Статьи по предмету
статья по биологии (9, 10, 11 класс)
Актуальность межпредметных связей сегодня в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. На грани смежных научных областей образовались новые науки - биофизика, биохимия, физическая химия, медицинская радиология, биокибернетика, бионика и другие, практическое применение которых имеет огромную роль для человека. Благодаря созданию новых наук появились и новые открытия. Поэтому существование интегрированных наук - это необходимость сегодняшнего дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_mezhpredmetnom_obuchenii.pdf | 186.72 КБ |
formirovanie_gigienicheskih_navykov_8_klass_ispolzuya_metapredmetnyy_podhod.pdf | 247.99 КБ |
statya_o_sisteme_raboty_po_proforientatsii_.docx | 68.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Система работы по профориентации в школе.
Проблемой изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы занимались следующие авторы: Е.А. Климов, А.Д. Сазонов, Н.С. Пряжников, Н.Н. Захаров и др. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения и процессу подготовки учащихся к осознанному выбору профессии.
Целью профориентационной работы является создание условий для формирования готовности обучающихся к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в условиях рыночных отношений с учетом востребованности профессий на рынке труда. Профориентационная работа строится на основе нормативно-правовой базы:
⮛ Приказ Департамента образования и молодежной политики от 28.02.2013 г № 150 «Об утверждении Концепции развития профессиональной ориентации ХМАО-Югры и межведомственного плана по ее реализации».
⮛ Приказ департамента образования от 27.01.2014 №25 «Об организации работы по профессиональной ориентации обучающихся в 2014 году».
⮛ Приказ ОУ от 31.08.2016 г № 512 «Об организации работы по профессиональной ориентации обучающихся».
Администрация школы, внедряя концепцию модернизации образования, при реализации Программы по профориентации в школе ставит перед собой задачу: обеспечить полную информацию о профессиональном образовании для построения образовательной траектории каждым обучающимся.
Профориентационную работу организует совет по профориентации (утверждаемый ежегодно приказом директора школы), который:
- составляет планы совместной работы по профориентации с различными структурами и ведомствами (Приложение 1);
- традиционно в марте-апреле организует и проводит родительские собрания с приглашением представителей вузов и СПО,
- организует и проводит круглые столы по проблемам профориентации для педагогов школы;
- осуществляет трансляцию положительного педагогического опыта по вопросам реализации профориентационной работы.
Основным средством диагностики результатов и контроля выполнения программы является комплексный мониторинг. В качестве средств мониторинга используются: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, вариативные формы опроса участников образовательного процесса, изучение документальных материалов, а также контрольные срезы. Система измерителей выстраивается относительно конкретного образовательного цикла (год).
Методическим кабинетом школы разработан пакет методических материалов по организации профориентационной работы:
⮛ методические рекомендации «Профориентационная деятельность в образовательном учреждении»;
⮛ методические рекомендации «Портфолио образовательных достижений учащихся»;
⮛ «План мероприятий по профориентационной работе на учебный год»;
⮛ методические рекомендации по разработке элективных курсов профориентационной направленности.
Программа состоит из четырех ступеней психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которая включает в себя информирование и консультирование обучающихся, психолого-педагогическое сопровождение выбора будущей профессии, ознакомление с миром профессий в рамках предпрофильного и профильного обучения, проведение встреч с представителями колледжей, вузов, предприятий.
Первая (социально-ориентированная) ступень — психолого- педагогическое сопровождение учащихся 1-7-х классов, которое предполагает оказание информационной поддержки и консультационной помощи в определении интересов обучающихся к учебным предметам, сферам профессиональной и социальной деятельности.
Основные формы деятельности на первой ступени:
- мониторинг интересов к предметно-образовательным и профессиональным сферам;
- тематические классные часы;
На этой ступени используются тестологические методики Л.Г. Лускановой, С.Г. Макарова, активизирующие и игровые методики Н.С. Пряжникова и С.Н. Чистяковой. Результатом курса является выявление интереса к предметно-образовательной и профессиональной сферам деятельности.
На уроках начальных классов по окружающему миру, технологии, ИЗО учащимся даются первичные представления о профессиях. Практическая направленность профориентационной работы в начальной школе обеспечивается такими формами как выставки, работа над проектом.
