Экологическая пирамида
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Степкина Светлана Юрьевна

Урок биологии в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_ekologicheskaya_piramida.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терновская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

 

Урок биологии в 9 классе

Учитель Степкина Светлана Юрьевна

Тема: «На вершину экологической пирамиды

(цепи и сети питания. Экологические пирамиды)»

Тип урока: урок комбинированный.

Цель урока: развитие информационно-коммуникативной компетентности учащихся через деятельностный подход в обучении; экологизация мышления.  

Задачи урока:

Образовательные:

– закрепить понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема»; 

– актуализировать знания учащихся по разделу «Функциональные группы организмов в биогоценозе»;

– рассмотреть вопрос о связях организмов в сообществах;

– изучить формы отражения этих взаимосвязей (пищевые цепи, экологические пирамиды);

– сделать вывод о важности сохранения взаимосвязей организмов в биоценозах.

Развивающие:

– развивать навыки коллективной мыслительной деятельности учащихся; умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, аргументировано отвечать.

Воспитательные:

– экологическое воспитание учащихся; формирование ответственности за сохранность биоценозов как компонентов биосферы.

Формы, методы: фронтальная беседа-рассуждение,  коллективная работа по заданиям инструктивных карт; работа с заданиями интерактивного характера; учебный мозговой штурм, практическая работа.

Оборудование, материалы:  компьютер, проектор, презентация урока, модели экологических пирамид, карточки с заданиям.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.  

2. Актуализация знаний: «Конструктор слов» – формирование понятий темы. «Терминологическая мозаика».

3.  Изучение нового материала  с элементами поэтапного закрепления + повторение материала:

А) Работа по карточкам-заданиям

Б)  Практическая работа.

4. Информация о домашнем задании

5. Рефлексия. 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент. Сегодня на уроке нам предстоит сделать очередной шаг к познанию незыблемых законов природы. Обратите внимание на эпиграф урока:

Виды в биогеоценозе приспособлены друг к другу настолько, что их сообщество составляет системное целое.

Правило взаимоприспособленности К.Мёбиуса

2. Актуализация знаний по теме:

«Конструктор слов» – формирование понятий темы (фронтальная работа со слайдами):

А) Какие экологические термины можно сконструировать из предложенных корней? (Слайд 3) (био – система – эко – ценоз – гео). Ответ: биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

Б) Соберите определение для термина «биогеоценоз» из предложенных разрозненных частей.  Ответ: Биогеоценоз – однородный участок земной («гео») поверхности с определённым составом живых организмов (биоценозом) и условиями среды обитания, объединённых обменом веществ и энергии (Слайд 4).

В) Было бы неверно считать термины «экосистема», «биоценоз», «биогеоценоз»  синонимами, несмотря на то, что между ними много общего. Как вы считаете, почему? Подберите определения к предложенным терминам.   (Слайд 5, задание на соотнесение понятий)

Ответ:

1. Биоценоз 

А. сообщество организмов, входящих в состав биогеоценоза

2. Биогеоценоз 

В. точно ограниченная система, границы которой определяются характером растительности (лес, степь, ельник)

3. Экосистема

С. открытая совокупность совместно обитающих организмов, связанных между собой и условиями существования (капля воды, муравейник, пень, поле)

Если хотят подчеркнуть, что сообщество открыто для поступления энергии извне, предпочитают термин «экосистема», если говорят о связях внутри сообщества, оперируют понятием «биогеоценоз».

 

3. Изучение нового материала + закрепление + повторение

 А) «Терминологическая мозаика»

Изучение любой темы предполагает знание её терминологии. Давайте вспомним, что означают термины «автотрофы», «гетеротрофы», «консументы», «редуценты (деструкторы)».

http://festival.1september.ru/articles/617570/img1.gif

Единственный источник энергии на Земле – Солнце. Автотрофы (в основном, зелёные растения, сине-зелёные водоросли) путём фотосинтеза преобразуют энергию Солнца в энергию химических связей. Они становятся источником органических веществ для всех остальных организмов и «кормят» гетеротрофов. В первую очередь, консументов 1-ого порядка (травоядных животных), те становятся пищей для консументов 2-ого порядка (хищников) и т.д. После смерти любой организм подвергается разложению благодаря деятельности грибов и микроорганизмов (деструкторов, или редуцентов). Стрелки между группами организмов означают направление движения органического вещества, а значит, энергии, которая в нём заключена.

