Конспект урока по биологии, 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Беляева Елена Николаевна

Конспект урока по биологии на тему "Отряды Грызуны, Зайцеобразные" 

Тип урока:

·                     По содержанию – эколого-морфологический;

·                     По дидактической цели – комбинированный;

·                     По положению в теме – раскрывающий содержание темы.

Методы:

 Словесные: беседа, объяснение с элементами беседы, объяснение.

 Наглядные: демонстрация рисунков, таблиц.

 Практические: работа с рисунками учебника, частично – поисковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gryzuny_i_zaytseobraznye.doc59 КБ
Microsoft Office document icon gryzuny_i_zaytseobraznye.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 7 классе  «Отряды Грызуны, Зайцеобразные»

Тема: Отряды Грызуны, Зайцеобразные

Цель: Сформировать понятия об особенностях и многообразии грызунов и зайцеобразных

Задачи:         

Образовательные:

  • познакомить учащихся с биологическими особенностями грызунов;
  •  изучить их многообразие;
  •  показать значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • познакомить с животными отряда Зайцеобразные, выделить характерные особенности данного отряда;

Развивающие:

  • Развить умения и навыки по определению и распознанию животных данных отрядов;
  • продолжить обучение умению наблюдать делать выводы об относительной приспособленности живых организмов к среде обитания;
  • развивать у учащихся познавательный интерес.

Воспитательные:

  • Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, научно-популярной литературой.

Тип урока:

  • По содержанию – эколого-морфологический;
  • По дидактической цели – комбинированный;
  • По положению в теме – раскрывающий содержание темы.

Методы:

 Словесные: беседа, объяснение с элементами беседы, объяснение.

 Наглядные: демонстрация рисунков, таблиц.

 Практические: работа с рисунками учебника, частично – поисковый.

Средства:

Знаковые: таблицы иллюстрации из книг о животных.

ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний
  3. Мотивация деятельности учащихся
  4. Изучение нового материала
  1. Особенности животных отряда Грызуны
  2. Семейства беличьи, бобровые, мышиные (сообщения учащихся)
  3. Распространение грызунов
  4. Особенности животных отряда Зайцеобразные
  5. Семейство Пищуховые (сообщение учащегося)
  1. Общие выводы, заключение.
  2. Закрепление изученного материала (тест)

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Актуализация опорных знаний

Выполнение заданий в парах по определению родства:

(2б за правильный ответ. Рефлексия: Что получилось? Что не удалось?)

1. Крот Береза (родство на уровне империя жизнь)

2. Крот Амеба обыкновенная (царство животные)

3. Крот Майский жук (п/ц Многоклеточные)

4. Крот Ланцетник (Тип Хордовые)

5. Крот Ехидна (Класс Млекопитающие)

6. Крот Собака (Подкласс Плацентарные)

Рассмотрите систематику подкласса Плацентарные. (Слайд)

Фронтальный опрос.

Вопросы для проверки знаний:

  1. Приведите примеры животных отряда рукокрылых.
  2. По какому признаку животных объединяют в отряд Рукокрылые?
  3. Какое приспособление позволяет летучим мышам не натыкаться на предметы в темноте?
  4. Почему летучих мышей нельзя назвать летучими ящерами или птицами?
  5. Какие признаки свойственны насекомоядным? Каких представителей отряда вы знаете?
  6. Почему выхухоль стала редким животным?
  7. Поймав землеройку или крота, кошка играет с добычей, но не ест ее, как бы ни была голодна. Почему? (Кроты  и землеройки выделяют сильный невыносимый запах, который выделяют мускусные железы)

Работа с карточками (4 учащихся)

Выберите правильные утверждения

  1. Насекомоядные населяют в основном Австралию и Южную Америку.
  2. Крылья Рукокрылых – это выросты кожи.
  3. Все пальцы передних и задних конечностей ушана объединены кожистой перепонкой.
  4. Иглы ежа – видоизмененная шерсть.
  5. У крота и других землероев с хорошо развитыми передними конечностями роющего тела на грудине развит киль.
  6. Ехидны ведут наземный образ жизни утконосы – полуводный.
  7. У летучих мышей только палец передних конечностей не принимает участия в образовании крыла.

