Опорный конспект по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя" с практикумом по решению задач
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Опорный конспект по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя" с практикумом по решению задач
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя
Дигибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские формы анализируются по двум парам альтернативных признаков.
Дигомозигота – ААВВ (доминантная); aabb (рецессивная).
Дигетерозигота – AaBb
Доминирование полное – внутриаллельное взаимодействие, при котором доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного.
Доминирование неполное – внутриаллельное взаимодействие, при котором доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного гена (промежуточное наследование).
Кодоминирование – внутриаллельное взаимодействие генов, при котором у гетерозиготного организма фенотипически проявляются оба аллеля (IAIB).
Закон «чистоты» гамет – у гибридного организма гены не гибридны и находятся в чистом аллельном состоянии; в процессе мейоза из каждой пары в гамету попадает один ген.
Линия чистая – группа особей гомозиготных по данному признаку.
Неаллельные гены – гены, определяющие развитие разных признаков и расположенные в разных локусах гомологичных хромосом или в разных хромосомах.
Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, несущей доминантный признак с рецессивной гомозиготой по данному признаку.
Фенотипический радикал – часть генотипа организма, определяющая его фенотип (краткая запись генотипа на основе фенотипа).
9А-В- : 3А-bb : 3aaB- : 1aabb
Число фенотипов NФ=2n
Число генотипов Nг=3n, где n – количество признаков в гетерозиготном состоянии.
Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков):
При скрещивании гомозиготных организмов, анализируемых по двум парам альтернативных признаков, во втором поколении наблюдается независимое комбинирование признаков и соответствующих им генов разных аллельных пар.
Р: ААВВ * ааbb
G: АВ ab
F1: AaBb
100%
Р: AaBb * AaBb
G: АВ Ab АВ Ab
aB ab aB ab
AB | Ab | aB | ab | |
AB | AABB | AABb | AaBB | AaBb |
Ab | AABb | AAbb | AaBb | Aabb |
aB | AaBB | AaBb | aaBB | aaBb |
ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
F1: 9 A-B- : 3 A-bb : 3 aaB- : 1 aabb
56,25% 18.75% 18,75% 6,25%
Принцип выписывания гамет:
N = 2n N = 22=4
P: AaBb
G: AB Ab aB ab
P: AabbDd
G: AbD Abd
abD abd
ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Задача №1
У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карий цвет глаз над голубым. Кареглазая близорукая женщина, отец которой был голубоглазым с нормальным зрением, вышла замуж за голубоглазого с нормальным зрением мужчину. Какова вероятность рождения ребенка с признаками отца?
Признак | Ген | Генотип |
Близорукость | А | A – (AA, Aa) |
Нормальное зрение | а | аа |
Карий цвет | B | B – (BB, Bb) |
Голубой цвет | b | bb |
Генетическая запись решения:
P: AaBb * aabb
G: AB Ab ab
aB ab
F1: AaBb; Aabb; aaBb; aabb
1 1 1 1
Ответ: 25% голубоглазых с нормальным зрением.
Задача №2
У арбузов круглая форма плода (А) доминирует над удлиненной, а зеленая окраска (В) – над полосатой. Скрещивали гомозиготные растения с круглыми зелеными плодами с растениями, имеющими удлиненные полосатые плоды. Определите фенотип растений в первом поколении, фенотип и генотип растений во втором поколении.
Признак | Ген | Генотип |
Круглые плоды | А | A – (AA, Aa) |
Удлиненные плоды | а | аа |
Зеленые | B | B – (BB, Bb) |
Полосатые | b | bb |
Генетическая запись решения:
P: AABB * aabb
G: AB ab
F1: AaBb
круглые зеленые
P: AaBb * AaBb
G: AB Ab AB Ab Nф=2n=22=4
aB ab aB ab Nг=3n=32=9
F1: 9 A-B- : 3 A-bb : 3 aaB- : 1aabb
круглые круглые удлиненные удлиненные
зеленые полосатые зеленые полосатые
Расщепление по фенотипу 9:3:3:1, всего 4 фенотипических класса.
Расщепление по генотипу в F2 :
1AABB : 2AaBB : 2AABb : 4AaBb : 1AAbb : 2Aabb : 1aaBB : 2aaBb : 1aabb, т.е. 9 различных генотипических классов.
Фенотип 9A-B- включает 4 генотипа: 1AABB, 2AaBB, 2AABb, 4AaBb
Фенотип 3A-bb включает 2 генотипа: 1AAbb, 2Aabb
Фенотип 3aaB- включает 2 генотипа: 1aaBB, 2aaBb
Фенотип 1aabb включает 1 генотип 1 ааbb
Расчепление по фенотипу в F2 можно представить:
A-B- = 3/4 * 3/4 = 9/16 круглые зеленые
A-bb = 3/4 * 1/4 = 3/16 круглые полосатые
aaB- = 1/4 * 3/4 = 3/16 удлиненные зеленые
aabb = 1/4 * 1/4 = 1/16 удлиненные полосатые
Анализирующее скрещивание
Задача №3
У собак ген черной шерсти доминирует над цветом кофейной, а ген короткой шерсти – над длинной. Охотник купил собаку черную с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов кофейного цвета и длинной шести. Какого партнера по генотипу и фенотипу необходимо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?
