Рабочая программа по биологии 9 класс. VIII вид.
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Индивидуальное обучение по АОП. Рабочая программа по биологиии. 9 класс. (8 вид)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8_vid_9_klass.docx | 58.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
« Салымская средняя общеобразовательная школа№1»
Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования,
реализующей Федеральный компонент ГОС
основного общего образования,
утверждённой
приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
№ 597-0 от 26.08.2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
БИОЛОГИЯ
(наименование учебной дисциплины)
основное общее
(уровень образования)
9 класс (индивидуальное обучение по АОП)
Составлена на основе авторской программы
Программа по биологии для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.И. Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В. В.Воронкова / Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ Под редакцией В.В.Воронковой.—М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011г.
(наименование программы, автор программы)
Учебник:
Биология. Человек. 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. — М.: Просвещение, 2015.
(название, автор, издательство, год издания)
Количество часов всего:34, в неделю 1
Иванова Галина Серафимовна, учитель биологии и химии первой категории
(ФИО, квалификационная категория)
п. Салым
2016- 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 373-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.
- Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа № 1087 от 13.08.2015г. «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
- Инструктивно-методическое письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 августа 2015 г. № 8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году».
- Адаптированная основная программа общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1», утверждённая приказом № 597-0 от 26.08. 2016г.
- ПОЛОЖЕНИЕ об организации индивидуального обучения на дому в НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
- Индивидуальный учебный план НРМОБУ «Салымская СОШ№1» на 2016 – 2017 учебный год.
Программно-методическое обеспечение
- Авторская программа по биологии для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы: В.И. Сивоглазов, Т.В. Шевырева, Л.В. Кмытюк, В.В. Воронкова / Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ Под редакцией В.В. Воронковой.—М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011 года.
- Биология. Человек. 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. — М.: Просвещение, 2015.
Цели и задачи обучения
Цели:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и роли живых организмов; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для распознавания изученных растений; работать с биологическими приборами, инструментами; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
Основными задачами преподавания биологии являются:
- сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье;
- привитию навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
Коррекционные задачи:
- развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, память;
- научить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее;
способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету.
Место учебной дисциплины в учебном плане
Согласно учебному плану НРМОБУ «Салымская СОШ№ 1» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) на изучение биологии в 9 классе отводится 35 ч. в год – 1час в неделю.
Содержание тем учебной дисциплины
Введение - 1 час
Место человека среди млекопитающих в живой природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных.
Тема 1. Общий обзор организма человека - 2 часа
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
Тема 2. Опора тела и движение - 5 часов
Скелет. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Лабораторная работа №1 Состав костей.
Мышцы. Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Тема 3. Кровь и кровообращение - 5 часов
Кровь, ее состав и значение, плазма крови. Органы кровообращения: кровеносные сосуды и сердце. Большой и малый круги кровообращения. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему.
Лабораторная работа №2 Подсчет частоты пульса.
Тема 4. Дыхание - 4 часа
Значение дыхания. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.) Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях.
Тема 5. Пищеварение - 5 часов
Значение пищеварения для человека. Питательные вещества и витамины. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Значение приготовления пищи. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Лабораторная работа №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
Тема 6. Почки -2 часа
Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.
Тема 7. Кожа - 3 часа
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
Практическая работа №1. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
Тема 8. Нервная система - 3 часа
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Высшая нервная деятельность человека. Гигиена умственного и физического труда. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Сон и его значение.
Тема 9. Органы чувств - 3 часа
Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
Тема 10.Охрана здоровья человека в Российской Федерации - 1 час
Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Перечень педагогических технологии преподавания учебной дисциплины
При организации учебного процесса на уроках биологии используются следующие педагогические технологии:
- игровые (развивающие игры, обучающие игры, сюжетно-ролевые игры);
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное;
- здоровьесберегающие;
- технология поддержки ребенка;
- педагогика сотрудничества.
Результаты освоения учебной дисциплины и требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- названия, строение и расположение основных органов организма человека
- элементарное представление о функциях основных органов и их систем
- влияние физических нагрузок на организм
- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм
- основные санитарно-гигиенические правила
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья
- соблюдать санитарно-гигиенические правила
- оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.
Критерии и нормы оценки результатов обучения
«Оценка 5» ставится ученику, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения.
«Оценка 4» ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении материала.
«Оценка 3» ставится при минимальном уровне выполнения требований, предъявляемом к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса
«Оценка 2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке понятий, искажающие их смысл.
Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов на раздел | Лабораторные работы |
1. | Введение . | 1 | |
2. | Тема 1. Общий обзор организма человека. | 2 | |
3. | Тема 2. Опора и движение | 5 | Л.р. № 1 |
4. | Тема 3. Кровь и кровообращение. | 5 | Л.р. № 2 |
5. | Тема 4. Дыхание. | 4 | |
6. | Тема 5. Пищеварение. | 5 | Л.р. № 3 |
7. | Тема 6. Почки. | 2 | |
8. | Тема 7. Кожа. | 3 | Пр.р. № 1 |
9. | Тема 8. Нервная система. | 3 | |
10. | Тема 9. Органы чувств. | 3 | |
11. | Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации. | 1 | |
Всего: | 34 | Л.р.-3, пр.р. -1 |
Распределение часов по четвертям
Четверть | Кол-во часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания | |
по КТП | факт | ||
1 Всего | 9 | ||
2 Всего | 7 | ||
3 Всего | 10 | ||
4 Всего | 9 | ||
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Коррекция | |
план | факт | |||||
Введение. | 1 ч. | |||||
1. | Место человека среди млекопитающих. | 07.09 | знать: - названия, строение и расположение основных органов организма человека; - элементарное представление о функциях основных органов и их систем; - влияние физических нагрузок на организм; -вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. уметь: - применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; - соблюдать санитарно-гигиенические правила; - оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах. | |||
Тема 1. Общий обзор организма человека. | 2 ч. | |||||
2. | Организм человека. Строение клеток и тканей организма | 14.09 | ||||
3. | Органы и системы органов человека. | 21.09 | ||||
Тема 2. Опора и движение. | 5 ч. | |||||
4. | Опорно - двигательная система. Скелет человека. Его значение. Основные части скелета | 28.09 | ||||
5. | Состав и строение костей. Лаб. работа №1 «Состав костей» | 05.10 | ||||
6. | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. | 12.10 | ||||
7. | Значение и строение мышц . Основные группы мышц. человека | 19.10 | ||||
8. | Роль физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. | 26.10 | ||||
Тема 3. Кровь и кровообращение. | 5 ч. | |||||
9. | Значение крови и кровообращения. Состав крови. | 02.11 | знать: - названия, строение и расположение основных органов организма человека; - элементарное представление о функциях основных органов и их систем; - влияние физических нагрузок на организм; - вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. уметь: - применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; - соблюдать санитарно-гигиенические правила; - оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах. | |||
10. | Органы кровообращения . Сосуды. | 16.11 | ||||
11. | Большой и малый круги кровообращения. | 23.11 | ||||
12. | Сердце и его работа. Лаб работа №2 Подсчет частоты пульса. | 30.11 | ||||
13. | Предупреждение сердечно- сосудистых заболевании. Первая помощь при кровотечениях | 07.12 | ||||
Тема 4. Дыхание. | 4 ч. | |||||
14. | Органы дыхания. | 10.12 | ||||
15. | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. | 14.12 | ||||
16. | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | 21.12 | ||||
17. | Гигиена органов дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. | 11.01 | ||||
Тема 5. Пищеварение. | 5 ч. | |||||
18. | Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты | 18.01 | знать: - названия, строение и расположение основных органов организма человека; - элементарное представление о функциях основных органов и их систем; - влияние физических нагрузок на организм; - вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. уметь: - применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; - соблюдать санитарно-гигиенические правила; - оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах. знать: - названия, строение и расположение основных органов организма человека; - элементарное представление о функциях основных органов и их систем; - влияние физических нагрузок на организм; - вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. уметь: - применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; - соблюдать санитарно-гигиенические правила; - оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах. | |||
19. | Питательные вещества и витамины. | 25.01 | ||||
20. | Органы пищеварения. | 01.02 | ||||
21. | Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Лаб. р. №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал. | 08.02 | ||||
22. | Гигиена питания и предупреждение желудочно- кишечных заболеваний. | 15.02 | ||||
Тема 6. Почки. | 2 ч. | |||||
23. | Почки – органы выделения. | 22.02 | ||||
24. | Предупреждение почечных заболеваний. | 01.03 | ||||
Тема 7. Кожа. | 3 ч. | |||||
25. | Значение и строение кожи. | 15.03 | ||||
26. | Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Пр. р. №1 Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи. | 22.03 | ||||
27. | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах и обморожении. | 05.04 | ||||
Тема 8. Нервная система. | 3 ч. | |||||
28. | Строение и значение нервной системы. | 12.04 | ||||
29. | Гигиена умственного труда. Режим дня. | 19.04 | ||||
30. | Сон и его значение. | 26.04 | ||||
Тема 9. Органы чувств. | 3 ч. | |||||
31. | Значение органов чувств. | 03.05 | ||||
32. | Строение, функции, гигиена органа зрения. | 10.05 | ||||
33. | Строение органа слуха. Гигиена слуха. | 17.05 | ||||
Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации. | 1ч. | |||||
34. | Охрана здоровья человека. | 24.05 |
Учебно- техническое обеспечение
№ п.п. | Средства | Перечень средств | |
1. | Учебно- лабораторное оборудование и приборы | Учебно-лабораторное оборудование Микроскоп учебный Спиртовка лабораторная Термометр лабораторный Капельница с пипеткой Ложка для сжигания вещества Мензурка 50 мл | Палочка стеклянная Пробирка стеклянная Стекло покровное 18/18 Стекло предметное Фильтровальная бумага Цилиндр мерный с носиком Чашка Петри 100 Штатив для пробирок |
2. | Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | Плакаты: Ткани Скелет человека Мышцы Состав крови Строение сердца Кровообращение Внутренние органы Кожа Зрительный анализатор Слуховой анализатор | Правильная осанка Плоскостопие Муляжи: Сердце Позвонки Технические средства обучения: · Персональный компьютер · Телевизор |
3. | Цифровые образовательные ресурсы | Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания. |
Список используемой литературы
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1. | Дидактические игры на уроках естествознания. Человек. | Т.М.Лифанова | Москва 2011 |
2. | Активные формы и методы обучения биологии. | Молис С.С., Молис С.А. | М.: Просвещение |
3. | Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. | Дудкина О. П. | М: Учитель, 2010 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...
Рабочая программа для 7 класса VIII вида швейное дело
Рабочая программа по В. В. Воронковой...
Рабочая программа для 5 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....
Рабочая программа для 7 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....
Рабочая программа для 8 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....
Рабочая программа для 9 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....