Путешествие на планету знаний
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа для углубления знаний по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения г. Москвы
« Школы с углубленным изучением отдельных предметов №879»
на 2017-2018 учебный год
по курсу биологии для 8 класса
«Путешествие на планету знаний»
внеурочная деятельность
учителя биологии
Сусановой Тамары Дмитриевны
Пояснительная записка
Среди целей и задач образовательной политики современного общества наиболее важной является формирование интеллектуального потенциала личности, направленное на интенсивное приобретение учащимися новых знаний. В связи с этим одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности является познавательная деятельность. Она может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин…
В последние годы особое внимание уделяется устойчивой мотивации учащихся, их стремлению к интеллектуальному и творческому росту. Главная задача школы – изменение ценностных приоритетов у учащихся, вовлечение их в эту деятельность. Этому способствуют условия, созданные в школе для работы.
Общая характеристика учебного курса
Изучение биологических наук - основа формирования мировоззрения. Это способствует не только познанию природы, но и вооружает человека знаниями, необходимыми для практической деятельности. Содержание занятий расширяет и углубляет знания школьников по биологии и содержит информацию об особенностях живых организмов и их жизненных проявлениях.
Целью курса «Путешествие на планету знаний» является способствование углублению и расширению знаний учащихся о живых организмах, развитию познавательной деятельности, творческого потенциала учащихся, воспитанию у учащихся естественно-научного восприятия окружающего мира.
Задачи, стоящие перед данным курсом это:
- Расширение и конкретизация знаний о живых организмах.
- Развитие основных приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
- Формирование навыков исследовательской деятельности, умения самостоятельно работать с оборудованием, справочной и научно-популярной литературой.
- Восполнение возможных пробелов в знаниях по биологии.
- Помочь осознать степень своего интереса к биологии.
На курс «Путешествие на планету знаний» отводится 2 часа в неделю, т.е. 68 занятий в год.
В программе курса отражены взаимосвязи природы и человека, на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся знакомятся с различными живыми организмами, изучают их строение и особенности функционирования. Живые организмы рассматриваются как часть живой природы, окружающей школьника и имеющей для него эстетическое, этическое, познавательное и практическое значение.
Личностными результатами освоения курса являются:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование мотивации к изучению других естественных наук;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любви к природе своей Родины;
- формирование личностного отношения друг к другу;
Метапредметными результатами изучения данного курса являются:
- освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов…);
- формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки…);
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями…);
- умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Содержание курса «Путешествие на планету знаний»
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела | Основные виды учебной деятельности |
1. | Биология – наука о жизни. | Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический, биосферный. | Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Овладевать основными приёмами определения химического состава клетки, вида обмена веществ и энергии. Понимать понятие гомеостаза. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний. Определять методы биологических исследований. Овладевать основными приёмами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания об основных уровнях организации живой природы. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. |
2. | Клетка как биологическая система. | Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов, бактерий. Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток. Строения прокариотических и эукариотических клеток. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличия полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных. Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов. | Соблюдать правила работы с микроскопом. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов работы. Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Находить взаимосвязь между строением и функциями частей и органоидов клетки. Различать этапы энергетического и пластического обмена. Объяснять роль ферментов в процессах метаболизма. Сравнивать брожение и дыхание, определять сходство и различия, делать выводы. Выделять различия фаз фотосинтеза. Сравнивать, объяснять, делать выводы. Выяснять роль разных групп бактерий в природе и жизни человека. Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Сравнивать строение клеток разных организмов. Формировать представление о единстве живого. Объяснять роль опыления и оплодотворения в образовании плодов и семян. Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма. |
3. | Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность. | Систематика. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы. Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников. Царство Растения. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Ткани, вегетативные органы (корень, побег, цветок, соцветия) высших растений, их биологическое значение. Многообразие растений. Признаки основных отделов растений, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле. | Выделять существенные признаки строения растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые и опасные для человека растения. Сравнивать представителей высших и низших растений, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. Находить информацию о растениях в интернет-источниках, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Дата проведения | Тема занятия | Вид работы | Подготовка к ОГЭ |
Раздел 1. Биология – наука о жизни (3 часа) | |||||
1. | 1. | 1-8.09 | Биология как наука, ее методы. | 1.1; 2.1.1; | |
2. | 2. | 1-8.09 | Признаки и свойства живого. | схема | 1.1; 2.1.1; |
3. | 3. | 11-15.09 | Уровни организации живой природы. | таблица | 1.1; 2.1.1;3.5; |
Раздел 2. Клетка как биологическая система (24 часа) | |||||
4. | 1. | 11-15.09 | Клеточная теория, ее положения. | 2.2; 2.2.2; 2.3.1; 2.5; 2.8; 3.1; 3.4; | |
5. | 2. | 18-22.09 | Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов. | 2.1; 2.2; 2.2.2; 2.3.1; 2.5; 2.8; 3.1; 3.4; | |
6. | 3. | 18-22.09 | Химический состав клетки. | таблица | 2.1; 2.2.2; 2.5; |
7. | 4. | 25-29.09 | Неорганические вещества клетки. | таблица | 2.1; 2.2.2; 2.5; |
8. | 5. | 25-29.09 | Органические вещества клетки. | таблица | 2.1; 2.2.2; 2.5; |
9. | 6. | 9-13.10 | Белки, их строение и функции. | 2.1; 2.2.2; 2.5; | |
10. | 7. | 9-13.10 | Углеводы, их строение и функции. | 2.1; 2.2.2; 2.5; | |
11. | 8. | 16-20.10 | Липиды, их строение и функции. | 2.1; 2.2.2; 2.5; | |
12. | 9. | 16-20.10 | Нуклеиновые кислоты и АТФ, их функции. | 2.1; 2.2.2; 2.5; | |
13. | 10. | 23-27.10 | Клеточные структуры: цитоплазма и ее составляющие, их строение и функции. | таблица | 2.1; 2.2.2; 2.3.1; 2.5; 2.8; 1.1.2; 1.2.1; |
14. | 11. | 23-27.10 | Ядро и его составляющие, их строение и функции. | таблица | 2.1; 2.2.2; 2.3.1; 2.5; 2.8; 1.1.2; 1.2.1; |
15. | 12. | 30.10-3.11 | Клеточные структуры растений: пластиды, включения, их строение и функции. | таблица | 2.1; 2.2.2; 2.3.1; 2.5; 2.8; 1.1.2; 1.2.1; |
16. | 13. | 30.10-3.11 | Сравнение строения прокариотической и эукариотической клеток. | сравнительная таблица | 2.1; 2.2.2; 2.3.1; 2.5; 2.8; 1.1.2; 1.2.1; |
17. | 14. | 13-17.11 | Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. | сравнительная таблица | 2.1; 2.2.2; 2.3.1; 2.5; 2.8; 1.1.2; 1.2.1; |
18. | 15. | 13-17.11 | Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. | 1.2.1; 2.8; | |
19. | 16. | 20-24.11 | Энергетический обмен в клетке (диссимиляция), его этапы. | схема | 1.2.1; 2.8; |
20. | 17. | 20-24.11 | Ферменты, их химическая природа и роль в метаболизме. | 1.2.1; 2.1.11 | |
21. | 18. | 27.11-1.12 | Фотосинтез, его фазы. | схема | 1.2.1; 2.8; |
22. | 19. | 27.11-1.12 | Хемосинтез. | 1.2.1; 2.8; | |
23. | 20. | 4-8.12 | Митоз – деление соматических клеток. Фазы митоза. | таблица | 1.2.1; 2.8; |
24. | 21. | 4-8.12 | Мейоз – развитие половых клеток. | сравнительная таблица | 1.2.1; 2.8; |
25. | 22. | 11-15.12 | Специализация клеток, образование тканей, органов. | 1.2.1; 2.8; | |
26. | 23. | 11-15.12 | Формы размножения организмов. | таблица | 1.2.1; 2.8; |
27. | 24. | 18-22.12 | Индивидуальное развитие многоклеточных организмов. | схема | 1.2.1; 2.8; |
Раздел 3. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность (41 час) | |||||
28. | 1. | 18-22.12 | Систематика, основные систематические категории. | схема | 2.2.2; 2.5; 2.6; |
29. | 2. | 25-29.12 | Царство Бактерии. | 2.2.2; 2.5; 2.6; | |
30. | 3. | 25-29.12 | Бактерии – возбудители заболеваний, профилактика заболеваний. | 3.1; 2.1.3; 3.2; | |
31. | 4. | 11-12.01 | Вирусы. | 2.1; 2.5; 2.6; 2.1.3; | |
32. | 5. | 11-12.01 | Царство Грибы. | 3.2; 2.6; 2.5; | |
33. | 6. | 15-19.01 | Съедобные и ядовитые грибы, их распознавание. | таблица | 2.3.5; 2.6; 2.1.3; 3.2; |
34. | 7. | 15-19.01 | Использование грибов как продукты питания и лекарства. | 2.3.5; 2.1.3; | |
35. | 8. | 22-26.01 | Лишайники. | 2.2.2; 2.5; 2.6; 3.2; 2.1.3; | |
36. | 9. | 22-26.01 | Царство Растения. | 2.2.2; 2.5; 2.6; 3.3; 2.1.3; | |
37. | 10. | 29.01-2.02 | Отдел Водоросли. | схема | 3.3; 2.1.3; |
38. | 11. | 29.01-2.02 | Отдел Моховидные. | 3.3; 2.1.3; | |
39. | 12. | 5-9.02 | Особенности размножения моховидных. | схема | 1.2.1; 2.8; |
