Семинар на тему « Наркомания- знак беды».
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

Дорошина Светлана Анатольевна

План семинара:

1.     Наркотические вещества.

2.      Вред курения.

3.      Вред алкоголя.

4.      Вред токсикомании.

5.     Формирование наркотической зависимости.

6.     Наркотикам мы скажем - нет!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_narkomaniya_-_znak_bedy_.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар на тему « Наркомания- знак беды».

План семинара:

  1. Наркотические вещества.
  2. Вред курения.
  3. Вред алкоголя.
  4. Вред токсикомании.
  5. Формирование наркотической зависимости.
  6. Наркотикам мы скажем - нет!

Ход семинара:

  1. Нравится это кому-то или нет, но факт остается фактом: наркотики - проблема номер один в молодежной среде, и не только в России, но и во всем мире. Но что такое наркомания? Ведь кто-то и кофе, и табак считает наркотиком, другие же говорят, что анаша и марихуана практически безопасны. Кто же прав? Если мы заглянем в медицинскую энциклопедию, то сможем прочитать следующее: «Термин наркомания - частный по отношению к более общему - токсикомания. Дело в том, что вызывать наркотическое состояние могут многие вещества, и все они, без исключения, ядовиты. Это весьма широкий круг веществ - от лекарств, обладающих психотропным эффектом, до средств бытовой химии. Алкоголь и никотин - тоже наркотические вещества, и пристрастие к ним в широком смысле тоже является токсикоманией».

Я думаю, пришло время обратиться к экспертам. Нам необходима ваша консультация, какие наркотики известны в мире?

Выступление 1 -го эксперта. Наркотические вещества.

  1. Итак, табак- это разрешенный наркотик. Может он действительно, безвреден: ведь миллионы людей в мире курят, но никто еще от сигареты не умер.

а)        Беседа с учащимися о вреде табака. (Демонстрируется схема- ромашка).

б)        Выступление 2-го эксперта. Вред курения.

в) Ученики показывают сценку «Курильщик на приеме у врача».

Курильщик проходит медосмотр и посещает врачей- специалистов.

Пульмонолог сообщает, что в результате курения развивается воспаление слизистых оболочек органов дыхания, которое вызывает кашель; грубый, хриплый голос- результат воспаления голосовых связок; кроме того появляется одышка, а в перспективе возможно развитие туберкулеза и рака легких.

Хирург рассказывает, что курильщики часто страдают перемежающейся хромотой и облитерирующим энтеритом (причина- поражение никотином сосудов нижних конечностей), это заболевание сопровождается сильными болями, похолоданием ног, ломотой, в перспективе- гангрена и ампутация конечностей.

Кардиолог предостерегает курильщиков: в результате сужения сосудов ухудшается кислородное питание органов- в результате головокружение, недомогание, боли в сердце, в перспективе- инфаркт.

Гастроэнтеролог предупреждает, что растворенный в слюне никотин, попадая в желудок вызывает хроническое воспаление- гастрит, которое может привести к образованию язвы.

  1. Итак, с табаком разобрались. Теперь никто не считает его безвредной привычкой. А как быть с алкоголем? Не секрет, что русских считают чуть ли не самыми пьющими в мире, а кроме того- самыми смекалистыми. Не связано ли это между собой? Не является ли алкоголизм толчком к развитию всевозможных талантов?

а) Беседа с учащимися о вреде алкоголя, (влияние на работу сердца- разрушаются мышечные волокна и замещаются соединительной тканью, заполненной жиром; влияние на пищеварительную систему- алкоголь разрушает слизистую оболочку желудка, что приводит к хроническому гастриту, раку желудка; влияние на нервную систему- агрессивность, белая горячка и др.)

в) Выступление 3-го эксперта. Вред алкоголя.

г) Учитель знакомит учащихся со статистикой:

90% умственно отсталых детей - дети алкоголиков и пьющих родителей;

в пьющих семьях 40% детей - недоразвитые и больные;

в пьющих семьях мертворожденные дети появляются в два раза чаще, а детская смертность в три раза выше, чем в непьющих семьях;

одна рюмка водки снижает работоспособность на 20-30 %;

в состоянии опьянения совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений.

4.Страшные цифры. И самое ужасное, что алкоголь требует себе в жертву не только взрослых людей, но и их будущее потомство. Одно радует, алкогольная и табачная продукция дорожают с каждым днем. И далеко не каждый школьник может себе позволить такие расходы. К сожалению, предприимчивые потенциальные самоубийцы нашли выход из положения. Токсикоману не нужно быть богатым, чтобы поймать кайф. Хотелось бы услышать ваше мнение, господа эксперты.

