Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины биология по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины по биологии по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РП по биологии630.55 КБ
Microsoft Office document icon 19.0203_-ud-biologya_rp_pks-_1-14.doc630.55 КБ

Предварительный просмотр:

       

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Урайский политехнический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины

ОДБ.07 Биология

специальности  09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

Урай ,2014г.

Одобрена

Предметной (цикловой) комиссией «Математических дисциплин и информационных технологий»

Протокол №______от «_____»________________201_г.

Протокол №______от «_____»________________201_г.

Протокол №______от «_____»________________201_г.

Председатель  ЦМК :

________ ___________/     Белюшина О.Н.         ./

___________________/____________________/

___________________/____________________/

Разработана на основе Федерального компонента образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по дисциплине        Биология

Примерной программы учебной дисциплины Биология , автора Константинов В.М. одобренной  ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России 2008, ФГОС СПО  по специальности     09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

Заместитель  директора

____________________/____________________/

___________________/_____________________/

___________________/_____________________/

Составитель:  Дюба Нина Михайловна, высшая категория, преподаватель химии БУ «Урайский политехнический колледж»

Рецензент        ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ  общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание  общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации рабочей программы общеобразовательной  учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения  общеобразовательной учебной дисциплины

17


  1. паспорт  рабочей ПРОГРАММЫ  общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «БИОЛОГИИ»

1.1. Область применения программы:   реализация  среднего общего  образования в пределах ППССЗ по специальности  09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»,  в соответствии с примерной программой по учебной дисциплине Биология , автора Константинов  В.М.,  (2008), с учетом технического профиля получаемого профессионального образования

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:

 учебная дисциплина  Биология относится к  группе общеобразовательных дисциплин среднего общего  образования. Изучение данной дисциплины направлено на формирование общих компетенций:

ОК 2;  ОК 4; ОК 5; ОК 6;  ОК 7; ОК 8; согласно ФГОС СПО по специальности  09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины

требования к результатам освоения дисциплины:

Личностные результаты освоения программы общеобразовательной дисциплины:

1.Формирование чувства гордости за российскую биологическую науку

2.Воспитание ответственного  отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни.

3. Осознанный  выбор  индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

4.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

5.Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы  поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности ( учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.п.).

6.Формирование  экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей  культуры и научного мировоззрения.

Метапредметные результаты

1.Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания ( системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.

2.Использование основных интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, понимание проблемы.

3.Умение генерировать  идеи и распределять средства, необходимые для их реализации.

4.Умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,  ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики.

5.Умение пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.

6.Умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.

7.Умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе  с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

8. Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Предметные   результаты   освоения  программы общеобразовательной  дисциплины:  

  В  результате   освоения  общеобразовательной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

     биологическую терминологию и символику;     

     использовать приобретенные знания и умения в практической   деятельности;      

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

  В результате освоения общеобразовательной дисциплины обучающийся должен уметь:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

 В результате освоения общеобразовательной дисциплины обучающийся должен овладеть общими (общеучебными) компетенциями :

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:

 Изучение дисциплины осуществляется отбором профильных дидактических единиц, за счет использования межпредметных связей и дисциплин профессионального цикла. Профильное изучение дисциплины осуществляется с использованием потенциала межпредметных связей и отражением профильной составляющей в организации самостоятельной работы.

1.5 . Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающегося  117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  78 часов;

самостоятельной работы обучающегося  39  часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные  работы

20

     контрольные работы

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

     Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа)

   Подготовка докладов и сообщений

   Подготовка презентаций

   Составление терминологического словаря

   Решение задач

9

6

14

7

            3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной общеобразовательной  дисциплины   «БИОЛОГИЯ»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция.  Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира  и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к  биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Разработать презентацию на тему «Жизнь выдающихся биологов»

1

1

3

1.

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Содержание учебного материала

10

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

5

1

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

1

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.  Органоиды клетки.

1

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

1

к.т. №1

Контрольная работа № 1.  Тема  «Учение о клетке» ( Приложение 1 ) .

1

2

к.т. №2

Лабораторная работа. № 1. Тема Сравнение  строения клеток животных и растений по готовым микропрепаратам

2

2

к.т. №3

Лабораторная работа № 2.Тема  Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- Выполнение домашних заданий по теме 1.

Подготовить    сообщение на одну из тем:

-Митохондрии как энергетические станции клеток.

- «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние»

Разработать презентацию на тему «Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке»

5

1

1

3

3

2.

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Содержание учебного материала

8

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых

организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

5

1

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

1

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

1

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2

      к.т. №4

Контрольная работа № 2  Тема   «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов» (Приложение 2 ).

1

2

к.т. №5

Лабораторная работа. №3. Тема  «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся 

-Выполнение домашних заданий по теме 2.

 Разработать презентацию на одну из тем:

-Влияние курения  родителей  на эмбриональное развитие ребенка.

-Влияние  употребления алкоголя  родителями на эмбриональное развитие ребенка.

-Влияние  употребления наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

4

2

2

3

3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Содержание учебного материала 

18

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

11

1

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание

1

Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

1

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость.

1

Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции.

2

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

 1

Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

1

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

1

 к.т. №6

Контрольная работа № 3 Тема «Генетика и селекция» (Приложение 3).

1

2

к.т. №7

Лабораторная работа №4. Тема Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2

2

к.т. №8

 Лабораторная работа №5 Тема Решение генетических задач.

2

2

к.т. №9

 Лабораторная работа №6 Тема Анализ фенотипической изменчивости.

 

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

 Составить  терминологический  словарь по  теме 3

Подготовить   сообщение на одну из тем:

- « Драматические страницы в истории развития генетики.»

-Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.                                                          

- Центры многообразия и происхождения домашних животных.

-  Значение изучения предковых форм для современной селекции.

 Разработать презентацию на одну из тем:

- История происхождения отдельных сортов культурных растений.

- Центры многообразия и происхождения культурных растений

Решение задач

9

2

2

2

            3

3

4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Содержание учебного материала

16

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

15

1

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1

Естественный отбор.

1

Концепция вида, его критерии . Микроэволюция.  Популяция – структурная единица вида и эволюции.

1

Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).

1

Макроэволюция. Доказательства эволюции.

1

Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса.

1

Биологический прогресс и биологический регресс.

1

к.т. №10

Контрольная работа № 4 Тема «Эволюционное учение» (Приложение 4 ).

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

8

3

Выполнение домашних заданий по теме 4.

Разработать презентацию  на одну из тем:

-История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина.

-«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

-Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

-Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

Составить  терминологический  словарь по  теме 4.

2

4

           2

5.

 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Содержание учебного материала

6

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

2

1

Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

1

к.т. №11

Лабораторная работа №7. Тема  Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

 

2

2

к.т. №12

 Лабораторная работа №8.  Тема  Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

 -Выполнение домашних заданий по теме 5.

Разработать   сообщение на одну из тем:

Современные представления о зарождении жизни.

Различные гипотезы происхождения

3

3

2

1

6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Содержание учебного материала

14

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы.

9

1

Видовая и пространственная структура  экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

1

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

1

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере

1

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

2

   к.т. №13

Контрольная работа №5  Тема «История развития жизни на земле. Экология»

 

1

2

к.т. №14

 Лабораторная работа №9 Тема  «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

2

2

к.т. №15

Лабораторная работа №10. Тема «Решение экологических задач

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по теме 6.

 Разработать доклад или   сообщение на одну из тем:

- «Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах»

- «Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов»

- «Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов»

Разработать презентацию на одну из тем:

- «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение»

-  «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения»

- «Устойчивое развитие природы и общества»

Составить  терминологический  словарь по  теме 6.

7

2

2

2

1

3

 7.

БИОНИКА

Содержание учебного материала

2

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление терминологического словаря по теме 7.

