Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цветоводство с основами декоративного садоводства»
методическая разработка (5 класс)
Одним из путей воспитания у школьников любви к природе, своему краю, дому, является приобщение учащихся к изучению природы и активная деятельность во внеурочноевремя.
Роскошные цветы и свежая зелень комнатных растений всегда наполняют душу их владельца законной гордостью, ведь вырастить даже достаточно неприхотливое растение в комнате не так уж и легко. Но не слишком и трудно, если просто любить их и знать некоторые особенности их жизни
Создавая творческое объединение, хотелось привить ученикам любовь и бережное отношение к растениям, научить их окружать себя красотой и жить в гармонии с внешним миром, воспитать экологически грамотного, неравнодушного к проблемам окружающей среды и собственного здоровья человека,научить видеть красоту и создавать еесвоими.
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветоводство с основами декоративного садоводства»составлена на основе положительного опыта работы и предназначена для педагогов учреждений дополнительного образованиядетей.
Направленность программы «Цветоводство с основами декоративного садоводства» по содержанию является естественнонаучной; по функциональному предназначению – общеразвивающей; по форме организации – групповой; по времени реализации – одногодичной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
06.08.20_g.bdop_tsvet-vo_s_osn._sad-va_lyapina_o.n._1.docx | 113.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел по образованию администрации
Жирновского муниципального района Волгоградской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Жирновский центр детского творчества»
Жирновского муниципального района Волгоградской области
Принята на заседании методического совета Протокол № 6 от 22.06.2020 г. | Утверждаю Директор МБУДО «Жирновский ЦДТ» ___________ С.А. Моров Приказ № 54 от 22.06.2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Цветоводство с основами декоративного садоводства»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель: Ляпина Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Жирновск, 2020
Раздел№ 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Одним из путей воспитания у школьников любви к природе, своему краю, дому, является приобщение учащихся к изучению природы и активная деятельность во внеурочноевремя.
Роскошные цветы и свежая зелень комнатных растений всегда наполняют душу их владельца законной гордостью, ведь вырастить даже достаточно неприхотливое растение в комнате не так уж и легко. Но не слишком и трудно, если просто любить их и знать некоторые особенности их жизни
Создавая творческое объединение, хотелось привить ученикам любовь и бережное отношение к растениям, научить их окружать себя красотой и жить в гармонии с внешним миром, воспитать экологически грамотного, неравнодушного к проблемам окружающей среды и собственного здоровья человека,научить видеть красоту и создавать еесвоими.
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветоводство с основами декоративного садоводства»составлена на основе положительного опыта работы и предназначена для педагогов учреждений дополнительного образованиядетей.
Направленность программы «Цветоводство с основами декоративного садоводства» по содержанию является естественнонаучной; по функциональному предназначению – общеразвивающей; по форме организации – групповой; по времени реализации – одногодичной.
Данная программа разработана в соответствии с основными нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 27.12.2012 г. № 273;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11. 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиНом 2.4.4. 3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
- Концепцией развития дополнительного образования детей. Распоряжение правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы");
- Письмом Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Уставом МБУДО «Жирновский ЦДТ»;
- Положением о разработке, структуре и утверждения дополнительной общеразвивающей программы в МБУДО «Жирновский ЦДТ».
Актуальность программы. Содержание и структура курса «Цветоводство с основами декоративного садоводства» обеспечивает получение дополнительных знаний о жизни комнатных растений, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. В программе большое внимание уделено этическим нормам и правилам отношения к природе. Показано практическое применение биологических знаний.
Программа ориентирована на активное познание мира цветочно- декоративных растений.
Предусмотренные теоретический материал и практическая деятельность обучающихся предоставляет им возможности для саморазвития и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она, в отличие от школьных программ, представляет более широкие возможности для использования практической и исследовательской деятельности учащихся, позволяет изучить основы ландшафтного дизайна.
Программа разработана с учётом основных принципов:
- Принцип природосообразности. Педагогический процесс и воспитательные отношения строятся согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и направлен на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся. В процессе осуществления воспитательных отношений следоватьлогикеот«простого-ксложному»,от«незнания-кзнанию»,от
«понятного - к непонятному».
- Принцип гуманизации воспитательных отношений и педагогического процесса. Данный принцип может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека. Педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строить на полном признании гражданских прав обучающегося и уважении кнему.
- Принцип целостности педагогического процесса. Реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса, а следующий принцип - демократизации - помогает обогатить егосодержание.
