митохондрии Пластиды. Клеточный центр. | комб | Митохондрии Кристы. Пластиды Граны. Клеточный центр. Цитоскелет. Центриоли. Веретено деления. Реснички. Жгутики. Клеточные включения | Характеризуют строение перечисл. органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биол. систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. | называть элементы, входящие в состав клеточного центра; перечислять органоиды движения; называть органоиды прокариотической клетки характер. строение и функции клет. центра и органоидов движения; | Р- определяют цель работы,, корректируют знания. П- анализируют полученные знания и дифференцируют полученные знания, выражают свои мысли К- высказывают свою точку зрения | Осмысливают единую природную целостность | |
19 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот | комб | Прокариоты. Эукариоты. Анаэробы. Споры. Черты сходства и различия клеток прокариот и эукариот. Лабораторная работа Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характер. особенности строения клеток прокариот и эукариот. Сравнивают особенности строения клеток с целью выявления сходства и различия | Давать сравнит. характеристику прокариот с эукариотами, выделяя признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. | Р- определяют цель работы,, корректируют знания. П- анализируют полученные знания и дифференцируют полученные знания. - выражают свои мысли К- высказывают свою точку зрения | Осмысливают единую природную целостность | |
20 | Обобщающий урок | письм раб | Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты | давать определение терминам. Называть особенности строения клеток живых организмов; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности строения и функционирования | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, устан. причинно-следственные связи. | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках . | ||
21 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | комб | Ассимиляция. Диссимиля ция. Метаболизм | Опред. понятия, формир. в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с проц. обмена веществ в биол. системах | давать определение терминам. Перечислять этапы энергетического обмена, основные процессы метаболизма характеризовать обмен веществ и превращение энергии. | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необх. дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Осознавать единство и целостность окружающего мира | |
22 | Энергетический обмен в клетке | комб | Неполное кислородное ферментатив ное расщепление глюкозы. Гликолиз. Полное кислородное расщепление глюкозы. Клеточное дыхание | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. | Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, образование АТФ в ходе энергетич. обмена в клетке. Характеризовать обмен веществ и превращение энергии как процессы, составл. основу жизнед. клетки | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Осознавать единство и целостность окружающего мира | |
23 | Фотосинтез и хемосинтез | комб | Значение фотосинтеза. Световая фаза фотосинтеза. Темновая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Хемосинтез. Хемотрофы. Нитрифицирующие бактерии | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирую щие бактерии». Раскрывают значение фотосинтеза. Характ. темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме. Решают расчетные математические задачи, основанные на фактическом биол.материале | Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза | Р: Уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Уметь работать по плану, исправлять ошибки самостоятельно. П. Уметь анализировать содержание демонстр.таблицы и рисунков. К: Уметь самост. организовывать учебное взаимод. при работе в группе (паре). | Осмысливают причины разнообразия процессов происходящих в живых организмах | |
24 | Автотрофы и гетеротрофы | комб | Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Сапрофиты. Паразиты. Голозойное питание | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ.Составл. схему «Классиф. организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров (смысловое чтение) | давать определение терминам. Называть типы питания живых организмов; фазы и продукты фотосинтеза; группы гетеротрофных организмов характеризовать особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов особенности процессов фото- и хемосинтеза. | Р: Уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходим., исправлять ошибки самостоятельно.
