Программа дополнительного образования
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Кузьмина Александра Васильевна

Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы обусловлена тем, что различные виды травм и неотложных состояний, изучаются параллельно со строением и функциями органов и систем органов, что позволяет глубже понять характер повреждений, и возможные последствия. Также в основу реализации данной программы положены личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_zdorovya.docx56.3 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА БАТАЙСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением                                              отдельных предметов приказ № 223от 29.08.2016

…………………………                                      Г. Д. Збыковская

Дополнительная общеобразовательная

программа

«Азбука здоровья»

________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Возраст детей:                                15-16 лет

_______________________________________________________________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)

1 год

Срок реализации программы: _______________________________________

Кузьмина Александра Васильевна (учитель химии и биологии)

Автор  ______________________________________________________

(Ф.И.О.)

2016-2017 учебный год

2. 1. Пояснительная записка

Программа «Азбука здоровья» разработана на основании Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями), Концепции развития дополнительного образования детей (№1726-р от 04.09.2014), в соответствии с письмом Минобрнауки России (от 11.12.2006г. №061844) «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ  (от29.01.2016), Уставом ОУ, Образовательной программой ОУ.

Проводимые в школе и городе мероприятия («Орленок», «Безопасное колесо», «экологический слет», «туристический слет») показали, что у воспитанников существует ряд затруднений по оказанию первой помощи и распознаванию неотложных состояний.

Актуальность внедрения данной программы обусловлена:

  • Предпрофильной ориентацией обучающихся (помощь в выборе будущей профессии;
  • Практической направленностью данного курса;
  • Реализацией системно-деятельностного подхода;

Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы обусловлена тем, что различные виды травм и неотложных состояний, изучаются параллельно со строением и функциями органов и систем органов, что позволяет глубже понять характер повреждений, и возможные последствия. Также в основу реализации данной программы положены личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.

Данная программа адресована воспитанникам, окончившим 7 класс, которым предстоит прослушать курс анатомии человека 8-го класса. Параллельное изучение двух этих курсов, будет способствовать более качественному усвоению материала. Для реализации данной программы будут использованы такие формы обучения и виды занятий как:

  • Беседы;
  • Лекции;
  • Практические работы;
  • Проектная деятельность;
  • Семинарские занятия;
  • Исследовательская деятельность;
  • Дидактические игры;

В соответствии с календарным графиком МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Азбука здоровья» будет выполнена за 35 часов. Занятия будут проводится 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.

Срок реализации рабочей программы 1 год.

2.2.Цель и задачи программы:

Сформированное у воспитанников понятие ценности здорового образа жизни, приобретенные навыки по распознаванию неотложных состояний и оказанию первой доврачебной медицинской помощи.

Реализация поставленной цели будет достигаться через выполнение следующих задач:

  • Изучить строение основных систем органов человека и их функции;
  • Познакомить учащихся с основными видами травм и неотложных состояний;
  • Сформировать навыки оказания первой доврачебной медицинской помощи;
  • Ознакомить с алгоритмом действий в случае возникновения стрессовой ситуации;

2.3.  Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука здоровья»

Данная программа состоит из 12 разделов.

Первый раздел «Медицина-как наука» включен в программу, с целью ознакомления с профессией медика и знакомством со структурой медицинских учреждений.

Раздел 2. «Покровная система» Изучив этот раздел воспитанники познакомится со строением и функциями кожи, научатся оказывать первую помощь при повреждении кожного покрова»

Раздел 3. «Опорно-двигательная система». Изучение этого раздел даст воспитанникам возможность познакомится со строением опорно-двигательной системы, научится различать виды переломов, ушибов и растяжений и оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при данных повреждениях.

Раздел 4. «Пищеварительная система». Изучение этого раздела ответит на вопрос из чего состоит и как устроена пищеварительная система. Что такое пищевое отравление, как оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при отравлениях. 

Раздел 5. «Дыхательная система». Изучив этот раздел, воспитанники узнают, как устроена система дыхания человека. Познакомятся с причинами остановки дыхания, узнают, как оказать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему при остановке дыхания.

Раздел 6. «Сердечно-сосудистая система», включен в дополнительную общеобразовательную программу «Азбука здоровья» с целью познакомить воспитанников со строением сердечно-сосудистой системы. Объяснить, что такое «артериальное давление», ввести понятие «нормальное артериальное давление».

