рабочая программа по дополнительному образованию
тест по биологии (5 класс) на тему

Иванова Ольга Ильинична

рабочая программа по дополнительному образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_dop_obrazovaniyu_yunyy_biolog.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы « Школа № 1602»

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № ___________

от «__» __________20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ

школы № 1602

____________ А.В. Филатов

«_____»____________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ БИОЛОГ»

Направленность: естественно - научая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 10 -11лет

Срок реализации: 1 год (32 часа)

                                                                        Автор-составитель:

                                                                               Иванова Ольга Ильинична.

                                                                      Учитель биологии

Москва 2017

                                                       

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Биологическое образование в наше время становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства Человека и Природы.  Становится общепризнанным, что в модели образования 21 столетия знание об окружающей среде, о взаимоотношениях общества и природы будут пронизывать всю систему образования. Однако  в соответствии с новыми  образовательными стандартами в основной  школе значительно сокращено время на изучение царства растений. Недостаточно времени отводится на изучение методов биологии, растительных сообществ, отсутствует информация о комнатном растениеводстве.

 Поэтому курс дополнительного образования «Юный биолог» эколого-биологической направленности и краеведческого содержания может быть  востребован учащимися. Изучение курса способствует профориентации школьников в области биологии и охраны окружающей среды, формированию научных основ здорового образа жизни и природопользования.

Образовательная программа обеспечивает личностное развитие,  адаптацию к условиям школьной жизни и творческий досуг детей,   предполагает формирование общей культуры, организацию содержательного досуга, способствует удовлетворению потребностей детей в занятиях и общении.

            Актуальность  программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, а также в возможности учащихся значительно расширить и  осознать полученные на уроках знания, способствующие  развитию креативности мышления. В процессе  работы, не стесненной определенными  рамками уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента - основных методов биологической науки.

         Проводя эксперименты, наблюдения за теми или иными явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности.

Практическая значимость выражается в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии и применении полученных знаний  в повседневной жизни школьников.

Программа предусматривает практико- ориентированную и аналитическую деятельность учащихся, что способствует развитию у них самостоятельности – одного из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования.

Программа курса «Юный биолог» рассчитана на работу с детьми среднего школьного возраста (5-6 классы) и предполагает 1 ступень обучения, то есть, рассчитана на 1 год. Курс рассчитан на 34 часа, по 1часу в неделю.

 Основной формой обучения являются экскурсии, практические и лабораторные работы. Изучаемый материал доступен для понимания учащихся, все необходимое для проведения  практических и  лабораторных работ есть в кабинете биологии, это: микроскопы, готовые микропрепараты,  гербарии, муляжи, живые растения, плоды, семена.

Время проведения экскурсий – осень, весна. Содержание курса включает коллективную и индивидуальную работу

Программа относится к ознакомительному уровню.

Результатом обучения является освоение образовательной программы и переход на базовый уровень.

Цель курса: углубить и расширить знания учащихся о многообразии растительного мира,  вовлечь  школьников в активную практическую деятельность по изучению природы своего края.

Задачи курса.

  • раскрытие и углубление ведущих понятий ботаники, усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;
  • освоение методов исследования растительного мира и живой природы в целом;
  • формирование эмоционально-положительного отношения к живой природе, выработка на этой основе экологически грамотного поведения учащихся;
  • создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
  • расширение  кругозора  биологических понятий у учащихся;
  • развитие познавательного  интереса  у школьников к исследовательской деятельности.
  • воспитание  интереса  к миру живых существ;
  • воспитание  ответственного отношения к порученному делу;
  • формирование общественно активной личности;
  • активизация  навыков  здорового образа жизни.
  • развитие навыков общение и коммуникации;
  • формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды;
  • формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;
  • развитие самостоятельности, креативности мышления

        Программа дополнительного образования детей «Юный биолог» разработана для учащихся 10-11 лет.

        В этом возрасте у ребят формируется  внутреннее «я», идентифицируется новый образ. Подростки  хотят найти себя, узнать получше свои возможности и характер, определиться в этом мире. Дети часто склонны резко менять поведение – от очень взрослого, понимающего и правильного, к, наоборот, очень детскому, менять настроение от эйфории к депрессии, изменять свои вкусы и предпочтения, так сказать, искать себя. Часто подростки выбирают для себя какой-то авторитет из звезд, друзей, родителей, в основном, кумира – намного старше и мудрее, его поведение оригинальное, интересное для подростка.

       Не имея устойчивой, сформированной личности, подростки создают себе образец и подстраивают под него свое поведение, тон голоса, жесты и мимику. Наиболее часто подобные процессы происходят подсознательно.