В 5-7 классах реализуется программа «Твой выбор» за счет часов внеурочной деятельности, а так же вопросы профориентационной тематики включены в базовую программу «Технология 5-7 классы» (автор В.Д. Симоненко). При изучении каждого раздела программы от 7% до 17% учебного времени отводится на знакомство с различными профессиями (кондитер, повар, закройщик, портной, конструктор швейного производства, модельер, художник-модельер, дизайнер одежды, технолог швейного производства).
С 8 по 11 класс 1час в неделю (34 часа в год) также освещаются вопросы профориентационной тематики при ведении курса «Твоя профессиональная карьера». Обучающиеся простраивают свой индивидуальный образовательный маршрут, который потом воплощают в жизни.
С 1 по 8 класс обеспечивается выявление интересов и склонностей учащихся в различных сферах познавательной деятельности. Для этого в школе создана система развития способностей через факультативы, кружки, секции, дистанционные олимпиады и конкурсы, всероссийские предметные олимпиады, студенческие научные конференции в тесной взаимосвязи педагогов, родителей и учеников. На протяжении последних 3-х лет число участников стало расти, соответственно и возросло число победителей и призеров.
Дистанционные олимпиады, интеллектуальные конкурсы
Муниципальный уровень | Региональный уровень | Всероссийский уровень |
«Живая классика»
конференция НГГУ
знатока права и экономики на базе ТюмГУ
(городской интеллектуальный клуб)
будущая профессия» |
наук УРФО
чемпионат
конференция по экологии
проектов «Грани познания»
чемпионат
университета |
дистанционные предметные олимпиады
физике (МФТИ и МГУ)
письма»
биологическая викторина
«Познание и творчество» |
17.09.2017 3
Созданная в школе система работы позволила привлечь к участию в 26 дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня более 70% обучающихся и педагогов. Это более 89 призовых мест на сегодняшний день в интеллектуальных Всероссийских конкурсах: «Родное слово»- по русскому языку и литературе, «Олимпус» по русскому языку, литературе, математике, химии, английскому языку, «Инфознайка» по информатике, «Спасатель» по ОБЖ; Олимпиада по основам наук «УРФО», конечно это фестиваль исследовательских работ «Открытие мира», муниципальный и региональный этапы НОУ и предметных олимпиад. У обучающихся появилась особая необходимость в участии олимпиад ВУЗов – НВГУ (очно), ЮРГУ (очно) и других дистанционных олимпиадах ВУЗов.
Вторая (профильно-определяющая) ступень представляет собой психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8-9-х классов, предполагающее оказание им помощи в планировании первоначального профильного образовательного маршрута, а также развитие способностей, которые позволят успешно адаптироваться к условиям профильного обучения. Психолого-педагогическое сопровождение на данном этапе, равно как и на всех остальных, должно быть комплексным и системным. В 9 классах в учебный план введено 2 часа (70 часов) в неделю для организации предпрофильной подготовки, который осуществляется с помощью таких курсов как: «Твоя профессиональная карьера»,
«Консультативный курс».
Основными формами его осуществления являются:
- элективные курсы;
- презентация элективных курсов для 8-х классов;
- классные часы;
- участие в днях открытых дверей;
- индивидуальные и групповые консультации для родителей и учащихся;
- тренинговые занятия;
- презентации профессиональных направлений;
- профориентационные экскурсии;
- встречи с представителями учебных заведений разных уровней;
- медико-психолого-педагогическая диагностика;
- диагностические и активизирующие методы и тесты;
- адресные рекомендации учащимся.
Разнообразие форм работы дают возможность ученикам сделать свой первоначальный выбор дальнейшего образовательного пути: продолжить обучение в профильной группе, в учреждении начального или среднего профессионального образования.
Третья (профильно-адаптационная) ступень — это психолого- педагогическое сопровождение учащихся 10-11-х классов, ориентированное на формирование у школьников готовности и способности строить личную жизнь и профессиональную карьеру.
Учитывая социальный заказ учащихся и родителей школы, педагогический коллектив и администрация предложили старшеклассникам варианты профильного обучения, которое способствует достижению обучающимися высокого уровня различных (необходимых) компетенций для продолжения профессионального образования.
Созданные в школе условия: кабинеты, оборудованные современными компьютерами и подключенные к сети Интернет, дидактическим материалом, позволили организовать классы профильной направленности: информационно-технологический класс, естественнонаучный класс, социально-экономический класс.
