Элективный курс для 9 классов
элективный курс по биологии (9 класс) на тему
Данная программа составлена для учащихся 9 класса. Настоящая программа рассчитана на 68 часов(по 2 часа в неделю).
Программа разработана на один год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt._kurs_9_kl._2ch.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 г. Альметьевска Республики Татарстан»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____/ Бабаева Н.А / Протокол №__ от «28» августа 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №11» ______/Канифова А.Н «28» августа 2017г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №11 ________/Р.Р.Беляева / Приказ № __ от «29» августа 2017г.
|
Рабочая программа
По элективному курсу «Познание биологии»
Класс-9
Учитель биологии- Асадуллина Разина Хамитовна
«Принято»
Педагогическим советом протокол
От 29 августа 2017г. №__
- учебный год
Пояснительная записка.
Данная программа составлена для МБОУ «СОШ №11»,учащихся 9 класса. Настоящая программа рассчитана на 68 часов(по 2 часа в неделю).
Программа разработана на один год.
Учебно методический комплекс:
Учебник по общей биологии и экологии для 9 класса-А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, издательство «Дрофа», г.Москва, 2009г.
Планируемые результаты изучения элективного курса.
В результате изучения элективного курса ученик должен:
быть направлен на достижение следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье -сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Краткое содержание программы по темам.
1. Биология – наука о живой природе(1ч.).
Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Демонстрации.
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: понятие биологических систем; уровни организации живой природы; методы познания живой природы.
2. Клетка как биологическая система (10ч.).
Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток. Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.
Практическое задание: решение задач по синтезу белка и генетическому коду.
Демонстрации.
Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: элементный состав клетки, строение молекул воды; молекул углеводов, липидов, белков, молекул ДНК, РНК и АТФ; строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Пространственная модель молекулы ДНК.
Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: обмен веществ и превращения энергии в клетке; строение хлоропласта; процесс фотосинтеза; строение митохондрии.
Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: генетический код; биосинтез белка; строение вируса; строение хромосомы. Динамическая модель синтеза белка на рибосоме.
Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: строение тканей растений и животных; способы бесполого размножения; оплодотворение у растений и животных; стадии развития зародыша позвоночного животного; постэмбриональное развитие.
3. Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. Растения (10ч.).
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — неклеточные формы. Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль грибов и лишайников в природе. Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле.
Демонстрации.
Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: строение, размножение, многообразие и применение растений; строение, размножение, многообразие бактерий, грибов, лишайников.
4. Многообразие организмов. Животные (10ч.).
Царство животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.
Демонстрации.
Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: строение, размножение, многообразие и использование человеком животных.
5. Организм человека (12ч.).
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, выделительной. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Демонстрации.
Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: строение и особенности тканей человека, строение и функции органов и систем органов человека.
6. Основы учения о наследственности и изменчивости (9ч.).
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные генетические понятия. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т.Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции. Селекция, её задачи и практическое значение. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).
Демонстрации.
Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: моногибридное и дигибридное скрещивания и их цитологические основы; перекрест хромосом; сцепленное наследование; взаимодействие генов; различные мутации (разные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений методы селекции; селекцию растений и животных; успехи селекции; исследования в области биотехнологии. Гербарный материал злаков с гомологической изменчивостью (остистые, безостые, высокие, карликовые растения и т. д.).
Динамические пособия «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание».
7. Основы эволюционного учения (8ч).
История развития эволюционного учения. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Доказательства эволюции. Вид, критерии вида. Популяция – единица эволюции. Изоляция. Борьба за существование и естественный отбор. Развитие органического мира. Эволюция человека. Человеческие расы.
Демонстрации.
Схемы, таблицы и фотографии, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие: движущие силы эволюции; движущий и стабилизирующий отбор; возникновение и многообразие приспособлений у организмов (кактусов, орхидей, морских млекопитающих и т. д.); образование новых видов в природе; географическое и экологическое видообразование; формы эволюции — дивергенцию, конвергенцию, параллелизм; пути эволюции — ароморфоз, идиоадаптацию, дегенерацию; основные ароморфозы в эволюции растений и животных; эволюцию растительного и животного мира; иллюстрирующие флору и фауну позднего протерозоя, палеозоя, мезозоя, кайнозоя (ледниковый период); предшественников человека (австралопитек, неандерталец, кроманьонец); орудия труда человека умелого, неандертальца, кроманьонца).
8. Основы экологии (8ч.)
Что такое экология? Экологические факторы. Влияние абиотических факторов на организмы. Биотические отношения. Популяция. Сообщества. Экосистемы и биогеоценозы. Развитие биогеоценозов. Агроценозы. Биосфера. Структура и свойства биосферы. Влияние человека на биосферу.
Демонстрации.
Схемы и таблицы, презентации, мультимедийные диски, иллюстрирующие экологические факторы и их влияние на организмы; различные экосистемы; трофические уровни экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; сукцессии; строение биосферы; круговороты углерода, азота, фосфора и кислорода; биоразнообразие; последствия деятельности человека в окружающей среде; редкие и исчезающие виды.
Динамические пособия «Типичные биоценозы», «Агроценоз».
Календарно-тематическое планирование.
1. Биология – наука о живой природе(1ч.).
