Дополнительная общеобразовательная программа "Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства"
методическая разработка по биологии (5 класс)
Управление образования администрации муниципального района «Корочанский район»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Корочанского района
Белгородской области
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБУДО «СЮН»
от «29 » августа 2021 г. ____________(Литвинова Г.В.)
Протокол №1 Приказ №___ от «30» августа 2021г.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства»
Естественнонаучной направленности
Уровень: стартовый, базовый
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор-составитель:
Белокопытова Людмила Викторовна
педагог дополнительного образования
г. Короча 2021 г.
Авторская дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства» естественнонаучной направленности по познавательному и творческому видам деятельности.
Автор программы: Белокопытова Людмила Викторовна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Корочанского района Белгородской области.
Программа принята на заседании педагогического совета от « » августа 20___ г., протокол № 1 и утверждена приказом от « » августа 20____ г. № ____.
Общеобразовательная программа рассмотрена на заседании методического объединения от « » августа 20___ г., протокол № 1, принята на заседании педагогического совета от « » августа 20__ г., протокол № 1 .
Председатель педагогического совета _______________Л.В. Литвинова
Содержание
№ п/п | Название раздела, темы | Стр. |
1. | Пояснительная записка. Введение | 3 |
| Направленность программы | 3 |
| Отличительные особенности | 4 |
| Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность | 4 |
| Цель и задачи | 5 |
| Возрастные особенности | 6 |
| Сроки реализации программы, формы и режим занятий. | 6 |
| Требования к уровню подготовки обучающихся.
| 9 |
| Способы определения результативности реализации программы
| 10 |
| Формы подведения итогов | 11 |
2 | Учебный план | 11 |
| Учебно-тематический план первого года обучения | 12 |
| Содержание программы первого года обучения | 13 |
| Учебно-тематический план второго года обучения | 15 |
| Содержание программы второго года обучения | 16 |
| Учебно-тематический план третьего года обучения | 18 |
| Содержание программы третьего года обучения | 19 |
3 | Методическое обеспечение. Формы, методы и приёмы организации учебных занятий. Формы подведения итогов по каждой теме | 22 |
4 | Список литературы | 28 |
5 | Приложения | 29 |
Пояснительная записка
Вид: авторская
Направленность: естественнонаучная.
Тематический цикл-эколого-биологический
Предметная область - экология, фенология, ботаника, краеведение.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
-Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
-Концепцией развития дополнительного образования детей(утверждённой распоряжением Правительства РФ от04.09.2014 г. №1726-р).
-СанПин к устройству , содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей(утверждённого постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от04.07.2014 г.№ 41)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729;
- Приказ Министерства образования и науки России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»,
утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному
проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
- Распоряжение Правительства Белгородской области от 29.10.2018 № 549-рп «О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от18.11.2015 №09-3242)
Структурирование, корректирование данной программы осуществлялось в связи с положением «О примерных требованиях к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006 года. В настоящее время определился социальный заказ. Возрос интерес к садово-огородному хозяйству, как в больших городах, так и в сёлах.
Актуальность программы
Овощеводство и неотъемлемая часть быта сельских жителей. Изучение этих отраслей сельского хозяйства способствует трудовому воспитанию, профессиональному самоопределению и подготовке молодежи к самостоятельному труду на своих приусадебных участках, а в будущем и в овощеводческих и цветоводческих хозяйствах АПК.
«Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства» как учебный предмет в дополнительном образовании несет в себе большой развивающий потенциал: у учащихся формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные, исследовательские интересы и способности; создаются условия для саморазвития детей. Знания, формируемые в рамках предмета «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства» имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью учащихся, а так же дальнейшего выбора профессии.
Отличительные особенности программы
От других программ данного профиля программа отличается содержанием, методикой преподавания и увеличением количества практических занятий
Программа «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства» создана на основе программы «Овощеводство и цветоводство крестьянского двора». Название программы изменено в 2014 году в связи со ставшим неактуальным и непонятным для обучающихся термином «крестьянский двор». Смена названия программы не повлекла за собой значительных изменений содержательной части программы.
Новизна программы «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства» заключается в том, что она написана для учащихся начального и среднего звена с учётом их возрастных особенностей и базового уровня знаний.
Также программа отличается от других применяемой методикой преподавания. Большая часть тем изучается с применением «овощных и цветочных карт» и опорных конспектов, что способствует развитию познавательного интереса и высвобождению времени для практических творческих дел. Практические задания в данной программе имеют огромное значение, т.к. каждая тема изучается именно через применение знаний на практике.
Программа способствует развитию познавательного интереса, творческих способностей, самостоятельности, воспитанию культуры труда. Цветоводство включено в программу в целях развития у учащихся стремления создавать красивое в труде, вокруг себя, в быту.
Отличительными особенностями содержания программы «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства» являются:
- интегрированный характер;
- изучение и применение естественно - научных знаний;
- расширение практической деятельности учащихся;
- формирование исследовательских навыков в опытнической работе.
Цель программы заключается в гармоничном развитии личности учащихся, в воспитании из них активных, самостоятельных экологически грамотных хозяев своей земли.
Основными задачами реализации программы являются:
-сформировать у учащихся представление о теоретических основах овощеводства и цветоводства;
- активизировать знания учащихся в области овощеводства и цветоводства и стимулировать познавательную и творческую активность
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- способствовать развитию творческих способностей личности:
- творческое использование жизненного опыта ребёнка;
- содействие профессиональному самоопределению.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на три года обучения. Объем программы 504 часа, которые распределяются следующим образом:
- первый год обучения – 144 часа (два раза в неделю по 2 часа);
- второй год – 144 часа (два раза в неделю по 2 часа);
- третий год обучения – 216 часов (два раза в неделю по 3 часа или три раза в неделю по 2 часа).
Процесс обучения условно разбивается на следующие этапы:
- начальной подготовки, введение в курс;
- учебно-практической;
- углубленного изучения.
Этапы обучения различаются стоящими задачами, объёмом получаемой информации и требованиями к качеству её усвоения.
Программа первого года обучения состоит из учебных модулей: «История предмета», « Растительный организм», « Условия, необходимые растениям», « Путешествие по огороду», « В царстве цветов». Каждый из разделов включает в себя теоретическую часть и практическую.
Реализация данной программы осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип последовательности – содержательные задачи решаются методом усвоения материала: «от простого к сложному», в соответствии с возрастными познавательными возможностями ребёнка;
- принцип научности – курс основывается на научных трудах, на достоверной и проверенной информации;
- принцип связи теории с практикой;
- воспитывающего обучения:
- обеспечение учащимся комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего обучения.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, практическая и опытническая и исследовательская работа под руководством педагога.
Возраст обучающихся – 7-15 лет
Наполняемость групп:
Группа 1-го года обучения - 12-15 человек
Группа 2 и 3-го года обучения – 8-12 человек.
При необходимости могут формироваться разновозрастные группы.
Методы, средства и формы образовательного процесса
Основные методы организации учебно-познавательной деятельности:
Словесные, которые позволяют учащимся понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой (консультация, лекция, беседа и др.).
Наглядные, которые лежат в основе разных видов деятельности, направленных на познание предмета.