Раздел 7. «выделительная система», включен в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программы «Азбука здоровья» с целью познакомить воспитанников со строением и функциями выделительной системы, а также с отклонениями в работе выделительной системы.

Раздел 8. «Нервная система». Изучив данный раздел, воспитанники узнают о сложном строении нервной системы человека, изучат основные виды сотрясений головного мозга, узнают алгоритм действий при сотрясениях.

Раздел 9. «Эндокринная система». Пройдя данный раздел, воспитанники узнают, что такое ЖВС, для чего они нужны. Сбои в работе гормонов.

Раздел 10. «Строение репродуктивной системы человека» посвящен устройству мужской и женской репродуктивной системы.

Последний раздел «Забота о жизни и здоровье в летний период» включен в программу, с целью проинформировать обучающихся об основных неотложных состояниях в летний период и научить оказывать первую помощь пострадавшему.

Содержание программы «Азбука здоровья»

Раздел

Тема

Количество часов

Форма контроля

Медицина – как наука

(3 часа)

  1. Медицина – как наука

1

Анкетирование

  1. Значение первой доврачебной помощи

1

Составить опорную схему

  1. Структура медицинских учреждений. Функции персонала

1

Творческий проект

Покровная система

(3 часа)

  1. Для чего нам нужна кожа и как она устроена?

1

Проект

  1. Какие бывают ожоги? Первая помощь при ожогах

1

Тестовая работа

  1. Что такое ушибы и ссадины? Первая помощь при повреждении кожного покрова

1

Практическая работа

Опорно-двигательная система

(3часа)

  1. Как устроен наш опорно-двигательный аппарат?

1

Составить опорную схему

  1. Что мы знаем о переломах? Первая доврачебная помощь при переломах

1

Практическая работа

  1. Растяжения и вывихи. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы

1

Практическая работа

Пищеварительная система

(3 часа)

  1. Что такое пищеварительная система? Как она устроена?

1

Составить опорную схему

  1. Причины и виды отравлений. Первая доврачебная помощь при отравлениях

1

Дидактическая игра

  1. Способы профилактики пищевых отравлений

1

Проект

Дыхательная система

(2 часа)

  1. Каким образом мы дышим?

1

Тестовая работа

  1. Нарушения дыхательной функции. Первая доврачебная помощь при остановке дыхания

1

Практическая работа

Сердечно-сосудистая система

(3 часа)

  1. Строение и функции сердечно-сосудистой системы

1

Тестовая работа

  1. Понятие «артериальное давление». Нормализация артериального давления

1

Практическая работа

  1. Остановка сердца и ее причины. Первая доврачебная помощь при остановке сердца

1

Таблица

Выделительная система

(2 часа)

  1. Для чего нужна выделительная система? Как она устроена?

1

Исследовательская работа

  1. Нарушение функций выделительной системы

1

Тестовая работа

Нервная система

(2 часа)

  1. Строение и функции нервной системы

1

Проект

  1.  Виды и последствия сотрясения головного мозга. Первая доврачебная помощь при сотрясениях

1

Исследовательская работа

Эндокринная система

(3 часа)

  1.  Основные железы внутренней секреции

1

Дидактическая игра

  1.  Гормоны и их функции

1

Проект

  1. Нарушение функций эндокринной системы и их последствия

1

Проект

Репродуктивная система

(4 часа)

  1. Строение мужской репродуктивной системы

1

Тестовая работа

  1.  Строение женской репродуктивной системы

1

Тестовая работа

  1.  Венерические заболевания и их профилактика

1

Опорная схема

  1.  Дезинфекция и ее значение в профилактике инфекционных заболеваний

1

Исследовательская работа

Органы чувств

(4 часа)

  1.  Строение и функции глаза.

1

Составить таблицу

  1.  Травмы и инфекционные заболевания глаза. Первая помощь при травмах

1

Практическая работа

  1.  Строение и функции уха

1

Тестовая работа

  1.  Травмы и инфекционные заболевания уха. Первая помощь при травмах

1

Написать конспект

Забота о жизни и здоровье в летний период

(3 часа)

  1.  Первая помощь при укусах клещей, змей и насекомых.