- Принцип демократизации. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции,самоопределения.
- Принцип культуросообразности. Педагогический процесс понимается как составная часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность, заключающую в себе прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающую ихбудущее.
Отличительной особенностью программы от уже существующих является глубокое изучение ассортимента цветочных культур, биологических особенностей
и агротехнических приемов выращивания цветочно-декоративных растений, основ дизайна и элементов оформления садовых участков, экстерьера и интерьера домов. Большое внимание уделяется самостоятельной проектной деятельности обучающихся.
Программа предназначена для ориентации учащихся на профессии, связанных с биологическими науками, цветоводством, садоводством, ландшафтным дизайном. Соответственно, программа предусматривает расширение, совершенствование знаний в области биологии, географии, дизайне, умений видеть проблемы, формировать задачи, искать средства их решения приобретение новых практических умений и навыков.
Адресат программы – дети от 7 до 9 лет. В детское объединение принимаются все желающие мальчики и девочки. Программа курса будет интересна ребятам, которые любят природу, изучают ее, наблюдают за природными явлениями. Группы комплектуются с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностейдетей.
Важная особенность детей 7-9 лет - мотивация достижений. В этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.
Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками. Дети в основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.
Поэтому процент теоретических занятий возрастает. Этот возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления, поэтому используется метод проектов. Приоритет практических занятий остается, т.к. это имеет большое значение в формировании мировоззрения, закреплении теоретических знаний, приобретении различных умений инавыков.
Таким образом, формы и методы обучения используются в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями и возможностями обучающихся на разных ступенях развития.
Количество детей в группе: от 20 до 30 человек.
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Сроки реализацииобразовательнойпрограммы-1годвобъёме18часов.
Формаобучения–очная, дистанционная. Занятия по программе в очной форме обучения проводятся на базе кабинета биологии МКОУ «Медведицкая СШ». Дистанционная форма обучения в группе социальной сети «ВКонтакте»,ZOOM, электронная почта.
Режим занятий:1 раз через неделю по 1 часу (18 часов). Продолжительность занятия – 45 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Формы занятий, планируемых по каждой теме образовательной программы, можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
Виды занятий очной формы обучения, используемые для реализации программы: экскурсии, беседы, практические занятия, конкурсы, конференции, лабораторные занятия, исследовательская деятельность. Методы обучения: лекция, рассказ, беседа, демонстрация опыта, наглядных пособий, работа с литературой, формирование альбома, гербария.Учебные занятия по данной программе состоят из теоретических и практических занятий. Причем большее количество часов отводится практике.
Виды занятий дистанционной формы обучения: видео уроки, чат-занятия, мастер-классы, электронная почта, использование страница сайта школы (frank-shkola@mail.ru), вебинары, онлайн конкурсы, онлайн конференции.
Форма организации познавательной деятельности учащихся:групповая.
Состав группы - постоянный и разновозрастной.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для удовлетворения индивидуальных потребностей в проектной и исследовательской деятельности через систему занятий по цветоводству.
На каждом этапеобучения по данной программе решаются конкретные задачи:
Личностные задачи:
- сформировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительное отношение к чужомумнению;
- развить этические чувства, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания исопереживания;
- сформировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям.
Метапредметные задачи:
- сформировать потребность в саморазвитии и ксамореализации.
- развить самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- сформировать умение строить отношения в детском коллективе на основе взаимопомощи и сотворчества;
- развить умение вступать и вестидиалог.
-развить познавательные, созидательныеспособности у обучающихся.
Образовательные (предметные) задачи:
- систематизировать и закрепить имеющиеся знания, ввести новые понятия, формировать любовь к роднойприроде;
- сформировать систему знаний, умений и навыков в самостоятельнойпрактической деятельности при работе с цветочно- декоративнымирастениями;
- сформировать потребность в обучении исаморазвитии;
- создать общекультурный и эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания и применения напрактике.