а)Выступление 4 эксперта. Вред токсикомании.

б)Ученики используют частушки, в которых высмеивают людей, склонных к употреблению алкоголя, никотина и токсичных веществ.

Моя милая подруга

Вытворяет просто чудо:

Литр водки выпить может,

Три да два сложить не сможет.

Мой дружок пришел на танцы,

А под березою сидит

Голова его в пакете,

Рядом лак пустой лежит.

Закурите сигаретку –

Будете красивыми:

Желтозубыми старушками

С тупыми минами.

5.А теперь мне хотелось бы спросить экспертов вот о чем. Все наркотические вещества вызывают физическую и психическую зависимость. Как это происходит? Когда человек становится законченным наркоманом? И может ли он сам остановиться? Слово нашим экспертам.

Выступление 5 эксперта. Формирование наркотической зависимости.

6.Удивительно, все знают, что употребление наркотиков вредно для здоровья, ведет к деградации личности, но тем не менее очень мало людей, находящихся на стадии привыкания, обращаются за помощью. Почему?

Выступление 6 эксперта. Мифы о наркотиках.

7. Друзья, давайте подведем итог. В чем заключается социальная опасность и вред наркомании?

а)        Беседа с учащимися, формирование следующих выводов:

  • Наркоман - объективно плохой работник, поскольку его физическое состояние неудовлетворительное.
  • Наркоман - субъективно плохой работник, так как все его мысли заняты поиском наркотического вещества.
  • Наркоманы наносят обществу материальный ущерб, являясь источником несчастных случаев, вызывая аварии, портя имущество.
  • Наркоманы наносят обществу моральный ущерб, совершая правонарушения - воровство, грабежи, проституция, растраты и т.д.
  • Наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи, не давая близким возможности для нормальной жизни.
  • Наркоманы совершают преступления по отношению к потомству, отравляя своих будущих детей.
  • Наркоманы деградируют физически и морально, не оправдав ожиданий родителей. При этом они успевают втянуть в этот порок других людей.
  • Употребление наркотиков безнравственно само по себе. Для наркомана понятия добра и справедливости утрачивают свою значимость.
  • Вот почему наркотикам надо сказать - НЕТ!

б)        В заключение учащимися зачитывается стих «Бездна»

Приложение.

1-й эксперт. Человечеству давно известны наркотические вещества.

Во многих восточных культурах вполне обычно употребление психотроопных веществ. Габак, кофе, алкоголь — несомненно, самые распространенные психотропные вещества, потребляемые в обществе. Это, так называемые, разрешенные наркотики. Употребление же других подобных средств строго запрещено. Вот они:

1.Амфетамины — сильные возбуждающие средства. Употребление амфетаминов в первое время создает ощущение физического благополучия, человек чувствует себя в форме, он уверен в себе. Длительное употребление этих веществ приводит к психотическим проявлениям параноидного типа: человек чувствует себя затравленным, бредовые идеи сопровождаются слуховыми галлюцинациями.

2.Кокаин получают из листьев южно-американского кустарника коки. Это тоже возбуждающее средство. Человек, находящийся под воздействием кокаина, чувствует себя сильным и деятельным, он ясно видит жизненную перспективу, ощущает избыток сил, уверен в себе. Но такое состояние

быстро сменяется беспокойством, а иногда и неприятными слуховыми галлюцинациями.

3. Барбитураты и транквилизаторы. Более 2000 барбитуратов используются как снотворные средства. При отравлении небольшими дозами барбитуратов возникают симптомы, сходные с симптомами алкогольного опьянения. В больших дозах они вызывают кому. Барбитуроман страдает ухудшением памяти, ослаблением умственной деятельности и интереса к работе или к событиям текущей жизни, или потерян контроль над эмоциями.

Транквилизаторы — успокаивающие средства, уменьшают беспокойство. Однако даже употребление таких слабых транквилизаторов, как валиум или либриум, может вызвать физическую и психическую зависимости.

4.Опиаты - продукты переработки мака. Ак

тивные компоненты опиума — морфин и кодеин (первоначально их использовали как болеутоляющие средства). В конце XIX века было открыто производное морфина — героин. Все эти вещества действуют на головной мозг, блокируя болевые синдромы и активизируя центры удовольствия. Употребление героина вызывает ощущение блаженства, чувство благополучия. К сожалению, очень быстро приходит физическая и психическая зависимость, из-за которой наркоман вынужден постоянно увеличивать дозу.