       Также характерной чертой возраста 10-11 лет является высокая восприимчивость, максимализм, желание выделиться, отстаивание своего мнения. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления (мышления в понятиях) в доступных учащимся этого возраста формах.          Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. "память становится мыслящей, а восприятие думающим".       Развитие рефлексии меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет, может быть, впервые не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, мнения

         Широкое использование в курсе «Юный биолог» различных заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, организацией экологических акций, общественно полезная работа по охране природы развивает у школьников исследовательские склонности, позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, помогает им выбрать будущую профессию.

  Нормативные правовые документы, регламентирующие разработку программы:

 

  • Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  •  Концепция  развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
  •  Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
  •  Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»;
  • Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (с изменениями от 07.08. 2015 г. № 1308 и от 08.09.2015 № 2074);
  • Локальные  нормативные  акты  образовательного учреждения.

     

 

Ожидаемые результаты реализации образовательной программы

Программа направлена на обеспечение необходимых условий для личностного развития,   творческого труда детей, адаптации их к условиям школьной жизни,   формирование общей культуры, художественное эстетическое развитие  детей;

  • формирование экологического мышления у детей; раскрытие личностного и творческого потенциала детей средствами психологического (диалогического) взаимодействия организации содержательного досуга.
  • положительная динамика творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня;
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам;
  • работа с научной и учебной литературой;
  • ведение здорового образа жизни.

Главная и конечная цель Программы  – качественная подготовка  учащегося, обладающего творческой активностью и  навыками учебного труда.

Учащиеся должны уметь:

  • Называть и характеризовать основные процессы жизнедеятельности растения;
  • Определять систематическую принадлежность растений по признакам;
  • Изготавливать гербарий;
  • Вести наблюдения в природе;
  • Сравнивать растения разных систематических и экологических групп;
  • Пользоваться определителями.

Главными используемыми технологиями обучения являются:

  • Проблемно- поисковая;
  • Технология интегрированного обучения
  • Личностно-ориентированная;
  • Эвристическая и игровая технологии.

Формы подведения итогов образовательной деятельности: 

разработка, оформление и защита индивидуальных и групповых учебных проектов по теме «Систематика растений»;

участие в  научно - практических конференциях школьников;

организация и проведение экологических акций, конкурсов, игр, бесед, выставок в школе.

Виды деятельности учащихся: Самостоятельная работа с дополнительной литературой и периодикой, Интернет-ресурсами; фенологические наблюдения, наблюдения и уход за комнатными растениями в кабинете биологии, экскурсии.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2. 1. Учебно-тематический план

программы дополнительного образования «Юный биолог»

1 ч в неделю, всего 34 часа  

№ п/п

Наименование

раздела,

темы

Количество часов

Всего

Практика

Теория

Экскурсии

1

Введение. Методы биологии: наблюдение,  исследование, эксперимент. Фенологические наблюдения в природе. Народный календарь

5

3

1

1

2

Строение микроскопа. Правила приготовления микропрепаратов

3

2

1

3

Строение  и жизнь растений

8

3

5

4

Основы систематики растений

5

4

1

5

Комнатное растениеводство

5

4

1

6

Растительные сообщества: методы их изучения и их охрана

6

1

3

2

7

Подведение итогов работы за год

1

-

-

8

Резерв

1

-

-

2. 2. Содержание учебного (тематического) плана

программы дополнительного образования «Юный биолог»

                                   1ч в неделю, всего 34 часа  

  1. Введение. Методы изучения биологии. (5 часов)

Биология – наука о живой природе. Методы изучения живых организмов. Значение биологических знаний в жизни человека. Фенологические наблюдения в природе. Народный календарь.

            Лабораторные работы.

Получение чернил из растительного препарата.

Определение химического состава золы растений.

    Экскурсия «Экологическое состояние зелёных насаждений на пришкольном участке и в микрорайоне школы».

  1. Строение микроскопа. Правила приготовления микропрепаратов      (3 часа)

Строение микроскопа. Технология изготовления временных и постоянных препаратов.

          Практические работы.

Настройка микроскопа. Работа  с готовыми микропрепаратами: кожица листа элодеи, лука, микроскопическое строение корня, стебля.

Приготовление временных препаратов: кожица лука, мякоть томата, крахмальные зерна, плесени мукора.

  1. Строение  и жизнь растений  (8 часов)

Клеточное строение органов растений (семя, корень, стебель лист). Растительные ткани. Функции органов растений. Эксперимент по темам: минеральное питание растений, фотосинтез, испарение воды листьями, передвижение веществ по стеблю, вегетативное размножение растений, прорастание семян. Работы К.А. Тимирязева.