40. | 13. | 5-9.02 | Отдел Папоротниковидные. | 3.3; 2.1.3; | |
41. | 14. | 12-16.02 | Особенности размножения папоротниковидных. | схема | 1.2.1; 2.8; |
42. | 15. | 12-16.02 | Хвощи и плауны. | 3.3; 2.1.3; | |
43. | 16. | 26.02-2.03 | Отдел Голосеменные. | 3.3; 2.1.3; | |
44. | 17. | 26.02-2.03 | Размножение голосеменных. | схема | 1.2.1; 2.8; |
45. | 18. | 5-9.03 | Отдел Покрытосеменные. | 3.3; 2.1.3; | |
46. | 19. | 5-9.03 | Ткани высших растений. | таблица | 2.5; 2.2; 1.2.1; |
47. | 20. | 12-16.03 | Вегетативные органы. | таблица | 2.3.3; |
48. | 21. | 12-16.03 | Типы корневых систем. | таблица | 2.3.3; 1.2.1; |
49. | 22. | 19-23.03 | Зоны корня. | таблица | 2.3.3; 1.2.1; |
50. | 23. | 19-23.03 | Функции корня. | схема | 2.3.3; 1.2.1; |
51. | 24. | 26-30.03 | Видоизменения корней. | таблица | 2.3.3; 2.1.3; |
52. | 25. | 26-30.03 | Лист, его внешнее строение. | схемы | 2.3.3; 1.2.1; |
53. | 26. | 2-6.04 | Функции листа, листорасположение. | схемы | 2.3.3; 1.2.1; |
54. | 27. | 2-6.04 | Внутреннее строение листа. | схема | 2.3.3; 1.2.1; |
55. | 28. | 16-20.04 | Листопад. Видоизменения листьев. | таблица | 2.3.3; 2.1.3; |
56. | 29. | 16-20.04 | Внешнее строение стебля, его функции. | таблица | 2.3.3; 1.2.1; |
57. | 30. | 23-27.04 | Внутреннее строение стебля. | схема | 2.3.3; 1.2.1; |
58. | 31. | 23-27.04 | Побег. Почки. | 2.3.3; 1.2.1; | |
59. | 32. | 30.04-4.05 | Видоизменения побегов. | схема | 2.3.3; 2.1.3; |
60. | 33. | 30.04-4.05 | Строение цветка и его значение. | таблица | |
61. | 34. | 7-11.05 | Опыление, оплодотворение, семя. | схема | 2.1.3; 2.8; |
62. | 35. | 7-11.05 | Плоды. | таблица | 2.3.3; 2.1.3; |
63. | 36. | 14-18.05 | Классы покрытосеменных. | ||
64. | 37. | 14-18.05 | Характеристика семейств класса двудольных. | таблица | 2.1.3; 2.2.2; |
65. | 38. | 21-25.05 | Характеристика семейств класса двудольных. | таблица | 2.1.3; 2.2.2; |
66. | 39. | 21-25.05 | Характеристика семейств класса однодольных. | таблица | 2.1.3; 2.2.2; |
67. | 40. | 28-31.05 | Характеристика семейств класса однодольных. | таблица | 2.1.3; 2.2.2; |
68. | 41. | 28-31.05 | Роль растений. | 3.2; 3.3; 2.7; 4.15; 5.2; 2.1.3; |
Учебно – методическая литература
- Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой/ - М.: «Просвещение», 2013
- Н.П. Соколова, И.И. Андреева, Л.Н. Катонова, Л.С. Родман. Биология. Пособие для подготовительных отделений сельскохозяйственных вузов / - М.: Высш.шк., 1987
- Г.И. Лернер Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011
- Д.И. Трайтак Практическая направленность обучения ботанике. – «Просвещение», М.,1977
- М.Г. Вахромеева Растения Красной книги - «Педагогика», М.,1990.
- Н.Л. Галеева Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. «Методическая библиотека» - М.,2007
- Журнал «Юный натуралист».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212743-1361949567.gif)
1 сентября - «День знаний». Путешествие в страну знаний.
Игра -викторина, посвященная "Дню знаний"....
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/16/picture-24573.jpg)
Интегрированное занятие кружка "Занимательная математика" и технология. Тема "Путешествие за геометрической мозаикой" 2 класс УМК "Планета знаний"
Цель занятия: развить интерес к занятиям математикой, расширить и углубить представление о квадрате, познакомить с теоремой Пифагора. Результат-квадрат, состоящий из 4 прямоугольных треугольников. Орг...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/15/picture-251685-1671074016.jpg)
День Знаний в 5 классе "Путешествие по океану Знаний"
Сценарий праздника, посвященный Дню Знаний. Развивает внимание, смекалку, формирует сплочение коллектива...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/24/picture-394859-1440444097.jpg)
Урок -игра "Путешествие на Планету знаний»
В иг Цепь: углубить знания по химии и активизировать познавательную деятельность учащихся. Девиз: «И это чудо, что несмотря на поразительную ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/27/picture-487639-1411846592.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Знаний на планету " Ботаническая"»
Цель: формирование интереса к изучению растительного мира, расширение кругозора, развитие у учащихся умений работать в команде....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-59914-1350149383.jpg)
Конспект открытого занятия по подготовке детей к школе «Путешествие на планету Знаний»
Данное занятие обобщает и систематизирует знания дошкольников, развивает познавательную активность у детей, интерес к учению, смекалку, творческие способности, развивать мелкую моторику ру...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-1021496-1521117968.jpg)
Урок коррекции знаний по теме «Путешествие по планете Земля»
Цель: Проверка знаний по теме «Путешествие по планете Земля», навыков умения объяснять особенности природы и населения материков, определять специфику природы и населения ...