конспекты уроков
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Данные конспекты можно использовать для проведения уроков биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8 класс биология | 32 КБ |
9 класс биология | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему " Скелет, строение, состав и соединение костей. "
Цель: формирование знаний о химическом составе, строении и свойствах костей на основе биологического исследования; раскрытие роли биологических знаний в сохранении здоровья.
Ход урока
1. На слайде изображения колонн здания.
Ребята, перед вами изображение колонн, которые имеются у фасада многих зданий и внутри них. Еще древние архитекторы использовали их в своих постройках. Скажите, что они вам напоминают? На какую часть нашего тела они похожи?...
Совершенно верно, ноги. (рядом на слайде появляется картинка)
Колонны не только похожи на ноги человека, но и имеют те же пропорции высоты и площади подошвы (основания), что обеспечивает им наибольшую устойчивость. Именно строение нашего тела, определенное природой, послужило примером и подсказкой для архитекторов.
2. Сопоставьте следующие факты: (слайд)
а) бедро выдерживает вертикально груз 1500кг
б) Большая берцовая кость - 1650 кг
в) Плечевая кость - 850 кг, коленная чашечка - 600 кг
г) Кость тверже кирпича в 30 раз. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун.
д) Средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70кг равна всего 8-9 кг.
Какой вопрос у вас возник по этим данным? (почему скелет такой прочный, несмотря на его легкость)
- ...
Какие гипотезы возникают у вас по этому противоречию?(записать на доске)
- ...
3. Давайте озаглавим наш урок, какова тема?
- ...
Какова будет наша цель? (выявление причин высокой прочности костей скелета )
- ...
Сформулируйте задачи урока... (изучить состав и строение кости, найти причины высокой прочности их, сделать выводы)
- ...
4. Прежде чем приступить к решению наших задач, давайте освежим в памяти знания, которые нам сегодня понадобятся:
1) какая ткань образует кость?
2) Из чего она состоит?
3) перечислите клетки костной ткани и их функции
4) что входит в состав межклеточного вещества?
5. Хорошо. Молодцы.
Давайте, наконец, приступим к решению поставленных задач. Работать будем в четырех группах. Каждая группа будет заниматься своим исследованием. У вас на столах есть все необходимое оборудование, включая инструктивные карты и дополнительный материал. По истечение 10 минут вы должны сообщить классу результаты своих исследований и выводы, к которым вы пришли.
Итак, уважаемые исследователи, время пошло.
-работа в группах- темы не произносятся
гр 1: изучение взаимосвязи химического состава кости и ее свойств
гр 2: изучение прочности конструкций разной формы
гр 3: изучение строения трубчатой кости и ее прочности на примере Эйфелевой башни
гр 4: изучение основных типов костей на примере муляжей
учитель в ходе работы оказывает необходимую помощь
6. Время вышло. Завершить работу в группах. Заслушаем выступление групп по плану:
что изучали?
как изучали?
какие выводы сделали?
- выступление групп -
7. Спасибо, ребята. Вы очень хорошо потрудились.
Какая из гипотез, записанных на доске, подтвердилась? ...
Давайте вместе сформулируем общие выводы по уроку и запишем их:...
(прием незаконченных предложений)
1) кость состоит из костной ткани
2) костная ткань содержит минеральные и органические вещества
3) минер вещ-ва придают кости твердость, но хрупкие
4) орг вещ-ва придают кости упругость и эластичность
5) трубка обладает большей прочностью, чем плоскость такой же массы
6) особое расположение перекладин губчатого вещества обеспечивает прочность конструкции при ее легкости
7) существуют кости трубчатые, губчатые и плоские
Подытожить нашу беседу я хотела бы словами П.Ф. Лесгафта: "Костная система человеческого организма устроена таким образом, что при наибольшей легкости она представляет собой крепость и в состоянии противодействовать влиянию толчка и сотрясения".
8. Давайте подведем итоги вашей деятельности на уроке:
Мы делали вместе: Нам помогли:
Мы делали в группе:
Оценивание
Д/З
Предварительный просмотр:
Урок по биологии в 9 классе на тему «Строение клетки».
Цели: закрепить знания о белках и нуклеиновых кислотах; дать понятие главным компонентам клетки: мембрана, цитоплазма, ядро, включения и органоиды; изучить основные признаки эукариотических и прокариотических клеток.
Задачи: сформировать знания о строении клетки; научить объяснять различия клеток эукариот и прокариот.
Оборудование: презентация урока, карточки, тестовые листы.
Ход урока
- Организационный момент: цели и задачи урока.
- Актуализация знаний:
- Тестирование
- В состав ферментов входят: а) нуклеиновые кислоты; б) белки; в) АТФ г) углеводы
- Связь, возникающая между азотистыми основаниями двух комплементарных цепей ДНК: а) ионная; б) пептидная; в) водородная; г) ковалентная полярная
- С помощью молекул иРНК осуществляется передача наследственной информации: а) из ядра к митохондриям; б) из одной клетки в другую; в) из ядра к рибосоме; г) от родителей к потомству
- Молекулы РНК в отличие от ДНК содержат азотистое основание: а) аденин; б) гуанин; в) урацил; г) цитозин
- Мономером ДНК является: а) нуклеотид; б) нуклеотидтрифосфат; в) азотистое основание; г) рибоза
- Ферменты- это: а) другое название гормонов; б) биологические катализаторы химических реакций; в) конечные продукты обмена веществ
- Состав аминокислот, из которых живые организмы строят свои белки: а) видоспецифичен, то есть аминокислоты, которые встречаются у одного вида, могут полностью отсутствовать у другого вида; б) одинаков для всех видов живых организмов; в) зависит от питания организма; г) зависит от образа жизни организма
- Белок распадается на аминокислоты при разрушении его: а) первичной структуры; б) вторичной структуры; в) третичной структуры; г) четвертичной структуры
- Полимерами не являются: а) гликоген; б) крахмал; в) целлюлоза; г) глюкоза
- Первичная структура белка- это: а) укладка полипептидной цепи в форме спирали; б) укладка полипептидной цепи в форме глобулы; в) порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи; г) структура белковых молекул доклеточных форм жизни
- Письменный ответ по карточке:
№1 Задание: установите соответствие между мономерами и полимерами.
