Элективный курс " Физиология человека"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Курс по физиологии предназначен для повышения интереса учащихся к своему организму, факторам среды, нарушающим работу нервной системы и других органов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Романцова Галина Николаевна
Учитель биологии, первая категория
МБОУ «Первомайская ООШ»
172633
Тверская область
Западнодвинский район
п.Первомайский, д.35
Программа элективного курса для 9 класса
МБОУ «Первомайская ООШ»
Предпрофильная подготовка
учащихся 9 класса
Программа
элективного курса
«Физиология человека»
(Узнай свои возможности)
Автор:
Романцова Галина Николаевна, учитель биологии
2014г.
Пояснительная записка
Не все знают в полной мере свои возможности. Разве каждый знает, как строится чувственный и умственный образ окружающего мира, как возникают и сменяют друг друга различные мотивы поведения, как происходит психологическое развитие. Кто из нас замерял скорость своего зрительного восприятия, объем внимания, силу ассоциаций, степень своей эмоциональной устойчивости и т.д. А без этого нет фотографии психологического поведения человека, объективной оценки возможностей того или иного индивидуума.
Программа включает углубление теоретического и практического материала по темам «Нервная система», «Высшая нервная деятельность человека», «Опорно-двигательная система», «Пищеварительная система».
Курс по физиологии предназначен для повышения интереса учащихся к своему организму, факторам среды, нарушающим работу нервной системы и других органов. Учащиеся познакомятся с основными методами изучения функции организма, физиологическими основами психических функций. На этой основе формируется система знаний и умений по гигиене. Курс должен пробудить интерес к биологии и связанным с этой наукой специальностям. В процессе изучения основ физиологии в.н.д. и психологии расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциальные возможности. Основой программы являются практические работы, выводящие за рамки содержания школьного курса.
Программа знакомит учащихся с основными проблемами в изучении в.н.д. человека, трудностями в изучении головного мозга.
Курс рассчитан на 32 часа
Цель курса:
- В процессе изучения физиологии в.н.д. и психологии расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциальные возможности.
Задачи курса:
- Раскрытие и углубление ведущих физиологических и психологических понятий
- Освоение учащимися способов и методов лабораторных исследований, направленных на изучение индивидуальных особенностей психики
- Овладение системой упражнений, способствующих улучшению памяти человека, восприятию наблюдательности, внимания
- Создание условий для творческой саморегуляции и саморазвития школьников
В результате изучения курса учащиеся должны:
- Уметь характеризовать ведущие физиологические и психологические понятия
- Уметь владеть системой упражнений, развивающих память, внимание, наблюдательность
- Знать методы лабораторных исследований индивидуальных особенностей психики
- Уметь применять теоретические знания на практике
- Уметь планировать и проводить лабораторный опыт, практическую работу, делать математическую обработку результатов исследования, формировать выводы
Содержание программы
№ | Наименование тем курса | В том числе | ||
лекция | практика | семинар | ||
1 | Введение | 1 | - | - |
Исследование влияния внешних условий на безусловные рефлексы – 2 часа | ||||
2 | Вклад И.М.Сеченова в развитие науки о мозге, в становлении материалистической физиологии. Работы И.П.Павлова по изучению безусловных и условных рефлексов. Автоматия сердца | 1 | л\р «Сократительная способность сердца лягушки и влияние на работу сердца адреналина, никотина и спирта» | |
3 | Состав и значение желудочного сока. Рефлекторное отделение желудочного сока. Причины, активизирующие и подавляющие его выделение. | 1 | л\р «Определение действия желудочного сока на белок сырого куриного яйца. Влияние алкоголя на действие желудочного сока» | - |
Оценка физического развития и физиология деятельности школьника – 10 часов | ||||
4 | Рост и развитие школьников. Акселерация. Методы оценки физического развития: соматоскопия, соматометрия, физиометрия | 1 | п\р «Оценка физического развития школьника» | |
5 | Анализаторы. Роль анализаторов в познании внешнего мира. Объекты и фон. Законы восприятия, иллюзии. | 1 | п\р «Исследование умственной работоспособности школьников» | |
6 | Физиологический механизм активного внимания. Концентрированность и продолжительность активного внимания у детей и подростков | 1 | п\р «Определение концентрированности активного внимания» | |
7 | Память. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Центры памяти. | 1 | п\р «Валеологическая объема кратковременной памяти» | |
8 | Симметрия в природе. Асимметрия в природе. Левши и правши. И.П.Павлов о двух сигнальных системах действительности | 1 | п\р»Оценка функциональной асимметрии больших полушарий» | |
9 | Утомление, снижение работоспособности. Три фазы утомления: фаза двигательного возбуждения, фаза двигательной заторможенности, фаза торможения. Переутомления, его последствия | 2 | п\р «Составление расписания уроков для начальной школы» | |
10 | Головной мозг как саморегулирующаяся система. Основы психогигиены. | 1 | ||
Твои возможности человек | ||||
11 | Физиологические основы ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления | 5 | Психологические задания | |
12 | Физиологические основы деятельности. Воля, внимание, сознание | 4 | Психологические задания |
Литература
- Бондарчук М.М. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. Учитель, 2005
- Гуревич П.С. Человек. Дрофа, 1995
- Чередниченко И.П. Биология 9 класс. Предпрофильная подготовка. Учитель, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Физиология человека»
Данная программа опубликована в сборнике для учащихся предпрофильной подготовки. Тамбов 2005г. часть 1. с.50 -64. Утверждено методическим советом ТОИПКРО....
Сборник "Экология человека" к авторскому элективному курсу "Экология человека"
Программы к элективным курсам не редкость, а вот материалы у уроку - большая проблема. Даже если нравится программа, то сколько труда необходимо для того, чтобы подготовиться к уроку по замыслу ...
Рабочая программа элективного курса" Физиология человека", 9 класс
Элективный курс направлен на расширение знаний базисного и профильного курсов биологии «Человек и его здоровье». Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знания, получ...
Рабочая программа элективного курса" Физиология человека", 9 класс
Элективный курс направлен на расширение знаний базисного и профильного курсов биологии «Человек и его здоровье». Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знания, получ...
Рабочая программа элективного курса «Физиология растений» 11 класс
Рабочая программа элективного курса «Физиология растений» предназначена для учащихся 11 классов средних школ, гимназий и лицеев естественнонаучного и медико-биологического направления....
Элективный курс «Физиология растений»
Элективный курс «Физиология растений» рассматривает механизмы физиологических процессов, протекающих в растительном организме, и позволяет получить ответы на очень многие вопросы, связанные с глоба...
Элективный курс "Физиология живых организмов"
Элективный курс...