– Поясните, что означает стрелка между редуцентами и продуцентами?

– Может ли энергия передаваться по замкнутому кругу?

– Что произойдёт, если Солнце перестанет существовать?

Отразить пищевые связи между организмами можно с помощью пищевой (трофической) цепи. Пищевая цепь — это последовательность организмов, в которой каждый из них съедает или разлагает другой. Каждое звено пищевой цепи называют трофическим уровнем.

Перед вами на экране примеры пищевых цепей:

Трава → заяц →волк.  (продуцент → травоядное → плотоядное)

Сок розового куста → тля → божья  коровка → паук → насекомоядная птица → хищная птица.

– Что объединяет эти цепи? (Ответ: Они начинаются с автотрофов)

Приведенные выше типы пищевых цепей начинаются с фотосинтезирующих организмов и носят название пастбищных (или цепей выедания).

Вот ещё примеры пищевых цепей:

Листовая подстилка → дождевой червь → черный дрозд → ястреб-перепелятник.

Экскременты животных → жуки-навозники → птицы.

– Чем они принципиально отличаются от цепей первой группы?  (Ответ: Они начинаются с мёртвой органики)

Тип пищевых цепей, начинающихся с отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных, относят к детритным пищевым цепям (цепям разложения).

 

Выполним практическую работу.

Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звенья из одной цепи в другую, попадая, в конце концов, организм человека.

Выясним, где вредных веществ будет наибольшая концентрация (в теле наиболее крупных организмов цепи питания или мелких).

Рассмотрим пример цепи, состоящей из 4 трофических уровней:

Продуценты - зеленые растения;

Консументы 1 порядка - головастики, улитки;

Консументы 2 порядка - мелкие рыбы (снеток);

Консументы 3 порядка - хищная рыба-щука.

"Пищевая пирамида"

Цель: убедиться, что в загрязненной среде вредные вещества будут накапливаться в теле наиболее крупных организмов.

ОБОРУДОВАНИЕ: стеклянные банки и стаканчики разных размеров; емкость с водой, горошины.

Ход работы

Большая стеклянная банка наполнена водой, будет называться солнечной энергией. Из нее вода, которая символизирует "солнечную энергию", переливается в 5 стаканов. Они обозначают растения (продуценты), составляющие первый этап пищевой пирамиды. В каждый стакан поместим по одной горошине - символ загрязняющего вещества. Остатки воды выливаются, так как не вся энергия Солнца усваивается растениями, а только ее небольшая часть. Остальная энергия теряется, рассеиваясь в окружающей среде.

Из стаканов "растений" переливаем воду "энергию" в 3 стакана большего размера - это символ головастиков, улиток - консументов первого порядка, составляющих второй этаж пищевой пирамиды. Горошины обязательно попадают в них. Разлившаяся вода - энергия, рассеявшаяся в окружающей среде.

Содержимое этих стаканов переливают в один - самый большой по объему. Это консумент 2 порядка (крупная рыба). Он образует 3 этаж пищевой пирамиды. Стакан, оказывается почти наполовину, наполнен горошинами, что иллюстрирует, накопление вредных веществ в высших звеньях пищевой пирамиды.

5. Информация о домашнем задании

1) Обязательный минимум – §46

2) Творческое задание – составить закрытый тест (с вариантами ответов) из 20 вопросов по изученной теме; отметить правильные ответы;  

6. Рефлексия

– Что на уроке было главным? 

– Что было интересным? 

– Чему вы научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы" (Египетские пирамиды)

Инерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы " разработана в целях содействия повышению культурно-исторического уровня обучающихся, увиличению обема знаний об истории Египта как древнейшего государства.Зад...

Урок по теме: «Пирамида. Правильная пирамида», 11 класс.

Использование инновационных технологий, кейс технология....

Презентация "Поток энергии, цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем."

Раскрываются основные понятия темы. Даются задания на закреплени материала....

Поток энергии и цепи питания, экологическая пирамида.

Презентация по теме:Поток энергии и цепи питания, экологическая пирамида....

Презентация "Пирамида.Усеченная пирамида"

Материал содержит примеры применения геометрии в архитектуре....

На вершину экологической пирамиды

Презентация к уроку экологии в 9 классе...

Конспект НОД по окружающему миру "Экологические пирамиды"

 При контактах с животными и растениями у детей развивается эмоциональная отзывчивость и жизнерадостность, их внутренний мир наполняется новыми красками и впечатлениями, кроме этого р...