Признак | Ген | Генотип |
Черная шерсть | D | D – (DD, Dd) |
Кофейная шерсть | d | dd |
Короткая шерсть | B | B – (BB, Bb) |
Длинная шерсть | b | bb |
Генетическая запись решения:
P: DDBB * ddbb
G: DB db
F1: DdBb
единообразие гибридов
P: DdBb * ddbb
G: DB Db db
dB db
F1: DdBb; Ddbb; ddBb; ddbb
1 : 1 : 1 : 1
Необходимо провести анализирующее скрещивание и партнер должен быть с кофейной длинной шерстью.
Неполное доминирование
Задача №4
Серповидноклеточная анемия и талассемия наследуются как два признака с неполным доминированием. Гомозиготы по этим генам умирают в детстве, а гетерозиготы жизнеспособны. Определите вероятность рождения совершенно здоровых детей в семье, где один из родителей гетерозиготен по серповидноклеточной анемии, на нормален по талассемии, а другой – гетерозиготен по талассемии, но нормален по серповидноклеточной анемии.
Признак | Ген | Генотип |
Норма | A | A – (AA, Aa) |
Серповидноклеточная анемия | а | aa |
Норма | B | B – (BB, Bb) |
талассемия | b | bb |
Генетическая запись решения:
P: AaBB * AABb
G: AB aB AB Ab
F1: AABB; AaBB; AABb; AaBb
Ответ: 25% детей здоровы.
Задача №5
Окраска цветков у ночной красавицы наследуется по промежуточному типу – красные, розовые, белые цветки, а высокий стебель доминирует над карликовым. Сколько процентов потомков от скрещивания двух дигетерозиготных растений будут иметь белые цветки и высокий рост?
Признак | Ген | Генотип |
Высокие | A | A – (AA, Aa) |
Карликовые | a | aa |
Красные | B | BB |
Розовые | B, b | Bb |
Белые | b | bb |
Генетическая запись решения:
P: AaBb * AaBb
G:
F1:
AB | Ab | aB | ab | |
AB | ||||
Ab | ||||
aB | ||||
ab |
A-bb – 3/16 18,75%
Ответ: 18,75% растений с белыми цветками высокие.
Кодоминирование
Задача №6
У человека наличие в эритроцитах антигена резус-фактора определяется доминантным геном Rh. Его аллель rh обуславливает отсутствие этого антигена. Какова вероятность рождения резус положительного ребенка, имеющего IV группу крови от брака дигетерозиготного мужчины резус-положительного со II группой крови с женщиной резус-положительной с III группой крови, отец которой был резус-отрицательный с III группой.
Признак | Ген | Генотип |
Резус-фактор положительный | Rh | Rh – (RhRh, Rhrh) |
Резус-фактор отрицательный | rh | Rhrh |
I(0) | I0 | IOIO |
II(A) | IA | IAIA, IAIO |
III (B) | IB | IBIB, IBIO |
IV (AB) | IA, IB | IAIB |
Генетическая запись решения:
P: RhrhIBIB * RhrhIAIO
G: RhIB rhIB RhIA RhIO
rhIA rhIO
F1: RhRhIAIB; RhRhIBIO; RhrhIAIB; RhrhIBIO; RhrhIAIB; RhrhIBIO; rhrhIAIB; rhrhIBIO
Ответ: 37,5% вероятность рождения резус-положительного ребенка с IV группой.
Закрепление материала:
1)Запиши сколько видов гаметы образуют данные генотипы?
ААВВ
АаВВ
ААВв
ааВВ
Аавв
2) У человека глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди)- рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка?
3)У человека альбинизм и способность владеть преимущественно левой рукой- рецессивные признаки, наследуются независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша?
4) У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?
5) При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?
6) Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?
7) Фенотипы родителей такие же, как в предыдущей задаче, но результат иной: 25% растений дают красные округлые плоды, 25% - красные, грушевидные, 25% - желтые, круглые, 25% - желтые, грушевидные. Каковы генотипы родителей и потомства?
8)У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым (а), карий цвет глаз (В) - на голубым (в). Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосового голубоглазого мужчины гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи.
9) Оба родителя с курчавыми волосами и веснушками, а дочь с прямыми волосами и без веснушек. Их дочь вышла замуж за юношу с курчавыми волосами и веснушками. Мать юноши с прямыми волосами и без веснушек. Каких детей можно ожидать в молодой семье и какова их вероятность?
10) Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков.
Домашнее задание: параграф 43 (4-7 пис), диктант по параграфам 40-43
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
Урок-презентация по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя." с закреплением нового материала....
Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»
Образовательные задачи: сформировать знания о дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерно...
Опорный конспект по математике для учащихся 5 класса по теме "Решение задач с помощью уравнений"
Опорный конспект по математике для учащихся 5 класса по теме: Решение задач с помощью уравнений....
Презентация "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Презентация для урока в 9 классе...
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя
Бинарный урок-исследование с закреплением новых знаний и наглядным материалом в виде презентации....
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....
Конспект урока по биологии 9 класс Тема: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Конспект урока.Класс: 10.Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.Тип урока: текущий.Цель урока: К концу данного урока у учащихся должны сформироваться знания о дигибридном скрещивани...