Строение семян.
презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему

Индюкова Лариса Владимировна

Тема урока : «Строение семян»

Цели урока

изучить строение семян, выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения.

Задачи урока

Образовательные:

·       знать строение семян, распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, называть значение семян.

Развивающие:

·       анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

Воспитательные:

·       осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_semeni.docx33.16 КБ
Файл stroenie_semeni.pptx2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Строение семян»

Цели урока

изучить строение семян, выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения.

Задачи урока

Образовательные:

  • знать строение семян, распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, называть значение семян.

Развивающие:

  • анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

Воспитательные:

  • осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Ход урока.

Учитель: -Здравствуйте, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошо поработать на уроке и взаимного уважения друг к другу.

Итак,продолжим знакомство с Покрытосеменными. На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:

Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название?у которых образуется  цветок;покрытосеменные – так как семена развиваются внутри плода. т.е. они защищены (покрыты) (слайд №2)

Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)(слайд №3)

Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №4)

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органысоставляюттелорастения и осуществляютегоосновныефункции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №5)

А сейчас, ребята, послушайте стихотворение и угадайте: что у меня в руке и о чём мыс Вами будем говорить на этом уроке?

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышитжизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень. (слайд №6)

Предполагаемый ответ учеников(Осеменах)

Учитель:  Где находится будущий побег и могучий корень?

Ученики: В семенах.

Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

- Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Чтоонисеют?Конечноже,семена.В землю на небольшуюглубинузакапываютсухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение. (слайд №7)

(слайд №8) – тема урока

(слайд №9) – целиурока

 Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашогоурока «Строениесемяндвудольных и однодольнихрастений».Запишитетемуурока в тетрадях.Мызаглянемвнутрьсемени и познакомимся с егостроением, узнаем, чемотличаются по строениюсеменадвудольных и однодольнихрастений, выполнимлабораторнуюработу.

 К сегодняшнему уроку вы должны были принести из дома различные семена и продукты, изготовленные из семян. Какие семена вы принесли? Как и где их используют? Ответьте  на вопрос: «Для чего необходимо изучать семена?» Вывод: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека.

А теперь, ребята, давайте послушаем интересныесообщения про семена, которые вы приготовили дома (сообщенияучащихся):

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.

Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №10)

2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семянвесят 0,1 г. Оченьмелкиесемена у белозера(отдельноесемявесит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоитиз 30 клеток, мало запас них питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и бістротеряютвсхожесть. Так семена грушанки и орхідей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семенаосины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №11)

3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя- это сухие семена.Унекоторых растений сухие семена сохраняютв схожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет. Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически  бесконечно.

4.Наибольшая  долговечность  свойственна “твердым семенам”. Так удалось прораститьсемена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурииболее 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные  из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №12)

5.Есть семена лекарственные. (слайд №13)

 а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется  при желчекаменной болезни.

г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.

6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №14)

Молодцы! Хорошо постарались, интересная информация.

Ребята, но все ли семена, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать? (учащиеся предполагают план работы)

Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?

Для этого вы отправитесь в лабораторию, где проведете исследовательскую работу. Делимся на группы, у каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы: задания, опорные схемы и рисунки, необходимый набор семян. После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами.

Выполнение лабораторнойработы «Изучениестроениясемяндвудольных и однодольнихрастений»(слайд №15)

Физкультминутка

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Выступление представителей от каждой группы:

1 Группа – строение семени фасоли (слайд №17).

2 Группа – строение зерновки пшеницы (слайд №18).

3 Группа - Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений (слайд №19,20).

А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена(слайд №21) Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха  две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы  одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия(слайд №22)

 Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат(слайд №23).

Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №24)

1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

3.  Семядоли – это первые листья зародыша растения.

4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.

5.

1.Работа со схемами строение семени фасоли (слайд №25,26)и зерновки пшеницы(слайд №27,28).

Растения,  имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.

2. Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой(слайд №29,30).

Заполнение анкеты «Оцените урок»(слайд №31).

(слайд №32)

Изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, прорастить семена для эксперимента.

Задание-эксперимент:                                                    

— Можно ли в домашних условиях вырастить из проросших семян полноценное растение, способное зацвести и дать плоды?

Ребятам нужно высадить проросшие семена в почву в цветочные горшки, ухаживать за растениями. При выполнении данной работы ребята обязательно ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА: Строение семян .

Слайд 2

Покрытосеменные растения 4.Хорошо развита проводящая система, которая обеспечивает быстрое передвижение веществ в растении . 1.Имеют орган семенного размножения – цветок . 2.После отцветания образуется плод, в котором находятся семена. 3.Семена развиваются внутри плода, то есть они защищены (покрыты).

Слайд 3

Жизненные формы растений 3.Травы 1.Деревья 2.Кустарники

Слайд 6

СЕМЯ У меня в руке будущая жизнь Будущий побег и могучий корень. Дружно прорастут они в глубину и ввысь, Лишь вода дождей землю всю напоит. А пока гостит осень на дворе, А пока зима вьюгою все воет Спит и дышит жизнь у меня в руке Будущий побег и могучий корень.

Слайд 8

Тема урока: «Строение семян двудольных и однодольных растений»

Слайд 9

Цели урока: Познакомиться со строением семени. Раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их. Формировать практическое умение и навыки по распознаванию семян и определению семян. Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

Слайд 10

Самые крупные семена

Слайд 11

Самые мелкие семена

Слайд 12

Самые долговечные семена

Слайд 13

Лекарственные семена

Слайд 14

Семена - эталон веса

Слайд 15

Лабораторная работа «Изучение строения семян растений»

Слайд 16

Физминутка Ветер веет над полями Ветер веет над полями, И качается трава. Облако плывет над нами, Словно белая гора. Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. Мы взбираемся на холм, Там немного отдохнём .

Слайд 17

Строение семени фасоли

Слайд 18

Строение зерновки пшеницы Пшеница

Слайд 19

Особенности строения семян других однодольных и двудольных растений Лук Ясень

Слайд 20

Особенности строения семян других однодольных и двудольных растений Миндаль Частуха

Слайд 21

Сравнение

Слайд 22

Однодольные растения Лилия Пшеница Лук

Слайд 23

Двудольные растения Огурец Томат Яблоко Слива

Слайд 24

Выводы: 1.Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества. 2.Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли. 3.Семядоли – это первые листья зародыша растения. 4.Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др. 5.Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох и др.

Слайд 25

2 5 3 6 4 1 Строение семени фасоли

Слайд 26

1.семенная кожура 2.зародыш 5. стебелёк 3. семядоли 6. почечка 4. корешок Строение семени фасоли

Слайд 27

1 2 3 4 5 7 6 Строение зерновки пшеницы

Слайд 28

1.околоплодник 2. эндосперм 3. зародыш 5. стебелёк 4. корешок 6. почечка 7. семядоля Строение зерновки пшеницы

Слайд 29

Тест « Верю - не верю» Прочитав предложения, определите, правильное утверждение или нет. Если правильное, то поставьте "+", если не верно, то поставьте "-" Фамилия , имя: "+" ИЛИ "-" 1. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм. 2. Семена растений, имеющие одну семядолю называются двудольными. 3. Через семявход в семя проникает вода. 4. Снаружи семя покрыто корой. 5. Запас питательных веществ может находиться в эндосперме. 6. В семени двудольных растений две семядоли. 7. Семядоли - это часть зародыша. 8. Запасные питательные вещества находятся в стебельке 9. Семена однодольных растений содержат одну семядолю. 10. У семян фасоли наибольшую массу имеют семядоли. Задание проверил (а): Оценка: Фамилия , имя: "+" или "-" 1. Семенная кожура выполняет защитную роль. 2. Растения класса двудольных имеют одну семядолю. 3. Семенная кожура- это часть зародыша 4. Семя двудольного растения состоит из семенной кожуры и зародыша 5. В зерновке пшеницы запасные питательные вещества находятся в эндосперме. 6. Зародыш зерновки содержит две семядоли. 7. Зародыш семени двудольных растений содержит 2семядоли, корешок, стебелек, почечка. 8. У семени фасоли питательные вещества содержатся в зародыше. 9. У зерновки пшеницы семенная кожура легко снимается. 10. Семя - зачаток растения. Задание проверил(а): Оценка: + + + + + + + + + + + + _ _ _ _ _ _ _ _

Слайд 30

Оценка: «5» – нет ошибок «4» - 1-3 ошибки «3» – 3-5 ошибок

Слайд 31

Анкета «Оцените урок» ( ответ «нет» - 0 баллов; ответ «да» - 1 балл; на 5 и 6 вопросы дать полный ответ) 1.Вам было интересно? 2.Вы узнали что-то новое? 3.Был ли доступным изучавшийся материал? 4.Вы его поняли? 5.Какие возникли трудности (что не поняли)? 6.Ваши пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение семян двудольных и однодольных растений

урок биологии в 6 классе посвящён изучению семян двудольных и однодольных растений.  во время урока учащиеся работают с натуральными объектами, цветной бумагой, выполняют лабораторную работу. в к...

Урок по теме "Строение семян двудольных и однодольных растений"

Урок включает в себя изучение материала как однодольных, так и двудольных растений, лабораторную работу и презентанцию....

урок "Строение семян"

урок построени в форме путишествия- открытия, с элементаами эксперемента. урок опирается на индивидуальные знания,   имеющиеся у учащихся, о строении семяни растения и необходимости получить еще ...

Конспект и презентация к уроку "Строение семян двудольных и однодольных растений"

Конспект и презентация к уроку в 6 классе "Строение семян двудольных и однодольных растений", учебник В.В. Пасечника. Урок включает познавательный материал о семенах, лабораторная работа выполняется п...

конспект+презентация урока биологии 6 кл Строение семян двудольных

конспект+презентация урока биологии 6 кл Строение семян двудольных...

Строение семян двудольных и однодольных растений. 6 класс.(системно-деятельностный подход)

Тема:  Строение семян двудольных и однодольных растений.Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений. Тип урока: открытия новых знанийЗад...

Урок по теме Строение семян

Разработка урока...