Практические – ключевое значение имеет практическая деятельность и используется, когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов, выполнение практических мероприятий.
Самостоятельная творческая работа направлена на развитие самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков применения знаний на практике:
наблюдение;
эксперимент;
работа с литературой;
самостоятельная работа и совершенствование навыков; закрепление и совершенствование усвоенных умений и навыков;
подготовка к восприятию и усвоение нового материала.
Используются так же методы обучения: индуктивно-дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые. С целью мотивации учебной деятельности, подкрепления и усиления воздействия на личность учащихся в процессе обучения используются методы стимулирования: соревнования, познавательные игры, тестирование, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций на занятиях, а также методы стимулирования ответственности через предъявления требований, поощрения, порицания.
В процессе реализации программы формируются и совершенствуются определённые компетенции обучающихся.
Освоение программы «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов образования, а именно:
1) формирование навыков работы на земле, осознание своей способности изменить мир к лучшему; формирование эстетического вкуса;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир через приобщение к труду на земле;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной и творческой деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду на земле, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Также изучение курса «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями программы «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства»:
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде образования в соответствии с содержанием программы «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства».
При изучении курса «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли овощеводства и цветоводства в приусадебном хозяйстве,
2) сформированность уважительного экологически грамотного отношения к земледелию, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание значимости разнообразия овощей и цветов, освоение основ агротехники овощеводства и цветоводства, нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов выращивания овощей для создания экологически чистых продуктов с получением творческого удовлетворения;
5) развитие навыков размножения и выращивания овощей и цветов, их экологически безопасной защиты от вредителей.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
Индивидуальные результаты (уровень образованности личности), которые может достичь учащийся на каждой ступени или в конце обучения по программе «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства»:
общекультурный (I год обучения) – развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, обогащение опыта общения, в результате совместной образовательной деятельности;
углубленный (II, III год обучения) – предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;
Ожидаемые формальные результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки, оканчивающих ступени (I, II, III) обучения» программы «Овощеводство и цветоводство крестьянского двора» и содержат три компонента:
знать/ понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь – владение конкретными умениями и навыками и использование их в повседневной практической, проектно-исследовательской деятельностях, а так же влияющие на профессиональное самоопределение учащихся (количество выпускников, процент поступающих в ВУЗы и ССУЗы).
Требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу 1-го года обучения дети
должны знать:
-легенды, сказки об овощах и цветочно-декоративных растениях;
-полезные свойства овощей и цветочно-декоративных растений;
-условия, влияющие на рост и развитие растений.
должны уметь:
-определять овощи и цветочно-декоративные растения по рисунку и гербариям;
-выполнять простейшие операции по уходу за растениями;
-изготавливать гербарии растений.
К концу 2-го года обучения учащиеся
должны знать:
-ботанические и агрономические особенности овощных и цветочно-декоративных растений;
-способы борьбы с болезнями и вредителями овощных растений;
-удобрения и способы их применения.
должны уметь:
-проводить основную, предпосевную и послепосевную обработку почвы;
-подготавливать семена овощных и цветочно-декоративных культур к посеву;
-выполнять все необходимые агротехнические работы по уходу за растениями.
К концу 3-го года обучения учащиеся
должны знать:
-приёмы выращивания сортовых семян овощных и цветочно-декоративных культур;
-правила проведения опытов в овощеводстве;
-способы хранения и реализации овощей, способы использования цветочно-декоративных растений
должны уметь:
-проводить опыты с точным учётом урожая и результатов;
-отбирать семенники всех овощных культур;применять на практике правила хранения овощных культур.
По окончании курса «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства»
должны знать/понимать:
- основные требования к проведению полевого опыта;
- условия, необходимые для роста, развития и плодоношения растений;
- овощные культуры и сорта, их биологические особенности;
- районированные сорта овощных культур Белгородской области;
- биологические особенности сорняков, способы борьбы с ними;
- наиболее распространённые болезни и вредителей, меры борьбы;
- основные правила ухода за овощными культурами: полив, рыхление, подкормка, прополка, прореживание.
должны уметь:
- подготавливать почву и семена к посеву;
- проводить основные операции по уходу за почвой (рыхление, полив, прополка, окучивание);
- проводить полевой опыт;
- отбирать материал для наглядных пособий;
- изготавливать гербарии овощных культур по фазам развития органов растений, гербарии сорняков, коллекции семян;
- распознавать культуры по семенам.
- Пользоваться удобрениями и готовить препараты для борьбы с болезнями и вредителями растений.
Способы определения результативности реализации программы
Управление образовательным процессом предполагает осуществление контроля.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом изучения новой темы и предназначен для выяснения первоначальных знаний
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет учащимся усвоить новый материал;
- рубежный, который проводится сразу после изучения каждого блока. Он закрепляет полученные знания и умения;
- итоговый, проводимый после завершения учебной программы: учёт выращенного урожая каждым учеником (количество зелени, рассады).
Контроль может осуществляться в следующих формах:
- игра в овощные и цветочные карты;
- собеседование, тестирование;
- конкурс делянок ,клумб (их ухоженность, урожайность);
- учёт творческих достижений обучающихся (написание сказок, стихов об овощах, участие в конкурсах, выставках, ярмарках).
Основные методы контроля и самоконтроля, которые используются в данной образовательной программе:
устного контроля и самоконтроля по темам и вопросам с применением овощных и цветочных карт;
письменного контроля и самоконтроля (тестовый контроль, проблемные творческие работы, авторефераты, исследовательская работа);
окончательным результатом учебного процесса является:
по практической части программы - получение товарной продукции для реализации на «Ярмарке посадочного материала» (рассада овощей и цветов, саженцы комнатных растений);
по теоретической части программы - составление исследовательской работы или учебного проекта по избранной теме и его защита в конце 3 года обучения.
Формы контроля
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
стартовый контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития обучающихся, их творческих способностей. | Беседа, тестирование, анкетирование. |
Текущий контроль | ||
По окончанию изучения разделов программы, в течение всего срока обучения. | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. | Педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, защита проектов,самостоятельная работа. |
Промежуточный контроль | ||
По окончании первого полугодия | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. |
презентация творческих работ, тестирование |
Итоговый контроль | ||
По окончании обучения
| Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения | презентация творческих работ, тестирование
|
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
При реализации данной программы используется следующие формы подведения итогов: самостоятельная работа, выставка, защита рефератов, презентация проектных работ, портфолио обучающихся.