Содержаниепрограммы
Учебный план
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |
Теория | Практика | ||||
1. | Введение в образовательную программу. | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление памятки |
2. | Цветы в нашей жизни. | 3 | 1 | 2 | |
2.1. | История комнатного цветоводства | 2 | 1 | 1 | Тесты |
2.2. | Пришельцы из далеких стран. | 1 | - | 1 | Викторина Тесты |
3. | Эти удивительные растения. | 3 | 1 | 2 | |
3.1. | Растения-синоптики, доктора, хищники. | 2 | 1 | 1 | Презентация |
3.2. | Викторина «Что мы знаем о цветах». | 1 | - | 1 | Презентация |
4. | Особенности содержания комнатных растений. | 4 | 1 | 3 | |
4.1. | Растения длинного, короткого и нейтрального дня.Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. | 1 | 1 | - | |
4.2. | Воздушный режим.Водный режим. Полив растений. | 1 | - | 1 | |
4.3. | Дерновая, перегнойная,листовая, торфяная земля. Землянаясмесь. | 1 | - | 1 | |
4.4. | Уход за растениями. Рыхление. Подкормки. | 1 | - | 1 | Тестирован ие |
5. | Школа цветовода. | 4 | 1 | 3 | |
5.1. | Виды цветников. Ранние весенние работы в цветнике и на участке. | 2 | - | 2 | Викторина Проект цветника |
5.2. | Выращивание цветочной рассады. | 3 | 1 | 2 | Практ. работа |
6. | Аттестация учащихся. | 2 | 1 | 1 | Выставка |
ИТОГО: | 18 | 6 | 12 |
Содержание программы
Раздел 1. Введение в образовательную программу. (1час)
Теоретическаячасть.
Знакомство с составом кружка; тематическими разделами программы, с видами практических работ. Проведение теста: «Оценка и самооценка отношения к окружающей природе». Рассказ о рабочих специальностях – озеленитель и цветовод; Техника безопасности при работе на участке.
Практическая часть.
Экскурсияпо школьному музею цветов.Составление памяток по уходу за комнатными цветами. Изготовление эмблемы творческого объединения «Цветоводство и декоративное садоводство».
Формы контроля: составление памятки.
Раздел 2. Цветы в нашей жизни (3ч)
Тема 2.1. История комнатного цветоводства.
Теоретическая часть.
Знакомство и с историей комнатного цветоводства.Работа со справочной литературой по цветоводству.
Практическая часть.
Изготовления основы этикеток, крепеж для этикеток. Этикетирование и паспортизация комнатныхрастений.
Формы контроля:тестирование.
Тема 2.2. Пришельцы из далеких стран.
Теоретическая часть.
«Цветы и поклонники» – красивоцветущие комнатные растения. Пришельцы из далеких стран: декоративно – лиственные. Отдел папоротниковидные. Суккулентные растения. Крупномерные растения зимнего сада. Пальмы. Эпифиты. Плодовые растения тропических и субтропических зон. Ампельные и вьющиеся диковины. Водные растения. Лекарственные растения. Эфиро– масличные растения. Цитрусовые растения.
Практическая часть.
Составление паспорта цветов.
Формы подведения итогов: викторина, тестирование.
Раздел 3. Эти удивительные растения. (3часа)
Тема 3.1. Растения-синоптики, доктора, хищники.
Теоретическая часть.
Цветы – синоптики. Цветы – доктора. Цветы – хищники.
Практическая часть.
Конкурсная программа «Угадай цветок».
Формы контроля:составление презентации «Мой любимый цветок».
Тема 3.2. Викторина «Что мы знаем о цветах».
Практическая часть. Викторина.
Формы контроля:создание презентации.
Раздел 4. Особенности содержания комнатных растений. (4часа)
Тема 4.1. Растениядлинного,короткого и нейтрального дня. Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. (1час)
Теоретическая часть.
Знакомство и особенностями содержания комнатных растений.Растениями,
рекомендуемые для северного окна: аспарагус перистый; венерин волос; драцена узколистная; калатея; кипарис; монстера; хамедорея высокая.
Растениями южного окна: нелина; жасмин; кактусы и суккуленты. Растениями, рекомендуемыми для восточного и для западного окна: бегония; кодиум, фикус.
Практическая часть
Работа в музее цветов: определение растений северного, южного, восточного и западного окна.
Формы контроля: тестирование.
Тема 4.2. Воздушный режим. Водный режим. Полив растений. (1 час) Теоретическая часть.
Знакомство и особенностями содержания комнатных растений: влаголюбивые, засухоустойчивые. Рассмотреть основные правила ухода и полива данных растений. Работа с энциклопедиями и справочниками. Поиск информации в сети Интернет.
Практическая часть.
Купание и подвязка растений.
Формы контроля: тестирование.
Тема 4.3. Дерновая, перегнойная, листовая, торфяная земля. Земляная смесь. Приготовление земельной смеси. (1 час)
Теоретическая часть.
