Путешествие на планету знаний
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Сусанова Тамара Дмитриевна

Рабочая программа для углубления знаний по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_planetu_znaniy_8-17.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Государственного бюджетного общеобразовательного

 учреждения г. Москвы

« Школы с углубленным изучением отдельных предметов  №879»

                                     на 2017-2018 учебный год

по  курсу биологии  для 8 класса

«Путешествие на планету знаний»

внеурочная деятельность

                                     

учителя  биологии

Сусановой Тамары Дмитриевны

Пояснительная записка

Среди целей и задач образовательной политики современного общества наиболее важной является формирование интеллектуального потенциала личности, направленное на интенсивное приобретение учащимися новых знаний. В связи с этим одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности является познавательная деятельность. Она может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин…

В последние годы  особое внимание уделяется устойчивой мотивации учащихся, их стремлению к интеллектуальному и творческому росту. Главная задача школы – изменение ценностных приоритетов у учащихся, вовлечение их в эту деятельность. Этому способствуют условия, созданные в школе для работы.

Общая характеристика учебного курса

           Изучение биологических наук основа формирования мировоззренияЭто способствует не только познанию природы, но и вооружает человека знанияминеобходимыми для практической деятельности. Содержание занятий расширяет и углубляет знания школьников по биологии и содержит информацию об особенностях живых организмов и их жизненных проявлениях.

          Целью курса «Путешествие на планету знаний» является способствование углублению и расширению знаний учащихся о живых организмах, развитию познавательной деятельности, творческого потенциала учащихся, воспитанию у учащихся естественно-научного восприятия окружающего мира.

          Задачи, стоящие перед данным курсом это:

  1. Расширение и конкретизация знаний о живых организмах.
  2. Развитие основных приёмов мыслительной деятельности (анализсинтезобобщениесравнение, классификациярефлексия).
  3. Формирование навыков исследовательской деятельности, умения самостоятельно работать с оборудованиемсправочной и научно-популярной литературой.
  4. Восполнение возможных пробелов в знаниях по биологии.
  5. Помочь осознать степень своего интереса к биологии.

           На курс «Путешествие на планету знаний» отводится 2 часа в неделю, т.е. 68 занятий в год.

          В программе курса отражены взаимосвязи природы и человека, на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся знакомятся с различными живыми организмами, изучают их строение и особенности функционирования. Живые организмы рассматриваются как часть живой природы, окружающей школьника и имеющей для него эстетическое, этическое, познавательное и практическое значение.

Личностными  результатами освоения курса являются:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  3. формирование мотивации к изучению других естественных наук;
  4. воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любви к природе своей Родины;
  5. формирование личностного отношения друг к другу;

Метапредметными результатами  изучения данного курса являются:

  1. освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов…);
  2. формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки…);
  3. развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями…);
  4. умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  5. овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Содержание курса «Путешествие на планету знаний»

              

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

Основные виды учебной деятельности

1.

Биология –  наука о жизни.

Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический, биосферный.

Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Овладевать основными приёмами определения химического состава клетки, вида обмена веществ и энергии. Понимать  понятие гомеостаза. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний. Определять методы биологических исследований. Овладевать основными приёмами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания об основных уровнях организации живой природы. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней.

2.

Клетка как биологическая система.

Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных,  грибов, бактерий. Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций  неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток. Строения прокариотических и эукариотических клеток. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличия полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных. Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов.

Соблюдать правила работы с микроскопом. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов работы. Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Находить взаимосвязь между строением  и функциями частей и органоидов клетки. Различать этапы энергетического и пластического обмена. Объяснять роль ферментов в процессах метаболизма. Сравнивать брожение и дыхание, определять сходство и различия, делать выводы. Выделять различия фаз фотосинтеза. Сравнивать, объяснять, делать выводы. Выяснять роль разных групп бактерий в природе и жизни человека. Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Сравнивать строение клеток разных организмов. Формировать представление о единстве живого. Объяснять роль опыления и оплодотворения в образовании плодов и семян. Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма.

3.

Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность.

Систематика. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство;  их соподчиненность.  Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы. Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников. Царство Растения. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Ткани, вегетативные органы (корень, побег, цветок, соцветия) высших растений, их биологическое значение. Многообразие растений. Признаки основных отделов растений, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле.

Выделять существенные признаки строения растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые и опасные для человека растения. Сравнивать представителей высших и низших растений, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. Находить информацию о растениях в интернет-источниках, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ в теме

Дата проведения

Тема занятия

Вид работы

Подготовка к ОГЭ

Раздел 1. Биология – наука о жизни (3 часа)

1.

1.

1-8.09

Биология как наука, ее методы.

1.1; 2.1.1;

2.

2.

1-8.09

Признаки и свойства живого.

 схема

1.1; 2.1.1;

3.

3.

11-15.09

Уровни организации живой природы.