1

Написать конспект

  1.  Первая помощь при солнечных и тепловых ударах

1

Практическая работа

  1.  Первая помощь пострадавшему на воде. Итоговое тестирование

1

Практическая работа

2.4.  Планируемые результаты освоения программы

Изучение курса «Азбука здоровья» в основной школе, направлено на достижение следующих результатов:

Личностные УУД:

  • Сформированность у воспитанников ценностного отношения к собственному здоровью;
  • Сформированность понятия здорового образа жизни;

Предметные УУД:

В познавательной сфере:

  • Овладение умениями анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать и систематизировать изучаемый материал;
  • Способность распознавать неотложные состояния (остановка дыхания, потеря сознания и т.д.)
  • Сформированность навыков оказания первой доврачебной помощи;
  • Понимание процессов, происходящих в организме человека;
  • Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;
  • Способность распознавать основные виды травм;
  • Способность распознавать виды ожогов;
  • Определение связи строения и функций тканей, органов;

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Понимание личностной и социальной значимости валеологического         образования;
  • Знание норм и правил гигиены и здорового образа жизни;
  • Формирования чувства ответственности по отношению к собственному здоровью;

В сфере трудовой деятельности:

  • Знание и соблюдение техники безопасности при проведении практических работ;
  • Соблюдение техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

В сфере физической деятельности:

  • Овладение приемами оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях;
  • Овладение навыками измерения артериального давления;
  • Овладение навыками оказания искусственного дыхания;

Коммуникативные УУД:

  • Сформированность умения работы в группах, распределения обязанностей;
  • Сформированность умения разрешать конфликтные ситуации (выявлять проблему и искать пути ее разрешения);
  • Способность точно и аргументированно выражать свои мысли;
  • Способность учитывать различные мнения;
  • Способность к сотрудничеству и взаимопомощи;
  • Способность к работе в группе, распределению обязанностей и осуществлению взаимопомощи;

Регулятивные УУД:

  • Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);
  • Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;
  • Умение прогнозировать результат собственной деятельности;
  • Умение оценивать результат деятельности;
  • Умение планировать собственное время и управлять им;
  • Выделять альтернативные способы достижения цели;

Метапредметные результаты:

  • Умение логично излагать материал, составлять план доклада, проекта, исследовательской работы;
  • Умение работать с различными источниками информации (учебная литература, интернет, научные статьи и т.д.), самостоятельно проводить анализ и обработку полученной информации;
  • Овладение исследовательскими умениями (выявлять цель и задачу исследования, разрабатывать план исследовательской работы, самостоятельно проводить и презентовать учебный эксперимент и на его основе находить пути решения поставленной задачи)

3. Комплекс организационно-педагогических условий

3.1. Календарный учебный график

По календарному учебному графику 2016-2017 учебный год включает в себя 35 учебных недель, 273 учебных дня.

Рекомендуемые сроки каникул (все даты включительно):

Осенние - 30.10 - 06.11 (8 дней)

Зимние - 29.12 - 10.01 (13 дней)

Весенние - 25.03 - 02.04 (9 дней).

3.2. Условия реализации программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука здоровья» реализуется в кабинете биологии, имеющем следующее материально-техническое обеспечение:

  1. Наличие рабочего места для преподавателя;
  2. Наличие рабочих мест для обучающихся;
  3. Комплект учебно-методических материалов;
  4. Наличие моделей и схем строения органов и систем органов человека;
  5. Наличие компьютера;
  6. Наличие интерактивной доски и проектора;

Дидактические материалы:

1. Портреты ученых;

2. Таблицы:

  • «Виды медицинской помощи»
  • «строение кожи»
  • «Действия при ушибах»
  • «Строение опорно-двигательной системы человека»
  • «Строение нервной системы человека»
  • «Строение мужской и женской репродуктивной системы человека»
  • «Строение уха»

            3. Интерактивные плакаты:

  • «Средства оказания первой медицинской помощи»
  • «Виды ожогов»
  • «Виды переломов»

             4. Учебные фильмы:

  • «Строение дыхательной системы»
  • «Травмы глаза»
  • «Строение уха»
  • «Первая помощь при тепловых и солнечных ударах»
  • «Первая помощь пострадавшему на воде»

Информационное обеспечение:

1. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека 10-11 классы / авт. сост. М.В. Высотская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с

3.3 Формы аттестации (контроля)

А) Тестовые работы:

1. Тестовая работа «Строение и функции пищеварительной системы»