Основными формами сопровождения являются:
- индивидуальные и групповые консультации для учащихся и их родителей;
- психодиагностика личностных и профессиональных качеств;
- адресные рекомендации учащимся по результатам диагностики;
- презентации профессиональных направлений;
- анкетирование учащихся по определению их готовности к профессиональному выбору;
- встречи с выпускниками школы, являющимися студентами вузов.
В результате этой деятельности выпускник строит четкий пошаговый личный и профессиональный план, ведущий его к успешной социализации, самореализации и личностному успеху.
Итогом третьей ступени психолого-педагогического сопровождения является готовность учащихся к выбору своей дальнейшей образовательной и профессиональной карьеры, сформированные умения анализировать и корректировать свой образовательный маршрут.
Анализ мониторинга поступления выпускников показал, что почти ежегодно 100% выпускников 11-х классов поступают в высшие учебные заведения, до 32% выпускников девятых классов обучаются в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
На основании индивидуальных собеседований с выпускниками школы бывшие классные руководители выяснили, что будучи студентами, они не испытывают трудностей в процессе обучения в высших учебных заведениях. Процесс адаптация проходит успешно, большинство зачетов засчитываются автоматически.
В школе применяются компьютерные технологии и программы, позволяющие усилить мотивацию на учение, помогающие учащимся овладеть широким спектром способов полноценного усвоения знаний (организация учебного исследования, формирование устойчивых навыков умственного труда, приобретение практических навыков). Кабинеты
педагогов-психологов оснащены программным обеспечением: учебными пособиями Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии», диагностическими материалами: методика «Профиль», тесты интеллектуального потенциала АМХАУТР, «Карта интересов», дифференциально-диагностический опросник. В школе оформлен наглядный стенд, где можно получить информацию по вопросам профориентации, продолжения образования после окончания основной школы, условий приема в ВУЗы, ССУЗы.
Данные опроса обучающихся 9-х, 11-х классов показали, что к числу наиболее эффективных форм профориентации относятся:
⮛ проведение социологических опросов и собеседований с детьми и родителями (86% респондентов);
⮛ классные часы по профориентации с приглашением представителей различных профессий, колледжей и профориентационные уроки (83%);
⮛ экскурсии на предприятия (65%) ;
⮛ психологическая диагностика профессиональной направленности личности (53%)
⮛ встречи с выпускниками школы (100%).
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы мы относим:
1. | достаточная информация о профессии и путях ее получения | Без чѐткого представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного выбора. | Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление о требованиях выбранной профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах. |
2. | потребность в обоснованном выборе профессии | Показатели - это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана. | |
3. | уверенность школьника в социальной значимости труда | т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. | По данным исследований жизненных ценностей - отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии. |
4. | степень самопознания школьника | только квалифицированный специалист предоставит школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах | Насколько глубоко ученик сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. Результаты психологических тестов в виде индивидуального маршрутного листа с личностными характеристиками. |
5. | наличие у учащегося обоснованного профессионального плана, итогом реализации которого станет поступление в новое учебное заведение | Это критерий обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы | Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, тех из них, которые непосредственно влияют на успех профессиональной деятельности |
Наша дальнейшая цель – совершенствовать навыки практической деятельности через формирование исследовательской компетенции, исследовательских умений, навыков. А, материально-техническая база школы и высококвалифицированный творческий заинтересованный педагогический коллектив позволяет нам открыть классы самых разнообразных профилей.
Приложение 1
План-график
реализации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов
№ | Планируемые мероприятия | сроки | ответственные |
1 | Изучение нормативных документов по предпрофильной подготовке | В течение года | Зам. Директора по УВР Руководители МО |
2 | Участие в городских семинарах, секциях по вопросам предпрофильной подготовки | В течение года | Кл. рук. 9 кл. Экспертная группа |
3 | Участие в секциях, совещаниях, семинарах по предпрофильному обучению. | В течение года | Зам.директора по УВР |
4 | Ведение профориентационной работы «Твой компас» | В течение года | Зам. директора по ВР |
5 | Анкетирование учащихся на консультативных курсах. | В течение года | Педагог-психолог |
6 | Ведение курса «Мир профессий» | В течение года | Кл. рук. 9 кл. |
7 | Проведение психолого-информационных консультаций для учеников и родителей | В течение года | Педагог-психолог |
8 | Проведение тестирования «Карта интересов» | 2 – 10 апреля | Педагог-психолог |
9 | Встречи учащихся со студентами ССУЗов и ПУ, представителями учебных заведений. | В течение года | Зам.директора по УВР Классные руководители 9- х классов |
10 | Организация встреч с представителями различных профессий. | 1 раз в четверть |
|
11 | Проведение родительских собраний в 9 | 1 раз в четверть | Кл. рук. 9 классов |
классах:
| |||
12 | Рецензирование авторских программ элективных курсов на заседаниях методических объединений | сентябрь | Методический совет |
13 | Рассмотрение программ элективных курсов на заседании Методического Совета управления образования района. | сентябрь | Зам.директора по УВР |
14 | Участие в городской кампании «Абитуриент» | Октябрь, апрель | Зам. Директора по УВР Кл. руководители 9-х классов |
15 | Выпуск информационного стенда о предпрофильном обучении. | ноябрь | Зам.директора по УВР |
6 | Проведение семинара по вопросу «Портфолио учащегося» | 7 – 10 декабря | Зам.директора по УВР |
17 | Разработка программ элективных курсов для предпрофильной подготовки на новый учебный год. | Декабрь- апрель | Экспертная группа |
18 | Информационный бюллетень (информационная карта) о профильных направлениях в 10-х классах. | 05 – 15 марта | Зам.директора по УВР |
19 | Проведение ярмарки элективных курсов (презентация) для учащихся 8-х классов. | 15 – 20 марта | Зам.директора по УВР |
20 | Проведение фестиваля профильных направлений в 10-х классах. | 15 – 20 марта | Классные руководители 10-х классов |
21 | Проведение анкетирования по определению профиля обучения в старшей школе. | 20 – 25 марта | Педагог-психолог |
22 | Проведение анкетирования по выбору дальнейшего продолжения обучения, выбора профильных направлений. | 5 – 10 апреля | Зам.директора по УВР |
23 | Комплектование 10-х классов | Июнь - август | Зам.директора по УВР |
Приложение 2
АНКЕТА № 1
Профильной ориентации
Фамилия, Имя______ _ _ _ _ _ _ _ _Класс_______
- На какой профиль (профили) ты хотел бы пойти в 10-м классе? (нужное подчеркнуть)
- физико-математический
- естественнонаучный
- химико-биологический
- филологический
- гуманитарный
- социально-экономический
- технологический
- информационно-технологический
- социально-правовой
- биолого-географический
- не знаю
- Почему ты выбираешь именно этот профиль?
- мне нравятся входящие в этот профиль предметы
- я плохо успеваю по другим предметам
- этот профиль связан с моей будущей профессией
- мне посоветовали родители
- этот профиль выбрал мой друг
- не знаю
- другое
- С кем ты прежде всего посоветуешься при выборе профиля обучения:
- с учителем
- с классным руководителем
- со школьным психологом
- с родителями
- с друзьями
- сам решу
- другое
- Какие цели ты ставишь перед собой на курсах по выбору?
- подготовиться к экзаменам после 9-го класса
- углубиться в предмет
- уточнить свой выбор профиля
- другое
Приложение 3
Анкета № 2
Курсы по выбору (ориентационные)
Фамилия, Имя______ _ _ _ _ _ __Класс
Выбери четыре наиболее нужных тебе курса из предлагаемых ниже, рассчитанных на 1 четверть или 2 курса, рассчитанных на 1 полугодие.
№ | Название курса | Одна четверть | Одно полугодие | ||
Кол-во часов | Мой выбор | Кол-во часов | Мой выбор | ||
Дата заполнения «__» « » 20…. г
Подпись учащегося_____ _ _ _ __
С выбором моего ребенка согласен(на) _____ _ _ _ _ _ __
(подпись родителей, законных представителей)
Приложение 4
Анкета №3 Для родителей
- Обсуждали ли Вы с ребенком его профессиональное будущее: А) ДА
Б) Специальность В) НЕТ
- Говорили ли Вы с ним о возможных путях продолжения образования: А) 10 – 11 класс
Б) Профессиональное училище В) Техникум
Г)Колледж Д) другое
- Доверяете ли Вы своему ребенку самостоятельно совершить первичное профессиональное самоопределение (в частности, выбрать профиль обучения)
А) да Б) нет
В) другое
- Считаете ли Вы, что выбор будущей профессиональной деятельнсоти вашего ребенка практически полностью зависит от Вас (вашего мнения, ваших возможностей)
А) да Б) нет
В) другое
- Знаете ли Вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?