 таблица

1.1; 2.1.1;3.5;

Раздел 2. Клетка как биологическая система (24 часа)

4.

1.

11-15.09

Клеточная теория, ее положения.

2.2; 2.2.2; 2.3.1; 2.5; 2.8; 3.1; 3.4;

5.

2.

18-22.09

Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов.

2.1; 2.2; 2.2.2; 2.3.1; 2.5; 2.8; 3.1; 3.4;

6.

3.

18-22.09

Химический состав клетки.

таблица

2.1; 2.2.2; 2.5;

7.

4.

25-29.09

Неорганические вещества клетки.

таблица

2.1; 2.2.2; 2.5;

8.

5.

25-29.09

Органические вещества клетки.

таблица

2.1; 2.2.2; 2.5;

9.

6.

9-13.10

Белки, их строение и функции.

2.1; 2.2.2; 2.5;

10.

7.

9-13.10

Углеводы, их строение и функции.

2.1; 2.2.2; 2.5;

11.

8.

16-20.10

Липиды, их строение и функции.

2.1; 2.2.2; 2.5;

12.

9.

16-20.10

Нуклеиновые кислоты и АТФ, их функции.

2.1; 2.2.2; 2.5;

13.

10.

23-27.10

Клеточные структуры: цитоплазма и ее составляющие, их строение и функции.

таблица

2.1; 2.2.2; 2.3.1; 2.5; 2.8; 1.1.2; 1.2.1;

14.

11.

23-27.10

Ядро и его составляющие, их строение и функции.

таблица

2.1; 2.2.2; 2.3.1; 2.5; 2.8; 1.1.2; 1.2.1;

15.

12.

30.10-3.11

Клеточные структуры растений: пластиды, включения, их строение и функции.

таблица

2.1; 2.2.2; 2.3.1; 2.5; 2.8; 1.1.2; 1.2.1;

16.

13.

30.10-3.11

Сравнение строения прокариотической и эукариотической клеток.

сравнительная таблица

2.1; 2.2.2; 2.3.1; 2.5; 2.8; 1.1.2; 1.2.1;

17.

14.

13-17.11

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

сравнительная таблица

2.1; 2.2.2; 2.3.1; 2.5; 2.8; 1.1.2; 1.2.1;

18.

15.

13-17.11

Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.

1.2.1; 2.8;

19.

16.

20-24.11

Энергетический обмен в клетке (диссимиляция), его этапы.

схема

1.2.1; 2.8;

20.

17.

20-24.11

Ферменты, их химическая природа и роль в метаболизме.

1.2.1; 2.1.11

21.

18.

27.11-1.12

Фотосинтез, его фазы.

схема

1.2.1; 2.8;

22.

19.

27.11-1.12

Хемосинтез.

1.2.1; 2.8;

23.

20.

4-8.12

Митоз – деление соматических клеток. Фазы митоза.

таблица

1.2.1; 2.8;

24.

21.

4-8.12

Мейоз – развитие половых клеток.

сравнительная таблица

1.2.1; 2.8;

25.

22.

11-15.12

Специализация клеток, образование тканей, органов.

1.2.1; 2.8;

26.

23.

11-15.12

Формы размножения организмов.

таблица

1.2.1; 2.8;

27.

24.

18-22.12

Индивидуальное развитие многоклеточных организмов.

схема

1.2.1; 2.8;

Раздел 3. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность (41 час)

28.

1.

18-22.12

Систематика, основные систематические категории.

схема

2.2.2; 2.5; 2.6;

29.

2.

25-29.12

Царство Бактерии.

2.2.2; 2.5; 2.6;

30.

3.

25-29.12

Бактерии – возбудители заболеваний, профилактика заболеваний.

3.1; 2.1.3; 3.2;

31.

4.

11-12.01

Вирусы.

 2.1; 2.5; 2.6; 2.1.3;

32.

5.

11-12.01

Царство Грибы.

3.2; 2.6; 2.5;

33.

6.

15-19.01

Съедобные и ядовитые грибы, их распознавание.

таблица

2.3.5; 2.6; 2.1.3; 3.2;

34.

7.

15-19.01

Использование грибов как продукты питания и лекарства.

2.3.5; 2.1.3;

35.

8.

22-26.01

Лишайники.

2.2.2; 2.5; 2.6; 3.2; 2.1.3;

36.

9.

22-26.01

Царство Растения.

2.2.2; 2.5; 2.6; 3.3; 2.1.3;

37.

10.

29.01-2.02

Отдел Водоросли.

схема

3.3; 2.1.3;

38.

11.

29.01-2.02

Отдел Моховидные.

3.3; 2.1.3;

39.

12.

5-9.02

Особенности размножения моховидных.

схема

1.2.1; 2.8;

40.

13.

5-9.02

Отдел Папоротниковидные.

3.3; 2.1.3;

41.

14.

12-16.02

Особенности размножения папоротниковидных.

схема

1.2.1; 2.8;

42.

15.