| Осмысливают причины разнообразия типов питания клетки | |
25 | Синтез белков в клетке | комб | Синтез белков в клетке. Ген. Генетический код. Триплет. Кодон. Транскрипция Антикодон. Трансляция. Полисома | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Опис. процессы транскрипции и трансляции применяя принцип комплем. и генетич. кода | давать определение терминам. Называть этапы биосинтеза белка (место осущ. транскрипции и трансляции) характ. процесс биосинтеза белков в клетке.Объяснять роль генетического кода | Р- выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. П- исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. | Осознавать единство и целостность окружающего мира | |
26 | Деление клетки. Митоз | комб | Жизненный цикл клетки. Митоз. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. РедупликацияХроматиды. Центромера. Веретено деления | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устан. причинно-следственные связи между продолж. деления клетки и продолж.ост. периода жизн. цикла клетки | давать определение терминам. Называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Осознавать единство и целостность окружающего мира | |
27 | Обобщающий урок | письм. раб | Письменая работа | знать термины; называть органоиды клетки, группы химических элементов, включенных в хим.состав клеток; перечислять типы питания; фазы митоза характ. строение, функции и химический состав клеток (энергетический и пластический обмены); сущность митоза. | Р: корректировать знания и объективно их оценивать. П: умение обобщать и систематизировать знания, делать заключения и выводы, строить логическое рассуждение. К : отстаивая свою точку зрения, прислушиваться к мнению других учащихся. | Учиться самостоятельно определять значимость изучаемого, возможность использовать свои знания при изучении других предметов и решении биологических задач | ||
28 | Размножение организмов | комб | Общая характер. организменного уровня. Размножение организмов. Бесполое размножение. Почкование. Деление тела надвое. Споры. Вегетативное размножение. Половое размножение. Гаметы. Гермафроди ты. Семенники. Яичники. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем | знать термины; перечислять виды бесполого и полового размножения организмов; называть мужские и женские половые гаметы описывать сущность размножения организмов характеризовать виды бесполого и полового размн. организмов. Осуществлять сравнительную характ. бесполого и полового размножения | Р: Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цели и задачи учебной деятельности. П:.. Давать определения терминам. . Различать бесполое и половое размножение К: Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе | Осознавать единство и целостность окружающего мира. Выстраивать собственное целостное мировоззрение. | |
29 | Развитие половых клеток.Мейоз. Оплодотво рение | комб | Стадии развития половых клеток. Гаметогенез. Период размножения. Период роста. Период созревания. Мейоз: мейоз I и мейоз II. Конъюгация. КроссинговерНаправительные тельца. Оплодотворе ние. Зигота. Двойное оплодотворе ние у покрыто-семенных. Эндосперм | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность митоза и оплодотворения | давать определение терминам. Перечислять стадии гаметогенеза, стадии мейоза характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения; выделять отличия в процессах формирования муж и женских гамет. Проводить сравн. характеристику хромосомного набора сомат. и половых клеток, объясняя биол. смысл этих различий | Р: Уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. П: Давать определения терминам. Сравнивать животных с различными видами бесполого размножения и животных с внешним и внутренним оплодотворением. Анализировать содержание | Формирование активной жизненной позиции в защите природы родного края. Формирование экологической культуры необходимой в современном мире. Распознание взаимоотношений человеческого общества и природы. | |
30 | Индивиду альное развитие организмов Биогенети ческий закон | комб | Онтогенез. Эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез) Постэмбрио нальный период онтогенеза. Прямое развитие. Непрямое развитие. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Филогенез | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. Объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинно-следственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием | давать определение терминам. Перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития Проводить сравнение прямого и непрямого постэмбрион. развития организма. Формулировать биогенетический закон, поясняя его значение | Р: Уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и самостоятельно П: Различать животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза. Объяснять биол.роль метаморфозов в жизни животных К: Уметь самост. орган. учебное взаимодействие при работе в группе (паре). | Осознавать единство и целостность окружающего мира.Выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | |
31 | Обобщающий урок | письм раб | Определяют понятия, сформированные в ходе изучения темы. Отрабат. умения формул. гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты | давать определение терминам. Называть способы размножения живых организмов; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности строения и функционирования | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи. К: Умение работать в группах, обсуждать | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках . | ||
32 | Закономер ности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание | Комб. Практ.раб | Закономерности наслед. призн , устан. Г. Менделем. Цитологические основы закономерн. наследования при моногиб. скрещивании. Гибридологический метод. Моногибр. скрещивания. Аллельные гены. Практическая работа Решение генетических задач на моногибридное скрещивание | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характер. сущность гибридол. метода. Описывают опыты, проводимые Г.Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание | давать определение терминам характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; Давать цитол. обоснование закономерностям наследования при моногибридном | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | |
33 | Неполное доминиро вание. Генотип и фенотип. Анализирую щее скрещива ние | комб | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующскрещивание. Практичес кая работа Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминирова нии | Определяют понятия, формир. в ходе изучения темы. Характериз. сущность анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании | давать определение терминам характ. законы наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенот.признаков организмов, практическое значение прим. метода анализ. скрещивания. Решать задачи на неполное доминирование | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | |
34 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | комб | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибр. скрещивание. Практичес кая работа Решение генетических задач на дигибридное скрещивание | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Решают задачи на дигибридное скрещивание | давать определение терминам характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования признаков. Решать задачи на дигибридное скрещивание. Характеризовать виды взаимод. аллельных генов | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | |
35 | Генетика пола. Сцеплен ное с полом наследова ние | комб | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Сцепление гена с полом. Практическая работа Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом | Определяют понятия, форм. в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Сост. схемы скрещивания.. Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом | давать определение терминам характеризовать сущность закона давать определение терминам. Решать задачи на сцепленное с полом наследование | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необх. дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков Учиться самостоятельно выбирать стиль работы, определять значимость изучаемого, возможность использовать свои знания при изучении других предметов и решении биол. задач | |
36 | Обобщающий урок | письм раб | Определяют понятия, сформир. в ходе изучения темы. Отраб. умения форм. гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты | давать определение терминам. Называть способы взаимодействия генов; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности строения и функционирования | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, устан. причинно-следственные связи. | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках . | ||
37 | Закономерности изменчи вости: модифика ционная изменчи вость. Норма реакции | комб | Закономерн. Изменчивостимодификац.изменчивость. Модификации.Норма реакции. Практичес кая работа Выявление изменчивости организмов | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характер. закономерности модификационной изменчивости организмов. Приводят примеры модификационной изменчивости и проявлений нормы реакции. Устан. причинно-следств. связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции. | давать определение терминам характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа | Регулятивные Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. П Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия | Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. | |
38 | Закономерности изменчи вости: мутацион ная изменчи вость | комб | Закономерности изменч.: мутационная изменчивость. Генные, хромосомные и геномные мутации. Утрата. Делеция. Дупликация. Инверсия. Синдром Дауна. Полиплоидия. Колхицин. Мутагенные вещества | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. Сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов | называть виды взаимодействия неаллельных генов характер. законы наследственности, виды взаимод. неаллельных генов. Решать задачи на взаимодействия неаллельных генов Называть виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций характеризовать формы изменчивости; | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необх. дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения К. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения | Учатся осмысливать значимость данной темы, учатся использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков Учиться самост. выбирать стиль работы, использовать свои знания при изучении других предметов. | |
39 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | комб | Селекция. Гибридизация Массовый отбор. Индивидуальный отбор. Чистые линии. Близкородст венное скрещивание. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез. Биотехноло гия. Антибиотики | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характериз. методы селекционной работы. Сравнивают массовый и индивидуальный отбор. Готовят сообщения к уроку-семинару «Селекция на службе человека» | давать определение терминам. Называть центры происхождения культурных растений Называть основные методы селекции; виды гибридизации явление гетерозиса; знать методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. | Р: корректировать знания и объективно их оценивать. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. К: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, | Осмысливают причины многообразия животного мира | |
40 | Обобщающий урок-семинар по теме «Селекция» | комб | Селекция на службе человека | Выступают с сообщениями, обсуждают сообщения с одноклассниками и учителями | давать определение терминам. Называть способы селекции организмов; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках . | |
41 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика | комб | Понятие о виде. Критерии вида: морфологич., физиологич.генетический, экологический, географич. исторический. Ареал. Популяция. Свойства популяций. Биотические сообщества. Лаборатор ная работа Изучение морфологического критерия вида | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Дают характеристику критериев вида, популяционной структуры вида. Описывают свойства популяций. Объясняют роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида. Выполняют практическую работу по изучению морфологического критерия вида. Смысловое чтение | давать определение терминам. Называть критерии вида характеризовать основную систематическую единицу в биологии, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). | Р самостоятельно поставить цель работы, составить план и последов. действий оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. П : умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации, | Учиться осмысливать значимость данной темы, учиться использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | |
42 | Экологические факторы и условия среды. | комб | Понятие об экологич. факторах. Условия среды. Экол. факторы: абиотические, биотические, антропоген.Экологические условия: температура, влажность, свет. Вторичные климатические факторы. Влияние экологических условий на организмы | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы», «биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы», «экологические условия», «вторичные климатические факторы». Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. | давать определение терминам. Называть критерии вида характеризовать основную систематическую единицу в биологии, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). | оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. П : умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации, К : отставать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами | Учиться осмысливать значимость данной темы, учиться использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | |
43 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | комб | Происхожд. видов. Развитие эволюц.представлений. Основн. положения теории Ч. Дарвина. Эволюция. Теория Дарвина. Движущие силы эволюции: изменчивость, борьба за существован. естественный отбор. Синтетичес кая теория эволюции | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж.Б.Ламарка и основные положения учения Ч.Дарвина. Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч.Дарвина. Готовят сообщения или презентации о Ч.Дарвине в том числе с использованием компьютерных технологий. Работают с Интернетом как с ист.информации | давать определение терминам. Называть фамилии ученых-эволюционистов; основные положения теории Ч. Дарвина характеризовать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина, характеризуя основную заслугу Ч. Дарвина | Р : самостоятельно поставить цель работы, составить план и последовательность действий .П : умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации. К : отставать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами. Р умеют оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. | Учатся использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим | |
44 | Биологическая Классификация Популяция как элементарная единица эволюции | комб | Популяционная генетика. Изменчивость генофонда | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Называют причины изменчивости генофонда. Приводят примеры, доказывающие приспособительн. (адаптивный) характер изменений генофонда. Обсуждают проблемы движущих сил эволюции с позиций современной биологии. Смысловое чтение | давать определение терминам Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы давать определение терминам характеризовать основные систематические категории; признаки царств живой природы Определять таксон. принадлежность растений | Р : самостоятельно поставить цель работы, составить план и последовательность действий .П : умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации. К : отставать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами. | Учиться осмысливать значимость данной темы, учиться использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков Учатся использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал | |
45 | Борьба за существование и естественный отбор | комб | Борьба за существование. Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Характеризуют формы борьбы за существование и естественного отбора. Приводят примеры их проявления в природе. | давать определение терминам. характеризовать формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивать стабилизирующий и движущий отбор. Приводить примеры адаптаций как результата действия ест. отбора, происход. под давлением борьбы за существование | Р- выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. П- исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- слушают учителя, отвечают на вопросы | Осознают активное взаимодействие живых организмов с окружающей средой. | |
46 | Видообра зование | комб | Понятие о микроэволюции Изоляция. Географическое видообразов. Микроэвол. Изоляция. Репродуктивная изоляция. Видообразов. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэволюция», «изоляция», «репродуктивная изоляция», «видообразование», «географическое видообразование». Характеризуют механизмы геогр. видообразования с использованием рисунка учебника. | давать определение терминам. Называть основные формы видообразования характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы; приводить примеры. Характ. роль в видообр. различных механизмов изоляции | Р- вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. П- структурируют учебный материал, выделяют в нем главное К- воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Осознают многообразие животного мира на Земле. | |
47 | Макроэво люция | комб | Понятие о макроэволю ции. Направления макроэволю ции. Пути достижения биологич. прогресса | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют главные направления эволюции. Сравнивают микро- и макроэволюцию. Работают с дополнительными информ. источн. с целью подготовки сообщения или мультимедиа презентации о фактах, доказывающих эволюцию | давать определение терминам. Называть основные таксономические группы, процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции характеризовать понятие «макроэволюция»; приводить доказательства макроэволюции. | Р- планируют и прогнозируют результат и вносят необходимые дополнения. П- находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее. К- высказывают свою точку зрения | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. | |
48 | Обобщаю щий урок-семинар | комб | Выступают с сообщениями, обсуждают сообщения с одноклассниками и учителями | давать определение терминам. Называть этапы и виды эволюции; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, устан. причинно-следств.связи. К: Умение работать в группах, обсуждать | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | ||
49 | Сообщество, экосистема биогеоценоз | комб | Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз». Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня. Характеризуют аквариум как искусственную экосистему | терминам. Называть природные сообщества. Перечислять элементы экотопа, биотопа и биогеоценоза характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи; Проводить сравнит. характ. сообщества, экосистемы, биогеоценоза. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ | Р- определяют цель работы,, корректируют знания П- анализируют и дифференц. полученные знания. К- умеют слушать учителя и отвечать на вопросы | Учатся использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал | |
50 | Состав и структура сообщества | комб | Видовое разнообразие. Морфологич. и пространств. структура сообществ. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Жизненные формы. Трофический уровень | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Характеризуют морфологическую и простр. структуру сообществ. Анализируют структуру биотических сообществ по схеме | давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества; перечислять связи в экосистемах характеризовать морфол. и простр. структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя сост.сообщества; | Р – организ. выполнение заданий учителя, делают выводы по результатам работы. П- умеют работать с текстом, выделять в нем главное. К- выражают в ответах свои мысли | Осмысливают единую природную целостность | |