А) да Б) нет
В) другое
Приложение 5
АКЕТА № 4
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
ФИ__ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
- Выбранный ВАМИ путь продолжения образования: А) 10 – 11 профильный класс
Б) Профессиональное училище (какое)_____
В) Техникум (какой)_______ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ___
Г) Колледж (какой)_____ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Д) другое (написать)_____ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
- Если выбрали 10-11 профильный класс – какие предметы необходимы для поступления в вуз (нужное подчеркнуть):
- физика
- химия
- биология
- информатика и ИКТ
- обществознание
- история
- английский язык
- география
- литература
Приложение 6
Карта индивидуального образовательного маршрута (МР) учащегося класса
_
уч.год
ШКОЛА МБОУ «СОШ № ….»
ОКРУГ Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
ГОРОД Нижневартовск
Форма | Гуманитарные знания | Физико- математические знания | Естественно- научные знания | Область искусств | Другие способности | ||||||||||||||
История | Обществозн | Русский язык | Литература | Иностран язык | Право | Математ | Геометр | Физика | Биология | Химия | Географ | Музыка | Изобразит творч | Хореогр | Артистизм | Спорт | Приклад творч | Обществ деятельн | |
Олимпиады, конкурсы Фестивали | |||||||||||||||||||
НОУ | |||||||||||||||||||
Творческие работы | |||||||||||||||||||
другое |
Приложение 7
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
(профильное обучение)
ФИО
МБОУ «СОШ № 6» г. Нижневартовска
№ | класс | Название элективного курса | Количество часов | Подпись преподавателя |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
ВСЕГО |
УЧАСТИЕ | Предметная область | уровень | результат | класс |
Олимпиада | 10 | |||
11 | ||||
НОУ | 10 | |||
11 | ||||
Открытие мира | 10 | |||
11 | ||||
Дистанционные олимпиады, конкурсы | 10 | |||
11 |
ПОСТУПЛЕНИЕ ПОСЛЕ ШКОЛЫ
Образовательное учреждение | город | факультет | Бюджет/коммерция |
Зам. директора по УВР / _ /
Обучающийся /_ /
Родитель
/ _/
Приложение 8
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
(профильное обучение)
ФИО
МБОУ «СОШ № ….» г. Нижневартовска
№ | класс | Название элективного курса | Количество часов | Подпись преподавателя |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
ВСЕГО |
УЧАСТИЕ | Предметная область | уровень | результат | класс |
Олимпиада | 10 |
11 | ||||
НОУ | 10 | |||
11 | ||||
Открытие мира | 10 | |||
11 | ||||
Дистанционные олимпиады, конкурсы | 10 | |||
11 |
ПОСТУПЛЕНИЕ ПОСЛЕ ШКОЛЫ
Образовательное учреждение | город | факультет | Бюджет/коммерция |
Приложение 9
Основные понятия и термины
Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.
Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределения с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
Профессиональная производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника. Формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по предмету - Русская словесность.
Статья по предмету - Русская словесность. Данная статья направлена на повышение рейтинга этого предмета в школьном образовании....
статья "Интеграция предметов естественно-научного цикла"
В статье описывается опыт совместной работы учителя химии и физики....
Статья "Роль предмета химии в экологическом воспитании школьников"
В данной статье рассказывается о возможности применения экологического аспекта на уроках химии....
Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена".
Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена"....
статья к предмету ИЗО "Коллективная работа в проектной деятельности"
Современный урок предусматривает проектную деятельность школьников, и урок изобразительного искусства не может остаться в стороне от новых направлений в образовательном процессе. Я попыталась сов...
Статья "РОЛЬ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО РЕГИОНА"
В статье выявлены основные проблемы преподавания предмета «Музыкальное искусство» в школе, рассмотрены ключевые вопросы и противоречия в формировании поликультурной личности в учебно-воспи...
Статья"Интеграция предметов как средство повышения качества образования учащихся"
В настоящее время большое внимание уделяется межпредметной направленности в учебном процессе. Данная статья является анализом работы по данному направлению учителей истории, обществознания и биологии....