2. Тестовая работа «Строение и функции дыхательной системы»

3. Тестовая работа «Строение и функции сердечно-сосудистой системы»

     4. Тестовая работа «Нарушение функций выделительной системы»

     5. Тестовая работа «Строение мужской репродуктивной системы»

     6. Тестовая работа «Строение женской репродуктивной системы»

     7. Тестовая работа «Венерические заболевания и их профилактика»

     8. Тестовая работа «Строение и функции слухового анализатора»

Б) Практические работы:

1.   Практическая работа №1 «Ушибы и ссадины. Первая помощь при повреждении кожного покрова»

2. Практическая работа №2 «Виды переломов. Первая доврачебная помощь при переломах»

3. Практическая работа №3 «Растяжения и вывихи. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы»

4. Практическая работа №4 «Нарушения дыхательной функции. Первая доврачебная помощь при остановке дыхания»

5. Практическая работа №5 «Понятие «артериальное давление». Нормализация артериального давления»

6. Практическая работа №6 «Травмы и инфекционные заболевания глаза. Первая помощь при травмах»

7. Практическая работа №7 «Травмы и инфекционные заболевания уха. Первая помощь при травмах»

8. Практическая работа №9 «Первая помощь при солнечных и тепловых ударах»

9. Практическая работа №10 «Первая помощь пострадавшему на воде»

В) Исследовательская деятельность:

1. Исследовательская работа «Строение и функции выделительной системы»

2. Исследовательская работа «Виды и последствия сотрясения головного мозга. Первая доврачебная помощь при сотрясениях»

3. Исследовательская работа «Дезинфекция и ее значение в профилактике инфекционных заболеваний»

Г) Проектная деятельность:

1. Проект «Структура медицинских учреждений. Функции персонала»

2. Проект «Строение и функции кожи»

3. Проект «Способы профилактики пищевых отравлений»

4. Проект «Строение и функции нервной системы»

5. Проект «Гормоны и их функции»

6. Проект «Нарушение функций эндокринной системы и их последствия»

Также в качестве контроля рекомендовано использовать такие формы как:

  • Составление опорных схем;
  • Дидактические игры;
  • Составление конспектов;
  • Анкетирование;

3.4. Оценочные материалы

Критерии сформированности универсальных учебных действий

Для каждого уровня приведены показатели сформированности УУД.

Предложенные оценочные бланки позволяют фиксировать уровень воспитанника по каждому критерию. При этом предполагается, что по некоторым составляющим тех или иных универсальных учебных действий воспитанник может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение воспитанника, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, предполагается, находится воспитанник в данный момент времени.

Рекомендуется разъяснить воспитанникам критерии оценки их деятельности и давать качественную оценку продвижения воспитанника. Воспитанник может набрать минимальное количество баллов по одним позициям и количество баллов, превышающее требование к данному уровню, - по другим. Рекомендуется ориентироваться на общий балл по рассматриваемой компетенции и в конце учебного года - на средний балл по всем изучаемым разделам.

 

 Границы применения критериев оценки.

Регулятивные, коммуникативные УУД:

Критический уровень - от 5 баллов до 12 баллов включительно; Достаточный уровень - от 13 баллов до 22 баллов включительно: Творческий уровень - от 23 баллов до 30 баллов включительно.

Познавательные УУД:

Критический уровень - от 4 баллов до 10 баллов;

Достаточный уровень - от 11 баллов до 18 баллов;

Творческий уровень - от 19 баллов до 24 баллов.


Критический уровень

Достаточный уровень

Творческий уровень

Регулятивные УУД

 

  • демонстрирует понимание цели и задач деятельности,
  • демонстрирует понимание последовательности действий,
  • без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может,
  • высказывается по поводу полученного результата.
  • формулирует цель и задачи деятельности с помощью учителя,
  • планирует и организует свою деятельность по готовому алгоритму,

результате деятельности,

  • оценивает результат и процесс деятельности.
  • формулирует цель и задачи деятельности самостоятельно,
  • планирует и организует свою деятельность самостоятельно,
  • проводит текущий контроль реализации плана деятельности.

Познавательные УУД

  • осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности,
  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника,
  • демонстрирует понимание полученной информации,
  • демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу.
  • осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет,
  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников (в том числе – каталогов),
  • интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности,
  • приводит аргументы.
  • планирует информационный поиск,
  • выбирает информационные источники,
  • владеет способами систематизации информации,
  • критически относится к полученной информации,
  • делает выводы.

Коммуникативные УУД

  • соблюдает нормы речи в простом высказывании,
  • соблюдает нормы изложения простого текста,
  • работает с вопросами на уточнение,
  • соблюдает процедуру при работе в группе.
  • соблюдает нормы речи в сложном высказывании,
  • соблюдает нормы изложения сложного текста,
  • работает с вопросами на понимание,
  • взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.
  • использует риторические и логические приемы воздействия на аудиторию,
  • определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций,
  • работает с вопросами в развитии темы,
  • совместно с членами группы получает результат деятельности.

Диагностика уровня сформированности познавательных УУД

Критический уровень

Достаточный уровень

Творческий уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

Поиск информации

Воспитанник указал на отсутствие информации во время выполнения того действия, для которого эта информация была необходима, задавая вопросы.

Воспитанник указал на отсутствие конкретной информации во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности, задавая вопросы.

Воспитанник выделил из обозначенных учителем вопросов для изучения те, информацией по которым не обладает.

Воспитанник указал, какая информация по тому или иному вопросу, поставленному учителем или самостоятельно, необходима для выполнения задания.

Воспитанник самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем.

Воспитанник самостоятельно организовал поиск информации в соответствии с планом деятельности.

Воспитанник продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника.

Из указанного учителем источника воспитанник зафиксировал информацию, исчерпывающую вопрос.

Из нескольких источников, указанных учителем, воспитанник зафиксировал информацию, исчерпывающую вопрос.

Воспитанник получил сведения о конкретных источниках информации при работе с каталогом или поисковой системой.

Воспитанник зафиксировал информацию, полученную из разных источников в единой системе, предложенной учителем.

Воспитанник охарактеризовал основные источники информации, которыми он воспользовался.

Обработка информации

Воспитанник изложил полученную информацию.

Воспитанник изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание.

Воспитанник назвал несовпадения в сведениях, содержащихся в источниках информации, предложенных учителем.

Воспитанник интерпретировал полученную информацию в контексте содержания деятельности.

Воспитанник указал на выходящие из общего ряда или противоречащие друг другу сведения.

Воспитанник привел объяснение, касающееся данных (сведений), выходящих из общего ряда, или обнаруженных противоречий.

Воспитанник воспроизвел аргументацию и вывод, содержащиеся в изученном источнике информации.

Воспитанник привел пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации.

Воспитанник предложил или предпринял действия, основываясь на полученной информации.

Воспитанник сделал вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один аргумент.

Воспитанник сделал вывод (присоединился к выводу) на основе полученной информации и привел несколько аргументов или данных для его подтверждения.

Воспитанник сделал вывод на основе анализа разных точек зрения и совокупности аргументов.


3.5.  Методическое обеспечение

В основу проведения занятий положен системно-деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение.

В процессе реализации программы «Основы медицинских знаний» рекомендовано использовать такие методы и технологии как:

  • Технология критического мышления
  • Технология проблемного обучения;
  • Проектная технология;
  • Исследовательская деятельность;
  • Технология дифференцированного обучения;

4. Список рекомендованной литературы

Дополнительная литература для учителя

  1. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека 10-11 классы / авт. сост. М.В. Высотская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с.
  2. С.В. Гречашный, С.Б. Хацкель. Ежедневник молодой матери. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 448с.,ил.
  3. Крюкова Д. А. Здоровый человек и его окружение [Текст] : учеб. пособие / Крюкова Д. А., Лысак Л. А., Фурса О. В. . - 2-е изд. . - Ростов н/Д : Феникс , 2004 . - 382 с.: ил. . - Медицина для вас.
  4. Медико-санитарная подготовка учащихся / под ред. П.А. Курцева. – М.: Просвещение,1991.
  5. Основы медицинских знаний учащихся / под ред. М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.
  6. Руководство по медицинской профилактике [Текст] : [учеб. пособие] для врачей и фельдшеров, оказывающих первич. мед.-сан. помощь / под ред. Р. Г. Оганова, Р. А. Хальфина; Ассоц. мед. об-в по качеству . - М. : ГЭОТАР-Медиа , 2007 . - 450 с.: ил. . - Национальный проект "Здоровье"
  7. Сабанов В. И. Образ жизни и проблемы общественного и индивидуального здоровья [Текст] : монография / Сабанов В. И., Романова Т. П. . - Волгоград : Изд-во ВолГМУ , 2004 . - 127 с.
  8. Ужегов, Г.Н. Школа выживания в экстремальных условиях./ Г.Н. Ужегов. М.: Панорама, 2000. – 458 с.

Литература, рекомендованная для обучающихся

1. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека 10-11 классы / авт. сост. М.В. Высотская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с.

2. Гигиена с основами экологии человека [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. 060101.65 "Леч. дело", 060104.65 "Мед.-профилакт. дело" / [авт. кол. : П. И. Мельниченко, В. И. Архангельский, Т. А. Козлова и др.] . - М. : ГЭОТАР-Медиа , 2010 . - 752 с

2. Инструкция МЧС для населения «Поведение и порядок действий в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного происхождения»

2. Крылов Г.В., Казакова Н.Ф. Травник: Лекарственные растения и их использование./ Новосибирск: Дет. лит., 1993. – с.431., ил.

3. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. учеб.для сред.учеб.заведений /  М.И.    Гоголев, Б.А. Гайко. – М.: Просвещение,1991.


Календарно-тематическое планирование

Наименование тем занятий

Дата

Кол-во

часов

Результаты обучения

Диагностика

Комплексное методическое обеспечение

Предметные

УУД

Раздел 1. Медицина – как наука (3 часа)

1. Введение. Медицина – как наука.

1

Обучающиеся узнают:

-организацию медицинской службы;

-правила лечебных процедур;

-особенности работы младшего и среднего медицинского персонала;

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций.

Регулятивные УУД:

уметь планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;

Умение прогнозировать результат собственной деятельности;

Познавательные УУД:

Владеть навыками  работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, энциклопедиями, справочниками, Интернет.

Коммуникативные УУД:

Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, задать вопрос, корректно вести учебный диалог.

Анкетирование

Портреты учёных

Анкеты

2.Значение первой доврачебной помощи

1

Опорная схема.

Таблица «Виды

медицинской  помощи»,

плат «Средства оказания первой медицинской помощи»

тест.

3. Структура медицинских учреждений. Функции персонала

1

Творческий проект

Презентация

Раздел 2. Покровная система (3 часа)

4. Для чего нам нужна кожа и как она устроена?

1

Обучающиеся узнают:

-строение и функции кожи;

-правила лечебных процедур;

-классификацию ожогов

-оказывать первую доврачебную по мощь при ожогах;

-оказывать первую помощь при ушибах

Регулятивные УУД:

Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);

Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;

Умение прогнозировать результат собственной деятельности;

Умение оценивать результат деятельности;

Познавательные УУД:Овладение умениями анализировать систематизировать учебный материал;

Сформированность навыков оказания первой доврачебной помощи;

Понимание процессов, происходящих в организме человека;

Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;

Таблица «Строение кожи»

5. Какие бывают ожоги? Первая помощь при ожогах

1

Проект

Плакат «Виды ожогов»

6.Что такое ушибы и ссадины? Первая помощь при повреждении кожного покрова

1

Практическая работа (отчет)

Таблица «Действия при ушибах»

Раздел 3. Опорно-двигательная система(3часа)

7. Как устроен наш опорно-двигательный аппарат?

1

Обучающиеся узнают:

-строение опорно-двигательной системы;

-функции опорно-двигательной системы»

-классификацию переломов;

-правила оказания первой помощи при переломах;

- правила оказания первой помощи при вывихах и растяжениях

Регулятивные УУД:

Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;

Умение прогнозировать результат собственной деятельности;

Умение оценивать результат деятельности;

Познавательные УУД:

Понимание процессов, происходящих в организме человека;

Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;

Коммуникативные УУД:

Сформированность умения работы в группах, распределения обязанностей;

Сформированность умения разрешать конфликтные ситуации (выявлять проблему и искать пути ее разрешения);

Способность точно и аргументированно выражать свои мысли;

Опорная схема.

таблица «Строение скелета человека», таблица «Строение мускулатуры человека»

8. Что мы знаем о переломах? Первая доврачебная помощь при переломах

1

Практическая работа (отчет)

Плакат «Виды переломов»

9. Растяжения и вывихи. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы

1

Практическая работа (отчет)

плакаты  и иллюстрации по теме занятия

Раздел 4.  Пищеварительная система (3 часа)

12. Что такое пищеварительная система? Как она устроена?