           Лабораторные работы.

Наблюдение за геотропизмом корней.

Фототропические изгибы.

Обнаружение органических веществ в различных органах растений.

Определение белков, жиров, углеводов  в растении.

Образование крахмала на свету в листьях растений (проба Сакса)

                     Практические работы:

Демонстрация опытов, доказывающих влияние света, удобрения, полива на рост и развитие растений.

Работа по определению важнейших групп  минеральных удобрений

( азотных, фосфорных, калийных)

  1. Основы систематики растений (5 часов)

История развития систематики. Труды Карла Линнея. Методы изучения видового разнообразия (гербаризация, фотофиксация). Современное состояние систематики растений. Знакомство с определителями растений. Обзор основных отделов растений на примере местных видов. Изучение многообразия цветковых растений. Значение  и разнообразие растений.

                Практические  работы:

Гербаризация растений, работа с гербариями;

Определение растений различных отделов;

Работа с определительными карточками основных семейств                                           покрытосеменных растений.

Работа с определителями растений, атласами, справочниками.      

  1. Комнатное растениеводство (5 часов)

Многообразие комнатных растений. Экологические группы растений. Создание благоприятных условий для комнатных растений в кабинете биологии в школе. Правила ухода за комнатными растениями. Систематические характеристики, составление этикеток для растений в кабинете биологии.

                   Практические  работы:

Уход за комнатными растениями;

Вегетативное размножение комнатных растений.

Паспортизация комнатных растений.

Пересадка комнатных растений.

6. Растительные сообщества: методы их изучения и их охрана (6 часов)

Популяционная структура вида и экосистемы. Виды экосистем. Естественные и искусственные экосистемы. Морфологическая и трофическая структуры биоценозов. Методы изучения растительных сообществ и биоценозов. Экологическая характеристика биоценоза. Национальные парки России,

            Экскурсии: изучение биогеоценоза  парка,  водоема.

Раздел 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Результаты:

приобретение знаний, сформированность умений: приобретение школьниками знаний о многообразии цветочно-декоративных растений, о принятых в обществе нормах  отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска нахождения и обработки информации; о правилах проведения научного исследования.

 формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностного отношения к природе, к сельскохозяйственному труду.

приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьники приобретают опыт исследовательской деятельности; опыт выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт общения с представителями другого поколения; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

        Диагностика освоения программы.

        Текущая диагностика – осуществляется постоянно в процессе диалогового взаимодействия.

        Итоговая диагностика – проводится  при проведении выставок творческих работ  обучающихся, итоговых тестов.

 

Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

     Методическое обеспечение программы.

Организация образовательного процесса – построение занятий в диалоговой форме. Занятия комплексные. На практических занятиях обучающиеся самостоятельно выполняют наблюдения, опыты, творческие работы. В соответствии с тематикой проводятся экскурсии на природу.

Формы и режим занятий

Продолжительность занятий   - 45 минут.

Формы организации работы - групповая и индивидуальная.

Занятия проводятся в различных формах:

эвристические беседы, викторины, наблюдения, занятие - игра, игра-путешествие, деловая игра, практические и лабораторные работы, экскурсии, экологические акции.

Материально-технические условия реализации программы:

1.Занятия  проводятся в кабинете биологии..

2.Оснащение кабинета  соответствует проведению занятий.

3.Для занятий  необходимы:

Микроскоп

Компьютер

Гербарии

Таблицы по биологии

Влажные препараты

Дидактические материалы,

 используемые при реализации данной программы:

  1. Наглядные пособия по темам программы.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Литература

Литература для педагога.

  1. Алявдина К.П., Виноградова В.П., Определитель растений. Верхнее-волжское кн. Изд,.2007г.
  2. Верзилин Н.Н., Путешествие с домашними растениями. М., 2008г.
  3. Шанцер И.А. Растения средней полосы Европейской России (полевой атлас).                                М., 2004 г.
  4. Афанасенко Н.А., Опыты в школьном саду. М. Просвещение 2000г.
  5. Комисаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М. Просвещение  2001 г.
  6. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. Просвещение – 2004г.
  7. Богомолова А.А. Организации исследовательской деятельности   учащихся. Биология в школе. 2006г.
  8. Кроткова А.Е.О развитии мышления на основе исследовательского подхода. Биология в школе. 2005г.
  9. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.
  10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2004
  11. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Материалы к учебно-методическому пособию / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ «СПбГДТЮ», 2005.

Литература для учащихся.

  1. Алявдина К.П., Виноградова В.П., Определитель растений. Верхнее-волжское кн. Изд,.2007г.
  2. Верзилин Н.Н., Путешествие с домашними растениями. М., 2008г.

Приложения к программе

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Беседа

(теория)

1

Раздел 1.Введение.  Методы биологии. Наблюдение в биологии. 

Экскурсия «Экологическое состояние зелёных насаждений на пришкольном участке и в микрорайоне школы

Каб 240

2

Беседа

(теория)

1

Фенологические наблюдения в природе. Народный календарь.

Каб 240

3

Беседа

(теория)

(практика)

1

Исследование в биологии.

Лабораторная работа: « Выяснение причин  различной окраски органов растений. Выделение антоциана из листьев краснокочанной капусты»

Каб 240

4

Беседа

(теория)

(практика)

1

Эксперимент в биологии. Лабораторные  работы:                      1. Получение чернил из растительного препарата 2.Определение химического состава золы растений.

Каб 240

5

Практическая работа

1

Раздел 2.

Строение и работа с микроскопом

Каб 240

6

Практическая работа

2

Приготовление временных препаратов

Каб 240

7

Практическая работа

2

Раздел 3. Строение  и жизнь растений.

Строение растения. Функции, строение семени растения. Лабораторная работа: строение семени однодольного и двудольного растений. Условия проращивания семян

Каб 240

8

Беседа

(теория)

практика

1

Строение и функции  корня растения.

Методы роста растений.

Лабораторные работы:

1. Наблюдение за геотропизмом корней.

2. Фототропические изгибы.

Каб 240

9

Беседа

(теория)

практика

2

Строение, функции стебля  и листа растения.

Лабораторная работа: приготовление  временного препарата- кожицы листа.

Каб 240

10

Беседа

(теория)

практика

2

Передвижение воды и минеральных веществ  в растении. Лабораторная работа:

 1 Обнаружение органических веществ в различных органах растений.

2 Определение белков, жиров, углеводов  в растении

Каб 240

11

Беседа

(теория)

практика

1

Фотосинтез. Хлоропласты, использование ими энергии света. Лабораторная работа: Образование крахмала на свету в листьях растений (проба Сакса)

Каб 240

12

Беседа

(теория)

практика

1

Дыхание растений и его значение. Борьба с загрязненностью воздуха.

Лабораторная работа: Определение степени загрязненности листовых пластинок разных растений.

Каб 240

13

Практическая работа

1

Демонстрация опытов, доказывающих влияние света, удобрения, полива на рост и развитие растений.

Работа по определению важнейших групп  минеральных удобрений

( азотных, фосфорных, калийных)

Каб 240

14

Беседа

(теория)

1

Раздел 4.Основы систематики растений.

Определение растений различных семейств. Игра- алфавит: « Узнай растение»

Каб 240

15

Практическая работа

1

Определение растений различных отделов. Работа с определителями растений, атласами, справочниками.

Каб 240

16

Беседа

(теория)

1

Изучение растений местного края

Каб 240

17

Беседа

(теория)

1

Комнатное растениеводство.

Многообразие комнатных растений. Растительные формы. Экологические группы растений

Каб 240

18

Беседа

(теория)

1

Создание благоприятных условий для растений, правила ухода за растениями

Каб 240

19

Практическая работа

1

Паспортизация комнатных растений

Каб 240

20

Практическая работа

1

Практическая работа: пересадка комнатных растений, правила ухода за комнатными  растениями. Вегетативное размножение растений.

Каб 240

21

Беседа

(теория)

1

Растительные сообщества: методы их изучения и их охрана.

Популяционная структура вида и экосистемы. Виды экосистем

Каб 240

22

Беседа

(теория)

1

Естественные и искусственные экосистемы

Каб 240

23

Беседа

(теория)

1

Морфологическая и трофическая структуры биоценозов

Каб 240

24

Практическая работа

1

Составление экологической характеристики биоценоза парка. Экскурсия в парк.

Каб 240

25

Беседа

(теория)

1

Заочная экскурсия по национальным паркам и заповедникам России.

Каб 240

26

Беседа

(теория)

1

Составление экологической характеристики биоценоза водоема.  Экскурсия на водоем.

Каб 240

27

1

Подведение итогов работы за год

Каб 240

28

2

Резервное время

Каб 240


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию детей

В нашей школе всю кружковую работу ведет один педагог дополнительного образования, поэтому и программы для работы в  кружках я объединяю в одну рабочую программу. В этом учебном году работа ведет...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Вокальное искусство"

Рабочая программа "Вокальное искусство" разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования или при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Классный сайт, или создание web-сайта класса»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Напр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Оформляем индивидуальные проекты» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования  «Оформляем индивидуальные проекты»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направлен...