2

2

3

к.т. №16

Дифференцированный зачет

2

3

Всего:

117


  1. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Биология»;
  • сканер;
  • принтер;
  • реактивы и оборудование для лабораторных работ
  • коллекции.

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
  • аудио- и видеоаппаратура

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Каменский,А.А. Биология. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.—М.: Дрофа,2011.
  2. Сивоглазов, В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.—М.: Дрофа,2011.
  3. Криксунов Е.А. Экология. 10(11) класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.—М.: Дрофа, 2011.
  4. Чернова Н.М. Экология. 10(11) кл.: Учеб. общеобразоват. учреждений.—М.: Дрофа, 2010.

Дополнительные источники:

  1. Мамедов Н.М., Экзерцева Е.В. Атлас. Экология. 10(11) класс.—М.: АСТ-пресс школа, 2007.
  2. Биология. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ под ред. Д.К.Беляева.—М.: Просвещение, 2008.
  3. Сухорукова Л.Н. Биология. 10-11классы: учебник для общеобразоват. Учреждений.-М.:Просвещение, 2011
  4. Прядко К.А. Понятия и определения: Экология/ Словарик школьника.—Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
  5. Энциклопедия для детей: Т.2. Биология.—М.: Аванта+, 1996.
  6. Энциклопедия для детей: Т.19. Экология.—М.: Аванта+, 2004.
  7. Энциклопедия происхождения жизни на Земле.—М.: Махаон, 2006.
  8. Ахмадуллина Л.Г. Биология с основами экологии: Учеб. пособие.—М.: Изд-во РИОР, 2006.

Интернет-источники:

bio.1september.ru

www.nature.ru

www.biology.ru

www.sbio.info

3.3  Требования к организации образовательного процесса 

Материал учебной дисциплины дается в лекционной форме, при изучении отдельных тем возможны  такие формы проведения занятий, как проблемная лекция, работа в малых группах или самостоятельная работа обучающихся с учебными текстами.

Полученные знания закрепляются на  лабораторных занятиях. Самостоятельная работа предусматривает работу с учебниками и учебными пособиями, подготовку к лабораторным занятиям, выполнение домашних заданий, подготовку к контрольным работам.

Ведущие педагогические технологии, используемые при реализации дисциплины – проблемного обучения, информационные и диалоговые, обеспечивающие подход, основанный на компетенциях, формирование самостоятельных навыков овладения знаниями, публичного представления результатов своей творческо-исследовательской деятельности

Дисциплина имеет прикладной характер, изучаемые теоретические положения и практические умения используются и будут использоваться при изучении дисциплин профессионального цикла и в будущей практической деятельности.

3.4. Требования к квалификации педагогических  кадров

Преподавать дисциплину могут работники с высшим  педагогическим  образованием (специальность  биология)

3.5.Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

1.

Инструктивные карты к лабораторным работам

10×15

бумага

2.

Тесты

7

Диск, бумага

3.

Комплект заданий для контрольных работ

6×25

бумага

4.

Комплект для итоговой аттестации

1×25

бумага

9.

Учебно-тренировочные упражнения

10×25

бумага

10.

Примерная  программа дисциплины

1

бумага, электронный вариант

11

Рабочая программа дисциплины

1

бумага, электронный вариант

11.

Список литературы (основной, дополнительной)

1

бумага

12.

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной  работы

1

бумага

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

                       Уметь:

объяснять  отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; необходимость сохранения многообразия видов;

Текущий контроль

Контрольные работы

Защита творческой работы

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Практическая работа

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Тестовый контроль

Текущий контроль

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Практическая работа

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Защита индивидуального задания

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Защита творческой работы

Защита индивидуального задания

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

         Знать:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

строение  биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

биологическую терминологию и символику

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль




Предварительный просмотр:

       

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Урайский политехнический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины

ОДБ.07 Биология

специальности  09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

Урай ,2014г.

Одобрена

Предметной (цикловой) комиссией «Математических дисциплин и информационных технологий»

Протокол №______от «_____»________________201_г.