III. Мотивация деятельности учащихся.

Слова В. Брауна “Накопление знаний подобно росту дерева”…, мы будем надеяться, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний об удивительных животных – Грызунах и Зайцеобразных.

IV. Изучение нового материала

Грызуны — наиболее многочисленный по числу видов и особей отряд млекопитающих. По данным разных авторов, известно от 2,5 до 3 тысяч видов.

  • Сейчас вам предстоит найти в учебнике рисунки с изображением грызунов, а в тексте учебника (с. 161)— общие признаки.

Итак, в отряд грызунов объединяются животные, имеющие своеобразную зубную систему. Рассмотрите череп грызуна (слайд). Определите, какие зубы у них отсутствуют.

Главные зубы грызунов — резцы непрерывно стираются, причем задняя сторона стачивается больше, чем передняя, так как передняя покрыта твердой эмалью, поэтому они бывают постоянно острыми. Резцы грызунов непрерывно растут. Если бобр или белка почему-то станут питаться только мягкой пищей, грызущие зубы вырастут настолько, что вылезут изо рта. Губы у грызунов раздвоены спереди и очень подвижны.

  • Чем питаются грызуны?

Питаются грызуны главным образом растительными кореньями, листьями, цветами, плодами, овощами и др. Некоторые грызуны едят не только растительную, но и животную пищу. А наших домашних грызунов — крыс и мышей — можно считать всеядными животными.

Имеют длинный кишечник, так как пища в основном растительная, трудноперевариваемая.

  • Какие особенности размножения характерны для грызунов? (с. 165)

Многие грызуны живут парами, другие — семействами, некоторые соединяются в многочисленные общества.

Грызуны очень плодовиты. У некоторых из них детеныши рождаются по нескольку раз в год. Точными наблюдениями установлено, что от одной пары полевок в течение года может вывестись несколько поколений, а общее число потомков в первый год может достигнуть 400 штук.

Отряд грызунов включает в себя около 30 семейств. Мы познакомимся лишь с некоторыми представителями беличьих, мышиных, бобровых.

Заслушиваются сообщения учащихся, подготовившихся к данному занятию.

Подвести итог. Какие биологические особенности позволили грызунам широко распространиться на Земле, заселить разнообразные места обитания?

Область распространения грызунов охватывает почти все климатические зоны земного шара, простираясь от Чукотки и Аляски до Магелланова пролива; некоторые из них поднимаются в горы до высоты 6000 м.

Грызуны — наиболее многочисленная и процветающая группа млекопитающих. Причинами биологического процветания грызунов: неприхотливость, высокая интенсивность размножения, быстрая адаптация к новым условиям, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежищ, разнообразие видов пищи.

Значение грызунов разнообразно: ограничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищным животным; некоторые виды грызунов — объекты промысла, другие - вредители сельскохозяйственных растений, переносчики заболеваний.

Отряд Зайцеобразные.

Каких животных относят к этому отряду? (кролики, зайцы, пищухи.)

Раньше зайцеобразных считали грызунами.

  • Какие особенности строения зайцеобразных позволили выделить их в отдельный отряд? (с.168)

Для них характерно наличие в верхней челюсти 2 пары резцов, а не одна, как у грызунов. Совсем по-другому устроено небо. Характерно сильное развитие зарезцовых отверстий, в результате чего костное нёбо очень короткое. Но самое главное строение кишечника. В кишечном тракте зайцеобразных бактерии, помогающие им переваривать клетчатку, живут ниже части кишечника, способной к всасыванию питательных веществ. Поэтому для того чтобы полноценно усваивать пищу зайцеобразные вынуждены два раза пропускать пищу через кишечник, поедая свой кал (копрофагия).

Для зайцеобразных характерно явление копрофаги – поедания кала, вторичное переваривание. (Запись в тетрадь)

Кролики, в отличие от зайцев, - норные животные, рождают голых и слепых крольчат.

Заслушивание сообщения учащегося на тему «Пищухи»

V. Общие выводы, заключение.

  • 1) Что нового и важного узнали для себя о грызунах и зайцеобразных?
  • 2) Чему научились?
  • 3) Какие выводы сделали?

Грызуны — наиболее многочисленная и процветающая группа млекопитающих. Причинами биологического процветания грызунов: высокая интенсивность размножения, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежищ, разнообразие видов пищи. Значение грызунов разнообразно: ограничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищным животным; некоторые виды грызунов — объекты промысла, другие - вредители сельскохозяйственных растений, переносчики заболеваний.

Зайцеобразные — малочисленная группа млекопитающих, имеющая сходные черты строения с грызунами. Значение в природе: ограничивают рост и развитие растений, являются объектом пушного промысла. Дикий кролик — предок домашних кроликов.

VI. Закрепление изученного материала        

1.Кто из перечисленных животных не относится к грызунам:        

а) заяц;       б) хомяк;     в) мышь.

2.        У грызунов резцы при питании грубой растительной пищей не уменьшаются в размерах потому что:        

а)        они покрыты толстым и прочным слоем эмали;

б)        резцы не имеют корней и растут постоянно;

в)        от растительной пищи они не могут стачиваться.

3.        Сколько резцов у грызунов:

а) 2;        6)4;        в) 6.

4.        У грызунов отсутствуют:

а) резцы;     б) клыки;    в) коренные зубы.

5.        У грызунов очень длинный кишечник, так как они:

а) очень плодовиты;

б) питаются грубой растительной пищей;

в) питаются преимущественно насекомыми;

г) поедают червей.        

6.        К зайцеобразным относятся:

а) пищуха;   б) еж;    в) хомяк;   г) крыса.

VI. Домашнее задание. § 32, заполнить таблицу

Название отряда

Представители

Место обитания

Особенности строения

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока в 7 классе  «Отряды Грызуны, Зайцеобразные»

Тема: Отряды Грызуны, Зайцеобразные

Цель: Сформировать понятия об особенностях и многообразии грызунов и зайцеобразных

Задачи:         

Образовательные:

  • познакомить учащихся с биологическими особенностями грызунов;
  •  изучить их многообразие;
  •  показать значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • познакомить с животными отряда Зайцеобразные, выделить характерные особенности данного отряда;

Развивающие:

  • Развить умения и навыки по определению и распознанию животных данных отрядов;
  • продолжить обучение умению наблюдать делать выводы об относительной приспособленности живых организмов к среде обитания;
  • развивать у учащихся познавательный интерес.

Воспитательные:

  • Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, научно-популярной литературой.

Тип урока:

  • По содержанию – эколого-морфологический;
  • По дидактической цели – комбинированный;
  • По положению в теме – раскрывающий содержание темы.

Методы:

 Словесные: беседа, объяснение с элементами беседы, объяснение.

 Наглядные: демонстрация рисунков, таблиц.

 Практические: работа с рисунками учебника, частично – поисковый.

Средства:

Знаковые: таблицы иллюстрации из книг о животных.

ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний
  3. Мотивация деятельности учащихся
  4. Изучение нового материала
  1. Особенности животных отряда Грызуны
  2. Семейства беличьи, бобровые, мышиные (сообщения учащихся)
  3. Распространение грызунов
  4. Особенности животных отряда Зайцеобразные
  5. Семейство Пищуховые (сообщение учащегося)
  1. Общие выводы, заключение.
  2. Закрепление изученного материала (тест)

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Актуализация опорных знаний

Выполнение заданий в парах по определению родства:

(2б за правильный ответ. Рефлексия: Что получилось? Что не удалось?)