12-16.02

Хвощи и плауны.

3.3; 2.1.3;

43.

16.

26.02-2.03

Отдел Голосеменные.

3.3; 2.1.3;

44.

17.

26.02-2.03

Размножение голосеменных.

схема

1.2.1; 2.8;

45.

18.

5-9.03

Отдел Покрытосеменные.

3.3; 2.1.3;

46.

19.

5-9.03

Ткани высших растений.

таблица

2.5; 2.2; 1.2.1;

47.

20.

12-16.03

Вегетативные органы.

таблица

2.3.3;

48.

21.

12-16.03

Типы корневых систем.

таблица

2.3.3; 1.2.1;

49.

22.

19-23.03

Зоны корня.

таблица

2.3.3; 1.2.1;

50.

23.

19-23.03

Функции корня.

схема

2.3.3; 1.2.1;

51.

24.

26-30.03

Видоизменения корней.

таблица

2.3.3; 2.1.3;

52.

25.

26-30.03

Лист, его внешнее строение.

схемы

2.3.3; 1.2.1;

53.

26.

2-6.04

Функции листа, листорасположение.

схемы

2.3.3; 1.2.1;

54.

27.

2-6.04

Внутреннее строение листа.

схема

2.3.3; 1.2.1;

55.

28.

16-20.04

Листопад. Видоизменения листьев.

таблица

2.3.3; 2.1.3;

56.

29.

16-20.04

Внешнее строение стебля, его функции.

таблица

2.3.3; 1.2.1;

57.

30.

23-27.04

Внутреннее строение стебля.

схема

2.3.3; 1.2.1;

58.

31.

23-27.04

Побег. Почки.

2.3.3; 1.2.1;

59.

32.

30.04-4.05

Видоизменения побегов.

схема

2.3.3; 2.1.3;

60.

33.

30.04-4.05

Строение цветка и его значение.

таблица

61.

34.

7-11.05

Опыление, оплодотворение, семя.

схема

2.1.3; 2.8;

62.

35.

7-11.05

Плоды.

таблица

2.3.3; 2.1.3;

63.

36.

14-18.05

Классы покрытосеменных.

64.

37.

14-18.05

Характеристика семейств класса двудольных.

таблица

2.1.3; 2.2.2;

65.

38.

21-25.05

Характеристика семейств класса двудольных.

таблица

2.1.3; 2.2.2;

66.

39.

21-25.05

Характеристика семейств класса однодольных.

таблица

2.1.3; 2.2.2;

67.

40.

28-31.05

Характеристика семейств класса однодольных.

таблица

2.1.3; 2.2.2;

68.

41.

28-31.05

Роль растений.

3.2; 3.3; 2.7; 4.15; 5.2; 2.1.3;

Учебно – методическая литература

  1. Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова     Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой/ - М.: «Просвещение», 2013
  2. Н.П. Соколова, И.И. Андреева, Л.Н. Катонова, Л.С. Родман.  Биология. Пособие для подготовительных отделений сельскохозяйственных вузов / - М.: Высш.шк., 1987
  3. Г.И. Лернер   Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011
  4. Д.И. Трайтак  Практическая направленность обучения ботанике. – «Просвещение», М.,1977
  5. М.Г. Вахромеева  Растения Красной книги - «Педагогика», М.,1990.
  6. Н.Л. Галеева  Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.  «Методическая библиотека» - М.,2007
  7. Журнал «Юный натуралист».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 сентября - «День знаний». Путешествие в страну знаний.

Игра -викторина, посвященная "Дню знаний"....

Интегрированное занятие кружка "Занимательная математика" и технология. Тема "Путешествие за геометрической мозаикой" 2 класс УМК "Планета знаний"

Цель занятия: развить интерес к занятиям математикой, расширить и углубить представление о квадрате, познакомить с теоремой Пифагора. Результат-квадрат, состоящий из 4 прямоугольных треугольников. Орг...

День Знаний в 5 классе "Путешествие по океану Знаний"

Сценарий праздника, посвященный Дню Знаний. Развивает внимание, смекалку, формирует сплочение коллектива...

Урок -игра "Путешествие на Планету знаний»

В иг               Цепь: углубить знания по химии и активизировать познавательную деятельность учащихся. Девиз: «И это чудо, что несмотря на поразительную ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Знаний на планету " Ботаническая"»

Цель: формирование интереса к изучению растительного мира, расширение кругозора, развитие у учащихся умений работать в команде....

Конспект открытого занятия по подготовке детей к школе «Путешествие на планету Знаний»

Данное занятие обобщает и систематизирует  знания дошкольников, развивает  познавательную активность у детей, интерес к учению, смекалку, творческие способности, развивать мелкую моторику ру...

Урок коррекции знаний по теме «Путешествие по планете Земля»

Цель: Проверка  знаний  по теме «Путешествие по планете Земля», навыков умения объяснять особенности природы и населения материков, определять специфику природы и населения ...