Урок и презентация по теме: "Клетки крови"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок и презентация разработаны для изучения темы по клеткам крови. В разработке представлены карточки для групповой и индивидуальной работы, имеется презентация, которую выполнили дети. Урок включает небольшую лабораторную работу по изучению эритроцитов человека и лягушки. Обучающиеся работают в группах, каждая группа изучает клетки крови. 1 группа - эритроциты, 2 группа - лейкоциты, 3 группа - тромбоциты, затем с использованием изученного материала и презентации ребята рассказывают о своих полученных знаниях обучающимся других групп. В конце урока на рефлексии обучающиеся составляют "Синквейн".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kletki_krovi.ppt | 2.81 МБ |
urok_no_15.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эритроциты
Количество эритроцитов у женщин — 3,9—4,9, у мужчин — 4,5 - 5 млн. в 1 кубическом миллиметре . Более высокое содержание эритроцитов у мужчин связано с влиянием мужских половых гормонов — андрогенов, стимулирующих образование эритроцитов. Количество эритроцитов варьирует в зависимости от возраста и состояния здоровья .
Продолжительность жизни эритроцитов у взрослых людей составляет около 3 месяцев, после чего они разрушаются в печени или селезенке. Каждую секунду в организме человека разрушается от 2 до 10 млн. эритроцитов. Старение эритроцитов сопровождается изменением их формы.
Содержимое эритроцита представлено главным образом дыхательным пигментом гемоглобином, обусловливающим красный цвет крови. Однако на ранних стадиях количество гемоглобина в них мало, и на стадии эритробластов цвет клетки синий; позже клетка становится серой и, лишь полностью созрев, приобретает красную окраску.
Левенгук первым открыл эритроциты. Марцелло Мальпиги принял их за шарики жира.
Факт N 1: Лейкоциты в организме человека живут 2-4 дня, а эритроциты - 3-4 месяца. Факт N2 : Если все эритроциты человека уложить рядом, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору. Факт N3 : Если считать эритроциты человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тысяч лет. Факт N4 : Длительность жизни каждого эритроцита составляет в среднем 120 дней. Факт N5 : В одном кубическом миллиметре крови в среднем содержится 4,5 миллионов эритроцитов.
Лейкоци́ты (от греч. белая клетка) — белые кровяные клетки человека и животных. Выделенные по признаку отсутствия самостоятельной окраски и наличия ядра. Главная сфера действия лейкоцитов — защита.
Вещества, вызывающие реакцию воспаления, привлекают новые лейкоциты к месту внедрения чужеродных тел. Уничтожая чужеродные тела и поврежденные клетки, лейкоциты гибнут в больших количествах. Гной, который образуется в тканях при воспалении — это скопление погибших лейкоцитов. Важный вклад в изучение защитных свойств лейкоцитов внес Илья Мечников. Он обнаружил и изучил явление фагоцитоза.
Белые клетки Имеют ядро Самые крупные Образуют ложноножки
В среднем в 1 мл крови содержится 4500-8000 лейкоцитов. Количество клеток зависит от того, сыт человек или голоден, работает ли он физически или отдыхает, болен – здоров. На количество лейкоцитов влияет даже время суток.
1) Костный мозг взрослого человека за 70 лет жизни отдает тонну лейкоцитов. 2) Лейкоциты в организме человека живут 2—4 дня, либо 100 – 200 дней. 3) Количество лейкоцитов обычно несколько повышается к вечеру, после приёма пищи, а также после физического и эмоционального напряжения.
Тромбоциты
История открытия В марте 1842 года во Франции Александр Донне сообщил об открытии новых форменных элементов, которые он назвал кровяными пластинками. К сожалению, многие в то время стали считать, что эти мельчайшие частицы не играют никакой роли в организме или образуют эритроциты. Детально их описал итальянский врач Бицоцеро в 1882 году. Кровяные пластинки стали называть бляшками Бицоцеро.
клетки не имеют ядра представляют собой части клеток имеют митохондрии, рибосомы Строение тромбоцита
Норма Число клеток может сильно колебаться, в среднем в 1 кубическом мм от 200 до 400 тысяч.