№ п/п | Кол-во часов. | Темы уроков. | Дата планируемая | Дата фактическая |
1 | Биология как наука | 07.09 |
2. Клетка как биологическая система (10ч.).
|
|
|
| |
1 | Клеточная теория | 07.09 | ||
2 | Строение клетки. | 14.09 | ||
3 | Многообразие клеток | 14.9 | ||
4-5 | Химический состав клеток | 21.09-21.09 | ||
6 | Фотосинтез. Хемосинтез | 28.09 | ||
7 | Дыхание | 28.09 | ||
8 | Синтез белков | 05.10 | ||
9 | Способы деления клеток | 05.10 | ||
10 | Размножение организмов. Онтогенез | 12.10 |
3. Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. Растения (10ч.).
(1) | (2) | (3) | (4) | |
1 | Бактерии. Строение, многообразие, значение | 12.10 | ||
2 | Грибы. Строение, многообразие, значение | 19.10 | ||
3 | Классификация растений. Водоросли. Лишайники | 19.10 | ||
4 | Мхи, хвощи, плауны, папоротники: строение, значение, многообразие. | 26.10 | ||
5 | Голосеменные: строение, значение, многообразие. | 26.10 | ||
6 | Покрытосеменные растения: общая характеристика, строение вегетативных органов | 09.11 | ||
7 | Размножение и развитие покрытосеменных растений | 09.11 | ||
8 | Процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений | 16.11 | ||
9 | Класс Однодольные: особенности строения, многообразие, значение | 16.11 | ||
10 | Класс Двудольные: особенности строения, многообразие, значение. | 23.11 |
4. Многообразие организмов. Животные (10ч.).
(1) | (2) | (3) | (4) | |
1 | Общая характеристика животных. Одноклеточные животные | 23.11 | ||
2 | Кишечнополостные: особенности строения, многообразие, значение. | 30.11 | ||
3 | Черви: особенности строения, многообразие, значение. | 30.11 | ||
4 | Моллюски: особенности строения, многообразие, значение. | 07.12 | ||
5 | Членистоногие: особенности строения, многообразие, значение. | 07.12 | ||
6 | Тип Хордовые. Ланцетник: особенности строения, многообразие, значение. | 14.12 | ||
7 | Рыбы: особенности строения, многообразие, значение. | 14.12 | ||
8 | Земноводные и рептилии: особенности строения, многообразие, значение. | 21.12 | ||
9 | Птицы: особенности строения, многообразие, значение. | 21.12 | ||
10 | Млекопитающие: особенности строения, многообразие, значение. | 11.01 | 3 ч |
5. Организм человека (12ч.).
(1) | (2) | (3) | (4) | |
1 | Науки о человеке. Ткани. Органы. Системы органов | 11..01 | ||
2 | Опорно-двигательная система | |||
3 | Внутренняя среда организма. Кровь | 18.01 | ||
4 | Сердечно-сосудистая система. | 18.01 | ||
5 | Дыхательная система | 25.01 | ||
6 | Строение пищеварительной системы | 25.01 | ||
7 | Пищеварение. Обмен веществ | 01.02 | ||
8 | Выделительная система. Кожа | 01.02 | ||
9 | Нервная система | 08.02 | ||
10 | Органы чувств и анализаторы | 08.02 | ||
11 | Высшая нервная деятельность | 15.02 | ||
12 | Размножение и развитие человека | 15.02 |
6. Основы учения о наследственности и изменчивости (9ч.).
(1) | (2) | (3) | (4) | |
1 | Основные понятия генетики | 22.02 | ||
2 | Моногибридное скрещивание | 22.02 | ||
3 | Дигибридное скрещивание | 01.03 | ||
4 | Хромосомная теория | 01.03 | ||
5 | Сцепленное с полом наследование | 08.03 | ||
6 | Решение задач | 08.03 | ||
7 | Наследственные заболевания человека | 15.03 | ||
8 | Изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости | 15.03 | ||
9 | Основы селекции | 22.03 |
7. Основы эволюционного учения (8ч).
(1) | (2) | (3) | (4) | |
1 | История развития эволюционного учения. Основные положения теории Ч.Дарвина | 22.03 | ||
2 | Естественный отбор, борьба за существование, изоляция – факторы эволюции | 05.04 | ||
3 | Вид, популяция. Видообразование | 05.04 | ||
4 | Основные пути и направления эволюции | 12..04 | ||
5 | Доказательства эволюции органического мира. Биопоэз | 12.04 | ||
6 | Эволюция биосферы. | 1904 | ||
7 | Доказательства происхождения человека от животных. Эволюция приматов. | 19.04 | ||
8 | Эволюция человека. Человеческие расы | 26.04 |
8. Основы экологии (8ч.)
(1) | (2) | (3) | (4) | |
1 | Что такое экология? Экологические факторы | 26.04 | ||
2 | Влияние абиотических факторов | 03.05 | ||
3 | Биотические отношения | 03.05 | ||
4 | Популяция | 10.05 | ||
5 | Сообщества. Структура сообществ | 10.05 | ||
6 | 17.05 | |||
7 | Биосфера. | 17.05 | ||
8 | Влияние человека на биосферу | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по элективному курсу 9 класс
Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...
Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....
Элективный курс. 10 класс
Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....
Элективный курс 11 класс "Физика человека"
Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное на 34 часа....
Элективный курс 9 класс русский язык
Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...
Проектные информационные технологии в курсе обществознания. Элективный курс. 11 класс.
Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставит перед педагогами новые задачи по воспитани...
программы по информатике 5-9 (Босова Л.Л.) и 10-11 классы(Угринович Н.Д.),элективный курс 11 класс
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатиза...