Внеурочная деятельность по биологии 10 класс "Наследственность и законы"
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Курс внеурочной деятельности «Наследственность и законы» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных законов наследственности растений, животных, человека.Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_nasledstvennost_i_zakony_-_10_klass.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ И.В.ТКАЧЕНКО»
Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано» Руководитель МО Сидоренко Т.К._____/ Протокол № от «31» 08. 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Поваляева Н.Н.____/ «__»____________2017_г. | «Утверждаю» Директор МОБУ СОШ №7 Сельминская Е.Н.______/ Приказ № ___ от «__»____2017_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
"Наследственность и законы"
Базовый уровень 10 а,б класс
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час.
Рабочую учебную программу составила _Сидоренко Т.К., учитель высшей
квалификационной категории.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____ от «__»_2017 г.
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2016 гг., пр. Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014
- примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующих программы общего образования № 1026 от 03.09.2013 г.;
- приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;
- методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;
- письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
- основная образовательная программа основного (начального) общего образования МОБУ СОШ № 7 г. Тынды Амурской области на 2015 – 2020 гг. (2015 – 2019 гг);
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.
В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 11 классов в форме государственной итоговой аттестации (ЕГЭ). На сегодняшний день существует большое количество разнообразных программ элективных курсов, внеурочной деятельности, обеспечивающих повышение познавательного интереса к предмету или углубление в отдельные темы, которые рассматриваются в курсе основной программы не очень подробно. В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать наследственность организмов на более глубоком и детальном уровне. Данные курсы содержат большой объём дополнительной информации.
В 10 классе, прежде всего, необходимо систематизировать знания, полученные в 6- 10 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.
Ссылаясь на вышеуказанные элективные курсы и в соответствии с особенностями новой версии контрольно измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса по биологии, состоящей из пяти содержательных блоков «Менделевской генетики», «Взаимодействие генов», «Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола», «Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты», «Родословная человека» был составлен план внеурочной деятельности «Наследственность и законы».
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Курс внеурочной деятельности «Наследственность и законы» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных законов наследственности растений, животных, человека.
Преподавание курса внеурочной деятельности предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ЕГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 35 часов учебных занятий в 10 классах средней школы.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ).
Задачи курса:
1. Расширить знания обучающихся о наследственной изменчивости, генетическом коде, родословной живых организмов.
2. углубление теоретических знаний по генетике;
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- В результате обучения учащиеся должны приобрести новые знания и умения;
- Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике,
- Научиться их грамотно применять; осознать роль специфических способов деятельности в освоении генетических знаний; овладеть навыками решения познавательных задач различной сложности по генетике;
- Составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений; осуществляя проектную и реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с научно – популярной литературой.
Учащиеся должны уметь:
- Изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
- Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
- Составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание курса
Тема 1. Введение(1 ч)
Цели и задачи курса. Место и роль генетики в системе биологических знаний. Методы исследования, используемые в генетике. Краткая историческая справка.
Тема 2. .Генетика и современность (5 ч.)
- «Международный проект «Геном человека».
- «Методы изучения генетики человека».
- «Механизмы наследования различных признаков у человека».
- «Достижения и перспективы развития медицинской генетики».
- «Генотип как целостная система взаимодействующих генов».
Тема 3. Менделеевская генетика (10 ч).
Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. Анализирующее и возвратное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Статистический характер наследования.
Практические работы:
- Решение задач на моногибридное скрещивание.
- Решение задач на Дигибридное и полигибридное скрещивание.
Тема 4. Взаимодействие генов (4 ч).
Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов: комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия, модифицирующее действие генов.
Практическая работа:
- Решение задач на взаимодействие генов.
Тема 5. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола (4 ч).
Варианты определения пола. Хромосомное определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Практическая работа:
- Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
Тема 6. Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты (4 ч).
Хромосомная теория наследственности. Поведение хромосом как основа независимого распределения. Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций. Генетические карты. Группы сцепления и хромосомы.
Практическая работа:
1. Решение задач на сцепленное наследование генов.
Тема 7. Анализ родословных (6 ч).
Генеалогический метод и его этапы. Правила составления графического изображения родословной. Типы наследования признаков: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, рецессивный Х – сцепленный, доминантный Х – сцепленный, Y – сцепленный, или голандрический.
Практическая работа:
- Решение задач по теме: «Анализ родословных».
Темы проектов:
- «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».
- «Родословные древа известных людей».
Тема 8. Заключение (1 ч).
Защита рефератов и творческих проектов. Подведение итогов курса.
Оценка знаний
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:
- Защита практических работ.
- Защита рефератов и творческих проектов.
Календарно – тематическое планирование
№ урока п/п | № темы | № урока в теме | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Практические работы, защита проектов |
1. | Введение (1 час) | |||||
1. | 1. | Цели и задачи курса. Место и роль генетики в системе биологических знаний. Методы исследования, используемые в генетике. Краткая историческая справка. Генетика и современность. | ||||
2. | Генетика и современность (5 ч.) | |||||
2. | 1. | «Международный проект «Геном человека». | ||||
3. | 2. | «Методы изучения генетики человека». | ||||
4. | 3. | «Механизмы наследования различных признаков у человека». | ||||
5. | 4. | «Достижения и перспективы развития медицинской генетики». | ||||
6. | 5. | «Генотип как целостная система взаимодействующих генов». | ||||
3. | Менделеевская генетика (10 ч). | |||||
7-8 | 1.-2 | Моногибридное скрещивание. | Практическая работа № 1 Решение задач по моногибридному скрещиванию | |||
9-10 | 3-4. | Полное и неполное доминирование. | Практическая работа № 2 Решение задач «Полное и неполное доминирование». | |||
11-12 | 5-6 | Анализирующее и возвратное скрещивание. | Практическая работа № 3 Решение задач по анализирующему скрещиванию | |||
13-14 | 7-8. | Дигибридное и полигибридное скрещивание. | Практическая работа № 4 Решение задач по теме «Дигибридное и полигибридное скрещивание» | |||
15-16 | 9-10. | Статистический характер наследования. | ||||
4. | Взаимодействие генов (4 ч). | |||||
17 | 1. | Взаимодействие аллельных генов. | ||||
18 | 2. | Взаимодействие неаллельных генов: комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия, | ||||
19 | 3. | Модифицирующее действие генов. | ||||
20 | 4. | Практическая работа: Решение задач на взаимодействие генов. | Практическая работа № 5 Решение задач на взаимодействие генов | |||
5. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола (4 ч). | ||||||
21. | 1. | Варианты определения пола. | ||||
22. | 2. | Хромосомное определение пола. | ||||
23 | 3. | Наследование признаков, сцепленных с полом. | ||||
24. | 4. | Практическая работа: Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом. | Практическая работа № 6 Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом. | |||
6. | Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты (4 ч). | |||||
25. | 1. | Хромосомная теория наследственности. Поведение хромосом как основа независимого распределения. | ||||
26 | 2. | Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций. | ||||
27 | 3. | Генетические карты. Группы сцепления и хромосомы. | ||||
28 | 4. | Практическая работа: Решение задач на сцепленное наследование генов. | Практическая работа № 7 Решение задач на сцепленное наследование генов. | |||
7. | Анализ родословных (6 ч). | |||||
29 | 1. | Генеалогический метод и его этапы. | ||||
30 | 2. | Правила составления графического изображения родословной. | ||||
31 | 3. | Типы наследования признаков: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, рецессивный Х – сцепленный, доминантный Х – сцепленный, Y – сцепленный, или голандрический. | ||||
32 | 4. | Решение задач по теме: «Анализ родословных». Темы проектов: «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями». | Проект №1 «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями». | |||
33 - 34 | 5 -6. | Решение задач по теме: «Анализ родословных». Практическая работа: «Родословные древа известных людей». | Практическая работа № 8 «Родословные древа известных людей». | |||
8. | Заключение (1 ч). | |||||
35 | 1. | Защита рефератов и творческих проектов. Подведение итогов курса. |
Учебно-методический комплекс
Литература для учителя:
- Биология. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 (Универсальное учебное пособие).
- Болгова И. В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. – М.: Оникс 21 век, «Мир и Образование», 2005.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 т./ перевод с англ. – М.: Мир, 1990.
- Кемп П., Армс К. Введение в биологию / перевод с англ. – М.: Мир, 1988.
- Попов Е. Б. За семью замками наследственности. - М.: Агропромиздат, 1991.
Литература для учащихся:
- Батуев А. С., Гуленкова М. А., Еленевский А. Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2000.
- Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учебник 9 класса. – М.: Дрофа, 2003.
- Сингер М., Берг П. Гены и геномы. – М.: Мир, 1998.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по биологии
Проблема работы с одарёнными детьми - одна из современных задач образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования. Главная з...
Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии
В содержании всех учебных дисциплин заложены большие возможности для воспитания патриотических и гражданских качеств обучающихся. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При ...
Виды внеурочной деятельности по биологии.
Представлена презентация "Виды внеурочной деятельности" школьников, их участие в конкурсах, конференциях межшкольных, окружных и городских. Показан материал мастер-класса в ГБОУ ЦО 556 ЮОУО г. М...
Программа внеурочной деятельности по биологии "Основные вопросы биологии"
Цель программы "Основные вопросы биологии" обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного предствления о живых организмах и их месте в биосфере....
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы
Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...
Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».
Обобщение педагогического опыта«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа»....
Исследовательская деятельность во внеурочной деятельности по биологии
выступление на РМО учителей химии и биологии...