5.Галлюциногены и психоделитики - сильнейшие психотропные агенты, к ним относятся ЛСД, мескалин, псилоцибин, буфотенин, воздействующие главным образом на восприятие окружающего мира, искажая восприятие формы, цвета, времени. Все это очень часто сопровождается идеями величия или преследования. Результат - эмоциональные расстройства.

6.Марихуана и гашиш — продукты переработки конопли. Это самые распространенные наркотики, они одновременно обладают галлюциногенным, возбуждающим и эйфоризйрующим действием. Большие дозы могут вызвать агрессивное поведение. Оно часто бывает результатом непреодолимых импульсов или бредовой мысли о преследовании.

2-й        эксперт. Табак известен давно. Родом он из Америки, и до открытия Колумба в Европе табака не знали. Растение получило свое название по имени провинции Тобаго (о. Гаити) и оттуда начало свое победное шествие по всем континентам. Кроме никотина, в табаке содержится большое количество вредных веществ, которые, воздействуя на организм вызывают нарушение в работе всех систем и органов.

Так как курение приводит к возникновению заболеваний, не имеющих определенных симптомов, курильщики уверены, что специфической болезни, возникающей только от курения, не существует. Тем не менее, если курильщик и не страдает бронхитом, туберкулезом, раком легких, гипертонией, перемежающейся хромотой, гастритом, то все равно его организм изнашивается и стареет значительно быстрее, чем организм некурящего человека.

3-й        эксперт. Человек не знал алкоголя долгие сотни тысяч лет. Приобщение к пьянству - сравнительно молодая ошибка человечества. Явление сбраживания было открыто почти одновременно во многих местах, и сейчас нам не с кого спрашивать за то, что этот джин был выпущен на свободу. А что же в России? На царских пирах пили ковшами и чашами, но не водку, а "мед — пиво", крепость их не превышала 5 — 7 градусов. Водка в России появилась в XVI в. В 1552 году Иван Грозный устроил в России первый кабак, где водку подавали только опричникам. Спаивание народа безудержным становится в конце XIX в., когда в России складывается своеобразная питейная процедура, согласно которой ни одно знаменательное событие не проходит без выпивки. Способствовала пьянству и беспросветно тяжелая доля русского рабочего. Первые попытки искоренить пьянство были предприняты в 1917 году. С тех пор война не прекращается и идет с переменным успехом — зеленый змий оказался крайне живучим. Кроме того, что алкоголь разрушает организм, он разрушает личность. Человек тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Что такое хорошо, и что такое плохо, что есть добро, и что есть зло — все перепутывается в голове несчастного. Такие люди часто находятся на учете врача- психиатра или помещаются в психиатрические клиники.

4 — й эксперт. Термин "токсикомания" часто используется специалистами в понятии — пристрастие к употреблению широкого, довольно беспорядочного и все расширяющегося круга веществ, способных воздействовать на психику, — от разного рода "таблеток" до растворителей. Токсикоманы — чаще дети и подростки, чем взрослые.

Кроме того, для токсикоманов характерно беспорядочное употребление действующих на психику веществ, случайное их сочетание. Пары химических веществ обладают высокой токсичностью. Через легкие они молниеносно всасываются в кровь, быстро достигают мозга и других органов. Часто у любителей "понюхать" начинаются судороги, они теряют сознание, а придя в себя, не могут вспомнить, что с ними случилось. В дальнейшем наступают более серьезные нарушения здоровья. Случаи отравления, когда медики помочь не в силах, не так уж редки. Некоторые мальчишки травят себя ядами бытовой химии. Помните! От этих веществ человек буквально разлагается.

5-й эксперт. Первые пробы не всегда сопровождаются каким — либо ощутимым эффектом. Иногда наблюдается защитная реакция организма - головокружение, тошнота. Наркотик постепенно расшатывает эту защиту. И после нескольких проб человек чувствует состояние эйфории. Первое пережитое чувство эйфории является точкой отсчета в развитии психической зависимости человека от наркотика. Результатом этого является не-ожиданное желание вновь испытать действие наркотика. Если человек продолжает употреблять наркотические вещества, то изменения в физиологических процессах и психике закрепляются и он, наконец, осознает невозможность обходиться без наркотиков. В этот момент предстоит сделать выбор: как быть дальше — порвать с наркотиком или плыть по течению. Одни люди пытаются бороться, сдерживают себя, обращаются за помощью, другие отдаются своей страсти с охотою, третьи смиряются с судьбой и пытаются как-то приспособить свое существование к этому доминирующему фактору. После некоторого периода регулярного употребления наркотика человек начинает испытывать потребность в увеличении дозы, поскольку прежняя не дает желаемого эффекта. Со временем наркотик утрачивает свой специфический эйфоризирующий эффект. И принимать наркотик больного далее заставляет стремление избежать состояния абстиненции (" ломки" ), а также желание привести себя в рабочее состояние, так как вне действия наркотика этот человек уже абсолютно не работоспособен. На заключительной стадии можно наблюдать полную физическую зависимость и прогрессивное истощение организма — слабость, неспособность к умственным и физическим усилиям, похудение, отчетливо видны признаки отравления организма. Смерть быстрыми шагами настигает его.

6-й эксперт. На наш взгляд, возникшая ситуация связана, с одной стороны, с умелым использованием распространителями наркотиков неосведомленности подростков, а с другой — с активным внедрением в сознание молодежи ряда мифов о наркотиках.

Миф первый: Попробуй - пробуют все. Это не так: 80% подростков никогда не пробовали наркотиков.

Миф второй: Попробуй — вредных последствий не будет. Это ложь. К некоторым наркотикам зависимость формируется с 1 — 2 раза. Кроме того, в связи с индивидуальными особенностями возможна гибель при первой же инъекции.

Миф третий: Попробуй - если не понравится, прекратишь прием. Нет, при употреблении наркотиков страдает воля, и даже с помощью врачей излечиться от наркотической зависимости сложно.

Миф четвертый: Существуют "безвредные" наркотики. Таких не существует. Все наркотики ядовиты для организма.

При формировании психической зависимости наркоманом овладевают заблуждения:

это не болезнь, лечиться не от чего;

я могу расстаться со своей привычкой в любой момент;

я самостоятельно буду считать дозы или уже с завтрашнего дня сменю наркотик (чтобы не привыкнуть) на более слабый, а к врачам обращаться не стоит,

это помогает мне жить на пределе возможностей, становлюсь умнее, раскованнее, в голову приходят блестящие идеи;

если бы другие были чуть-чуть добрее и человечнее, со мной ничего такого бы не случилось;

лечиться совершенно бесполезно.

Поскольку наркоманом владеют такие заблуждения, он не может сам обратиться за помощью. Если среди ваших знакомых есть люди, хотя бы изредка употребляющие любые наркотики, это люди, нуждающиеся в помощи, помогите им понять себя и осознать, что наркомания — болезнь, которую можно лечить.

Хочу историю поведать,        

Что происходит в наши дни.

Она печальна и правдива,

Хотя нет горя и войны.

Мальчишка жил, как все учился,

Был весел, дружбой дорожил,

Но не к чему он не стремился,

А потому свободным был.

Свободным от уроков в школе,

От дел домашних и кружков.

Ему гулять хотелось вволю

В компании «крутых» дружков.

Но где-то что-то не сложилось,

Тоска и грусть забрали в плен.

Как вдруг парнишке предложили

Счастливый мир, где нет проблем.

«Попробуй, это же безвредно.

Один укол – и ты герой.

И станет грозный мир смеренным,

И будет на душе покой».

Зачем бороться, в день недобрый

Согласье дал на уговор.

Не знал, что с первой этой пробой

Подписан страшный приговор.

Все выше дозы, больше муки,

Упреки и мольбы семьи.

И отвернулись все подруги,

Ему уже не до любви.

Истории итог печальный:

Рассудком правит героин,

И в полной нравственной опале

Остался он совсем один.

И не собрать души обломки,

И выхода уж не найти.

От эйфории – к страшной ломке

И завершению пути.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Наркомания - знак беды".

Данный материал предназначен для прведения классного часа в 9 классе....

Психологический тренинг "Наркомания - знак беды""

Проект предназначен для учащихся 9-11 классов. Он поможет им осознать опасность наркомании для здоровья и утвердится в том, что это антисоциональное явление, научиться противодействовать ей через созд...

Классный час "Наркомания - знак беды!"

Целью классного часа является создание условий для формирования знаний о вреде наркомании, роста самосознания и самооценки подростков. В ходе данного мероприятиявырабатывается представлени...

презентация "Наркомания - знак беды!"

Пояснительная запискаКлассный часСоставитель: Кишкинева Ирина Викторовна, социальный педагог.Образовательное учреждение: МКОУ  «Орловская СОШ», Воронежская область.Оборудование: ко...

Наркомания-знак беды

Классный час  для старшеклассников "Наркомания-знак беды"...

Родительское собрание "Наркомания - знак беды"

Помочь родителям получить достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность....