рабочая программа по дополнительному образованию
тест по биологии (5 класс) на тему
рабочая программа по дополнительному образованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dop_obrazovaniyu_yunyy_biolog.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы « Школа № 1602»
Принята на заседании педагогического совета Протокол № ___________ от «__» __________20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 1602 ____________ А.В. Филатов «_____»____________20__г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ БИОЛОГ»
Направленность: естественно - научая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 10 -11лет
Срок реализации: 1 год (32 часа)
Автор-составитель:
Иванова Ольга Ильинична.
Учитель биологии
Москва 2017
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Биологическое образование в наше время становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства Человека и Природы. Становится общепризнанным, что в модели образования 21 столетия знание об окружающей среде, о взаимоотношениях общества и природы будут пронизывать всю систему образования. Однако в соответствии с новыми образовательными стандартами в основной школе значительно сокращено время на изучение царства растений. Недостаточно времени отводится на изучение методов биологии, растительных сообществ, отсутствует информация о комнатном растениеводстве.
Поэтому курс дополнительного образования «Юный биолог» эколого-биологической направленности и краеведческого содержания может быть востребован учащимися. Изучение курса способствует профориентации школьников в области биологии и охраны окружающей среды, формированию научных основ здорового образа жизни и природопользования.
Образовательная программа обеспечивает личностное развитие, адаптацию к условиям школьной жизни и творческий досуг детей, предполагает формирование общей культуры, организацию содержательного досуга, способствует удовлетворению потребностей детей в занятиях и общении.
Актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, а также в возможности учащихся значительно расширить и осознать полученные на уроках знания, способствующие развитию креативности мышления. В процессе работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента - основных методов биологической науки.
Проводя эксперименты, наблюдения за теми или иными явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
Практическая значимость выражается в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии и применении полученных знаний в повседневной жизни школьников.
Программа предусматривает практико- ориентированную и аналитическую деятельность учащихся, что способствует развитию у них самостоятельности – одного из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования.
Программа курса «Юный биолог» рассчитана на работу с детьми среднего школьного возраста (5-6 классы) и предполагает 1 ступень обучения, то есть, рассчитана на 1 год. Курс рассчитан на 34 часа, по 1часу в неделю.
Основной формой обучения являются экскурсии, практические и лабораторные работы. Изучаемый материал доступен для понимания учащихся, все необходимое для проведения практических и лабораторных работ есть в кабинете биологии, это: микроскопы, готовые микропрепараты, гербарии, муляжи, живые растения, плоды, семена.
Время проведения экскурсий – осень, весна. Содержание курса включает коллективную и индивидуальную работу
Программа относится к ознакомительному уровню.
Результатом обучения является освоение образовательной программы и переход на базовый уровень.
Цель курса: углубить и расширить знания учащихся о многообразии растительного мира, вовлечь школьников в активную практическую деятельность по изучению природы своего края.
Задачи курса.
- раскрытие и углубление ведущих понятий ботаники, усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;
- освоение методов исследования растительного мира и живой природы в целом;
- формирование эмоционально-положительного отношения к живой природе, выработка на этой основе экологически грамотного поведения учащихся;
- создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
- расширение кругозора биологических понятий у учащихся;
- развитие познавательного интереса у школьников к исследовательской деятельности.
- воспитание интереса к миру живых существ;
- воспитание ответственного отношения к порученному делу;
- формирование общественно активной личности;
- активизация навыков здорового образа жизни.
- развитие навыков общение и коммуникации;
- формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды;
- формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;
- развитие самостоятельности, креативности мышления
Программа дополнительного образования детей «Юный биолог» разработана для учащихся 10-11 лет.
В этом возрасте у ребят формируется внутреннее «я», идентифицируется новый образ. Подростки хотят найти себя, узнать получше свои возможности и характер, определиться в этом мире. Дети часто склонны резко менять поведение – от очень взрослого, понимающего и правильного, к, наоборот, очень детскому, менять настроение от эйфории к депрессии, изменять свои вкусы и предпочтения, так сказать, искать себя. Часто подростки выбирают для себя какой-то авторитет из звезд, друзей, родителей, в основном, кумира – намного старше и мудрее, его поведение оригинальное, интересное для подростка.
Не имея устойчивой, сформированной личности, подростки создают себе образец и подстраивают под него свое поведение, тон голоса, жесты и мимику. Наиболее часто подобные процессы происходят подсознательно.
Также характерной чертой возраста 10-11 лет является высокая восприимчивость, максимализм, желание выделиться, отстаивание своего мнения. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления (мышления в понятиях) в доступных учащимся этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. "память становится мыслящей, а восприятие думающим". Развитие рефлексии меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет, может быть, впервые не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, мнения
Широкое использование в курсе «Юный биолог» различных заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, организацией экологических акций, общественно полезная работа по охране природы развивает у школьников исследовательские склонности, позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, помогает им выбрать будущую профессию.
Нормативные правовые документы, регламентирующие разработку программы:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
- Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (с изменениями от 07.08. 2015 г. № 1308 и от 08.09.2015 № 2074);
- Локальные нормативные акты образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты реализации образовательной программы
Программа направлена на обеспечение необходимых условий для личностного развития, творческого труда детей, адаптации их к условиям школьной жизни, формирование общей культуры, художественное эстетическое развитие детей;
- формирование экологического мышления у детей; раскрытие личностного и творческого потенциала детей средствами психологического (диалогического) взаимодействия организации содержательного досуга.
- положительная динамика творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня;
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам;
- работа с научной и учебной литературой;
- ведение здорового образа жизни.
Главная и конечная цель Программы – качественная подготовка учащегося, обладающего творческой активностью и навыками учебного труда.
Учащиеся должны уметь:
- Называть и характеризовать основные процессы жизнедеятельности растения;
- Определять систематическую принадлежность растений по признакам;
- Изготавливать гербарий;
- Вести наблюдения в природе;
- Сравнивать растения разных систематических и экологических групп;
- Пользоваться определителями.
Главными используемыми технологиями обучения являются:
- Проблемно- поисковая;
- Технология интегрированного обучения
- Личностно-ориентированная;
- Эвристическая и игровая технологии.
Формы подведения итогов образовательной деятельности:
разработка, оформление и защита индивидуальных и групповых учебных проектов по теме «Систематика растений»;
участие в научно - практических конференциях школьников;
организация и проведение экологических акций, конкурсов, игр, бесед, выставок в школе.
Виды деятельности учащихся: Самостоятельная работа с дополнительной литературой и периодикой, Интернет-ресурсами; фенологические наблюдения, наблюдения и уход за комнатными растениями в кабинете биологии, экскурсии.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2. 1. Учебно-тематический план
программы дополнительного образования «Юный биолог»
1 ч в неделю, всего 34 часа
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | |||
Всего | Практика | Теория | Экскурсии | ||
1 | Введение. Методы биологии: наблюдение, исследование, эксперимент. Фенологические наблюдения в природе. Народный календарь | 5 | 3 | 1 | 1 |
2 | Строение микроскопа. Правила приготовления микропрепаратов | 3 | 2 | 1 | |
3 | Строение и жизнь растений | 8 | 3 | 5 | |
4 | Основы систематики растений | 5 | 4 | 1 | |
5 | Комнатное растениеводство | 5 | 4 | 1 | |
6 | Растительные сообщества: методы их изучения и их охрана | 6 | 1 | 3 | 2 |
7 | Подведение итогов работы за год | 1 | - | - | |
8 | Резерв | 1 | - | - |
2. 2. Содержание учебного (тематического) плана
программы дополнительного образования «Юный биолог»
1ч в неделю, всего 34 часа
- Введение. Методы изучения биологии. (5 часов)
Биология – наука о живой природе. Методы изучения живых организмов. Значение биологических знаний в жизни человека. Фенологические наблюдения в природе. Народный календарь.
Лабораторные работы.
Получение чернил из растительного препарата.
Определение химического состава золы растений.
Экскурсия «Экологическое состояние зелёных насаждений на пришкольном участке и в микрорайоне школы».
- Строение микроскопа. Правила приготовления микропрепаратов (3 часа)
Строение микроскопа. Технология изготовления временных и постоянных препаратов.
Практические работы.
Настройка микроскопа. Работа с готовыми микропрепаратами: кожица листа элодеи, лука, микроскопическое строение корня, стебля.
Приготовление временных препаратов: кожица лука, мякоть томата, крахмальные зерна, плесени мукора.
- Строение и жизнь растений (8 часов)
Клеточное строение органов растений (семя, корень, стебель лист). Растительные ткани. Функции органов растений. Эксперимент по темам: минеральное питание растений, фотосинтез, испарение воды листьями, передвижение веществ по стеблю, вегетативное размножение растений, прорастание семян. Работы К.А. Тимирязева.
Лабораторные работы.
Наблюдение за геотропизмом корней.
Фототропические изгибы.
Обнаружение органических веществ в различных органах растений.
Определение белков, жиров, углеводов в растении.
Образование крахмала на свету в листьях растений (проба Сакса)
Практические работы:
Демонстрация опытов, доказывающих влияние света, удобрения, полива на рост и развитие растений.
Работа по определению важнейших групп минеральных удобрений
( азотных, фосфорных, калийных)
- Основы систематики растений (5 часов)
История развития систематики. Труды Карла Линнея. Методы изучения видового разнообразия (гербаризация, фотофиксация). Современное состояние систематики растений. Знакомство с определителями растений. Обзор основных отделов растений на примере местных видов. Изучение многообразия цветковых растений. Значение и разнообразие растений.
Практические работы:
Гербаризация растений, работа с гербариями;
Определение растений различных отделов;
Работа с определительными карточками основных семейств покрытосеменных растений.
Работа с определителями растений, атласами, справочниками.
- Комнатное растениеводство (5 часов)
Многообразие комнатных растений. Экологические группы растений. Создание благоприятных условий для комнатных растений в кабинете биологии в школе. Правила ухода за комнатными растениями. Систематические характеристики, составление этикеток для растений в кабинете биологии.
Практические работы:
Уход за комнатными растениями;
Вегетативное размножение комнатных растений.
Паспортизация комнатных растений.
Пересадка комнатных растений.
6. Растительные сообщества: методы их изучения и их охрана (6 часов)
Популяционная структура вида и экосистемы. Виды экосистем. Естественные и искусственные экосистемы. Морфологическая и трофическая структуры биоценозов. Методы изучения растительных сообществ и биоценозов. Экологическая характеристика биоценоза. Национальные парки России,
Экскурсии: изучение биогеоценоза парка, водоема.
Раздел 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Результаты:
приобретение знаний, сформированность умений: приобретение школьниками знаний о многообразии цветочно-декоративных растений, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска нахождения и обработки информации; о правилах проведения научного исследования.
формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностного отношения к природе, к сельскохозяйственному труду.
приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьники приобретают опыт исследовательской деятельности; опыт выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт общения с представителями другого поколения; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Диагностика освоения программы.
Текущая диагностика – осуществляется постоянно в процессе диалогового взаимодействия.
Итоговая диагностика – проводится при проведении выставок творческих работ обучающихся, итоговых тестов.
Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Методическое обеспечение программы.
Организация образовательного процесса – построение занятий в диалоговой форме. Занятия комплексные. На практических занятиях обучающиеся самостоятельно выполняют наблюдения, опыты, творческие работы. В соответствии с тематикой проводятся экскурсии на природу.
Формы и режим занятий
Продолжительность занятий - 45 минут.
Формы организации работы - групповая и индивидуальная.
Занятия проводятся в различных формах:
эвристические беседы, викторины, наблюдения, занятие - игра, игра-путешествие, деловая игра, практические и лабораторные работы, экскурсии, экологические акции.
Материально-технические условия реализации программы:
1.Занятия проводятся в кабинете биологии..
2.Оснащение кабинета соответствует проведению занятий.
3.Для занятий необходимы:
Микроскоп
Компьютер
Гербарии
Таблицы по биологии
Влажные препараты
Дидактические материалы,
используемые при реализации данной программы:
- Наглядные пособия по темам программы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Литература
Литература для педагога.
- Алявдина К.П., Виноградова В.П., Определитель растений. Верхнее-волжское кн. Изд,.2007г.
- Верзилин Н.Н., Путешествие с домашними растениями. М., 2008г.
- Шанцер И.А. Растения средней полосы Европейской России (полевой атлас). М., 2004 г.
- Афанасенко Н.А., Опыты в школьном саду. М. Просвещение 2000г.
- Комисаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М. Просвещение 2001 г.
- Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. Просвещение – 2004г.
- Богомолова А.А. Организации исследовательской деятельности учащихся. Биология в школе. 2006г.
- Кроткова А.Е.О развитии мышления на основе исследовательского подхода. Биология в школе. 2005г.
- Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2004
- Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Материалы к учебно-методическому пособию / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ «СПбГДТЮ», 2005.
Литература для учащихся.
- Алявдина К.П., Виноградова В.П., Определитель растений. Верхнее-волжское кн. Изд,.2007г.
- Верзилин Н.Н., Путешествие с домашними растениями. М., 2008г.