Мономеры: Полимеры:
1 нуклеотиды А белки
2 простые сахара Б полисахариды
3 аминокислоты В нуклеиновые кислоты
№2 Задание: напишите последовательность нуклеотидов ДНК, комплементарную приведённой ниже последовательности: ТТЦГАААЦТГЦ
- Устный ответ у доски- проверка домашнего задания:
Типы белков | Функции белков | Примеры |
- Изучение нового материала: (просмотр презентации, рассказ-объяснение учителя, краткая запись конспекта- выделенного текста)
- Биологические мембраны.
Любая эукариотическая клетка имеет очень сложное строение. Содержимое клетки, а также многих внутриклеточных структур ограничивают биологические мембраны- тончайшие плёнки, состоящие в основном из белков и липидов.
- Цитоплазматическая (или клеточная) мембрана.
Цитоплазматическая мембрана отделяет от внешней среды содержимое клетки и осуществляет её взаимодействие с внешней средой и с соседними клетками. Через мембрану в клетку поступают питательные вещества, а из клетки выделяются ненужные продукты обмена. Она полупроницаема.
Главные химические компоненты, образующие цитоплазматическую мембрану, - белки, сложные липиды и гликопротеиды. Они выполняют роль барьера, обеспечивая избирательное проникновение веществ из внешней среды. У клеток растений, грибов и бактерий цитоплазматическая мембрана покрыта клеточной стенкой. У животных клеток её нет.
Под мембраной находятся две важнейшие части клатки- цитоплазма и ядро. В цитоплазме находятся органоиды и включения.
- Цитоплазма.
Это полувязкая внутренняя среда клетки. Цитоплазма постоянно движется, перемещая вместе с собой различные вещества, включения и органоиды. В ней проходят все процессы обмена веществ. В её состав входят все виды органических и неорганических веществ, присущих живым организмам. В ней присутстуют также нерастворимые отходы обменных процессов и запасные питательные вещества. Она функционирует только в присутствии ядра (у эукариот). Без него долго существовать цитоплазма не может, так же как и ядро без цитоплазмы.
Роль цитоплазмы заключается в объединении всех клеточных структур и обеспечении их химического взаимодействия.
- Ядро.
Имеется в клетках большинства одноклеточных и многоклеточных организмов. Клетки бывают одно- и многоядерными. Ядро- это плотное тельце, часто овальной формы. Оно заполнено густым ядерным веществом-кариоплазмой. От цитоплазмы ядро отделено двухслойной ядерной мембраной. В мембране имеются поры, через которые происходит обмен молекулами между ядром и цитоплазмой. В ядре имеется одно или несколько ядрышек, связанных с системой РНК.
Кроме ядрышек в ядре находятся хромосомы, образованные молекулами ДНК и белками. Хромосомы являются носителями генов, определяющих наследственные свойства клетки и организма в целом. Ген- это участок молекулы ДНК, несущий информацию о структуре одного белка
Наследственная информация, заключённая в хромосомах ядра, с помощью РНК и ферментов управляет всеми процессами в организме: биологическими, физиологическими, морфологическими, синтезом и распадом веществ.
- Включения и органоиды.
Включения- непостоянные структурные компоненты клетки. В отличие от органоидов включения то появляются, то исчезают в клетке в процессе её жизнедеятельности.
Органоиды- постоянные структурные компоненты, которые выполняют жизненно важные для клетки функции.
Части клетки, взаимодействуя между собой, образуют целостное единство, то есть биосистему.
- Прокариоты и эукариоты
У многих одноклеточных и некоторых многоклеточных организмов в клетке нет оформленного яда, но есть ДНК-содержащая зона- нуклеотид. Нуклеотид прикреплён к внутренней части мембраны и ничем не отграничен от цитоплазмы. Это свойственно прокариотам.
Клетки. Не имеющие оформленного ядра, называют прокариотическими, а имеющие ядро- эукариотическими.
На этом основании все организмы делятся на прокариот и эукариот. У эукариот молекулы ДНК имеют линейное строение, у прокариот молекула ДНК всегда одна и образует кольцо. К прокариотам относятся бактерии, цианобактерии, архебактерии. Это эволюционно более древние организмы. К эукариотам относятся растения, животные, грибы.
- Закрепление.
Задание: закончи предложения
Несколько ядер может содержаться в клетках … (печени, грибов).
В ядре расположены молекулы …. (ДНК)
Молекулы ДНК обеспечивают хранение и передачу наследственной информации о …. (признаках и свойствах клетки).
Содержащиеся в ядрах клеток ядрышки осуществляют … (синтез рРНК)
- Д.з. п 7, записи в тетрадях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....