конспекты уроков
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Абдуллина Гульнара Флюсовна

Данные конспекты  можно  использовать  для проведения уроков биологии.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8 класс биология 32 КБ
Microsoft Office document icon 9 класс биология 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок на тему " Скелет, строение, состав и соединение костей. "

Цель: формирование знаний о химическом составе, строении и свойствах костей на основе биологического исследования; раскрытие роли биологических знаний в сохранении здоровья.

Ход урока

1. На слайде изображения колонн здания.

Ребята, перед вами изображение колонн, которые имеются у фасада многих зданий и внутри них. Еще древние архитекторы использовали их в своих постройках. Скажите, что они вам напоминают? На какую часть нашего тела они похожи?...

Совершенно верно, ноги. (рядом на слайде появляется картинка)

Колонны не только похожи на ноги человека, но и имеют те же пропорции высоты и площади подошвы (основания),  что обеспечивает им наибольшую устойчивость. Именно строение нашего тела, определенное природой, послужило примером и подсказкой для архитекторов.

2. Сопоставьте следующие факты: (слайд)

        а) бедро выдерживает вертикально груз 1500кг

        б) Большая берцовая кость - 1650 кг

        в) Плечевая кость - 850 кг, коленная чашечка - 600 кг

        г) Кость тверже кирпича в 30 раз. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун.

        д) Средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70кг равна всего 8-9 кг.

Какой вопрос у вас возник по этим данным? (почему скелет такой прочный, несмотря на его легкость)

- ...

Какие гипотезы возникают у вас по этому противоречию?(записать на доске)

- ...

3. Давайте озаглавим наш урок, какова тема?

- ...

Какова будет наша цель? (выявление причин высокой прочности костей скелета )

- ...

Сформулируйте задачи урока... (изучить состав и строение кости, найти причины высокой прочности их, сделать выводы)

- ...

4. Прежде чем приступить к решению наших задач, давайте освежим в памяти знания, которые нам сегодня понадобятся:

        1) какая ткань образует кость?

        2) Из чего она состоит?

        3) перечислите клетки костной ткани и их функции

        4) что входит в состав межклеточного вещества?

5. Хорошо. Молодцы.

 Давайте, наконец, приступим к решению поставленных задач. Работать будем в четырех группах. Каждая группа будет заниматься своим исследованием. У вас на столах есть все необходимое оборудование, включая инструктивные карты и дополнительный материал. По истечение 10 минут вы должны сообщить классу результаты своих исследований и выводы, к которым вы пришли.

Итак, уважаемые исследователи, время пошло.

-работа в группах- темы не произносятся

гр 1: изучение взаимосвязи химического состава кости и ее свойств

гр 2: изучение прочности конструкций разной формы

гр 3: изучение строения трубчатой кости и ее прочности на примере Эйфелевой башни

гр 4: изучение основных типов костей на примере муляжей

учитель в ходе работы оказывает необходимую помощь

6. Время вышло. Завершить работу в группах. Заслушаем выступление групп по плану:

что изучали?

 как изучали?

какие выводы сделали?

- выступление групп -

7. Спасибо, ребята. Вы очень хорошо потрудились.

 Какая из гипотез, записанных на доске, подтвердилась? ...

Давайте вместе сформулируем общие выводы по уроку и запишем их:...

(прием незаконченных предложений)

        1) кость состоит из костной ткани

        2) костная ткань содержит минеральные и органические вещества

        3) минер вещ-ва придают кости твердость, но хрупкие

        4) орг вещ-ва придают кости упругость и эластичность

        5) трубка обладает большей прочностью, чем плоскость такой же массы

        6) особое расположение перекладин губчатого вещества обеспечивает прочность конструкции         при ее легкости

     7) существуют кости трубчатые, губчатые и плоские

 Подытожить нашу беседу я хотела бы словами П.Ф. Лесгафта: "Костная система человеческого организма устроена таким образом, что при наибольшей легкости она представляет собой крепость и в состоянии противодействовать влиянию толчка и сотрясения".

8. Давайте подведем итоги вашей деятельности на уроке:

         Мы делали вместе:                                                     Нам помогли:

         Мы делали в группе:

 Оценивание

 Д/З



Предварительный просмотр:

                                    Урок по биологии в 9 классе на тему «Строение клетки».

 

Цели: закрепить знания о белках и нуклеиновых кислотах; дать понятие главным компонентам клетки: мембрана, цитоплазма, ядро, включения и органоиды; изучить основные признаки эукариотических и прокариотических клеток.

Задачи: сформировать знания о строении клетки; научить объяснять различия клеток эукариот и прокариот.

Оборудование: презентация урока, карточки, тестовые листы.

Ход урока

  1. Организационный момент: цели и задачи урока.
  2. Актуализация знаний:
  1. Тестирование
  1. В состав ферментов входят: а) нуклеиновые кислоты; б) белки; в) АТФ г) углеводы
  2. Связь, возникающая между азотистыми основаниями двух комплементарных цепей ДНК: а) ионная; б) пептидная; в) водородная; г) ковалентная полярная
  3. С помощью молекул иРНК осуществляется передача наследственной информации: а) из ядра к митохондриям; б) из одной клетки в другую; в) из ядра к рибосоме; г) от родителей к потомству
  4. Молекулы РНК в отличие от ДНК содержат азотистое основание: а) аденин; б) гуанин; в) урацил; г) цитозин
  5. Мономером ДНК является: а) нуклеотид; б) нуклеотидтрифосфат; в) азотистое основание; г) рибоза
  6. Ферменты- это: а) другое название гормонов; б) биологические катализаторы химических реакций; в) конечные продукты обмена веществ
  7. Состав аминокислот, из которых живые организмы строят свои белки: а) видоспецифичен, то есть аминокислоты, которые встречаются у одного вида, могут полностью отсутствовать у другого вида; б) одинаков для всех видов живых организмов; в) зависит от питания организма; г) зависит от образа жизни организма
  8. Белок распадается на аминокислоты при разрушении его: а) первичной структуры; б) вторичной структуры; в) третичной структуры; г) четвертичной структуры
  9. Полимерами не являются: а) гликоген; б) крахмал; в) целлюлоза; г) глюкоза
  10. Первичная структура белка- это: а) укладка полипептидной цепи в форме спирали; б) укладка полипептидной цепи в форме глобулы; в) порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи; г) структура белковых молекул доклеточных форм жизни
  1. Письменный ответ по карточке:

№1 Задание: установите соответствие между мономерами и полимерами.

Мономеры: Полимеры:

1 нуклеотиды А белки

2 простые сахара Б полисахариды

3 аминокислоты В нуклеиновые кислоты

№2 Задание: напишите последовательность нуклеотидов ДНК, комплементарную приведённой ниже последовательности: ТТЦГАААЦТГЦ

  1. Устный ответ у доски- проверка домашнего задания:

Типы белков

Функции белков

Примеры

  1. Изучение нового материала: (просмотр презентации, рассказ-объяснение учителя, краткая запись конспекта- выделенного текста)
  1. Биологические мембраны.

Любая эукариотическая клетка имеет очень сложное строение. Содержимое клетки, а также многих внутриклеточных структур ограничивают биологические мембраны- тончайшие плёнки, состоящие в основном из белков и липидов.

  1. Цитоплазматическая (или клеточная) мембрана.

Цитоплазматическая мембрана отделяет от внешней среды содержимое клетки и осуществляет её взаимодействие с внешней средой и с соседними клетками. Через мембрану в клетку поступают питательные вещества, а из клетки выделяются ненужные продукты обмена. Она полупроницаема.

Главные химические компоненты, образующие цитоплазматическую мембрану, - белки, сложные липиды и гликопротеиды. Они выполняют роль барьера, обеспечивая избирательное проникновение веществ из внешней среды. У клеток растений, грибов и бактерий цитоплазматическая мембрана покрыта клеточной стенкой. У животных клеток её нет.

Под мембраной находятся две важнейшие части клатки- цитоплазма и ядро. В цитоплазме находятся органоиды и включения.

  1. Цитоплазма.

Это полувязкая внутренняя среда клетки. Цитоплазма постоянно движется, перемещая вместе с собой различные вещества, включения и органоиды. В ней проходят все процессы обмена веществ. В её состав входят все виды органических и неорганических веществ, присущих живым организмам. В ней присутстуют также нерастворимые отходы обменных процессов и запасные питательные вещества. Она функционирует только в присутствии ядра (у эукариот). Без него долго существовать цитоплазма не может, так же как и ядро без цитоплазмы.

Роль цитоплазмы заключается в объединении всех клеточных структур и обеспечении их химического взаимодействия.

  1. Ядро.

Имеется в клетках большинства одноклеточных и многоклеточных организмов. Клетки бывают одно- и многоядерными. Ядро- это плотное тельце, часто овальной формы. Оно заполнено густым ядерным веществом-кариоплазмой. От цитоплазмы ядро отделено двухслойной ядерной мембраной. В мембране имеются поры, через которые происходит обмен молекулами между ядром и цитоплазмой. В ядре имеется одно или несколько ядрышек, связанных с системой РНК.

Кроме ядрышек в ядре находятся хромосомы, образованные молекулами ДНК и белками. Хромосомы являются носителями генов, определяющих наследственные свойства клетки и организма в целом. Ген- это участок молекулы ДНК, несущий информацию о структуре одного белка

Наследственная информация, заключённая в хромосомах ядра, с помощью РНК и ферментов управляет всеми процессами в организме: биологическими, физиологическими, морфологическими, синтезом и распадом веществ.

  1. Включения и органоиды.

Включения- непостоянные структурные компоненты клетки. В отличие от органоидов включения то появляются, то исчезают в клетке в процессе её жизнедеятельности.

Органоиды- постоянные структурные компоненты, которые выполняют жизненно важные для клетки функции.

Части клетки, взаимодействуя между собой, образуют целостное единство, то есть биосистему.

  1. Прокариоты и эукариоты

У многих одноклеточных и некоторых многоклеточных организмов в клетке нет оформленного яда, но есть ДНК-содержащая зона- нуклеотид. Нуклеотид прикреплён к внутренней части мембраны и ничем не отграничен от цитоплазмы. Это свойственно прокариотам.

Клетки. Не имеющие оформленного ядра, называют прокариотическими, а имеющие ядро- эукариотическими.

На этом основании все организмы делятся на прокариот и эукариот. У эукариот молекулы ДНК имеют линейное строение, у прокариот молекула ДНК всегда одна и образует кольцо. К прокариотам относятся бактерии, цианобактерии, архебактерии. Это эволюционно более древние организмы. К эукариотам относятся растения, животные, грибы.

  1. Закрепление.

Задание: закончи предложения

Несколько ядер может содержаться в клетках … (печени, грибов).

В ядре расположены молекулы …. (ДНК)

Молекулы ДНК обеспечивают хранение и передачу наследственной информации о …. (признаках и свойствах клетки).

Содержащиеся в ядрах клеток ядрышки осуществляют … (синтез рРНК)

  1. Д.з. п 7, записи в тетрадях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...