Учебный план
№ | Т Е М А | Всего часов | В том числе | Всего часов | В том числе | Всего | В том числе | Формы аттестации/ контроля | |||
Теор | Прак | теория | практика | теория | практика | ||||||
1. | Вводное занятие История предмета | 2 | 2 | - | 2 | 2 | - | 2 | 2 | - | Беседа, опрос |
2. | Растительный организм. | 24 | 12 | 12 | - | - | - | - | - | - | опрос |
3. | Условия, необходимые растениям. | 16 | 8 | 8 | - | - | - | - | - | - | опрос |
4. | Путешествие по огороду. | 56 | 20 | 36 | - | - | - | - | - | - | Игра «Умник» |
5. | В царстве цветов. | 44 | 20 | 24 | - | - | - | - | - | - | Игра «Умник» |
2. | Общие приёмы агротехники овощных культур. | - | - | - | 30 | 10 | 20 | - | - | - | Наблюдение |
3 | Ботаническая и биологическая характеристики овощных культур | - | - | - | 60 | 30 | 30 | - | - | - | Игра «Умник» |
4. | Агротехнические меры борьбы с болезнями и вредителями растений. | - | - | - | 26 | 10 | 16 | - | - | - | Опрос, игра «Умник» |
5. | Агротехника выращивания цветочно-декоративных культур. | - | - | - | 24 | 10 | 14 | - | - | - | Наблюдение, игра «Умник» |
1. | Семеноводство овощных и цветочно-декоративных культур. | - | - | - | - | - | - | 34
| 14
| 20
| Конкурс наборов семян, определение овощей по семенам |
2.
| Способы хранения и реализации овощей. | - | - | - | - | - | - | 10 | 6 | 4 | Опрос |
3. | Садово-парковое искусство | - | - | - | - | - | - | 20 | 10 | 10 | Опрос, защита проекта |
4 | Выгонка | - | - | - | - | - | - | 36 | 10 | 26 | Конкурсв выгоночных культур |
5 | Опытное дело в овощеводстве и цветоводстве. | - | - | - | - | - | - | 30 | 10 | 20 | Защита опыта |
6 | Использование цветочно – декоративных растений в озеленении территорий | - | - | - | - | - | - | 34 | 14 | 20 | Защита проекта клумбы |
7 | Художественно-прикладное искусство (фитодизайн) | - | - | - | - | - | - | 32 | 10 | 22 | Творческая работа |
8 | Экология на огороде. | - | - | - | - | - | - | 16 | 8 | 8 | Исследовательская работа |
| Итоговое занятие | 2 | - |
|
| 2 | - | 2 | 2 | - | Праздник овощеводов |
| Итого | 144 | 64 | 80 | 144 | 72 | 70 | 216 | 86 | 130 | - |
| Всего часов |
|
|
|
|
|
| 504 | 182 | 218 | - |
Учебно-тематический план
1-го года обучения
№ | Т Е М А | Всего часов | В том числе | Формы аттестации/ контроля | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1. | Вводное занятие История предмета | 2 | 2 | - | Беседа, опрос |
2. | Растительный организм. | 24 | 12 | 12 | опрос |
3. | Условия, необходимые растениям. | 16 | 8 | 8 | опрос |
4. | Путешествие по огороду. | 56 | 20 | 36 | Игра «Умник» |
5. | В царстве цветов. | 44 | 20 | 24 | Игра «Умник» |
6. | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | Ярмарка посадочного материала |
| Итого | 144 | 64 | 80 | - |
З а д а ч и э т а п а
1. Дать учащимся знания о разнообразии овощных и цветочно-декоративных
культур, об их значении для человека, об их происхождении и
распространение.
2. Развивать умения по уходу за овощами и цветочно-декоративными растениями,
творческие способности.
3. Воспитывать культуру труда, бережное отношение к природе, к своему
здоровью и трудолюбие.
Содержание программы
1-го года обучения
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ -2 часа
Как появились первые культурные растения.
Значение овощей в жизни людей.
Техника безопасности при работе в теплице и на участке.
Методы и приёмы: словесные - беседа, рассказ,
Форма подведения итогов : беседа, опрос.
2. РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ - 24 часа
Надземная часть растений – побег.
Листья, почки и цветки.
Разнообразие листьев и цветков у овощных растений.
Подземная часть растений.
Значение корня для растений.
Практическая работа № 1. Какие вещества содержатся в растениях.
Практическая работа № 2. Изучение и зарисовка различных видов листьев, корнеплодов.
Методы и приёмы: наглядные - демонстрация готовых работ, фото и эскизов, практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов: открытое занятие. Экспресс – опрос, коллективная работа.
3. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ РАСТЕНИЯМ -16 часов
Влияние условий неживой природы: света, тепла, воды, почвы. Открытый и защищенный грунт.
Влияние животных, человека и других растений на овощи.
Практические работы № 4-6.
Отработка практических умений и навыков: уход за комнатными растениями.
Полив тепличных растений. Рыхление почвы, междурядий.
Методы и приёмы: наглядные - демонстрация готовых работ, фото и эскизов, практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов
4. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОГОРОДУ - 56 часов
Сто одёжек и все без застёжек.
Из прошлого рода капуста.
Капустные родственники.
Практическая работа № 6. Изучение и зарисовка внешнего вида и различных
сортов капусты.
Разнообразие сортов лука. Полезные вещества, содержащиеся в луке. . Особенности чеснока. Его полезные свойства. Практическая работа № 7. Изучение и зарисовка семян, луковиц различных сортов лука. Особенности чеснока. Его полезные свойства.
Практическая работа № 8. Особенности роста и развития картофеля. Зарисовка
внешнего вида. Полезные свойства.
Практическая работа № 9. Семейство тыквенные. Об огурцах, кабачках, тыкве,
патиссонах.
Практическая работа № 10. Происхождение и распространение томата. Томат –
необыкновенная ягода.
Практическая работа № 11. Необыкновенные зелёные овощи. Салат, шпинат,
укроп, сельдерей, кориандр, петрушка, базилик.
Особенности их выращивания, применения.
Практическая работа №12-16. Изучение сортов перца. Перец сладкий и горький.
Происхождение, применение перца. Зарисовка
внешнего вида этих растений.
Практическая работа № 17. Изучение сортов моркови. Всем знакомая морковь,
её особенности.
Заморский овощ – баклажан.
Практическая работа № 18 Изучение особенностей баклажана, зарисовка плодов.
различных сортов.
Практическая работа № 19. Овощ – космонавт (о редисе). Зарисовка сортов.
Разнообразие, распространение в России.
Практическая работа № 20. Посев редиса.
«Китайский фонарик» - тоже овощ. О физалисе.
Практическая работа № 21 Изучение плодов физалиса.
Практическая работа № 22. Столовая свёкла. Разнообразие сортов. Репа, редька,
брюква. Их особенности.
Практическая работа № 23. Зарисовка внешнего вида этих овощей.
Друзья и враги овощей. Всё о вредителях и болезнях овощей. Насекомые – опылители.
Практическая работа № 24-26. Зарисовка насекомых-вредителей овощных
культур.
Экскурсия 1. На УОУ. Разнообразие сорных растений и их приспособления.
Экскурсия 2. На УОУ. Насекомые-вредители овощных культур.
Отработка практических умений и навыков: уборка территории вокруг теплицы.
Методы и приёмы: наглядные - демонстрация готовых работ, фото и эскизов, практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов
5. В ЦАРСТВЕ ЦВЕТОВ - 44 часа
Многолетние цветы. Роза – царица цветов. Разновидность, сорта и способы размножения.
Питомец садовника Георгия (о георгинах).
Красные, жёлтые и даже чёрные (о тюльпанах).
Цветок-краситель (об ирисах). Происхождение, способы размножения.
Жемчужина сада – маргаритка.
Первоцветы: гиацинт, крокус, мускари, примула. Разнообразие сортов, их размножение.
Нарциссы, ландыш, гвоздика.