51 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме | комб | Типы биотических взаимоотно-шений. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Симбиоз. Протокоопе рация. Мутуализм. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей. Приводят примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях | давать определение терминам. Называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывать значение сукцессий. | Р- Развивают навыки самооценки и самоанализа. П- умеют структурировать учебный материал, выделять в нем главное К- высказывают свою точку зрения | Осознают активное взаимодействие живых организмов с окружающей средой. | |
52 | Потоки вещества и энергии в экосистеме | комб | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Пирамиды численности и биомассы | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Дают характер. роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. Решают экол. задачи на прим. экол. законом. | давать определение терминам.Называть группы организмов, сост. троф. структуру сообщества характериз. пирамиды численности и биомассы. Составлять цепи питания | Р – организовыв. выполнение заданий учителя, делают выводы по результатам работы. П- умеют работать с текстом, выделять в нем главное. К- выражают в ответах свои мысли | Осмысливают единую природную целостность | |
53 | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия | комб | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. Равновесие. Первичная сукцессия. Вторичная сукцессия | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «равновесие», «первичная сукцессия», «вторичная сукцессия». Характеризуют процессы саморазвития экосистемы. Сравнивают первичную и вторичную сукцессии. | давать определение терминам. Называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; Выделять сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. | Р- Развивают навыки самооценки и самоанализа. П- умеют структурировать учебный материал, выделять в нем главное К- высказывают свою точку зрения | Осознают активное взаимодействие живых организмов с окружающей средой. | |
54 | Обобщающий урок –экскурсия | комб | Эксурсия в биогеоценоз | Готовят отчет об экскурсии | Называть элементы биоценозов; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказ., устанавливать причинно-следст. связи. К: Умение работать в группах, обсуждать | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках . | |
55 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | комб | Биосфера. Средообразую щая деятельность организмов | Определяют понятия «биосфера», «водная среда Приводят примеры воздействия живых организмов на различные среды жизни | давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов; фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы организмов к жизни в опред. среде характер. среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособл. живых организмов к жизни в опред. среде | Р- выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. П- исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее К- слушают учителя, отвечают на вопросы | Осознавать единство и целостность окружающего мира.Выстраивать собственное целостное мировоззрение | |
56 | Круговорот веществ в биосфере | комб | Круговорот веществ в биосфере. Биогеохимический цикл. Биогенные (питательные) вещества. Микротрофные и макротрофные вещества. Микроэлементы | Определяют понятия «биогеохимический цикл», «биогенные (питательные) вещества», «микротрофные вещества», «макротрофные вещества», «микроэлементы». Характеризуют основные биогеохимические циклы на Земле, используя иллюстрации учебника. Устанавливают причинно-следственные связи между биомассой (продуктивностью) вида и его значением в поддержании функционирования сообщества | давать определение терминам. Называть биогенные элем.; перечислять биогеохим.циклы характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов | Р : самостоятельно ставят цели работы, составляют план и последовательность действий оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Познавательные УУД : умеют находить нужную информацию, используют различные источники получения информации. Коммуникативные УУД : отставают свою точку зрения приводят аргументы, подтверждают их примерами | Учиться осмысливать значимость данной темы, учиться использовать свои взгляды для решения проблем и извлечения жизненных уроков | |
57 | Эволюция биосферы | комб | Эволюция биосферы. Живое вещество. Биогенное вещество. Биокосное вещество. Косное вещество. Экологический кризис | Характеризуют процессы раннего этапа эволюции биосферы. Сравнивают особенности круговорота углерода на разных этапах эволюции биосферы Земли. Объясняют возможные причины экологических кризисов. Устанавл. причинно-следственных связи между деятельностью человека и экол. кризисами | давать определение терминам. Характер. особенности круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов | Р- выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. П- исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее К- слушают учителя, отвечают на вопросы | Осознавать единство и целостность окружающего мира. Выстраивать собственное целостное мировоззрение ция | |
58 | Гипотезы возникновения жизни | комб | Гипотезы возникновения жизни. Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции | Определяют понятия «креационизм», «самопроизвольное зарождение», «гипотеза стационарного состояния», «гипотеза панспермии», «гипотеза биохимической эволюции». Характеризуют основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Обсуждают вопрос возникновения жизни с одноклассниками и учителем | называть основные гипотезы возникновения жизни характеризовать основные гипотезы возникновения жизни, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохим. эволюции | Р- вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. П- структурируют учебный материал, выделяют в нем главное К- воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Осмысливают единую природную целостность | |
59 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы | комб | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы | Определяют понятия Характеризуют основные этапы возникновения и развития жизни на Земле. Описывают положения основных гипотезвозникновения жизни. Сравнивют гипотезы А.И.Опарина и Дж. Холдейна. Обсуждают проблемы возникновения и развития жизни с одноклассниками и учителем | называть этапы развития представлений о возникновении жизни характеризовать основные этапы развития жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина – Холдейна); современные гипотезы происхожд.жизни | Р- вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. П- структурируют учебный материал, выделяют в нем главное К- воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Осмысливают единую природную целостность | |
