Рабочая программа по 8 виду 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Калоша Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Естествознание, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

Курс «Естествознания» включает разделы:

  • «Приодоведение» ( 5 класс);
  • «Неживая природа» (6 класс);
  • «Растения, грибы, бактерии» (7 класс);
  • «Животные» (8 класс);
  • «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Основными задачами преподавания естествознания являются:

  1. сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;
  2. формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;
  3. проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
  4. первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
  5. привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Преподавание естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Данная рабочая программа по биологии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных биологической  науки, медицине.

Основной целью моей  рабочей программы будет являться создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении естествознания (биологии).

Реализовать данную цель можно будет через решение следующих  задач:

  • Формировать элементарные биологические представления.
  • Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.)
  • Развивать любознательность, научное мировоззрение
  • Формировать умение наблюдать явления природы, жизнь растений и животных.
  • Прививать умение бережно относится к природе родного края.
  • Знать и выполнять необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих нормы гигиены.
  • Знать вредное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств, беспорядочного сексуального поведения на здоровье человека.
  • Формировать потребность вести здоровый образ жизни.

Планируемый результат: сформированная социально- трудовая готовность выпускников к самостоятельной жизни в социуме .

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней (в том числе СПИД); какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. Именно этой тематике и будет посвящён заключительный урок по теме: «Твоё здоровье – в твоих руках!»

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.

Для проведения уроков естествознания имеется соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, имеются образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал.

Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете естествознания.

На уроках будут применяться комплексно все методы обучения:

  • Словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.
  • Наглядные: демонстрация иллюстративной и натуральной наглядности (коллекции объектов неживой природы, чучела), муляжи, модели, приборы, экранно-звуковые средства обучения и т.д.
  • Практические: лабораторные и практические работы, наблюдения опытов и экскурсионные наблюдения в природе и т.д.

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа. Наряду с традиционными уроками будут проводиться и нетрадиционные формы уроков (викторины, КВНы, праздники, игры и т.д.)

Большое значение мной будет придаваться сохранению и укреплению здоровья учащихся. С этой целью на каждом уроке буду реализовывать элементы здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, офтальмотренаж, аромотерапию, самомассаж, минутки релаксации). Постоянно будет осуществляться строгое соблюдение режима проветривания класса, контроль за тепловым режимом, смена динамических поз на уроке, контроль за осанкой и правильной посадкой учащихся. Один раз в полгода произведу пересадку учащихся крайних рядов для профилактики заболеваний глаз. С целью нормализации эмоционально-психологического состояния учащихся мною будут использоваться технологии бесконфликтного общения (я-сообщение, активное слушание, педагогический паллиатив).

 

Использованная литература при разработке рабочей программы

  • Государственная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений         YIII видов (сборник №1) – М.: Владос, 2015. год-  под редакцией Воронковой В.В.
  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Классы

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

9 класс

Учащиеся должны знать:

  • названия, строение и расположение
  • основных органов организма человека;
  • элементарное представление о функциях основных органов них систем;
  • влияние физических нагрузок на организм;
  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
  • основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по наиболее сложным темам.


Календарно-тематическое планирование

9 класс (34 ч) 1ч в неделю (Биология. «Человек» Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева)

Тема урока

Форма урока

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Человек-биосоциальное существо. Место человека среди млекопитающих.

Вводная беседа.

 7.09

 7.09

2

Строение клеток и тканей организма

Деловая игра

 14.09

 14.09

3

Организм человека. Органы и системы органов.

Устный журнал.

 21.09

 21.09

4

Значение опорно-двигательной системы человека.

Урок-презентация (ИКТ)

 28.09

 28.09

5

Состав и строение костей.

Рассказ с демонстрацией опытов.

 5.10

 5.10

6

Скелет головы: череп.

Рассказ с демонстрацией опытов.

 12.10

 12.10

7

Скелет человека: грудная клетка; тазовые кости ; позвоночник.

Беседа с решением проблемных ситуаций.

 19.10

 19.10

8

Скелет верхних и нижних конечностей.

 

 26.10

 26.10

9

Подвижные и неподвижные соединения костей.

Урок-эксперимент

 16.11

 16.11

10

Первая помощь при ушибах вывихах и растяжениях.

Практическая работа

 23.11

 23.11

11

Вредное влияние курения и алкоголя на опорно-двигательную  систему.

Беседа  с практическими заданиями.

 30.11

 30.11

12

Опорно-двигательная система и её значение для человека.

Беседа с моделированием ситуаций.

 7.12

 7.12

13

 Опорно-двигательная система.

Проверочная работа

 14.12

 14.12

14

Основные группы мышц

Беседа с решением проблемных ситуаций.

 21.12

 21.12

15

Работа мышц.

Беседа с практическими упражнениями.

 28.12

 28.12

16

Осанка и здоровье человека

Рассказ с демонстрацией опытов.

 11.01

 11.01

17

Значение физических упражнений и правильного формирования скелета мышц

Беседа  с практическими заданиями.

 18.01

 18.01

18

Опорно-двигательная система человека.

Деловая игра

 25.01

 25.01

19

Значение крови и её состав

Беседа с решением проблемных ситуаций.

 1.02

 1.02

20

Строение и работа сердца

Беседа с моделированием ситуаций.

 8.02

 8.02

21

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

Устный журнал.

 15.02

 15.02

22

 Подсчёт частоты пульса в спокойном состоянии и при физической нагрузке. Измерение артериального давления.

Лабораторная работа

 22.02

 22.02

23

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Беседа с поисковыми заданиями

 1.03

 1.03

24

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды

Рассказ с демонстрацией мультимедиа-презентации.

 9.03

 9.03

25

Первая помощь при кровотечениях.

Практическая работа

 15.03

 15.03

26

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение, функции

Рассказ описание с опорой на медиа-файлы.

 22.03

 22.03

27

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях

Рассказ описание с опорой на медиа-файлы.

 5.04

 5.04

28

Дыхательные движения

Беседа с моделированием ситуаций.

 12.04

 12.04

29

Болезнь органов дыхания и их предупреждения

Беседа с поисковыми заданиями.

 19.04

 19.04

30

Гигиена дыхания. Искуственное дыхание

Практическая работа

 26.04

 26.04

31

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Определение объёма грудной клетки

 Лабораторная работа

 3.05

 3.05

32

Охрана воздушной среды

Деловая игра

 10.05

 10.05

33

Кровеносная и дыхательная система человека.

Беседа

17.05

17.05

34

Значение питания. Пищевые продукты.

Беседа с поисковыми заданиями.

24.05

24.05

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.

Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя  или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...

Рабочая программа 2 вида по химии 8-9 класс на основе авторской программы О.С. Габриелян

Данная рабочая программа 2 вида имеет отличия от авторской в распределении часов на отдельные темы, а также в проведении практических работ. В авторской программе практикум дается после изучения некот...

Рабочая программа 2 вида по химии 10-11 класс на основе авторской программы О.С. Габриеляна

Данная рабочая программа отличается от авторской распределением часов на изучение отдельных тем и увеличением практических работ с 2-х до 4-х и в 10 и в 11 классах....

Рабочая программа второго вида "Русский язык" 11 класс

Рабочая программа II вида составлена на основе авторской программы Н.Г. Голь­цовой «Русский язык. 10-11 классы». - М.: «Русское слово», 2005г. и примерной про­граммы среднего (полного) общего об...

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...

Рабочие программы для 7 класса (коррекционная программа VIII вида)

В папке собраны рабочие программы по математике, русскому языку, чтению и развитию речи, биологии, истории для 7 класса с тематическим планированием для надомного обучения....