Конспект урока по биологии, 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Беляева Елена Николаевна
С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян – дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_paporotniki.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по биологии  6 класс

Тема «Папоротникообразные»  

Цель: 

  • сформировать знания об особенностях строения, размножения и значения  папоротников; сравнить споровые растения; формировать понятия об усложнении и развитии растений;
  • развивать любознательность.
  • познакомить учащихся с особенностями строения и приспособленностью папоротников к условиям жизни;
  •  с ролью папоротникообразных растений в природе;
  • воспитание бережного отношения ко всему живому.
    п продолжить вырабатывать навыки по выполнению лабораторных работ;
  • Продолжить формирование умения работать с учебником;

Оборудование: презентация, натуральные и гербарные образцы  папоротников, грамота, коллекции, фото, полезные ископаемые - каменный уголь, комнатное растение папоротник.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, лабораторная работа,беседа.

Этапы проведения урока

I. Введение

II. Анализ тестовых заданий

III.Фронтальный вопрос

 Вспомните, на какие две группы делят растения по их строению?
Почему водоросли относятся к низшим растениям?

Что свойственно высшим растениям?
Какие группы высших растений мы выучили?

Задание 2
Ответьте на вопросы.

1. Перечислите выраженные ткани мхов. Ответ: Основная, проводящая, механическая, запасающая, покровная.

2.Чем необычен рост мха сфагнума? Ответ: Бесконечный рост и образование торфа из отмершей части растений.

3. Каково строение ризоидов мхов? Ответ: Нитевидные одноклеточные или многоклеточные выросты в нижней части стебля. Они образованы одинаковыми клетками и лишены проводящей ткани.

4. Как устроены коробочки мхов? Ответ: На женских растениях на верхушке образуются коробочки на длинных ножках, покрытые колпачками. В коробочках образуются споры. На верхушке женских растений находятся половые органы с женской половой клеткой.

5. Чем представлено бесполое поколение моховидных? Ответ: Спорофит, растение на котором образуется споры.

6. Чем представлено половое поколение моховидных? Ответ: Гаметофит, стебель с листьями и половыми клетками.

III. Проблемная ситуация и совместное открытие знаний

Учитель: О каких растениях идет речь в моих загадках:

Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!

(Обычно учащиеся затрудняются ответить.)

Сегодня мы познакомимся еще с одной группой высших споровых растений – папоротниками.

Древние славяне поклонялись богу Яриле. Ярило, как гласит предание, за почтительное к себе отношение или просто от щедрот своих сделал людям божественный подарок – даровал им огонь. Каждый год посылает он людям огонь, который разгорается и имеет вид огненного цветка – папоротника. Отсюда и название папоротника – «огнецвет», «царь-огонь», «цвет-огонь».
«Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно. Движется и становится все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя» - так писал Николай Васильевич Гоголь фантастическое событие, происходящее в ночь на Ивана Купалу.

С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян – дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника.

По поверью, в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника, тот приобретет множество полезных свойств: станет понимать язык цветов и птиц, деревьев и зверей, может стать невидимым, а главное начнет видеть сквозь землю и, конечно найдет все клады, где бы они, не были спрятаны.
Проблемный вопрос:
 Правда ли, что папоротник цветет? И с его помощью можно найти клад?
На этот вопрос мы сможем ответить чуть позже, после того как ознакомимся. Для решения поставленных перед нами задач и ответа на проблемный вопрос мы разберем сегодня следующие вопросы:
Древние папоротникообразные.
Среда обитания и жизненные формы.
Многообразие папоротникообразных.
Особенности строения

Поясните высказывание: «уголь – это жившие когда-то и окаменевшие споровые растения»
Папоротники – наиболее древняя группа вымерших растений. Но был на Земле период, когда папоротники занимали господствующее положение.
300 млн. лет назад было время наивысшего расцвета папоротникообразных. Они безраздельно господствовали на всей планете. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м. Отмершие растения падали на залитую водой почву. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без доступа кислорода они превратились в каменный уголь.

Итак, мы убедились, что для жизнедеятельности папоротников нужна вода.
В настоящее время на земном шаре насчитывают около 10 тыс. видов.

Произошли папоротники от потомков псилофитов.

Учитель: Найти ответы на данные загадки вы сможете после изучения новой темы!