Цветочно-декоративные однолетние растения. Изучение внешнего вида, всего разнообразия однолетников.
Практическая работа № 27-40. Изучение и зарисовка изучаемых цветов. Посадка рассады однолетников и уход за ними.
Методы и приёмы: наглядные - демонстрация готовых работ, фото и эскизов, практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов:
Тематический план
2-го года обучения
№ | Тема | Всего часов | В том числе | Формы аттестации/ контроля | |
теория | практика | ||||
1. | Вводное занятие. Анализ работы за лето. | 2 | 2 | - |
|
2. | Общие приёмы агротехники овощных культур. | 30 | 10 | 20 | Наблюдение |
3 | Ботаническая и биологическая характеристики овощных культур | 60 | 30 | 30 | Игра «Умник» |
4. | Агротехнические меры борьбы с болезнями и вредителями растений. | 26 | 10 | 16 | Опрос, игра «Умник» |
5. | Агротехника выращивания цветочно-декоративных культур. | 24 | 10 | 14 | Наблюдение, игра «Умник» Ярмарка посадочного материала |
6. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | «Праздник овощеводов2 |
Итого: | 144 | 72 | 70 | - |
Задачи этапа:
1. Дать учащимся знания по анатомии, морфологии и физиологии овощных
растений, по овощеводству в защищённом грунте.
2. Развивать умения и навыки проведения агротехнических работ по уходу за
овощными и цветочно-декоративными растениями, по борьбе с сорняками и
вредителями.
3. Формировать гармонично развитую личность, способную в будущем
самостоятельно прокормить себя и свою семью.
4. Воспитывать настоящего хозяина своей земли, трудолюбие, ответственности,
чувства прекрасного.
Содержание программы
2-го года обучения
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ -2 часа
Анализ работы за лето. Перспективные планы на год.
Методы и приёмы: наглядные - демонстрация готовых работ, фото и эскизов, практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов:
2. ОБЩИЕ ПРИЁМЫ АГРОТЕХНИКИ ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР -30 часов
Севообороты с овощными культурами. Уплотненные и кулисные посевы, посадки.
Обработка почвы. Основная обработка, предпосевная обработка почвы. Послепосевная обработка почвы.
Удобрение овощных культур. Основное внесение, предпосевное внесение удобрений и подкормки. Дозы удобрений. Признаки острого голодания овощных культур.
Подготовка семян к посеву. Посев. Сортировка, калибровка, химическая и термическая дезинфекция, дражирование, барботирование, обработка в растворе микроэлементов.
Посев семян. Сроки, глубина, способы. Нормы высева. Сущность и значение метода рассады. Пикировка, её значение и условия применения.
Беспикировочный способ выращивания рассады. Горшечная рассада. Сроки, способы и технология выращивания рассады овощных культур. Способы
вегетативного размножения. Хирургические методы ухода.
Уборка урожая односборовых и многосборовых культур.
Прополка. Полив овощных культур.
Практические работы: изучение и зарисовка особенностей семян различных овощных культур. Выполнение, изученных агроприемов на практике.
Отработка практических умений и навыков: уборка в теплице.
Методы и приёмы: наглядные - демонстрация готовых работ, фото и эскизов, практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов:наблюдение.
3. БОТАНИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР - 60 часов
Капустные растения. Белокочанная капуста, сорта. Цветная капуста. Савойская капуста. Краснокочанная капуста. Брюссельская капуста. Кольраби. Китайская капуста.
Корнеплоды. Корнеплодные растения семейства зонтичных. Морковь. Петрушка. Пастернак. Сельдерей.
Корнеплодные растения семейства маревых. Столовая свёкла.
Растения семейства крестоцветных. Брюква. Репа. Редька. Редис.
Луковичные растения. Репчатый лек. Лук шалот. Лук порей. Лук батун. Лук
шнитт. Чеснок.
Тыквенные растения. Огурец. Кабачок и патиссон. Тыква.
Паслёновые растения. Картофель. Томат. Баклажан. Перец.
Овощные бобовые растения. Овощной горох. Овощная фасоль. Овощные бобы. Сахарная кукуруза. Бахчевые культуры.
Зелёные листовые растения. Пряновкусовые семейства зонтичные– укроп, листовая петрушка, листовой и черешковый сельдерей, кориандр.
Семейство крестоцветные: кресс-салат, листовая горчица.
Семейство бурачниковых: огуречная трава и бораго.
Салатные: Семейство сложноцветные – салат листовой и кочанный, салат –ромен.
Семейство крестоцветные: листовая и пекинская капуста.
Семейство маревых: шпинат.
Многолетние зелёные овощи: ревень, щавель, спаржа, хрен, эстрагон, артишок.
Практические работы: изучение внешнего вида и особенностей овощных растений. Определение растений с помощью определителя.
Экскурсии на УОУО, в тепличное хозяйство.
Отработка практических умений и навыков : изготовление таблиц, гербариев, оформление стендов. Уход за тепличными растениями.
Методы и приёмы: наглядные - демонстрация готовых работ, фото и эскизов, практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов: игра «Умник».
4. АГРОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С БОЛЕЗНЯМИ И
ВРЕДИТЕЛЯМИ РАСТЕНИЙ - 26 часов.
Вредители культур из семейства крестоцветных. Вредители картофеля.
Вредители культур из семейства тыквенных.
Вредители луковичных культур. Многоядные вредители.
Химические средства и меры борьбы с вредителями овощных культур.
Болезни картофеля. Болезни капусты и корнеплодов из семейства крестоцветных.
Болезни культур семейства тыквенных. Болезни томатов. Болезни моркови. Болезни репчатого лука. Болезни свёклы.
Основные химические средства борьбы с болезнями овощных культур.
Практические работы: изучение и зарисовка вредителей и поражённых ими овощей. Изучение и зарисовка поражённых болезнями овощей.
Экскурсии: в тепличное хозяйство.
Исследовательская работа.
Отработка практических умений и навыков: сбор и фиксация вредителей. Гербаризация больных и поражённых вредителями растений.
Методы и приёмы: , словесные6 рассказ, беседа; наглядные - демонстрация плакатов, фото, практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов: опрос, игра «Умник»
5. АГРОТЕХНИКА ВЫРАЩИВАНИЯ ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНЫХ
РАСТЕНИЙ - 24 часа
Важнейшие особенности семян цветов. Выращивание рассады цветов.
Пикировка. Выращивание рассады астры, бархатцев, георгины однолетней, настурции, петунии.
Вегетативное размножение. Размножение клубнелуковицами, корневищами, клубнями. Размножение делением куста и черенками.
Сбор и заготовка посадочного материала.
Технология выращивания цветочно-декоративных культур.
Практические работы: изучение и зарисовка семян цветочно-декоративных культур. Посадка, пикировка и другие агротехнические приёмы по выращиванию цветов.
Экскурсии: в тепличное хозяйство.
Отработка практических умений и навыков: уход за рассадой цветочно-декоративных растений.
Методы и приёмы: словесные –беседа, рассказ; наглядные - демонстрация этапов работ, фото и эскизов, практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов: наблюдение, игра «Умник», ярмарка посадочного материала
6. ИТОГОВОЛЕ ЗАНЯТИЕ - 2 часа
Подведение итогов за год. Задания на лето.