Знакомство с различными видами почв, используемых в цветоводстве: дерновая, листовая, перегнойная, торфяная, компостная. Хранении и смешивании почв. Биологическими особенностями растений при смешивании земляных смесей, а также реакцию (pH) почвенного раствора при которой растение может произрастать.
Практическая часть.
Приготовление почвенных смесей.
Формы контроля: тестирование.
Тема 4.4. Уход за растениями. Рыхление. Подкормки. (1 час) Теоретическая часть.
Знакомство с основными видами и способами ухода за комнатными растениями. Особенностями подкормки растений, признаками избытка минеральных веществ:
-поникшие листья;
-белая корочка на поверхности почвы и наружной стенке керамического горшка;
-сухие коричневые пятна на краях листьев, сухие края листьев.
Правилами проведения подкормки, рыхления и пересадки, перевалкирастений.
Практическая часть.
Рыхление, подкормка, обрезка растений.
Формы контроля: тестирование.
Раздел 5. Школа цветовода. (5 часов)
Тема 5.1. Виды цветников. Ранние весенние работы в цветнике и на участке
Теоретическая часть
Основы гигиены труда, производственной санитарии иличной гигиены.Личная гигиена. Здоровый режим дня. Простудные заболевания: причина их возникновения, меры предупреждения. Гнойниковые заболевания, причина их возникновения, меры предупреждения. Режим питания. Гигиенические требования к одежде и ход за ней. Производственная санитария. Краткая санитарно-гигиеническая характеристика условий труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческомпредприятии.
Изучение справочной литературы, просмотр презентации на по темам:условия, необходимые для выращивания рассады в теплице. Особенности ухода за рассадой.
Правила пикировки цветочной рассады, уход за пикированной рассадой.
Практическая часть
Прополка, полив многолетних цветочно-декоративных растений. Посадка и уход закустарниками.
Подготовка горшков и земли для посева. Посев семян. Написание и установка этикеток на горшки. Уход за посевами. Работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады.
Формы контроля:тестирование.
Тема 5.2. Выращивание цветочной рассады. (3часа)
Теоретическая часть.
Изучение справочной литературы, просмотр презентации на по темам:условия, необходимые для выращивания рассады в теплице. Особенности ухода за рассадой.
Правила пикировки цветочной рассады, уход за пикированной рассадой.
Практическая часть
Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть. Правильный посев. Цветочное местечко (определение места посева семян цветов). Уход за ростками. Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту». Формы контроля:практическая работа по пересадки рассады однолетних цветов.
Раздел 6. Аттестация учащихся. (2часа)
Практическая часть
Подведение итогов кружка. Презентация детских творческих работ.
Формы контроля: выставка.
Планируемыерезультаты.
Образовательные (предметные) результаты
К концу курса обучения учащиеся:
будут знать:
- виды цветочно-декоративных растений;
- признаки созревания семян, о почве, её плодородии, типы почв, основные компоненты почвенныхсмесей;
- понятие о цветочно-декоративныхрастениях;
- условия жизни комнатных растений, виды ухода за ними и срокипроведения перевалки ипересадки;
- вредителей комнатных растений;
- виды удобрений, иххарактеристику;
- значение размножения комнатных растенийчеренками;
- условия необходимые для выращивания цветочнойрассады;
- комнатные растения, размножаемые семенами, способы подготовкисемян;
- правила ухода за однолетниками, значение подкормок для роста и цветения, сроки проведенияподкормок;
- значение комнатных растений, их группировку, растения пустыни,тропиков, субтропиков.
будут уметь:
- распознавать виды цветочно-декоративныхрастений;
- распознавать созревшиесемена;
- приёмами хранениясемян;
- давать определение однолетних цветочно-декоративныхрастений,
- изготавливать наглядные пособия: гербарий и коллекцииоднолетников;
- ухаживать за комнатными растениями (полив, рыхление, перевалка, пересадка);
- распознавать виды вредителей комнатныхрастений;
- бороться с вредителями комнатныхрастений;
- готовить почвенныесмеси.
Личностные задачи. Учащиеся будут проявлять: - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительное отношение к чужому мнению; этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям.
Метапредметные задачи. У учащихся сформируются:- потребность в саморазвитии и к самореализации; самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; умение строить отношения в детском коллективе на основе взаимопомощи и сотворчества; - умение вступать и вести диалог.
Раздел№2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарно-тематический график (приложение 1)
Условия реализациипрограммы.