Опасно через меру пристраститься
К давно налаженному обиходу:
Лишь тот, кто в путь готов пуститься,
Выигрывает бодрость и свободу.
                        Г.Гессе “Игра в бисер”

(Пояснения учителя.)

– Предлагаю работу в группах – совместное открытие знаний!

карточка  содержит информацию о папоротниках.

Каждая группа готовит краткое сообщение о папоротниках.

Также учащиеся используют текст и иллюстрации учебника, таблицы, схемы размножения  папоротников. В случае возникновения каких-либо вопросов, контакт учителя с группой осуществляется через организатора группы.

Карточка 1

Строение

Размножение

Значение

Папоротники  - высшие споровые  растения Тело папоротника расчленено на корень, стебель и лист.

Листья папоротников, называются  вайями. По гречески «вайя» - означает пальмовая ветвь.
Листья папоротников длительное время продолжают верхушечный рост, образуя при этом характерную разворачивающуюся “улитку”. В большинстве случаев фотосинтезирующие листья расчленены на черешок и пластинку. У большинства папоротников листья перистые. Черешки листьев покрыты чешуйками. По массе и размерам они, как правило, значительно преобладают над стеблем. У папоротников листья выполняют  фотосинтезирующую и спороносную функцию. Стебель папоротников обычно не бывает сильно развит. Только у древовидных папоротников он представлен прямостоячим стволом, несущим на верхушке крону листьев. У большинства же папоротников короткий горизонтально расположенный стебель представлен корневищем. Корневище образует. придаточные корни и листья покрывают его равномерно. Придаточные корни, как и стебель, имеют сосудистые пучки, Наличие проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам, поскольку всасываемая корнями вода по сосудам стебля передвигается в листья.

Бесполое - спорами

Спорангии развиваются на обыкновенных зеленых листьях или на специализированных листьях. Располагаться они могут одиночно или группами – сорусами. Сорусы расположены с нижней, лучше защищенной стороны листьев.

При созревании спорангии вскрываются и споры высыпаются. Большинство папоротников – споровые растения

Половое-гаметами

Из проросшей споры развивается небольшая зеленая пластинка-заросток. Гаметофиты (заростки) обитают обычно на поверхности почвы. Они обоеполые, зеленые, маленькие, разные по форме. К почве гаметофит прикреплен многочисленными ризоидами. На нижней стороне заростка - гаметофита развиваются сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение происходит только в капельножидкой  водной среде.

После оплодотворения из зиготы развивается молодой побег и придаточные корни. Он растет и превращается в молодой папоротник

 Вегетативное :
корневищами - почками (по длине листа, у некоторых представителей папоротников, располагаются почки.


Некоторые виды папоротников используют в качестве декоративных растений (нефролепис). Молодые листья определенных видов употребляют в пищу. Отвары корневищ и настойки некоторых папоротников применяют в медицине как болеутоляющие, противовоспалительные, противоглистные средства, для лечения легочных заболеваний, рахита, желудочных расстройств.

Встречаются папоротники в разных экологических условиях. Большинство из них растет в тропических лесах, где они представлены древовидными, травянистыми формами, эпифиты, растущие на деревьях. Древовидные папоротники имеют ствол высотой до 25 м. На верхушке ствола находится крона из больших вечнозеленых листьев, длиной до 5 м. И в настоящее время в Австралии и Новой Зеландии встречаются древовидные папоротники.
В Казахстане встречаются только травянистые формы, древовидные можно у нас увидеть только в ботанических садах.
Самым маленькими папоротниками считаются хецистортерис пумила и азолла карилиниана. Длина этих видов едва достигает 12 мм.
Около 2/3 из 12000 видов папоротников преимущественно произрастают в тропиках, а оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Практически нет папоротников в степях и пустынях.
С чем связано такое распространение папоротников на планете?
Какова среда обитания?
В лесах встречаются несколько десятков видов папоротников: орляк обыкновенный, кочедыжник женский, щитовник мужской, лиственник, голокучник, страусник.
В настоящее время папоротники – вымирающая группа растений.
Многие виды занесены в Красную книгу Казахстана – папоротник мынжилкенский.
Всем известно, что исчезновение какого-либо растений или животных приведет к нарушению экологического равновесия в природе, чтобы этого не произошло, папоротники необходимо беречь и охранять, как и другие виды растений.
Что мы можем сделать для сохранения редких видов?
К названию некоторых папоротников добавляются слова «женский», «мужской».
Это связано с тем, что у некоторых листья-вайи - жесткие, грубые – их назвали мужскими, а у других – нежные тонкие, изящно вырезанные – женские.
Папоротник - кочедыжник получил название потому, что если оторвать вайю папоротника-кочедижника осенью, то у основания черешка можно увидеть кривое острие, по форме и размеру очень похожее на инструмент - кочедыжник, без которого не могли раньше обойтись сельские жители. Его использовали при плетении лаптей.
А теперь давайте ответим на вопрос:  цветет ли папоротник?
Нет, папоротники никогда не цветут. 
Но существует один очень редкий папоротник, который может ввести людей в заблуждение. Дело в том что у всех папоротников споры располагаются в основном на листьях снизу, а у папоротника- ужовника – на вытянутой части вайи. И похожи они на бутончики маленьких цветков. Что возможно и ввело в заблуждение не очень осведомленного человека, и дали толчок к народным фантазиям

          Лабораторная работа

Тема: Внешнее строение  папоротникообразных.

Цель работы: Изучить  особенности внешнего строения папоротников и их спороносящих органов.

Оборудование: гербарии  папоротников, живые комнатные папоротники, Ход работы:

1. Прочитайте по учебнику в параграфе 19, 3 абзац, стр.63, рассмотрите рис.45(стр.64)

2. Рассмотрите гербарии папоротников, найдите корневище, укороченный стебель, вайи.

3. На нижней стороне вайи найдите коричневые бугорки, как они называются, для чего они папоротникам?

Заполните сравнительную таблицу.

Папоротник

Жизненная форма

Органы

Спороносный орган

Заполните схему:                

                                 Размножение папоротника:

                       1. Бесполое        2. Половое

 А)        А)

Вывод :

Учитель: Предлагаю отдельным учащимся озвучить основные выводы по работе.

IV. Проверка усвоенных на уроке знаний

  Самоконтроль.

            1. Папоротники – однолетние растения.

            2. Папоротники – многолетние растения.

            3. Папоротниковидные имеют корневища с корнями.

            4. Папоротниковидные имеют ризоиды.

            5. Вайи папоротников – это стебель с листьями.

            6. Вайи папоротников – это листья.

            7. Папоротники – это семенные растения.

            8. Папоротники – это споровые растения.

9.Оплодотворение у папоротников осуществляется без участия воды

10 Оплодотворение у папоротников осуществляется только в

присутствии  воды

11.Листья папоротника выполняют функцию:фотосинтеза?

12. Листья папоротника выполняют функцию:фотосинтеза

и спорообразования

Папоротники

Побег

Нет деления на весенний и летний

Стебель

Короткий, жесткий

Листья

Вайи

Корни

Корневище, придаточные

Вегетативное размножение

Почками на корневищах

Бесполое размножение

Спорофит

Половое размножение

Гаметофит

Учитель сообщает правильные ответы. Учащиеся оценивают свою работу.

Учитель: Найдите ошибку в предложенном тексте: “…папоротник цветет в глухую, июньскую ночь, накануне религиозного праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой – помогает найти клады, скрытые в земле”.

Ответ учащихся: у папоротников нет цветков.

Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях
 
Ответ учащихся: папоротник

Вывод: 

V. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель: Что вы сегодня узнали на уроке?

  1. Растущие на земле папоротники – очень древние растения.(да)
  2. Папоротники – это высшие споровые нецветковые растения.(да)
  3. Заросток папоротника называется спорофитом.(нет)
  4. Взрослую стадию папоротника называют гаметофитом.(нет)
  5. Половое размножение папоротника происходит при наличии воды.(да)
  6. Спора – орган бесполого размножения растений.(да)

По результатам тестирования все ученики с работой справились.

ответы учащихся:

VI. Домашнее задание.

Обязательные задания: 

  1. Чтение текста учебника стр.56-67.

Задания выполняются учащимися по желанию: 

  1. Напишите мини-сочинение на тему: “Путешествие в лес каменноугольного периода”.
  2. Составить кроссворд, с ключевым словом – папоротник

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...

Конспект урока по биологии для 7 класса: Обобщение класса двудольные, характерные особенности растений класса однодольные.

Урок проводится в 7 классе ,как обобщение темы класса Двудольные.Ребята в игровой форме,вспоминают особенноти семейств,разгадывают загадки,расказывают о практическом значении представителей семейств.Т...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...