Конспект урока "Многообразие рыб"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Омета Елена Александровна

Программа Пасечника А.В. Обобщающий урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoobrazie_ryb.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Многообразие рыб.

7 класс.             

Цель урока: познакомить учеников с отрядами рыб и их признаками; на отдельных примерах познакомить учащихся с удивительным разнообразием рыб.

Оборудование: таблицы с изображением рыб;

стол с дополнительной литературой.

1). Определитель позвоночных животных СССР

2). Зоология позвоночных животных.

3). Подводный мир

4). Учебно-полевая практика на зоологии.

5). Удивительное в мире животных.

6). Занимательная зоология.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на доску. Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока? (на доске размещены фотографии различных рыб)

Ученики делают вывод:

Тема – Многообразие рыб.

Цель: познакомиться с многообразием рыб

Учитель: Как называется наука о рыбах? (ихтиология)

Я предлагаю вам сегодня стать ихтиологами и поработать в научной лаборатории.

      ( Ученики садятся по группам из 6 человек).

  1. Повторение.

Учитель Ребята, мы с вами изучили внешнее и внутреннее строение рыб. Теперь вы уже можете мне рассказать, что это за животные.

Вопрос: Что характерно для рыб?

Ответ: Рыбы - водные позвоночные животные. Рыбы, обитающие в толще воды и у её поверхности, обычно имеют обтекаемую форму тела, уменьшающую трение о воду. Рыбы имеют плавники, которые позволяют им быстро плавать. Рыбы приспособлены к жизни в воде, поэтому они имеют жабры - орган дыхания. У рыб 2-х камерное сердце, один круг кровообращения.

Вопрос: Систематическое положение рыб.

Ответ: Рыбы относятся к

типу Хордовых

        подтипу Позвоночных, т.к.

рыбы имеют все признаки т. Хордовых:

а) жаберные щели

б) полый нервный тяж

в) хорду, которая замещается костным или хрящевым скелетом.

  1. Изучение нового материала.

Всего известно около 20000 видов рыб и по строению скелета они делятся на хрящевых и костных.

На примере речного окуня мы с вами уже познакомились с костными рыбами.

У хрящевых рыб скелет целиком хрящевой (не окостеневающий). Жаберных крышек нет, и жабры открываются наружу 5-7 жаберными щелями. Нет у них и плавательного пузыря.

Сейчас мы с вами познакомимся с отрядами костных и хрящевых рыб.

Каждая группа получает карточку, в которой задание:

Дать характеристику данному отряду по плану:

1. Название

2. Особенности строения и образа жизни

3. Представители данного отряда.

Группы готовят самостоятельно ответы на вопросы, используя учебную литературу. Через 7 минут один ученик от группы выходит и знакомит всех учеников с отрядами рыб.

Отчет по самостоятельной работе (5 учеников * 2 мин) 10 минут.

Ученики узнают об отрядах: Акулы; Скаты; Осетровых; Карпообразных; Сельдеобразных; Тресковых; Кистеперых.

Ученик:

Мы с вами познакомились с классом Хрящевых рыб. Узнали об отрядах, на которые делятся представители этих классов, и их особенностях. Но узнав о нескольких отрядах рыб невозможно познакомиться с их многообразием. И сейчас мы с вами послушаем сообщение об удивительных рыбах.

  1. Ученики заранее получили задание подготовить сообщение об удивительных рыбах.
  1. Окунь-брызгун.
  2. Гамбузия.
  3. Рыба-луна.
  4. Иглобрюх.
  5. Рыба-прилипало.
  6. Рыба-удильщик.
  7. Рыбы-кукушки.
  8. Электрические рыбы.

Учитель: Вот с какими удивительными рыбами вы познакомились.

4). Викторина:

  1. Какие рыбы имеют усики? (осетровые, усач, сом, сазан)
  2. Какая рыба, носит имя человека? (Карп)
  3. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Меч - рыба, пила -  рыба)
  4. Какая рыба мечет наибольшее число икринок? ( Луна – рыба, 300 млн.)
  5. Какие рыбы проявляют инстинкт заботы о потомстве? (колюшка, судак, горчак, игла - рыба)
  6. Какие животные спят с открытыми глазами? (рыбы и змеи)
  7. Сколько известно видов рыб? (около 20 тысяч видов)
  8. Все ли рыбы откладывают икру?( есть живородящие, например: гамбузия, гуппи)

Рефлексия.

Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовиться к тесту

Литература:

Нестеров В.В. Зоовикторина, оформление А. Лурье, «Лань» Санкт - Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...