1. Крот Береза (родство на уровне империя жизнь)

2. Крот Амеба обыкновенная (царство животные)

3. Крот Майский жук (п/ц Многоклеточные)

4. Крот Ланцетник (Тип Хордовые)

5. Крот Ехидна (Класс Млекопитающие)

6. Крот Собака (Подкласс Плацентарные)

Рассмотрите систематику подкласса Плацентарные. (Слайд)

Фронтальный опрос.

Вопросы для проверки знаний:

  1. Приведите примеры животных отряда рукокрылых.
  2. По какому признаку животных объединяют в отряд Рукокрылые?
  3. Какое приспособление позволяет летучим мышам не натыкаться на предметы в темноте?
  4. Почему летучих мышей нельзя назвать летучими ящерами или птицами?
  5. Какие признаки свойственны насекомоядным? Каких представителей отряда вы знаете?
  6. Почему выхухоль стала редким животным?
  7. Поймав землеройку или крота, кошка играет с добычей, но не ест ее, как бы ни была голодна. Почему? (Кроты  и землеройки выделяют сильный невыносимый запах, который выделяют мускусные железы)

Работа с карточками (4 учащихся)

Выберите правильные утверждения

  1. Насекомоядные населяют в основном Австралию и Южную Америку.
  2. Крылья Рукокрылых – это выросты кожи.
  3. Все пальцы передних и задних конечностей ушана объединены кожистой перепонкой.
  4. Иглы ежа – видоизмененная шерсть.
  5. У крота и других землероев с хорошо развитыми передними конечностями роющего тела на грудине развит киль.
  6. Ехидны ведут наземный образ жизни утконосы – полуводный.
  7. У летучих мышей только палец передних конечностей не принимает участия в образовании крыла.

III. Мотивация деятельности учащихся.

Слова В. Брауна “Накопление знаний подобно росту дерева”…, мы будем надеяться, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний об удивительных животных – Грызунах и Зайцеобразных.

IV. Изучение нового материала

Грызуны — наиболее многочисленный по числу видов и особей отряд млекопитающих. По данным разных авторов, известно от 2,5 до 3 тысяч видов.

  • Сейчас вам предстоит найти в учебнике рисунки с изображением грызунов, а в тексте учебника (с. 161)— общие признаки.

Итак, в отряд грызунов объединяются животные, имеющие своеобразную зубную систему. Рассмотрите череп грызуна (слайд). Определите, какие зубы у них отсутствуют.

Главные зубы грызунов — резцы непрерывно стираются, причем задняя сторона стачивается больше, чем передняя, так как передняя покрыта твердой эмалью, поэтому они бывают постоянно острыми. Резцы грызунов непрерывно растут. Если бобр или белка почему-то станут питаться только мягкой пищей, грызущие зубы вырастут настолько, что вылезут изо рта. Губы у грызунов раздвоены спереди и очень подвижны.

  • Чем питаются грызуны?

Питаются грызуны главным образом растительными кореньями, листьями, цветами, плодами, овощами и др. Некоторые грызуны едят не только растительную, но и животную пищу. А наших домашних грызунов — крыс и мышей — можно считать всеядными животными.

Имеют длинный кишечник, так как пища в основном растительная, трудноперевариваемая.

  • Какие особенности размножения характерны для грызунов? (с. 165)

Многие грызуны живут парами, другие — семействами, некоторые соединяются в многочисленные общества.

Грызуны очень плодовиты. У некоторых из них детеныши рождаются по нескольку раз в год. Точными наблюдениями установлено, что от одной пары полевок в течение года может вывестись несколько поколений, а общее число потомков в первый год может достигнуть 400 штук.

Отряд грызунов включает в себя около 30 семейств. Мы познакомимся лишь с некоторыми представителями беличьих, мышиных, бобровых.

Заслушиваются сообщения учащихся, подготовившихся к данному занятию.