Методы и приёмы: игровой.
Форма подведения итогов: праздник «Овощеводов»
Тематический план
3-го года обучения
№ | Тема | Всего часов | В том числе | Формы аттестации/ контроля | |
теория | практика | ||||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | Беседа |
2.
| Семеноводство овощных и цветочно-декоративных культур. | 34
| 14
| 20
| Конкурс наборов семян, определение овощей по семенам |
3. | Способы хранения и реализации овощей. | 10 | 6 | 4 | Опрос |
4 | Садово-парковое искусство | 21 | 11 | 10 | Опрос, защита проекта |
5 | Выгонка
| 36 | 10 | 26 | Конкурсв выгоночных культур |
6 | Опытное дело в овощеводстве и цветоводстве. | 30 | 10 | 20 | Оформление дневников опытников |
7 | Опытное дело в овощеводстве и цветоводстве. | 30 | 14 | 20 | Защита проекта клумбы |
8 | Художественно-прикладное искусство (фитодизайн) | 32 | 10 | 22 | Творческая работа |
9 | Экология на огороде. | 16 | 8 | 8 | Исследовательская работа Ярмарка посадочного материала |
10 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | Занятие конференция |
Итого: | 216 | 86 | 130 | - | |
Всего часов: | 504 | 182 | 218 | - |
Задачи этапа:
1. Дать учащимся знания о способах уборки урожая и его хранения, способы использования цветочно-декоративных растений.
2. Формировать навыки выращивания семян овощей, рационального
использования земли и переработки урожая, производить экологически чистую
продукцию.
3. Воспитывать трудолюбие, ответственность, культуру труда, бережное
отношение к природе.
Содержание программы
3-го года обучения
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ - 1 час
Анализ работы за лето. План работы на учебный год.
Методы и приёмы: словесные: рассказ, беседа,
Форма подведения итогов: беседа
2. СЕМЕНОВОДСТВО ОВОЩНЫХ И БАХЧЕВЫХ КУЛЬТУР - 34часа
Опыление овощных и бахчевых культур.
Внутрисортовое скрещивание.
Производство гибридных семян.
Приёмы выращивания сортовых семян.
Двулетние растения. Белокочанная капуста. Лук репчатый. Корнеплоды.
Однолетние растения. Огурцы. Дыни. Тыквы. Томаты. Перцы. Баклажаны. Горох. Фасоль.
Зелёные культуры. Улучшение местных сортов.
Борьба с вредителями и болезнями на семенниках.
Практические работы: заготовка семенников капусты. Моркови. Свёклы столовой. Правила сбора семян томатов, сладкого перца и других овощных и цветочно-декоративных растений.
Экскурсии: на УОУ.
Отработка практических умений и навыков: сбор семян цветочно-декоративных растений на УОУ. Уборка урожая с УОУ. Посадка зелени в теплице.
Методы и приёмы: словесные: рассказ, беседа; наглядные - демонстрация фото, семян; практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов: Конкурс наборов семян, определение овощей по семенам
3. СПОСОБЫ ХРАНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОВОЩЕЙ - 10 часов
Транспортировка овощей. Подготовка овощей к хранению. Устройство овощехранилищ, буртов, траншей.
Требования к качеству продуктов, температуре и влажности при хранении.
Способы размещения овощей и картофеля в складах, оборудованных активной и естественной вентиляцией.
Зимнее хранение овощей. Уход за овощами и картофелем в процессе хранения.
Весеннее хранение овощей. Учёт результатов хранения. Химический способ задержки прорастания картофеля и овощей при хранении.
Квашение и соление овощей. Квашение капусты. Посолка овощей. Посолка огурцов, томатов, укропа и сельдерея. Мочение арбузов.
Хранение квашенных и солёных продуктов.
Консервирование овощей.
Практические работы: изучение устройства школьного подвала.
Экскурсии: в школьный подвал, в овощехранилища с искусственной и естественной вентиляцией.
Отработка практических умений и навыков: подготовка овощей к хранению, уход за овощами в процессе хранения их в школьном подвале.
Методы и приёмы: словесные: рассказ, беседа; наглядные - демонстрация фото, плодов; практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов: опрос, защита проекта.
4. САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО - 21 час
Садово-парковое искусство
Стиль вашего сада. Типы садов. Ландшафтный дизайн. Виды и формы альпийских элементов. Альпийская горка, каменистая осыпь, альпийская лужайка. Дорожка под названием «сухая река». Мини - альпинарий. Альпинарий с водоемом. Строительство альпийской горки шаг за шагом.
Основы зеленой архитектуры.
Практические работы: создание плана - проекта озеленения домашней территории. планирование благоустройства УОУ школы. Создание объёмной модели проекта озеленения УОУ школы.
Отработка практических умений и навыков: проведение необходимых работ в теплице.
Методы и приёмы: словесные: рассказ, беседа; наглядные - демонстрация фото, садовых проектов; практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов: опрос, защита проекта.
5.ВЫГОНКА - 36 часов
Понятие выгонки. Выгонка растений семейства лилейные. Выгонка лилий, тюльпанов, фрезий. Особенности выгонки корневищных растений. Подкормки выгоночных растений. Выгонка красивоцветущих кустарников.
Практические работы: Изучение строения луковиц выгоночных растений, меры ухода за выгоночными растениями, Разведение микроудобрений для выгоночных растений
Экскурсия в зимний лес.
Отработка практических умений и навыков: уборка в теплице, уход за рассадой
Методы и приёмы: словесные: рассказ, беседа; наглядные - демонстрация луковиц, выгоночных цветов, фото; практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов: конкурсв выгоночных культур.
6. ОПЫТНОЕ ДЕЛО В ОВОЩЕВОДСТВЕ - 30 часов
Задачи опытничества в овощеводстве.
Как составить схему опыта и выделить опытный участок.
Организация и методика опытного дела.
Как проводить опыты в теплице и на УОУ.
Как проводить опыты в овощехранилищах, буртах и траншеях.
Наблюдения, проводимые на опытном участке. Учёт урожая.
Оформление результатов опыта.
Практические работы: оформление дневников юных опытников-овощеводов.
Постановка опытов в школьной теплице.
Экскурсии: сельскохозяйственный техникум, тепличное хозяйство.
Отработка практических умений и навыков: уход за тепличными растениями. Посадка рассады овощей и цветочно-декоративных растений.
Методы и приёмы: словесные: рассказ, беседа; наглядные - демонстрация фото, плодов; практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов: Оформление дневников опытников.
7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ в озеленении территорий - 34 часа
Цветы в озеленении. Клумбы, рабатки, солитеры, партеры, бордюры.
Миксбордеры или смешанные рабатки. Группы. Массивы. Рокарии или каменистые сады.
Пергол, трельяжи, беседки.
Цветы в комнате.
Цветы в букетах и композициях.
Зимние букеты.
Практические работы: планирование цветочно-декоративного отдела школы. Уход за комнатными растениями и озеленения интерьера кабинета школы.
Составление букетов разной формы. Изготовление зимних букетов.
Экскурсии: в цветоводческое тепличное хозяйство.
Отработка практических умений и навыков: посадка и перевалка комнатных растений. Выращивание рассады цветочно-декоративных растений для посадки на УОУ.