Протокол №______от «_____»________________201_г.

Протокол №______от «_____»________________201_г.

Председатель  ЦМК :

________ ___________/     Белюшина О.Н.         ./

___________________/____________________/

___________________/____________________/

Разработана на основе Федерального компонента образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по дисциплине        Биология

Примерной программы учебной дисциплины Биология , автора Константинов В.М. одобренной  ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России 2008, ФГОС СПО  по специальности     09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

Заместитель  директора

____________________/____________________/

___________________/_____________________/

___________________/_____________________/

Составитель:  Дюба Нина Михайловна, высшая категория, преподаватель химии БУ «Урайский политехнический колледж»

Рецензент        ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ  общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание  общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации рабочей программы общеобразовательной  учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения  общеобразовательной учебной дисциплины

17


  1. паспорт  рабочей ПРОГРАММЫ  общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «БИОЛОГИИ»

1.1. Область применения программы:   реализация  среднего общего  образования в пределах ППССЗ по специальности  09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»,  в соответствии с примерной программой по учебной дисциплине Биология , автора Константинов  В.М.,  (2008), с учетом технического профиля получаемого профессионального образования

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:

 учебная дисциплина  Биология относится к  группе общеобразовательных дисциплин среднего общего  образования. Изучение данной дисциплины направлено на формирование общих компетенций:

ОК 2;  ОК 4; ОК 5; ОК 6;  ОК 7; ОК 8; согласно ФГОС СПО по специальности  09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины

требования к результатам освоения дисциплины:

Личностные результаты освоения программы общеобразовательной дисциплины:

1.Формирование чувства гордости за российскую биологическую науку

2.Воспитание ответственного  отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни.

3. Осознанный  выбор  индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

4.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

5.Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы  поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности ( учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.п.).

6.Формирование  экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей  культуры и научного мировоззрения.

Метапредметные результаты

1.Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания ( системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.

2.Использование основных интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, понимание проблемы.

3.Умение генерировать  идеи и распределять средства, необходимые для их реализации.

4.Умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,  ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики.

5.Умение пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.

6.Умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.

7.Умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе  с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

8. Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Предметные   результаты   освоения  программы общеобразовательной  дисциплины:  

  В  результате   освоения  общеобразовательной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

     биологическую терминологию и символику;     

     использовать приобретенные знания и умения в практической   деятельности;      

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

  В результате освоения общеобразовательной дисциплины обучающийся должен уметь:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

 В результате освоения общеобразовательной дисциплины обучающийся должен овладеть общими (общеучебными) компетенциями :

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:

 Изучение дисциплины осуществляется отбором профильных дидактических единиц, за счет использования межпредметных связей и дисциплин профессионального цикла. Профильное изучение дисциплины осуществляется с использованием потенциала межпредметных связей и отражением профильной составляющей в организации самостоятельной работы.

1.5 . Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающегося  117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  78 часов;

самостоятельной работы обучающегося  39  часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные  работы

20

     контрольные работы

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

     Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа)

   Подготовка докладов и сообщений

   Подготовка презентаций

   Составление терминологического словаря

   Решение задач

9

6

14

7

            3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной общеобразовательной  дисциплины   «БИОЛОГИЯ»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция.  Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира  и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к  биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Разработать презентацию на тему «Жизнь выдающихся биологов»

1

1

3

1.

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Содержание учебного материала

10

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

5

1

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

1

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.  Органоиды клетки.

1

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

1

к.т. №1

Контрольная работа № 1.  Тема  «Учение о клетке» ( Приложение 1 ) .

1

2

к.т. №2

Лабораторная работа. № 1. Тема Сравнение  строения клеток животных и растений по готовым микропрепаратам

2

2

к.т. №3

Лабораторная работа № 2.Тема  Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- Выполнение домашних заданий по теме 1.

Подготовить    сообщение на одну из тем:

-Митохондрии как энергетические станции клеток.

- «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние»

Разработать презентацию на тему «Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке»

5

1

1

3

3

2.

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Содержание учебного материала

8

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых

организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

5

1

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

1

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

1

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2

      к.т. №4

Контрольная работа № 2  Тема   «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов» (Приложение 2 ).

1

2

к.т. №5

Лабораторная работа. №3. Тема  «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся 

-Выполнение домашних заданий по теме 2.

 Разработать презентацию на одну из тем:

-Влияние курения  родителей  на эмбриональное развитие ребенка.

-Влияние  употребления алкоголя  родителями на эмбриональное развитие ребенка.

-Влияние  употребления наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

4

2

2

3

3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Содержание учебного материала 

18

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

11

1

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание

1

Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

1

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость.

1

Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции.

2

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

 1

Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

1

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

1

 к.т. №6

Контрольная работа № 3 Тема «Генетика и селекция» (Приложение 3).

1

2

к.т. №7

Лабораторная работа №4. Тема Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2

2

к.т. №8

 Лабораторная работа №5 Тема Решение генетических задач.

2

2

к.т. №9

 Лабораторная работа №6 Тема Анализ фенотипической изменчивости.

 

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

 Составить  терминологический  словарь по  теме 3

Подготовить   сообщение на одну из тем:

- « Драматические страницы в истории развития генетики.»

-Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.                                                          

- Центры многообразия и происхождения домашних животных.

-  Значение изучения предковых форм для современной селекции.

 Разработать презентацию на одну из тем:

- История происхождения отдельных сортов культурных растений.

- Центры многообразия и происхождения культурных растений

Решение задач

9

2

2

2

            3

3

4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Содержание учебного материала

16

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

15

1

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1

Естественный отбор.

1

Концепция вида, его критерии . Микроэволюция.  Популяция – структурная единица вида и эволюции.

1

Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).

1

Макроэволюция. Доказательства эволюции.

1

Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса.

1

Биологический прогресс и биологический регресс.

1

к.т. №10

Контрольная работа № 4 Тема «Эволюционное учение» (Приложение 4 ).

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

8

3

Выполнение домашних заданий по теме 4.

Разработать презентацию  на одну из тем:

-История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина.

-«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

-Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

-Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

Составить  терминологический  словарь по  теме 4.

2

4

           2

5.

 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Содержание учебного материала

6

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

2

1

Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

1

к.т. №11

Лабораторная работа №7. Тема  Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

 

2

2

к.т. №12

 Лабораторная работа №8.  Тема  Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

 -Выполнение домашних заданий по теме 5.

Разработать   сообщение на одну из тем:

Современные представления о зарождении жизни.

Различные гипотезы происхождения

3

3

2

1

6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Содержание учебного материала

14

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы.

9

1

Видовая и пространственная структура  экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

1

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

1

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере

1

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

2

   к.т. №13

Контрольная работа №5  Тема «История развития жизни на земле. Экология»

 

1

2

к.т. №14

 Лабораторная работа №9 Тема  «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

2

2

к.т. №15

Лабораторная работа №10. Тема «Решение экологических задач

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий по теме 6.

 Разработать доклад или   сообщение на одну из тем:

- «Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах»

- «Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов»

- «Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов»

Разработать презентацию на одну из тем:

- «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение»

-  «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения»

- «Устойчивое развитие природы и общества»

Составить  терминологический  словарь по  теме 6.

7

2

2

2

1

3

 7.

БИОНИКА

Содержание учебного материала

2

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление терминологического словаря по теме 7.

2

2

3

к.т. №16

Дифференцированный зачет

2

3

Всего:

117


  1. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Биология»;
  • сканер;
  • принтер;
  • реактивы и оборудование для лабораторных работ
  • коллекции.

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
  • аудио- и видеоаппаратура

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Каменский,А.А. Биология. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.—М.: Дрофа,2011.
  2. Сивоглазов, В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.—М.: Дрофа,2011.
  3. Криксунов Е.А. Экология. 10(11) класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.—М.: Дрофа, 2011.
  4. Чернова Н.М. Экология. 10(11) кл.: Учеб. общеобразоват. учреждений.—М.: Дрофа, 2010.

Дополнительные источники:

  1. Мамедов Н.М., Экзерцева Е.В. Атлас. Экология. 10(11) класс.—М.: АСТ-пресс школа, 2007.
  2. Биология. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ под ред. Д.К.Беляева.—М.: Просвещение, 2008.
  3. Сухорукова Л.Н. Биология. 10-11классы: учебник для общеобразоват. Учреждений.-М.:Просвещение, 2011
  4. Прядко К.А. Понятия и определения: Экология/ Словарик школьника.—Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
  5. Энциклопедия для детей: Т.2. Биология.—М.: Аванта+, 1996.
  6. Энциклопедия для детей: Т.19. Экология.—М.: Аванта+, 2004.
  7. Энциклопедия происхождения жизни на Земле.—М.: Махаон, 2006.
  8. Ахмадуллина Л.Г. Биология с основами экологии: Учеб. пособие.—М.: Изд-во РИОР, 2006.

Интернет-источники:

bio.1september.ru

www.nature.ru

www.biology.ru

www.sbio.info

3.3  Требования к организации образовательного процесса 

Материал учебной дисциплины дается в лекционной форме, при изучении отдельных тем возможны  такие формы проведения занятий, как проблемная лекция, работа в малых группах или самостоятельная работа обучающихся с учебными текстами.

Полученные знания закрепляются на  лабораторных занятиях. Самостоятельная работа предусматривает работу с учебниками и учебными пособиями, подготовку к лабораторным занятиям, выполнение домашних заданий, подготовку к контрольным работам.

Ведущие педагогические технологии, используемые при реализации дисциплины – проблемного обучения, информационные и диалоговые, обеспечивающие подход, основанный на компетенциях, формирование самостоятельных навыков овладения знаниями, публичного представления результатов своей творческо-исследовательской деятельности

Дисциплина имеет прикладной характер, изучаемые теоретические положения и практические умения используются и будут использоваться при изучении дисциплин профессионального цикла и в будущей практической деятельности.

3.4. Требования к квалификации педагогических  кадров

Преподавать дисциплину могут работники с высшим  педагогическим  образованием (специальность  биология)

3.5.Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

1.

Инструктивные карты к лабораторным работам

10×15

бумага

2.

Тесты

7

Диск, бумага

3.

Комплект заданий для контрольных работ

6×25

бумага

4.

Комплект для итоговой аттестации

1×25

бумага

9.

Учебно-тренировочные упражнения

10×25

бумага

10.

Примерная  программа дисциплины

1

бумага, электронный вариант

11

Рабочая программа дисциплины

1

бумага, электронный вариант

11.

Список литературы (основной, дополнительной)

1

бумага

12.

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной  работы

1

бумага

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

                       Уметь:

объяснять  отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; необходимость сохранения многообразия видов;

Текущий контроль

Контрольные работы

Защита творческой работы

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Практическая работа

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Тестовый контроль

Текущий контроль

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Практическая работа

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Защита индивидуального задания

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Защита творческой работы

Защита индивидуального задания

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

         Знать:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

строение  биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

биологическую терминологию и символику

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины Экологические основы природопользования» для специальностей 160108 «Производство летательных аппаратов», 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230115 «Программирование в компьютерных сет

Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальностям 160108 «Производство летательных аппаратов»,230113 «Компьютерные системы и комплексы», ...

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины "Информационная безопасность". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 4 курс.

Аннотация рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Информационная безопасность» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта с...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Литература специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Литература специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий Для преподавателей литер...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Литература специальность 13.02.03 Электрические станции, сети и системы

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Литература специальность 13.02.03 Электрические станции, сети и системы Для преподавателей литературы...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины История специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины История специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Право специальность 43.02.10 Туризм (2 курс)

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Право специальность 43.02.10 Туризм (2 курс)...