Свойство Разрушаются при повреждении сосудов, с освобождением тромбопластина.
Функции Главная функция – принимают участие в свертывании крови, предотвращая большую кровопотерю при ранении сосудов .
Интересные факты Если все тромбоциты расположить в цепочку, то получится расстояние в 6000 км (от Москвы до Читы). Относительно недавно установлено также, что тромбоциты играют важнейшую роль в заживлении и регенерации поврежденных тканей, освобождая из себя в раневые ткани факторы роста, которые стимулируют деление и рост поврежденных клеток.
Результаты исследования, проведенного международной группой специалистов, позволили установить тот факт, что тромбоциты, ответственные за свертывание крови, способны размножаться самостоятельно, не взирая на отсутствие у себя клеточного ядра. Интересные факты
Использованные ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki http://medforyour.info/html/kletkikrovi1.html http://www.medbiol.ru/medbiol/anatomia http://go.mail.ru/search_images
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 589 Колпинского района Санкт-Петербурга
Разработала: Понтякова Елена Владимировна заместитель директора по УВР, учитель биологии.
Особенности строения клеток крови.
Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях строения клеток крови, познакомить учащихся с разнообразием клеток, строением и функциями клеток крови, совершенствовать навыки работы с микроскопом и микропрепаратами.
Формирование УУД.
- Личностные:
- формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы
- формирование личностных представлений о строении и функциях клеток крови
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности
2. Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- умение работать с разными источниками информации: находить нужную информацию, анализировать и оценивать
3. Предметные:
- называть функции эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов
- выполнять лабораторные наблюдения с помощью микроскопа, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы
- соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
1.Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
Индивидуальная работа (работа по раздаточному материалу).
Заполните схемы.
- Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма и в каком количестве?
- Функции крови
Почему кровь называют – «носительницей жизни?».
- Состав крови
Плазма - % | ……………….. – 40% | |
Неорганические вещества | Органические вещества | Форменные элементы (клетки крови) |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
3. | 3. |
Фронтальный опрос.
- Что представляет собой внутренняя среда организма, в чём её значение?
- Что такое физиологические растворы, когда они используются?
- Чем опасно заболевание, при котором кровь не свёртывается?
3. Изучение нового материала.
На прошлом уроке вы получили домашнее задание по группам. Каждая группа подготовила материал о клетках крови и представила материал в форме презентации.
По ходу выступления группы остальные заполняют таблицу.
Клетки крови | Количество В 1мм3 | Продолжи- тельность жизни | Особенности строения | Свойства | Где образуются | Где разрушаются | Функции |
- Эритроциты – впервые были обнаружены голландцем Антони ван Левенгуком, тельца имели красный цвет, за что он назвал их корпускулами (по латыни – тельца). Итальянский врач Марчелло Мальпиги принял их за жировые шарики. В настоящее время эти клетки называют эритроцитами (от греч. «эритрос» - красный, «цитос» - сосуд, клетка). В 1мм3 крови содержится 4-5 млн. клеток (если положить все эритроциты друг на друга, получится столбик высотой 62 км, общая поверхность всех эритроцитов - 3800 м2 ( это в 1500 раз больше всей поверхности тела человека).
Имеют форму двояковогнутого диска ?(больше площадь). Заполнены гемоглобином, перенос кислорода очень важная функция – эритроциты в процессе развития лишились ядра, сами не могут размножаться (костный мозг – производит клетки крови постоянно, для нормального кроветворения необходим витамин В12).
Провести лабораторную работу по сравнению эритроцитов лягушки и человека.
Пронаблюдайте и сравните: какие клетки имеют ядра, какую форму имеют клетки? Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?
Свойства – эластичны, могут образовывать «монетные столбики» (для чего?).
Продолжительность жизни – 80-120 дней, затем разрушаются в печени, селезёнке.
- Лейкоциты – получили своё название от греч. «леуцос» - белый, бесцветный. Самые крупные клетки крови, размеры их составляют от 8 до 20 мкм, имеют шаровидную форму, ядро, способны самостоятельно активно двигаться, выходить за пределы сосудов. Долгое время учёные не могли определить их функции, пока в 1882 году И.И.Мечников на основе своего опыта с личинкой морской звезды сделал вывод о том, что подобные клетки выполняют функцию защиты организма от внешних агентов. Мечников назвал эти клетки фагоцитами, а явление фагоцитозом.