Подвести итог. Какие биологические особенности позволили грызунам широко распространиться на Земле, заселить разнообразные места обитания?

Область распространения грызунов охватывает почти все климатические зоны земного шара, простираясь от Чукотки и Аляски до Магелланова пролива; некоторые из них поднимаются в горы до высоты 6000 м.

Грызуны — наиболее многочисленная и процветающая группа млекопитающих. Причинами биологического процветания грызунов: неприхотливость, высокая интенсивность размножения, быстрая адаптация к новым условиям, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежищ, разнообразие видов пищи.

Значение грызунов разнообразно: ограничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищным животным; некоторые виды грызунов — объекты промысла, другие - вредители сельскохозяйственных растений, переносчики заболеваний.

Отряд Зайцеобразные.

Каких животных относят к этому отряду? (кролики, зайцы, пищухи.)

Раньше зайцеобразных считали грызунами.

  • Какие особенности строения зайцеобразных позволили выделить их в отдельный отряд? (с.168)

Для них характерно наличие в верхней челюсти 2 пары резцов, а не одна, как у грызунов. Совсем по-другому устроено небо. Характерно сильное развитие зарезцовых отверстий, в результате чего костное нёбо очень короткое. Но самое главное строение кишечника. В кишечном тракте зайцеобразных бактерии, помогающие им переваривать клетчатку, живут ниже части кишечника, способной к всасыванию питательных веществ. Поэтому для того чтобы полноценно усваивать пищу зайцеобразные вынуждены два раза пропускать пищу через кишечник, поедая свой кал (копрофагия).

Для зайцеобразных характерно явление копрофаги – поедания кала, вторичное переваривание. (Запись в тетрадь)

Кролики, в отличие от зайцев, - норные животные, рождают голых и слепых крольчат.

Заслушивание сообщения учащегося на тему «Пищухи»

V. Общие выводы, заключение.

  • 1) Что нового и важного узнали для себя о грызунах и зайцеобразных?
  • 2) Чему научились?
  • 3) Какие выводы сделали?

Грызуны — наиболее многочисленная и процветающая группа млекопитающих. Причинами биологического процветания грызунов: высокая интенсивность размножения, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежищ, разнообразие видов пищи. Значение грызунов разнообразно: ограничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищным животным; некоторые виды грызунов — объекты промысла, другие - вредители сельскохозяйственных растений, переносчики заболеваний.

Зайцеобразные — малочисленная группа млекопитающих, имеющая сходные черты строения с грызунами. Значение в природе: ограничивают рост и развитие растений, являются объектом пушного промысла. Дикий кролик — предок домашних кроликов.

VI. Закрепление изученного материала        

1.Кто из перечисленных животных не относится к грызунам:        

а) заяц;       б) хомяк;     в) мышь.

2.        У грызунов резцы при питании грубой растительной пищей не уменьшаются в размерах потому что:        

а)        они покрыты толстым и прочным слоем эмали;

б)        резцы не имеют корней и растут постоянно;

в)        от растительной пищи они не могут стачиваться.

3.        Сколько резцов у грызунов:

а) 2;        6)4;        в) 6.

4.        У грызунов отсутствуют:

а) резцы;     б) клыки;    в) коренные зубы.

5.        У грызунов очень длинный кишечник, так как они:

а) очень плодовиты;

б) питаются грубой растительной пищей;

в) питаются преимущественно насекомыми;

г) поедают червей.        

6.        К зайцеобразным относятся:

а) пищуха;   б) еж;    в) хомяк;   г) крыса.

VI. Домашнее задание. § 32, заполнить таблицу

Название отряда

Представители

Место обитания

Особенности строения

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...

Конспект урока по биологии для 7 класса: Обобщение класса двудольные, характерные особенности растений класса однодольные.

Урок проводится в 7 классе ,как обобщение темы класса Двудольные.Ребята в игровой форме,вспоминают особенноти семейств,разгадывают загадки,расказывают о практическом значении представителей семейств.Т...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...