Материально-техническоеобеспечение:
Необходимый минимум для реализации образовательной программы:
-светлый, просторный, хорошо проветриваемый класс с определённым температурным режимом не ниже +17;
- ноутбук;
-проектор;
- справочная литература.
- Информационное обеспечение (фото, видео, интернетисточник):
Коллекции:
- Наборы семян цветочных культур.
- Наборыпочв.
- Минеральные удобрения,виды.
- Виды насекомых полезных ивредных.
- Коллекция альбомов с цветочнымирастениями.
- Коллекция комнатных растений иоранжерейных.
Электронные ресурсы:
- Энциклопедия декоративных садовых растений [Электронныйресурс]https://iplants.ru/encikl.php(Дата обращения: 20.12.2020г.)
- Энциклопедия комнатных цветов и растений [Электронный ресурс] Режим доступаhttp://flower.onego.ru/home.html(Дата обращения: 20.12.2020 г.)
- Комнатные цветы и растенияhttps://iplants.ru/(Дата обращения: 20.12.2020 г.)
- Самая полная энциклопедия комнатных растенийhttps://www.liveinternet.ru/users/4263423/post177627251Дата
обращения: 20.12.2020 г.)
2.2.3. Кадровоеобеспечение:по программе работает – Ляпина Ольга Николаевна, педагог первой квалификационной категории с высшим образованием. Окончила Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Чернышевского.
Курсы профессиональной переподготовки: ООО «Инфоурок» по программе «Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации».
Формыаттестации
Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. Формы отслеживания и фиксации образовательныхрезультатов:
аналитическая справка, видеозапись, готовая работа, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, фото, отзыв детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, демонстрация детских работ, диагностическая карта, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио.
Контроль результатов обучения, формы и критерии оценки результатов
Для оценки результативности учебных занятий в творческом объединении применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися и родителями.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, проверочные работы, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.
практической деятельности результативность оценивается количеством выполненных проектов, выращенной рассады, оформленных цветников, правильным уходом за комнатными, цветочно-декоративными и садовыми растениями, оформленных фотоальбомов, словарей.
Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, выставка и защита проектов учащихся.
Результаты обучения определяются по трем уровням сформированности коммуникативной компетентности личности:
низкий уровень - репродуктивная компетентность, (наличие знаний при недостаточном умении их применить);
средний уровень - деятельностная компетентность; высокий уровень - творческая компетентность.
Оценочныематериалы
Методики педагогической диагностики:
Методики диагностики изменения личности ребенка
- «Дневник педагогических наблюдений».
Для диагностики определения достижения учащимися планируемых результатов по освоению программы используются следующие методики: карта личностного роста по П.В. Степанову, карта мониторинга УУД (по Буйловой Л.Н), анкеты, разработанные на основе методики А.А. Андреева и Е.Н. Степанова. Анкета для обучающихся «Анкета для определения удовлетворённости обучающихся учреждения дополнительного образования» состояла из 10 вопросов, анкета для родителей «Исследование удовлетворённости родителей уровнем дополнительного образования детей» – из 15, для педагогов д.о. «Исследование удовлетворённости педагогических работников условиями деятельности» – из 20.
Методическиематериалы
Методическиеразработки:
Беседы по каждому разделу программы.
Открытые занятия «Размножение комнатных растений», «Зимний букет». Экскурсии «Прекрасное рядом», «По экологической тропе»,«Первоцветы».
Викторины «Знаете ли вы?» (о классификации, многообразии, особенностях ухода комнатных растений).
Праздники «Праздник цветов».
Игры - сканворды, кроссворды, ребусы, КВН по разделам «Комнатное цветоводство», «Грунтовое цветоводство»,«Основыландшафтного дизайна». Дидактический и лекционный материал по каждому разделупрограммы.
Медиатека – презентации по темам основных разделов программы.
- Алгоритм учебногозанятия.
