Опорный конспект по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя" с практикумом по решению задач
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Опорный конспект по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя" с практикумом по решению задач

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

Дигибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские формы анализируются по двум парам альтернативных признаков.

Дигомозигота – ААВВ (доминантная); aabb (рецессивная).

Дигетерозигота – AaBb

Доминирование полное – внутриаллельное взаимодействие, при котором доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного.

Доминирование неполное – внутриаллельное взаимодействие, при котором доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного гена (промежуточное наследование).

Кодоминирование – внутриаллельное взаимодействие генов, при котором у гетерозиготного организма фенотипически проявляются оба аллеля (IAIB).

Закон «чистоты» гамет – у гибридного организма гены не гибридны и находятся в чистом аллельном состоянии; в процессе мейоза из каждой пары в гамету попадает один ген.

Линия чистая – группа особей гомозиготных по данному признаку.

Неаллельные гены – гены, определяющие развитие разных признаков и расположенные в разных локусах гомологичных хромосом или в разных хромосомах.

Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, несущей доминантный признак с рецессивной гомозиготой по данному признаку.

Фенотипический радикал – часть генотипа организма, определяющая его фенотип (краткая запись генотипа на основе фенотипа).

9А-В- : 3А-bb : 3aaB- : 1aabb

Число фенотипов                        NФ=2n

Число генотипов                        Nг=3n, где n – количество признаков в гетерозиготном состоянии.

Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков):

При скрещивании гомозиготных организмов, анализируемых по двум парам альтернативных признаков, во втором поколении наблюдается независимое комбинирование признаков и соответствующих им генов разных аллельных пар.

Р:         ААВВ                 *        ааbb

G:     АВ                                    ab

F1: AaBb

        100%

Р:         AaBb                 *        AaBb

G:     АВ        Ab                   АВ               Ab

            aB   ab                       aB   ab

AB

Ab

aB

ab

AB

AABB

AABb

AaBB

AaBb

Ab

AABb

AAbb

AaBb

Aabb

aB

AaBB

AaBb

aaBB

aaBb

ab

AaBb

Aabb

aaBb

aabb

F1:  9 A-B-  :  3 A-bb  :  3 aaB-  :  1 aabb

        56,25%    18.75%     18,75%     6,25%

Принцип выписывания гамет:

N = 2n                          N = 22=4

P: AaBb

G: AB   Ab    aB   ab

        P: AabbDd

G: AbD   Abd

        abD    abd

ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

Задача №1

У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карий цвет глаз над голубым. Кареглазая близорукая женщина, отец которой был голубоглазым с нормальным зрением, вышла замуж за голубоглазого с нормальным зрением мужчину. Какова вероятность рождения ребенка с признаками отца?

Признак

Ген

Генотип

Близорукость

А

A – (AA, Aa)

Нормальное зрение

а

аа

Карий цвет

B

B – (BB, Bb)

Голубой цвет

b

bb

Генетическая запись решения:

P:        AaBb                *        aabb

G:        AB   Ab                ab

        aB   ab

F1:         AaBb; Aabb; aaBb; aabb

                     1          1          1         1

Ответ: 25% голубоглазых с нормальным зрением.

Задача №2

У арбузов круглая форма плода (А) доминирует над удлиненной, а зеленая окраска (В) – над полосатой. Скрещивали гомозиготные растения с круглыми зелеными плодами с растениями, имеющими удлиненные полосатые плоды. Определите фенотип растений в первом поколении, фенотип и генотип растений во втором поколении.

Признак

Ген

Генотип

Круглые плоды

А

A – (AA, Aa)

Удлиненные плоды

а

аа

Зеленые

B

B – (BB, Bb)

Полосатые

b

bb

Генетическая запись решения:

P:        AABB                *        aabb

G:        AB                            ab

F1:         AaBb

 круглые зеленые

P:        AaBb                *        AaBb

G:        AB  Ab                  AB  Ab                  Nф=2n=22=4

        aB   ab                            aB   ab                             Nг=3n=32=9

F1:          9 A-B-   :   3 A-bb   :   3 aaB-   :   1aabb

 круглые      круглые       удлиненные удлиненные

зеленые      полосатые   зеленые          полосатые

Расщепление по фенотипу 9:3:3:1, всего 4 фенотипических класса.

Расщепление по генотипу в F2 :

1AABB : 2AaBB : 2AABb : 4AaBb : 1AAbb : 2Aabb : 1aaBB : 2aaBb : 1aabb, т.е. 9 различных генотипических классов.

Фенотип 9A-B- включает 4 генотипа: 1AABB, 2AaBB, 2AABb, 4AaBb

Фенотип 3A-bb включает 2 генотипа: 1AAbb, 2Aabb

Фенотип 3aaB- включает 2 генотипа: 1aaBB, 2aaBb

Фенотип 1aabb включает 1 генотип 1 ааbb

Расчепление по фенотипу в F2 можно представить:

A-B- = 3/4 * 3/4 = 9/16 круглые зеленые

A-bb = 3/4 * 1/4 = 3/16 круглые полосатые

aaB- = 1/4 * 3/4 = 3/16 удлиненные зеленые

aabb = 1/4 * 1/4 = 1/16 удлиненные полосатые

Анализирующее скрещивание

Задача  №3

У собак ген черной шерсти доминирует над цветом кофейной, а ген короткой шерсти – над длинной. Охотник купил собаку черную с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов кофейного цвета и длинной шести. Какого партнера по генотипу и фенотипу необходимо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?

