Опорный конспект по теме "Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Опорный конспект по теме "Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм", включающий практикум по решению задач, примеры задач
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм
Пару аллельных генов (аллелей), определяющих альтернативные признаки, называют аллеломорфной парой, а само явление парности- аллелизмом
Полное доминирование – доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного, поэтому гомозиготное и гетерозиготное организмы по фенотипу идентичны: АА = Aa;
Неполное доминирование – в гетерозиготном состоянии доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного и фенотипически возникает новый вариант признака (промежуточный признак). Пример: курчавость волос у человека, масть крупного рогатого скота, окраска оперения у кур, окраска цветков у ночной красавицы
Кодоминирование - 2 аллельных гена равнозначны по отношению друг к другу, и, находясь вместе, они обуславливают новый вариант признака. Пример: наследование у человека групп крови по системе АВ0 (IV группа).
Множественный аллелизм – явление существования гена более чем в двух аллельных формах (группы крови по системе АВО: IА, IВ, IО; для гена, контролирующего синтез гемоглобина, много десятков аллелей). В генотипе же организма одновременно может присутствовать только два аллеля
Анализирующее скрещивание – скрещивание организма неизвестного генотипа с организмом, гомозиготным по рецессивным аллелям. Применяют для выяснения генотипа организма, у которого проявился доминантный признак ( т.к. организм может быть как гетеро-, так и гомозиготным).
Практикум по решению задач
Анализирующее скрещивание
Задача №1
Охотник купил черную собаку и хочет быть уверен, что она не несет генов кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, если ген черной шерсти доминирует?
Признак | Ген | Генотип |
Черный цвет | В | В – (ВВ, Вb) |
Кофейный цвет | b | bb |
Генетическая запись решения:
Р: BB * bb
G: B b
F1: Bb
100%
P: Bb * bb
G: B b b
F1: Bb; bb
1:1
Необходимо провести анализирующее скрещивание. Если мы получим единообразие гибридов, то генотип материнского организма будет BB. При генотипе Bb мы будем иметь расщепление 1:1.
Ответ: партнер должен быть по фенотипу кофейным, по генотипу bb (рецессивным гомозиготным).
Задача №2
Альбинизм – аутосомно-рецессивный признак. Женщина альбинос вышла замуж за здорового мужчину и родила альбиноса.
- Какова вероятность, что второй ребенок тоже окажется альбиносом?
- Какова вероятность, что оба ребенка будут альбиносами?
- Какова вероятность, что в семье первой родится здоровая девочка, а второй ребенок будет мальчик альбинос.
Признак | Ген | Генотип |
Нормальная пигментация | А | А – (АА,Аа) |
альбинизм | а | aа |
Генетическая запись решения:
Р: аа * Аа
G: а А а
F1: Аа аа
- 50%, т.к. муж гетерозиготен по гену альбинизма
- 25%, т.к. вероятность рождения альбиноса у этой пары для каждого из детей равна 1/2 и вероятность рождения подряд двух детей альбиносов равна произведению вероятностей: 1/2 * 1/2 = 1/4 или 25%
- 6,25% т.к. 1/2 (вероятность, что родится девочка) * 1/2 (вероятность, что она будет альбинос) * 1/2 (вероятность, что родится мальчик) * 1/2 (вероятность, что он будет альбинос) = 1/16 или 6,25%
Неполное доминирование
Задача №3
При скрещивании растений ночной красавицы с красными (АА) и белыми (аа) венчиками в F1 появляются растения с розовыми цветками (Аа). Какая часть потомков F2 будет иметь белые цветки? Ответ подтвердите схемами скрещивания.
Решение:
Признак | Ген | Генотип |
Красный | А | АА |
Розовый | А, а | Аа |
Белый | а | аа |
В потомстве фенотипически разных родителей появился третий признак, лежащий в диапазоне между доминантым и рецессивным признаками. Это — явление неполного доминирования. Значит, гибриды F1будут гетерозиготными:
Р. АА х аа
красные белые
G: А а
F1: Аа
розовые цветки
Сколько процентов растений будет иметь белые цветки от скрещивания двух гетерозиготных растений?
P: Aa * Aa
G: A a A a
F2: AA; Aa; Aa; aa
Красные розовые белые
Расщепление по генотипу и фенотипу 1:2:1
Ответ: 25% растений с белыми цветками.
Задача №4
Определите возможные фенотипы детей в семье, где 1)один из супругов страдает акаталазией, другой имеет ее пониженную активность; 2)оба имеют пониженную активность?