Части занятия | Задачи | Содержание занятия | Время |
1. Организационная часть |
по т/б | Сообщение темы, целей и задач занятия. Проведение инструктаж по технике безопасности. | 5-7 мин. |
2. Основная часть | 1. Изучениенового материала. Реализация цели и задач занятия | 1. Изучение справочной литературы, просмотр презентации на по темам :условия, необходимые для выращивания рассады . Особенности ухода за рассадой. Правила пикировки, уход за пикированной рассадой. | 10-15 мин. |
3. Практическая работа | Закрепление полученных знаний (уход за растениями, паспортизация) | Полив, рыхление цветочной рассады. | 20 мин |
3. Заключительная часть |
|
порядок мест занятий и инвентаря. | 5 мин. |
Части занятия | Задачи | Содержание занятия | Время |
1. Организационная часть |
| Сообщение темы, целей и задач занятия. Проведение инструктаж по технике безопасности. | 5-7 мин. |
2. Основная часть | 1.Изучениенового материала. Реализация цели и задач занятия | 1. Изучение справочной литературы, просмотр презентации на по темам :условия, необходимые для выращивания рассады . Особенности ухода за рассадой. Правила пикировки, уход за пикированной рассадой. | 10-15 мин. |
3. Практическая работа | Закрепление полученных знаний (уход за растениями, паспортизация) | Полив, рыхление цветочной рассады. | 20 мин |
3. Заключительная часть |
|
| 5 мин. |
Списоклитературы
Для педагога
Основная литература:
- Афонькин А.Ю. «Ядовитые растения и животные»,2015.
2.Бурганская, Т. М. Цветоводство. В 2 ч. Ч. 1 Общее цветоводство: тексты лекций для студентов специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство» специализации 1-75 02 01 02 «Строительство и эксплуатация объектов ландшафтнойархитектуры».
3.Кизима Г. Азбука садового участка. -2015.
4.Кириленко А. Биология. Растения, грибы, лишайники. - 2015г.
5.Лепаж Р., Ретурнард Д. Садовые цветы. - 2015.
6.Смирнова Т. Комнатные растения. -2015.
7.Соколова, Т.А.Декоративное растениеводство. Цветоводство / Т. А. Соколова, И. Ю. Бочкова. – М.: Академия, 4-е изд.,2010.
Дополнительная литература:
1.Декоративное растениеводство: Цветоводство: учебник для студ. вузов / Соколова Т.А., Бочкова И.Ю. -- 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 432 с., [16] с цв. вкл.:ил.
2.Соколова Т.А. Декоративное растениеводство. Уход за цветочными культурами открытого и закрытого грунта (с.79)
3.Цветочно-декоративные растения открытого грунта: учеб.пособие для нач. проф. Образования / О. Н. Бобылева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 208 с., [16] с. цв.ил.
4.Яковлев Г. П., Челомбитько В. А. Ботаника: Учебник для вузов/ Под ред. Р.В. Камелина.- СПб.: СпецЛит, Издательство СПХФА, 2003.- 647 с.;ил.
Для детей:
1.Аршанов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Молодая гвардия,1979.
2.Белозёров Тимофей Журавкин праздник. Изд-во "Москва",1990.
3.Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Педагогика - Пресс,1995.
4.Головкин Б.Н. Рассказы о растениях - переселенцах. -М.: Просвещение,1995.
5.Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Книга природы. -М.,1981.
Для родителей:
- МаргалинЯ. Где у растений дом. М.: Детская литература,1981.
- Никонов Н. Сказки леса. - Свердловск: СреднеУральское кн.изд-во,1986.
- Павлова Н.М. Загадки цветов. Детскаялитра,1997.
- Серова Е. Наши цветы. Мин-во Просвещение РСФСР,Л.,1961.
5.Смирнов А. Мир растений. М.: Молодая гвардия, 1979. 7.Энциклопедия. Я
познаю мир. М., 2002.
Приложение 1
Директор
МБУДО «Жирновский ЦДТ»
__________ С.А. Моров
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2020-2021 учебный год
Дополнительная общеразвивающая программа
«Цветоводство с основами декоративного садоводства»
для детей 7-9 лет
Год обучения/ № группы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количест-во учебных дней | Количест-во учебных часов | Режим занятий | Сроки контр. процедур | Продол- жительность каникул |
1 год группа № 1 | 01.09.2020 | 31.05.2021 | 18 | 18 | 18 | 1 раз через неделю по 1 часу | 21-25.12. 2020 г. 24-28.05. 2021 г. | 01-8.01.2021 |
1 год группа № 2 | 01.09.2020 | 31.05.2021 | 18 | 18 | 18 | 1 раз через неделю по 1 часу | 21-25.12. 2020 г. 24-28.05. 2021 г. | 01-8.01.2021 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности базового уровня освоения образовательных результатов "Почемучка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цветоводство с основами декоративного садоводства»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цветоводство с основами декоративного садоводства»возраст обучающихся: 15-18 летсрок ре...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»
Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности- творческая мастерская "Комнатное цветоводство"
Для обучающихся 7-17 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицины и современная генетика"
https://yadi.sk/i/cTVQtUHg4RBEsA...