Методы и приёмы: словесные: рассказ, беседа; наглядные - демонстрация фото; практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов: защита проекта клумбы.
8. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - 32 часа
Правила заготовки природного материала. Объемные композиции из природного материала. Композиции и букеты из сухоцветов. Плоскостные композиции из природного материала.
Практические работы: Заготовка природного материала для поделок. Составление букетов из сухоцветов. Изготовление поделок из природного материала.
Отработка практических умений и навыков: уход за тепличными растениями. Посев однолетников на рассаду.
Методы и приёмы: словесные: рассказ, беседа; наглядные - демонстрация фото готовых композиций, ; практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов: творческая работа.
9. ЭКОЛОГИЯ НА ОГОРОДЕ -16 часов
Цели и задачи науки экологии.
Применение удобрений на огороде. Соблюдение правил охраны природы при борьбе с вредителями и болезнями овощей. Химические средства борьбы с вредителями овощных культур (инсекциды, акарициды, зооциды).
Основные химические средства борьбы с болезнями овощных культур (фунгициды).
Практические работы: изучение внешнего вида и свойств различных удобрений. Способы приготовления растворов удобрений.
Экскурсии: в совхоз, в тепличное хозяйство.
Отработка практических умений и навыков: уход за тепличными растениями и рассадой.
Подкормка рассады.
Методы и приёмы: словесные: рассказ, беседа; наглядные - демонстрация фото, плодов; практические – показ приёмов работы, практическое выполнение заданий.
Форма подведения итогов: Исследовательская работа. Ярмарка посадочного материала.
10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - 2 часа
Подведение итогов за год.
Методы и приёмы: словесные: рассказ, беседа.
Форма подведения итогов: занятие -конференция.
Методическое обеспечение преподавания
« Овощеводства и цветоводства приусадебного хозяйства»
Данная программа предполагает ознакомление с большим объёмом информации, поэтому для её лучшего усвоения применяется модульно-опорно-игровая методика (МОИ – методика).
Методика игры в овощные карты сочетает в себе модульное обучение, метод опорных конспектов и игровые технологии, поэтому систему деятельности с применением карточек можно назвать модульно-опорно–игровой методикой (далее по тексту МОИ - методика).
Структура модульно-опорно-игровой (МОИ) методики
Целевые ориентации: обучение всех.
По уровню применения: общепедагогическая
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная био-, социо- и психогенная.
По концепции усвоения: от простого к сложному, с опережением.
По характеру содержательной работы: обучающая и воспитательная, профориентационная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: групповая, дифференцированная.
По подходу к ребёнку: гуманно-личностная, субъект - субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: игровая, диалогическая, творческая.
По категории обучаемых: массовая.
Алгоритм действий педагога при подготовке к работе по МОИ - методике можно представить в виде следующей последовательности действий:
- Деление всего курса или тем на модули;
- Ознакомление обучающихся с символами и правилами игры;
- Изготовление карт по каждому модулю.
- Применение карт с изображениями и опорными символами в игре «Умник»
Необходимые условия для применения методики
Главным условием применения МОИ методики является наличие карт и опорных схем по всем темам курса.
Преимущества МОИ – методики
Методика использования игры в карты на занятиях, сочетает несколько преимуществ. Во-первых, использование карт стимулирует познавательную активность обучающихся. Во-вторых, карты способствуют интенсификации обучения благодаря сжатому представлению информации на обороте карт. Ещё одно преимущество этой методики это возможность её модификации и использования практически на любом из этапов занятия. При игре в карты у обучающихся социальные мотивы и мотивы получения удовольствия от самой игровой деятельности исподволь подменяются познавательными мотивами.
В процессе игры воспитанники непроизвольно, закрепляют полученные на данном занятии знания, а педагог, выслушивая ответы, проверяет знания предыдущих тем. Для более глубокого самостоятельного изучения темы детей предупреждают, что на следующем занятии, основной вопрос будет таким: «Рассказать что-то необычное об объекте». Ребята обязательно найдут много интересной информации, чтобы не оказаться в аутсайдерах в игре «Умник».
Для эффекта опережающего обучения в колоду карт добавляют карточки из будущего материала.
Таким образом, использование карт стимулирует познавательную деятельность обучающихся. А применение опорных схем интенсифицирует обучение, высвобождая достаточное количество времени для практических, исследовательских и проектных работ.
Карты можно использовать на различных этапах занятия в зависимости от поставленной цели. Таким образом, можно изучать и закреплять знания, диагностировать их. В целях организации взаимообучения в подгруппу для игры выбираются дети с разным уровнем знаний.
При такой форме работы развиваются коммуникативные способности обучающихся. Особенно это проявляется при игре с колодой карт-терминов. Карты с терминами стимулируют развитие речи. Играя с ними, обучающиеся учатся выражать свои мысли и оценивать ответы друг друга. Здесь не стоит бояться, что неверные ответы могут засчитаться как правильные, т.к. в этой игре присутствует элемент состязательности, конкуренции, и дети сами будут следить за соблюдением правил игры. Особо важно, что в этой игре можно достигать и определённых воспитательных целей. Например, необходимо всегда пресекать излишнее рвение некоторых игроков завалить соперника. При этом важно научить детей сочувствию и поддержке, объяснить, что в жизни выигрыш не всегда оправдывает средства.
Применяя игру в карты на занятиях, легко диагностировать знания обучающихся. Поэтому в работе с обучающимися объединения «Овощеводство и цветоводство приусадебного хозяйства» не применяются такие способы диагностики как тест и опрос. К концу изучения программы колода карт расширяется, и в ней присутствуют карты по всем изученным темам модуля.
А в конце года колода карт подбирается таким образом, чтобы в ней присутствовали карты из всех изученных модулей. В процессе игры с такой колодой легко выявляется уровень знаний, полученных обучающимися за год. Педагогу лишь остаётся внимательно следить за ответами.
Овощные и цветочные карты – это обобщенное название. Эти карты могут быть с изображениями овощей, цветов, вредителей, болезней растений, семян, клумб, объектов защищенного грунта. На обороте карт с овощами и цветами с помощью условных знаков записывается опорная схема особенностей этого растения. На картах с другими объектами также дается название и характерные черты объекта (например, вредителя). Овощные и цветочные карты просты в изготовлении, изготавливают их сами дети, что также способствует лучшему запоминанию характеристик овощей, цветов и других изучаемых объектов.
При применении игр в овощные и цветочные карты эффективность обучения намного возрастает за счет развития познавательного интереса, непроизвольного и быстрого изучения детьми нового материала и высвобождения времени для творческих практических дел.
Контингент учащихся представляют воспитанники в возрасте 8 – 14 лет, в основном со слабым и средним уровнем знаний. При применении игр в карты эти дети могут почувствовать себя успешными в отличие от ситуации на уроках.
Применение в работе игр в овощные и цветочные карты дает отличные результаты. Кружковцы легче и быстрее запоминают характеристики овощей, цветов и других объектов, их особенности и возможности их применения. А самое главное с удовольствием идут на занятия. К концу учебного года ребята с легкостью могут очень многое рассказать о каждом растении, вредителе или болезни растений.
