Размножение и развитие птиц.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Егина Вера Федоровна

Познакомить учащихся со строением яйца и процессом размножения птиц .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmnozhenie_i_razvitie_ptits_.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                   Размножение и развитие птиц.

Цель урока:  Познакомить учащихся со строением яйца и процессом размножения птиц .

Воспитать бережное отношение к природе , к птицам в период гнездования .                                                                                                                                        Развивать образное мышление , познавательную активность , память , коррекцию речи .

Оборудование:  Плакаты , модель яйца ,словарь , рабочие тетради .

  1. Организационный момент .

Подготовка учащихся к уроку

  1. Проверка домашнего задания .

Беседы по вопросам .

  1. .  На какие две группы делятся все животные ?
  2.  .  Какие классы животных мы изучили ?
  3.  .  Какое значение имеет скелет для позвоночных животных ?

   ( Внутренняя опора тела , защита внутренних органов )

  1. .  Какой класс животных мы изучаем ?

Учитель :  Эти животные живут повсюду . Они заселили леса , горы , степи , простые водоёмы , прибрежные части морей . Они не только украшение природы , но и без них не было бы растений .

Учащимся предлагается вспомнить ,какие приспособления к полёту и жизни на суше выработались у птиц :

а ) Тело покрыто перьями .

б ) Передние конечности видоизменены в крылья .

в ) Сросшийся позвоночник во всех отделах , кроме шейного .

г ) Образование « кости-киля » : - это место прикрепления мышц .

      ( Хорошо развиты грудные – летательные мышцы ,. Отсутствие челюстей с зубами и наличие лёгкого рогового клюва . )

д ) Двойное дыхание , при котором кровь  насыщается кислородом на вдохе и выдохе .

е ) Постоянная температура тела  +12 , зимой

      Активны в течении всего года.

ё ) Хорошо развиты слух и зрение .

ж ) Быстро идёт обмен веществ . Лучше развиты такие системы как : нервная , кровеносная , пищеварительная и т. д .

Все эти черты дают нам основание сделать вывод , что в процессе эволюции птицы достигли более высокого уровня развития , по сравнению с пресмыкающимися . Оказывается это не все черты . Для этого мы должны повторить тему : « Особенности внутреннего строения птиц «

                    Беседа : Какие органы пищеварения имеются у птиц ?

                                     Какие изменения  с пищей происходят в желудке ?

                                     Где и как у птиц происходит измельчение пищи ?

                                    Под влиянием каких пищеварительных соков происходит переваривание пищи в кишечнике ?

                                 Почему дыхание птиц называют двойным дыханием ?

                                 Чем сердце птицы отличается от сердца пресмыкающихся ?

                                В каких органах кровь освобождается от вредных веществ ?

Учитель :            Наша задача сегодня на уроке получить представление об особенностях строения половой системы птиц , формировании и строении яйца , развитии зародыша и типы развития птенцов . И как птицы заботятся о птенцах .

Объяснение новой темы

- Какие выделяют группы птиц по образу жизни ?

Осёдлые : - это птицы , которые живут в течении всего года , в одной и той же местности и сезонных перемещений  у них не бывает . В конце лета некоторые из них делают запасы . ( Голуби , воробьи , синицы , сойки , галки , вороны . ).

Кочующие : - Это птицы , соединяясь в небольшие стайки , постепенно откочёвывают к югу , не имея постоянных мест зимовок . ( Свиристели , совы , дятлы , поползни , корольки , снегири , грачи . ) .

 Перелётные : - В конце лета или в начале осени , в связи с уменьшением пищи , улетают на зиму  в тёплые края , где проводят зиму . А весной возвращаются в тёплые края . ( Соловьи , иволги , стрижи , ласточки , гуси , утки , журавли . ).

Дети распределяют птиц по группам на магнитной доске .

Учитель :   Где бы ни проводили зиму птицы , весной они своими определёнными перелётными путями возвращаются обратно , к своим местам гнездования . Что бы отложить яйца , вывести и вырастить своё потомство .

Птицы раздельнополы , их органы размножения расположены внутри полости тела . Яйца развиваются не все сразу , а по одному .

Самки откладывают яйца , которые образуются в яичнике  ( один яичник ) , яйцевод , клоока . У самца два семенника и два семяпровода . Яичник напоминает маленькую гроздь винограда . Каждый пузырёк заключает в себе яйцевую клетку . Созревая она увеличивается в размерах , в ней накапливаются питательные вещества и она превращается в желток будущего яйца . Оболочка пузырька разрывается  и яйцеклетка выходит из яичника в яйцевод , где происходит оплодотворение ( внутреннее ), начинается развитие зародыша , а вокруг желтка формируется толстая оболочка из белка . Пет вырабатывается особыми железами в стенках яйцевода . Двигаясь по яйцеводу формируются оболочки и скорлупа . Путь формирования яйца до откладки около суток . ( После оплодотворения ,  яйцо содержащее зародыш продвигается по яйцеводу и покрывается известковой скорлупой , защищающей зародыш . Желток – запас питательных веществ для развития зародыша .).

1.Рассмотрим яйца с помощью макета .

2 . Что находится внутри яйца . ( Осторожно выпустив на блюдце сырое куриное яйцо. Найдите на желтке < зародышевый диск > и в белке  <канатики> .).

Почему желток внутри свежего яйца не смешивается с белком .

 (Иголкой прокалите желток )

Чем объяснить , что теперь он начинает растекаться ?

( Возьмите в руки скорлупу яйца . Найти подскорлуповую оболочку .).

(Дети находят белок , желток , зародыш ,канатики .).

Почему желток внутри свежего яйца не смешивается с белком ?

3. Значение оболочек . Воздушная камера ( которая на варёном яйце ) .

Опыт : Обнаружение пор в тупой и острой части скорлупы , налив до половины чёрной туши , разбавленной водой .

Почему в тупой части скорлупы образуется больше пор , чем в острой ?

Воздушная камера необходима для развития и дыхания зародыша . ( Оболочка защищает зародыша от проникновения микробов ) .

Какие части служат запасом пищи и воды развивающемуся зародышу ?

Для развития нужны не только питательные вещества , но и кислород и тепло . Поэтому перед откладкой большинство птиц строят гнёзда .

Вот почему птицы спешат на Родину . С их прилётом оживает природа . Пение птиц – это не просто забава , это сигнал другим птицам о том , что участок уже занят , здесь есть хозяин , здесь они кормятся , строят гнёзда .        ( Трели дятла , пение скворца , жаворонка , соловья ) .

Птицы высокоорганизованные организмы . Это отмечается особо в период их размножения . Когда они образуют пары , ухаживают друг за другом в брачный период и готовятся к развитию потомства .

Чтение по книге

Спрашивает грач у коростеля :

- Коростель , ты чего запоздал , из тёплых краёв так поздно прилетел ?

- А ждал , когда мой дом подрастёт .

- Как это – дом подрастёт ?

- Ты на дереве грач живёшь , тебе не понять .

- Где же находится дом коростели и почему он должен подрасти ?

На земле почти 9-ть тысяч видов птиц , а в нашей стране 700 видов. Все они строят гнёзда , откладывают яйца .Строят самка и самец ,часто работают вместе .

4 . Где и из чего строят гнёзда птицы ?

Дополнения учителя :  ( Показ гнезда , рисунков , наглядностей . На земле строят жаворонок , соловей . ).

- Какое значение имеет гнездо при выведении яиц ? ( чтение стр 103 ) .

- Какие птицы обходятся без гнёзд ? ( кукушка ) .

- Как птицы заботятся о кладке ?

- Какими вылупляются птенцы из яиц ?

- Как птицы заботятся о птенцах . ( стр 103 )

ПТЕНЦОВЫЕ : ( грачи , воробьи , ласточки , дятлы , орлы , голуби , попугаи ) .

ВЫВОДКОВЫЕ : ( утки , гуси , куры , журавли , дрозды , страусы ) .

Дополнительные рассказы : Забота о потомстве ( стр 158 стар зоология ) .     Кормит чучело птенца . ( планы ) .

Закрепление нового материала .

1 . Работа с рабочей тетрадью .

2 .  Какие правила поведения в природе необходимо соблюдать ? ( плакат )

  1. . Как следует себя вести , если вы обнаружили гнездо ? Почему ?

Дрозды в первых числах мая приступают к строительству гнёзд . Они болезненно относятся к появлению человека и могут бросить гнездо с яйцами . Построят новое гнездо , но в другом месте и отложат яиц меньше .

Дополнительное чтение : « Мастера без топора.» ( стр 140 )

1 . Не лови и не уноси домой  здоровых птенцов . Их родители рядом , хотя и не показываются тебе на глаза . Они сами позаботятся о своём потомстве .

2. Если у тебя есть собака , не бери её с собой в лес весной и в начале лета . Она легко может поймать плохо летающих птенцов .

3 . Если случайно окажешься рядом с гнездом птицы , не бери в руки яйца или птенцов , сразу же уходи . Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

размножение и развитие птиц

презентация к уроку...

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

Размножение и развитие птиц. Годовые циклы и перелёты.

Особенности размножения и индивидуального раз­вития птиц; сходство птиц и пресмыкающихся. Знакомство учащихся с сезонными явлениями в жизни птиц различных видов; формирование знаний о приспособл...

План - конспект урока" Размножение и развитие птиц"

Разработка урока по биологии " Размножение  и развитие птиц" с  современными целями,  с использованием технологических карт, по учебнику и тетради под редакцией Константинова...

Урок "Размножение и развитие птиц"

Урок открытия новых знаний. Работа учащихся с натуральными объектами, с ЦОРами....

"Размножение и развитие птиц".

Урок изучения нового материала по теме : "Размножение и развитие птиц". Данная методическая разработка позволяет систематизировать знания об особенностях размножения и развития различных групп животны...