Приложения к программе
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Беседа (теория) | 1 | Раздел 1.Введение. Методы биологии. Наблюдение в биологии. Экскурсия «Экологическое состояние зелёных насаждений на пришкольном участке и в микрорайоне школы | Каб 240 | ||||
2 | Беседа (теория) | 1 | Фенологические наблюдения в природе. Народный календарь. | Каб 240 | ||||
3 | Беседа (теория) (практика) | 1 | Исследование в биологии. Лабораторная работа: « Выяснение причин различной окраски органов растений. Выделение антоциана из листьев краснокочанной капусты» | Каб 240 | ||||
4 | Беседа (теория) (практика) | 1 | Эксперимент в биологии. Лабораторные работы: 1. Получение чернил из растительного препарата 2.Определение химического состава золы растений. | Каб 240 | ||||
5 | Практическая работа | 1 | Раздел 2. Строение и работа с микроскопом | Каб 240 | ||||
6 | Практическая работа | 2 | Приготовление временных препаратов | Каб 240 | ||||
7 | Практическая работа | 2 | Раздел 3. Строение и жизнь растений. Строение растения. Функции, строение семени растения. Лабораторная работа: строение семени однодольного и двудольного растений. Условия проращивания семян | Каб 240 | ||||
8 | Беседа (теория) практика | 1 | Строение и функции корня растения. Методы роста растений. Лабораторные работы: 1. Наблюдение за геотропизмом корней. 2. Фототропические изгибы. | Каб 240 | ||||
9 | Беседа (теория) практика | 2 | Строение, функции стебля и листа растения. Лабораторная работа: приготовление временного препарата- кожицы листа. | Каб 240 | ||||
10 | Беседа (теория) практика | 2 | Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Лабораторная работа: 1 Обнаружение органических веществ в различных органах растений. 2 Определение белков, жиров, углеводов в растении | Каб 240 | ||||
11 | Беседа (теория) практика | 1 | Фотосинтез. Хлоропласты, использование ими энергии света. Лабораторная работа: Образование крахмала на свету в листьях растений (проба Сакса) | Каб 240 | ||||
12 | Беседа (теория) практика | 1 | Дыхание растений и его значение. Борьба с загрязненностью воздуха. Лабораторная работа: Определение степени загрязненности листовых пластинок разных растений. | Каб 240 | ||||
13 | Практическая работа | 1 | Демонстрация опытов, доказывающих влияние света, удобрения, полива на рост и развитие растений. Работа по определению важнейших групп минеральных удобрений ( азотных, фосфорных, калийных) | Каб 240 | ||||
14 | Беседа (теория) | 1 | Раздел 4.Основы систематики растений. Определение растений различных семейств. Игра- алфавит: « Узнай растение» | Каб 240 | ||||
15 | Практическая работа | 1 | Определение растений различных отделов. Работа с определителями растений, атласами, справочниками. | Каб 240 | ||||
16 | Беседа (теория) | 1 | Изучение растений местного края | Каб 240 | ||||
17 | Беседа (теория) | 1 | Комнатное растениеводство. Многообразие комнатных растений. Растительные формы. Экологические группы растений | Каб 240 | ||||
18 | Беседа (теория) | 1 | Создание благоприятных условий для растений, правила ухода за растениями | Каб 240 | ||||
19 | Практическая работа | 1 | Паспортизация комнатных растений | Каб 240 | ||||
20 | Практическая работа | 1 | Практическая работа: пересадка комнатных растений, правила ухода за комнатными растениями. Вегетативное размножение растений. | Каб 240 | ||||
21 | Беседа (теория) | 1 | Растительные сообщества: методы их изучения и их охрана. Популяционная структура вида и экосистемы. Виды экосистем | Каб 240 | ||||
22 | Беседа (теория) | 1 | Естественные и искусственные экосистемы | Каб 240 | ||||
23 | Беседа (теория) | 1 | Морфологическая и трофическая структуры биоценозов | Каб 240 | ||||
24 | Практическая работа | 1 | Составление экологической характеристики биоценоза парка. Экскурсия в парк. | Каб 240 | ||||
25 | Беседа (теория) | 1 | Заочная экскурсия по национальным паркам и заповедникам России. | Каб 240 | ||||
26 | Беседа (теория) | 1 | Составление экологической характеристики биоценоза водоема. Экскурсия на водоем. | Каб 240 | ||||
27 | 1 | Подведение итогов работы за год | Каб 240 | |||||
28 | 2 | Резервное время | Каб 240 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию детей
В нашей школе всю кружковую работу ведет один педагог дополнительного образования, поэтому и программы для работы в кружках я объединяю в одну рабочую программу. В этом учебном году работа ведет...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Вокальное искусство"
Рабочая программа "Вокальное искусство" разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования или при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направлен...