- Тромбоциты - (кровяные пластинки, бляшка Биццоцеро) (от др.-греч. θρόμβος — ком, сгусток; κύτος — вместилище, здесь: клетка) — мелкие плоские бесцветные тельца неправильной формы, в большом количестве циркулирующие в крови; это постклеточные структуры, представляющие собой окружённые мембраной и лишённые ядра фрагменты цитоплазмы гигантских клеток костного мозга — мегакариоцитов. Образуются в красном костном мозге. Средняя продолжительность жизни кровяных пластинок составляет 2-10 суток, затем они утилизируются в печени и селезёнки. Функция тромбоцита заключается в предотвращении большой кровопотери при ранении сосудов, а также заживляет и регенерирует поврежденные ткани.
Относительно недавно установлено , что тромбоциты играют важнейшую роль в заживлении и регенерации поврежденных тканей, освобождая из себя в поврежденные ткани факторы роста, которые стимулируют деление и рост поврежденных клеток. В среднем, количество тромбоцитов в крови составляет 150—400 Г/л. Тромбоциты исследуют методом Фонио: на один миллион эритроцитов в норме приходится 60—70 тысяч тромбоцитов.
Вывод:
- В крови содержаться эритроциты, лейкоциты, тромбоциты
- Они имеют разное строение и выполняют определённые функции, очень важные и обеспечивающие жизненно важные процессы организма человека.
Синквейн.
Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
1.эритроциты 2.красные, двояковогнутые 3.переносят, дышат, слипаются 4.эти клетки обеспечивают дыхание 5.жизнь | 1.лейкоциты 2.бесцветные, ядерные 3.борятся, поедают, спасают 4.помогают бороться с микробами 5.защита | 1.тромбоциты 2.части клеток, без ядра 3.защищают, образуют тромб, заживляют 4.тромб закупоривает повреждённый сосуд 5.спасение |
Домашнее задание:
- подготовить информацию о первой вакцинации
-сделать сообщение об Эдварде Дженере.
Приложения.
- Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма и в каком количестве?
- Функции крови
Почему кровь называют – «носительницей жизни?».
- Состав крови
Плазма - % | ……………….. – 40% | |
Неорганические вещества | Органические вещества | Форменные элементы (клетки крови) |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
3. | 3. |
- Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма и в каком количестве?
- Функции крови
Почему кровь называют – «носительницей жизни?».
- Состав крови
Плазма - % | ……………….. – 40% | |||||||||
Неорганические вещества | Органические вещества | Форменные элементы (клетки крови) | ||||||||
1. | 1. | 1. | ||||||||
2. | 2. | 2. | ||||||||
3. | 3. | |||||||||
2. | ||||||||||
Клетки крови | Количество В 1мм3 | Продолжи- тельность жизни | Особенности строения | Свойства | Где образуются | Где разрушаются | Функции | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока и презентация по теме "Группы крови. Переливание крови"
методическая разработка содержит тему, цель, задачи урока, приложение в виде презентации. Тип урока- комбинорованный, метод обучения - проблемный. Методическая разработка составлена к уроку по п...
презентация на тему: "КЛЕТКА"
презентация на тему: "КЛЕТКА"...
презентация на тему "Клетка".
Презентация по теме клетка для демонстрации на уроках в 9 -11 классах при изучении раздела "Цитология"....
Урок биологии. 5 класс. Тема: «Клетка – элементарная структурная единица строения живых организмов»
Материал урока направлен на создание условий для обобщения, систематизации и закрепления знаний, для проверки качества усвоения учебного материала по теме: «Основы цитологии»...
Презентация по теме "Клетка"
Данную презентацию можно разделить на 2 урока. Она дана для 6 класса, но может быть использованна и для других классов с корректировкой домашнего задания...
Презентация на тему "Клетка"
Презентация к уроку по учебнику Биология 7 класс под ред. Пономаревой...
урок биологии 9 класс. тема Клетка
Урок обобщения и систематизации знаний по теме Клетка....