Признак

Ген

Генотип

Черная шерсть

D

D – (DD, Dd)

Кофейная шерсть

d

dd

Короткая шерсть

B

B – (BB, Bb)

Длинная шерсть

b

bb

Генетическая запись решения:

P:        DDBB                *        ddbb

G:        DB                           db

F1:        DdBb

единообразие гибридов

P:        DdBb                *        ddbb

G:        DB Db                        db

        dB db        

F1:        DdBb; Ddbb; ddBb; ddbb

             1    :    1    :    1    :   1

Необходимо провести анализирующее скрещивание и партнер должен быть с кофейной длинной шерстью.

Неполное доминирование

Задача №4

Серповидноклеточная анемия и талассемия наследуются как два признака с неполным доминированием. Гомозиготы по этим генам умирают в детстве, а гетерозиготы жизнеспособны. Определите вероятность рождения совершенно здоровых детей в семье, где один из родителей гетерозиготен по серповидноклеточной анемии, на нормален по талассемии, а другой – гетерозиготен по талассемии, но нормален по серповидноклеточной анемии.

Признак

Ген

Генотип

Норма

A

A – (AA, Aa)

Серповидноклеточная анемия

а

aa

Норма

B

B – (BB, Bb)

талассемия

b

bb

Генетическая запись решения:

P:         AaBB                *        AABb

G:         AB aB                   AB Ab

F1: AABB; AaBB; AABb; AaBb

Ответ: 25% детей здоровы.

Задача №5

Окраска цветков у ночной красавицы наследуется по промежуточному типу – красные, розовые, белые цветки, а высокий стебель доминирует над карликовым. Сколько процентов потомков от скрещивания двух дигетерозиготных растений будут иметь белые цветки и высокий рост?

Признак

Ген

Генотип

Высокие

A

A – (AA, Aa)

Карликовые

a

aa

Красные

B

BB

Розовые

B, b

Bb

Белые

b

bb

Генетическая запись решения:

P:                AaBb                *        AaBb

G:        

F1:        

AB

Ab

aB

ab

AB

Ab

aB

ab

A-bb – 3/16                18,75%

Ответ: 18,75% растений с белыми цветками высокие.

Кодоминирование

Задача №6

У человека наличие в эритроцитах антигена резус-фактора определяется доминантным геном Rh. Его аллель rh обуславливает отсутствие этого антигена. Какова вероятность рождения резус положительного ребенка, имеющего IV группу крови от брака дигетерозиготного мужчины резус-положительного со II группой крови с женщиной резус-положительной с III группой крови, отец которой был резус-отрицательный с III группой.

Признак

Ген

Генотип

Резус-фактор положительный

Rh

Rh – (RhRh, Rhrh)

Резус-фактор отрицательный

rh

Rhrh

I(0)

I0

IOIO

II(A)

IA

IAIA, IAIO

III (B)

IB

IBIB, IBIO

IV (AB)

IA, IB

IAIB

Генетическая запись решения:

P:                RhrhIBIB        *        RhrhIAIO

G:                RhIB    rhIB                RhIA   RhIO

                                        rhIA   rhIO

F1: RhRhIAIB; RhRhIBIO; RhrhIAIB; RhrhIBIO; RhrhIAIB; RhrhIBIO; rhrhIAIB; rhrhIBIO

Ответ: 37,5% вероятность рождения резус-положительного ребенка с IV группой.

Закрепление материала:

1)Запиши сколько видов гаметы образуют данные генотипы?

ААВВ 
АаВВ 
ААВв 
ааВВ 
Аавв 
2)  У человека глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди)- рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка?

3)У человека альбинизм и способность владеть преимущественно левой рукой- рецессивные признаки, наследуются независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша?

4) У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?

5) При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

6) Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?

7) Фенотипы родителей такие же, как в предыдущей задаче, но результат иной: 25% растений дают красные округлые плоды, 25% - красные, грушевидные, 25% - желтые, круглые, 25% - желтые, грушевидные. Каковы генотипы родителей и потомства?

8)У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым (а), карий цвет глаз (В)  - на голубым (в). Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосового голубоглазого мужчины гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи.

9) Оба родителя с курчавыми волосами и веснушками, а дочь с прямыми волосами и без веснушек. Их дочь вышла замуж за юношу с курчавыми волосами и веснушками. Мать юноши с прямыми волосами и без веснушек. Каких детей можно ожидать в молодой семье и какова их вероятность?

10) Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей.  От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла.  Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков.

Домашнее задание: параграф 43 (4-7 пис), диктант по параграфам 40-43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Урок-презентация по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя." с закреплением нового материала....

Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»

            Образовательные задачи: сформировать знания о  дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерно...

Опорный конспект по математике для учащихся 5 класса по теме "Решение задач с помощью уравнений"

Опорный конспект по математике для учащихся 5 класса по теме: Решение задач с помощью уравнений....

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя

Бинарный урок-исследование с закреплением новых знаний и наглядным материалом в виде презентации....

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....

Конспект урока по биологии 9 класс Тема: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Конспект урока.Класс: 10.Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.Тип урока: текущий.Цель урока: К концу данного урока у учащихся должны сформироваться знания о дигибридном скрещивани...