Этапы работы
- Ознакомление с разнообразием внешних особенностей растений
- Ознакомление воспитанников с условными обозначениями опорных схем-конспектов.
- Изготовление овощных и цветочных карт
- Написание схем-конспектов на обороте карт
- Применение карт на занятиях любого вида и в игре «Умник»
При изучении темы « Растительный организм» воспитанники знакомятся с особенностями растений: формой стебля, листьев, корней. Тут же их знакомят с соответствующими схематическими изображениями. Тема « Условия необходимые растениям» предполагает изучение внешних факторов, влияющих на рост и развитие овощей, и ознакомление со схемами изображения этих условий. Далее при изучении каждого семейства овощей воспитанников знакомят с их особенностями и применением с помощью опорных схем-конспектов.
С целью ознакомления с разнообразием овощей и цветов кружковцы изготавливают овощные и цветочные карты. На картонки одинакового размера (небольшие, чтобы было удобно держать в руках) наклеиваются фото овощей и цветов. С обратной стороны карты записывается название и краткую характеристику растения в виде опорной схемы – конспекта с определенными условными знаками.
С помощью этих знаков на обороте каждой карты помещается вся информация о растении. Карты изготавливаются почти по всем темам курса: « Вредители растений», « Сельскохозяйственный инвентарь», « Виды защищенного грунта», « Болезни растений», « Размножение растений». Набор карт «Цветы в озеленении» - это карты с изображением клумб, рабаток, бордюров, солитеров, розариев и т.п. Есть и набор карт с агрономическими терминами.
Овощные и цветочные карты – это обобщенное название. Эти карты могут быть с изображениями овощей, цветов, вредителей, болезней растений, семян, клумб, объектов защищенного грунта. На обороте карт с овощами и цветами с помощью условных знаков записывается опорная схема особенностей этого растения. На картах с другими объектами также дается название и характерные черты объекта (например, вредителя). Овощные и цветочные карты просты в изготовлении, изготавливают их сами дети, что также способствует лучшему запоминанию характеристик овощей, цветов и других изучаемых объектов.
Чтобы ребята лучше знали отличия семян овощей и цветов, изготавливается набор карт « Семена» (наклеиваются семена, а сверху покрываются скотчем). На обороте также подписаны названия и характеристики в виде опорного конспекта.
Колода овощных карт составляется для каждого занятия в зависимости от его целей. Чаще она состоит из карт с овощами, изученными на прошлых занятиях и тех, что будут изучаться на двух последующих занятиях (т.е. с опережением). Применяются овощные и цветочные карты в играх»Умник»,» Подкидного умника», «Переводного умника»,» Мы не скажем, а покажем», « Самый внимательный»,»Найди себе пару», «Пятый лишний», «Цепочка»,
Игра « Умник»
По виду деятельности – интеллектуальная;
По характеру педагогического процесса – может быть диагностирующей, обучающей, контролирующей, развивающей.
Учащиеся образуют группу из четырех – шести человек с разным уровнем знаний. Каждому выдается по шесть карт. Перед началом игры участники могут повторить пройденный материал, перевернув карты и прочитав данные и опорный конспект о каждом растении.
Игра заключается в следующем: учащийся делает ход картой, к соседу сидящему слева от него. Педагог задает «основной вопрос» (он будет зависеть от задач, темы занятия и возраста детей). Получивший карту должен отбить ее, ответив на «основной вопрос». Если он отвечает верно – карта бита, нет – он забирает эту карту и пропускает ход. При ответах педагог постоянно дополняет ответы учащихся новыми данными о каждом овоще и цветке или другом объекте, изображенном на карте. В конце игры карты остаются у тех ребят, кто плохо знает тему.
При изучении разнообразия овощей и цветов дети должны просто назвать выпавшее им растение. Так проходит первая игра - это самый простой вариант проведения игры. Я провожу её с целью диагностики элементарных знаний овощей и цветов и одновременно даю информацию об особенностях каждого из них. Эти знания пригодятся ребятам уже в следующей игре, где «основной вопрос» будет вопрошать именно об этих особенностях.
В последующем усложняются правила игры. По мере изучения тем программы с помощью карт развиваются, закрепляются и проверяются знания по биологии, морфологии и хозяйственному значению этих растений. Так обсуждаются вопросы об отношении овощей к теплу, влаге, свету, их происхождение, лекарственные свойства и многое другое.
Чтобы сократить время игры, иногда мы играем в «подкидного умника» или же в «переводного умника», аналогично игре в обычные карты. При таком варианте игры ребятам уже приходится анализировать и обобщать свои знания. Например, в колоде карт присутствует несколько изображений представителей каждого семейства и группы овощей. Педагог перед началом игры объявляет, что разрешается подкидывать сопернику карты родственных растений. Ребята, хорошо знающие классификацию овощей и растений, легко освободятся от лишних карт и закончат игру первыми.
При такой форме работы развиваются коммуникативные способности кружковцев. Они учатся оценивать ответы друг друга. Здесь не стоит бояться, что неверные ответы могут засчитаться как правильные, т.к. в этой игре присутствует элемент состязательности, конкуренции, и дети сами будут следить за соблюдением правил игры.
К концу учебного года ребята с легкостью могут очень многое рассказать о каждом растении, вредителе или болезни растений.
С целью развития речи оформляются карты под названием « Термины»- здесь на картах печатаются такие агротехнические термины как прореживание, прополка, севооборот, пикировка, подкормка и др. С этой колодой карт можно играть в « Умника» или же использовать эти карты в игре « Мы не скажем, а покажем».
Игра « Мы не скажем, а покажем»
Цель игры: развитие артистических способностей, улучшение психологического климата в коллективе, закрепление знаний об агротехнических приёмах.
Игра заключается в следующем. Участник вытягивает одну из карточек, читает, но никому кроме ведущего не сообщает, что там написано. Необходимо показать агротехнический прием не произнося ни слова.
Задача остальных кружковцев понять, что изображает игрок. Роль педагога корректировать и комментировать ответы.
Игра «Самый внимательный»
Овощные и цветочные карты можно использовать на различных этапах занятия в зависимости от поставленной цели. Таким образом, можно приобретать знания (если выдаются карты, неизвестных растений), закреплять знания, полученные на занятии, диагностировать их. Игру с картами можно разнообразить и проводить по - разному. Так после раздачи карт можно предложить выложить определенные карты. Например, младшим (8-12 лет) предлагается выложить растения у которых:
1. Цветы желтого цвета (огурец, капуста, кабачок)
2. Плоды красного цвета (томат, перец)
3. Из этих цветов можно составить букет. (Астра, пиретрум)
4. Этот овощ можно квасить (капуста).
5. Эти овощи используют при приготовлении кабачковой икры (кабачок, перец, томат).
6. Эти овощи образуют усики (огурец).
7. Эти овощи образуют кочан (капуста).
8. Плоды этого растения могут быть острыми на вкус (перец).
Выложенные карты обсуждаются и проверяются всей группой играющих. Внимательные ребята раньше освободятся от карт, а остальные в будущем будут внимательнее при изучении каждой темы.
Для старших (12-14 лет) вопросы составляются более сложные в зависимости от набора карт и целей занятия.
Игра « Найди себе пару»
Цель игры: проверка знаний редких овощей и цветов, развитие коммуникативных навыков.