1

Обучающиеся узнают:

-Строение и функции пищеварительной системы;

-Причины и виды отравлений

- способы профилактики пищевых отравлений

Обучающийся получит возможность научиться:

-Оказывать первую доврачебную помощь при отравлениях

.

Регулятивные УУД:

Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);

Умение прогнозировать результат собственной деятельности;

Умение оценивать результат деятельности;

Познавательные УУД: Сформированность навыков оказания первой доврачебной помощи;

Понимание процессов, происходящих в организме человека;

Коммуникативные УУД:

Сформированность умения работы в группах, распределения обязанностей;

Сформированность умения разрешать конфликтные ситуации (выявлять проблему и искать пути ее разрешения);

Способность точно и аргументированно выражать свои мысли;

Опорная схема

плакаты, таблицы по теме занятия

13. Причины и виды отравлений. Первая доврачебная помощь при отравлениях

1

Практическая работа (отчет)

Учебный фильм

14. Способы профилактики пищевых отравлений

1

Дидактическая игра

плакаты  и иллюстрации по теме занятия

Раздел 5. Дыхательная система (2 часа)

15. Каким образом мы дышим?

1

Обучающиеся узнают:

-строение и функции дыхательной системы;

-алгоритмы оказания первой медицинской помощи при остановке дыхания;

Регулятивные УУД:

Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);

Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;

Умение прогнозировать результат собственной деятельности;

Познавательные УУД: Овладение умениями анализировать систематизировать учебный материал;

Сформированность навыков оказания первой доврачебной помощи;

Понимание процессов, происходящих в организме человека;

Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;

Тестовая работа

Видеоролик «строение дыхательной системы»

16. Нарушения дыхательной функции. Первая доврачебная помощь при остановке дыхания

1

Практическая работа (отчет)

Оборудование для практической работы

Раздел 6. Сердечно-сосудистая система (3 часа)

15. Строение и функции сердечно-сосудистой системы

1

Обучающиеся узнают:

- строение и значение сердца, вен, артерий;

Обучающийся получит возможность научиться:

- измерять артериальное давление;

- Оказывать первую доврачебную помощь при неотложных состояниях;

Регулятивные УУД:

Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);

Умение прогнозировать результат собственной деятельности;

Умение оценивать результат деятельности;

Познавательные УУД:

Сформированность навыков оказания первой доврачебной помощи;

Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;

Коммуникативные УУД:

Сформированность умения работы в группах, распределения обязанностей;

Сформированность умения разрешать конфликтные ситуации (выявлять проблему и искать пути ее разрешения);

Тестовая работа

Презентация к уроку, тонометр.

16. Понятие «артериальное давление». Нормализация артериального давления

1

Практическая работа (отчет)

17. Остановка сердца и ее причины. Первая доврачебная помощь при остановке сердца

Таблица

Раздел 7. Выделительная система (2 часа)

18.Для чего нужна выделительная система? Как она устроена?

1

Обучающиеся узнают:

- строение выделительной системы;

- функции почек;

Обучающийся получит возможность научиться:

- оказывать первую доврачебную помощь при нарушении функций выделительной системы

Регулятивные УУД:

Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);

Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;

Познавательные УУД:

Понимание процессов, происходящих в организме человека;

Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;

Коммуникативные УУД:

Сформированность умения разрешать конфликтные ситуации (выявлять проблему и искать пути ее разрешения);

Способность точно и аргументированно выражать свои мысли;

Исследовательская работа

Учебный фильм: презентация к уроку

19. Нарушение функций выделительной системы

1

Тестовая работа

Раздел 8.Нервная система (2 часа)

20. Строение и функции нервной системы

1

Обучающиеся узнают:

- Что такое нервная система;

- Строение и функции головного и спинного мозга;

- Классификацию сотрясений;

Обучающийся получит возможность научиться:

- оказывать первую доврачебную помощь при сотрясениях;

Регулятивные УУД:

Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;

Умение прогнозировать результат собственной деятельности;

Умение оценивать результат деятельности;

Познавательные УУД: Овладение умениями анализировать систематизировать учебный материал;

Сформированность навыков оказания первой доврачебной помощи;

Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;

Коммуникативные УУД:

Сформированность умения работы в группах, распределения обязанностей;

Проект

Таблица «Строение нервной системы человека»»

21.Виды и последствия сотрясения головного мозга. Первая доврачебная помощь при сотрясениях

1

Исследовательская работа

Раздел 9. Эндокринная система(3 часа)

22. Основные железы внутренней секреции

1

Обучающиеся узнают:

- строение эндокринной системы человека;

- Назначение основных желез внутренней секреции;

- Заболевание, вызванные нарушением работы желез внутренней секреции;

Регулятивные УУД:

Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);

Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;

Познавательные УУД: Овладение умениями анализировать систематизировать учебный материал;

Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;

Коммуникативные УУД:

Сформированность умения работы в группах, распределения обязанностей;

Способность точно и аргументированно выражать свои мысли;

Дидактическая игра

Учебный фильм «железы внутренней секреции»

23. Гормоны и их функции

Проект

24. Нарушение функций эндокринной системы и их последствия

1

Проект

Раздел 10. Репродуктивная система(4 часа)

25. Строение мужской репродуктивной системы

1

Обучающиеся узнают:

- строение мужской и женской репродуктивной системы;

- классификацию венерических заболеваний;

- причины венерических заболеваний;

- способы профилактики венерических заболеваний;

- роль дезинфекции в профилактике инфекционных заболеваний

Регулятивные УУД:

Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);

Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;

Познавательные УУД:

Понимание процессов, происходящих в организме человека;

Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;

Коммуникативные УУД:

Сформированность умения разрешать конфликтные ситуации (выявлять проблему и искать пути ее разрешения);

Способность точно и аргументированно выражать свои мысли;

Тестовая работа

Схемы «Строение мужской и женской репродуктивной системы»

«классификация венерических заболеваний»

26. Строение женской репродуктивной системы

1

Тестовая работа

27. Венерические заболевания и их профилактика

1

Опорная схема

28. Дезинфекция и ее значение в профилактике инфекционных заболеваний

Исследовательская работа

Раздел 11. Органы чувств (4 часа)

29. Строение и функции зрительного анализатора

1

Обучающиеся узнают:

- строение зрительного анализатора;

- виды травм глаза;

- строение слухового анализатора;

- виды травм уха;

Обучающийся получит возможность научиться:

- оказывать первую помощь при повреждении зрительного и слухового анадизатора;

Регулятивные УУД:

Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);

Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;

Умение оценивать результат деятельности;

Познавательные УУД: Овладение умениями анализировать систематизировать учебный материал;

Сформированность представления об организме человека, как об саморегулирующейся системе;

Коммуникативные УУД:

Сформированность умения работы в группах, распределения обязанностей;

Таблица

Презентация к уроку

30. Травмы и инфекционные заболевания глаза. Первая помощь при травмах

1

Практическая работа

Учебный фильм «Травмы глаза»

31. Строение и функции слухового анализатора

1

Тестовая работа

Таблица «Строение уха»

32. Травмы и инфекционные заболевания уха. Первая помощь при травмах

1

Конспект

Презентация к уроку

Раздел 12. Забота о жизни и здоровье в летний период (3 часа)

33. Первая помощь при укусах клещей, змей и насекомых.

1

Обучающиеся узнают:

- какие последствия ждут после укусов змей, клещей, насекомых;

- что такое клещевой энцефалит,боррелиоз.

Обучающийся получит возможность научиться:

- оказывать первую помощь пострадавшему от укусов клеща, змей насекомых;

- Оказывать первую помощь при солнечном и тепловом ударе;

- Оказывать первую помощь пострадавшему на воде

Регулятивные УУД:

Сформированность навыка целеполагания (умение распознать учебную задачу и найти способ ее разрешения);

Умение планировать собственную деятельность, определять последовательность действий;

Умение прогнозировать результат собственной деятельности;

Умение оценивать результат деятельности;

Познавательные УУД: Сформированность навыков оказания первой доврачебной помощи;

Понимание процессов, происходящих в организме человека;

Коммуникативные УУД:

Способность точно и аргументированно выражать свои мысли;

Конспект

Презентация к уроку

34. Первая помощь при солнечных и тепловых ударах

1

Практическая работа

Учебный фильм

35. Первая помощь пострадавшему на воде

1

Практическая работа

Учебный фильм



        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...