60 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | комб | Основные этапы развития жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | Определяют понятия Характеризуют развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни. Устанавливают причинно-следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. | называть эры и периоды, крупные ароморфозы характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, | Р- вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. П- структурируют учебный материал, выделяют в нем главное К- воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Осмысливают единую природную целостность | |
61 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | комб | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | Определяют понятия Характеризуют основные периоды развития жизни на Земле в мезозое и кайнозое. Приводят примеры организмов, населявших Землю в кайнозое и мезозое. Устан. причинно-следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы. | называть эры и периоды; крупные ароморфозы и идиоадаптации характеризовать состояние органического мира в мезозое, основные ароморфозы и идиоадаптации, развитие жизни в кайнозое; знать основные направления эволюции растений и животных. | Р- вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. П- структурируют учебный материал, выделяют в нем главное К- воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Осмысливают единую природную целостность | |
62 | Обобщающий урок-экскурсия | комб | Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение | Готовят отчет об экскурсии | давать определение терминам. Называть эволюционные этапы в жизни Земли; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности | Р:Умеют орган. выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказ, устан.причинно-следственные связи. | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках . | |
63 | Антропогенное воздействие на биосферу | комб | Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера. Природные ресурсы | Определяют понятия Характеризуют человека как биосоциальное существо. Описывают экологическую ситуацию в своей местности. Устанавливают причинно-следственные связи между деятельностью человека и экологическими кризисами | давать определение терминам. Называть основные глобальные проблемы человечества; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности | Р- вносят необходимые дополнения, выделяют и осознают то, что подлежит усвоению. П- структурируют учебный материал, выделяют в нем главное К- воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Осмысливают единую природную целостность | |
64 | Основы рационального природопользо вания | комб | Рациональное природопользо вание. Общество одноразового потребления | Определяют понятия Характеризуют современное человечество как «общество одноразового потребления». Обсуждают основные принципы рационального использования природных ресурсов | давать определение терминам. Называть основные глобальные проблемы человечества; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности | Р- выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят необходимые дополнения. П- исследуют, находят и отбирают необходимую информацию и структурируют ее | Осознавать единство и целостность окружающего мира.Выстраивать собственное целостное мировоззрение ция | |
65 | Обобщающий урок- | письм раб | Выступают с сообщениями по теме. Представляют результаты учебной деятельности | давать определение терминам. Называть основные глобальные проблемы человечества; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. К: Умение работать в группах, обсуждать | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках . | ||
66 | Обобщающее повторение по теме «Клеточный уровень. Строение и функции клеток | комб | Выступают с сообщениями по теме. Представляют результаты учебной деятельности | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспр.информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устан. причинно-следственные связи. | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках . | |||
67 | Обобщающее повторение по теме «Популяционно- видовой уровень | комб | Происхожд. видов. Развитие эволюц.представлений. Основн. положения теории Ч. Дарвина. Эволюция. Теория Дарвина. Движущие силы эволюции: изменчивость, борьба за существован. естественный отбор. Синтетичес кая теория эволюции | Выступают с сообщениями по теме. Представляют результаты учебной деятельности | давать определение терминам. Называть основные глобальные проблемы человечества; перечислять их свойства и значение характеризовать особенности | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспр.информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устан. причинно-следственные связи. | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках . | |
68 | Обобщающее повторение по разделу «Общая биология» | Представляют результаты учебной деятельности | Р:Умеют организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. П: Умеют воспр.информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устан. причинно-следственные связи. | Выбирают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии в 5 классе. Автор В.В.Пасечник.
Рабочая программа разработана на 34 часа в год из расчета 1 час в неделю. Обучение проводится на базовом уровне....
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС по Пасечнику
Рабочая программа по ФГОС по биологии в 5 классе (Пасечник)...
Рабочая программа по биологии 5 класс.ФГОС. УМК Пасечник В.В. и др.
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС автор И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,
Структура рабочей программы включает :1. Титульный лист2. Пояснительную записку3.Планируемые результаты4. Содержание учебного предмета5. Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС автор И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,
Структура рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Планируемые результаты4. Содержание учебного предмета5.Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....
Рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина
Рабочая программа разработана на основании примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и авторской программы среднего (полного) общего образования по био...