Признак | Ген | Генотип |
Наличие каталазы | А | АА |
Сниженное содержание | А, а | Аа |
Акаталазия (отсутствие каталазы в крови) | а | аа |
Генетическая запись решения:
P: аa * Aa
G: a A a
F1: Аa; aa
P: Aa * Aa
G: A a A a
F1: AA; Aa; Аa; aa
1 : 2 : 1
Ответ: 1) 50% - сниженное содержание каталазы; 50% - акаталазия.
2) 25% - наличие каталазы; 50% - сниженное содержание; 25% - акаталазия.
Кодоминирование
Задача №5
Женщина со II группой крови, у матери которой была I группа, вышла замуж за гетерозиготного мужчину с III группой крови. Какие группы крови могут иметь их дети?
Признак | Ген | Генотип |
I группа (0) | I0 | I0I0 |
II группа (A) | IA | IAIA, IAIO |
III группа (B) | IB | IBIB, IBIO |
IV группа (AB) | IA, IB | IAIB |
Генетическая запись решения:
P: IAIO * IBIO
G: IA IO IB IO
F1: IAIB; IAIO; IBIO; IOIO
IV II III I
Ответ: у детей возможны все четыре группы крови по 25%; IV группа крови – пример кодоминирования.
Задача №6
В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют I и II группу крови, другого – II и IV. У детей I и II. Определите, кто чей сын?
Генотипы первой пары – IOIO и IAIO или IAIA.
Генотипы второй пары IAIB и IAIO или IAIA
Генотип первого ребенка IOIO
Генотип второго ребенка IAIO; IAIA
Первая пара
- P: IOIO * IAIA
G: IO IA
F1: IAIO
II
- P: IOIO * IAIO
G: IO IA IO
F1: IAIO IOIO
II I
Дети могут иметь первую и вторую группы крови.
Вторая пара
- P: IAIB * IAIA
G: IA IB IA
F1: IAIA; IAIB
II IV
- P: IAIB * IAIO
G: IA IB IA IO
F1: IAIA IAIO IAIB IBIO
II II IV III
Дети могут иметь II, III и IV группы.
Ответ: ребенок I группой крови – сын первой пары родителей, со II – сын второй пары родителей.
Решите задачи:
1) Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?
2) На клумбе, свободно посещаемой насекомыми, растёт львиный зев. Одни цветки у него белые, другие – красные. Какие цветки ожидаются у растений, выращенных на следующий год из семян?
3) Потомство лошадей белой и гнедой мастей всегда имеет золотисто-жёлтую окраску. У двух золотисто-жёлтых лошадей появляются жеребята: белый и гнедой. Рассчитайте, какова была вероятность появления таких жеребят, если известно, что белая масть определяется доминантным геном неполного доминирования, а гнедая - рецессивным геном. Будут ли среди потомства этих лошадей золотисто-жёлтые жеребята? Какова вероятность появления таких жеребят?
4)Ген, контролирующий хохлатость утят, является геном неполного доминирования. В гомозиготном состоянии он приводит к гибели эмбрионов. Рецессивный ген в гомозиготном состоянии дает нехохлатое потомство. Если среди вылупившихся утят насчитывается 20 хохлатых и 10 нехохлатых, сколько утят можно считать погибшими в эмбриональном состоянии?
5) У собак жесткая шерсть доминантна, мягкая – рецессивна. Два жесткошерстных родителя дают жесткошерстного щенка. С особью, какой масти его нужно скрестить, чтобы выявить, имеет ли он в генотипе аллель мягкошерстности.
7) Серая окраска кожуры гороха доминирует над белой окраской. При скрещивании растений гороха с серой кожурой и растений гороха с белой кожурой в потомстве получено 32 растения с серой кожурой и 36 растений с белой кожурой. Определим генотипы родителей и потомства.
7) Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?
8) У мальчика 4 группа крови, а у его сестры – 1. Каковы группы крови их родителей?
9) В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие аллельных генов. кодоминирование.
Познакомить учащихся с взаомидействием генов. расcмотреть пример кодоминирование на типичном примере с формированием групп крови у человека....
Предмет, задачи и методы генетики. Наследственность и ее материальные носители. Аллельные гены. Генотип. Фенотип. Первый закон Менделя
Определение генетики как науки: познакомиться с первоначальными генетическими понятиями. Изучение первого закона Г. Менделя...
Конспект урока для 2 класса "Множественное число существительных в английском языке".
Данный урок к учебнику "Enjoy English" разработан в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта, относится к типу урока открытия новых знан...
Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии
Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...
План-конспект урока по теме: "Обозначение множественности и ведение счета"
план-конспект урока английского языка во 2 классе...
Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)
Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....