Воспитанники разбиваются на две команды. Одна команда (каждый игрок) получает карты с изображением растений, другая – с названием этих растений. По команде нужно быстро найти подходящую карту у другого игрока. Выигрывает пара, безошибочно сделавшая это раньше других.
Игра « Пятый лишний»
Цель игры: закрепление и обобщение знаний об овощах и других растений.
Каждый игрок получает пять овощных или цветочных карт. Задание игрокам: определить «лишнее» растение. Признаки могут быть самые разнообразные, в зависимости от изучаемой темы. Например, стержневая корневая система, жизненная форма – кустарник, пряное растение, корнеплодный овощ и т. п. Выигрывает игрок первым и без ошибок выполнивший задание.
Игра «Цепочка»
Воспитанники садятся по кругу. Педагог выдает одну из карт и просит каждого сказать об этом объекте. Воспитанники, передавая карточку по кругу, перечисляют все свойства объекта. Круг покидают ребята, которым нечего сказать. Побеждает тот, кто больше всех знает об этом объекте. Игра стимулирует познавательную активность ребят, её можно проводить более активно заменив карту мячом.
Важнейшие требования к занятиям: экологизация, индивидуальный подход к учащимся, формирование у детей познавательного интереса и навыков самостоятельного труда.
Первый год занятий рассчитан на занятия с учащимися 2-3 классов, поэтому темы рассматриваются обзорно, учащиеся знакомятся с разнообразием овощей и цветочно-декоративных культур, с легендами об этих растениях. Вопросы биологии растений также даются с учётом возраста учащихся. На практических занятиях учащиеся, работая в теплице, познакомятся с элементарными приёмами ухода за культурными растениями огорода. Занятия по продолжительности не превышают 1 учебного часа и бывают не чаще 2 раз в неделю.
Занятия 1-го года обучения направлены в большей мере на решение познавательных задач: расширения кругозора, развитие познавательного интереса, самостоятельности, общения. Поэтому здесь необходимо разнообразить формы и методы преподавания. Теоретическое занятие сменяется практическим, и переходит в игру с использованием загадок, сказок и легенд об овощах. Творческому развитию детей способствует написание каждым учеником сказки об изученном овоще.
Второй год обучения даёт учащимся более глубокие знания по анатомии, морфологии и физиологии растений, так же учащиеся получают знания по борьбе с сорняками и вредителями овощных и цветочно-декоративных культур. Большое внимание уделяется развитию практических навыков и умений, чтобы учащиеся, повзрослев, смогли рационально использовать свой участок земли. Развитие умений идёт в связи с развитием понятий - постепенно от простых приёмов к более сложным. Если есть возможность желательно каждому учащемуся выделить делянку земли с целью развития самостоятельности и ответственности.
Учащиеся 1-го года обучения учатся определять органы растений и гербаризировать растения. Занимаясь, второй год они уже различают семена, всходы и корни различных овощей. Позже, пользуясь определителем, они учатся определять растения, их сорта и виды.
Все практические работы связаны общими понятиями, постепенно развивают натуралистические и агротехнические умения и в то же время практикуют понятия. Понятия морфологии и физиологии переходят в агротехнические.
В связи с увеличением количества часов на практические работы и общественно-полезный труд, педагогом ведется отдельный журнал. В этом журнале отмечается личный вклад каждого ребенка в выполнение проектов объединения. Оценивается работа каждого ребенка по пятибалльной системе. Каждый воспитанник заинтересован в наборе наибольшего количества баллов , т.к. десять человек с наибольшим количеством баллов в конце года награждаются поездкой в парк развлечений. В журнале записывается дата, вид работы, ответственные и баллы, полученные на занятиях.
На третий год занятий ребята узнают о правилах использования ядохимикатов и удобрений, об экологически чистых приёмах борьбы с вредителями и сорняками. Так же они познакомятся со способами хранения и переработки урожая, способами сбора семенного материала. Учащиеся научатся проводить опыты в овощеводстве и оформлять их результаты. Эстетическому воспитанию способствует тема «Использование цветочно-декоративных культур», « Садово - парковое искусство» и « Художественно – прикладное искусство». Практические работы совершенствуют навыки и умения по агротехнике.
Занятия по «Овощеводству и цветоводству» проводятся не только в кабинете и теплице. Занятия на УОУ дают возможность не только дышать свежим воздухом, но и способствуют общению с живой природой и связи природы с практикой. Кроме занятий существуют и другие формы работы с детьми: игры, экскурсии, конкурсы овощеводов, участие в подготовке общешкольных праздников. Итоговое занятие всегда проводится в форме праздника. В конце каждого учебного года детьми проводится « Ярмарка посадочного материала». На ней ребята реализуют выращенную за год рассаду овощей и цветов, саженцы комнатных растений.
Для успешной реализации данной программы необходимо
Помещение: кабинет, теплица, рассадник или рассадные ящики
Оборудование: сельскохозяйственный инвентарь;
Материалы: семена овощей, посадочный материал (луковицы, черенки цветов и других растений)
Наглядные пособия: муляжи овощей, гербарии культурных растений и сорняков, таблицы
Овощные и цветочные карты.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ обучающихся
В.Д. Мухин Юному овощеводу. – М.: Просвещение, 1978.
Д.Б. Кудрявцев, Н.А. Петренко – Как вырастить цветы. – М.: Просвещение, 1993.
С.Небесный «Юным овощеводам – М.: Детская литература, 1985.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ педагога
Л.С.Сыроватская, А.И.Гречишкин и др. Азбука цветовода – К.: Урожай, 1987.
Азбука огородника. Составление, оформление. – М.: «Калита», 1994.
Б.Н. Головкин «О чём говорят названия растений» - Л.: Колос, 1992.
В.Н.Вехов, И.А.Губанов, Г.Ф.Лебедев Культурные растения СССР – М.: Мысль, 1987.
Н.Н. Родников, И.А. Курюхов Овощеводство – Л.: Колос, 1973.
Справочник по овощеводству (под редакцией В.А.Брызгалова) – Л.: Колос, 1971.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_igry_v_ovoshchnye_i_tsvetochnye_karty.docx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «Пчеловодство как вид приусадебного хозяйства».
Проблема: заключается в том, что почти повсеместно наметилась тенденция снижения внимания к пчеловодству - важнейшей отрасли аграрного сектора производства. Я считаю, что это временное явл...
Рабочая программа элективного курса "Дизайн приусадебного хозяйства" 8-9 классы
Программа поможет учителю научить ребят не тратить усилия впустую, а вкладывать силы и средства в реальные проекты по оформлению участка....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цветоводство с основами декоративного садоводства»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цветоводство с основами декоративного садоводства»возраст обучающихся: 15-18 летсрок ре...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цветоводство с основами декоративного садоводства»
Одним из путей воспитания у школьников любви к природе, своему краю, дому, является приобщение учащихся к изучению природы и активная деятельность во внеурочноевремя.Роскошные цветы и свежая зелень ко...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности- творческая мастерская "Комнатное цветоводство"
Для обучающихся 7-17 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветоводство»
Направленность программы – естественнонаучная и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области цветоводства, экологии и фрагментарно в областях ботаники, основ поч...