Внешнее строение и передвижение рыб
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Урок объяснения нового материала по биологии животных для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_attestatsii.docx | 67.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии на тему «Внешнее строение и передвижение рыб»
Форма проведения урока: комбинированный
Тип урока: объяснение нового материала, расширение и углубление
Цель: выяснить, какое значение имеют особенности внешнего строения рыб в связи с обитанием в воде
Задачи:
- Образовательные:
- Дополнить и уточнить особенности внешнего строения рыб, через опору на личный опыт учащихся
- Выделить наиболее важные факторы водной среды
- Установить взаимосвязь между внешним строением рыб и факторами водной среды
- Развитие общеучебных умений:
- Интеллектуальные умения: извлекать информацию из текста, иллюстраций; сравнивать и группировать факты и явления; устанавливать причинно – следственную связь; представлять информацию в виде таблицы, рисунков; делать вывод на основе обобщения знаний.
- Коммуникативные умения: слушать и понимать; понимать точку зрения другого; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
- Оценочные умения: проводить самооценку согласно алгоритму; оценивать результаты своей работы.
- Организационные умения: самостоятельно формулировать цель деятельности; проверять результаты работы
- Воспитательные:
- Ориентировать на экологическое сознание и воспитание любви к природе;
- Стимулировать проявление инициативы и самостоятельности;
- Содействовать становлению и проявлению индивидуальности учащихся
Методы:
- Словесный: беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение текстов учебника.
- Наглядный: работа с таблицами, открытками, опорным конспектом, моделями из пластилина, просмотр фрагмента видеофильма.
- Практический и частично-поисковый: лабораторная работа, оформление результатов работы в рабочей тетради.
- Форма организации учебной деятельности учащихся: игровая, коллективная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
1.Организационный момент (2 минуты, проверка готовности учащихся к уроку)
2. Проверка дом. задания:
Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (по карточкам)
1. Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу ….
2. Над хордой расположен трубчатый тяж – это ….
3. Под хордой расположена …… система в виде трубки.
4. Для хордовых характерна ……. симметрия тела.
5. В типе хордовых выделяют 3 подтипа:
6. Представители типа Хордовых имеют ……. кровеносную систему.
Фронтальный опрос: (15 минут)
1. Назовите общие для хордовых черты организации.
2. В чем особенности организации бесчерепных, связанные с их условиями существования и образом жизни.
3. Дайте характеристику ланцетнику как низшему хордовому животному
4. Укажите органы и части ланцетника (модель ланцетника)
5. Жизнь у ланцетника простая: он сидит, зарывшись хвостом в песок на дне моря, высунув наружу рот, окруженный венчиком щупалец. Объясните, почему у ланцетника такой мало подвижный образ жизни? (Ланцетники – это фильтраторы. Поступающая в глотку вода выпускается через глоточные щели. Попавшая в глотку с водой пища застревает на ресничках глоточных щелей, склеивается в комочки и отправляется в кишку. Мало подвижный образ жизни дает возможность ланцетнику обеспечивать себя пищей при малом расходе энергии.)
6. Ланцетники – маленькие, полупрозрачные животные, не имеющие практического значения в жизни людей. Почему же сохраняется интерес в изучении строения и образа жизни этих животных?
( Изучение строения ланцетника помогает ученым выяснить происхождение всех хордовых, к которым относится и сам человек.)
3. Объяснение нового материала (25 мин)
Учитель: Сегодня на уроке вы продолжите изучение хордовых животных. Тема нашего урока "Внешнее строение рыбы".
Задача урока: раскрыть особенности внешнего строения рыбы в связи с ее обитанием в водной среде, понять, как она приспособлена к обитанию в воде, почему существует такое многообразие рыб.
Рыбы – это наиболее древние позвоночные животные, исконные обитатели водной среды. Рыбы отличаются самым большим разнообразием в мире позвоночных животных. Число рыб превышает 22000 видов (всех млекопитающих, птиц, амфибий и пресмыкающихся насчитывается не более 18000). Все рыбы делятся на два Класса: класс Хрящевые рыбы (акулы и скаты) и класс Костные рыбы. Критерием такого разделения является внутренний скелет.
Рыбы различаются по размерам, окраске, строению. Длина тела может быть менее 1 см (бычок люционский мистихтис - обитающий в озерах острова Люцион (Филиппинские острова и карликовая пандака, Pandaka pygmaea (море близ Филиппинских островов - 7,5-14 мм, масса 8 мг,).и более 20 м (китовая или гигантская акула).
Диапазон обитания рыб охватывает различные биозоны – от высокогорных водоемов (балитора - Максимальный размер: 10,5 см, Эти рыбки обитают в высокогорных водоемах с быстрым течением, об этом нетрудно догадаться по их плоской, обтекаемой форме тела, Является аквариумной рыбо, но в неволе не размножается ) до самых грубоких океанических впадин (абиссобротула галатея из семейства ошибневых. Особь этого вида была поднята тралом из глубоководного желоба «Пуэрто-Рико» в Атлантическом океане с глубины 8 370 м. в 1970 г. на судно «Галатея», в честь которого и была названа эта рыба. Это сравнительно небольшая 20-сантиметровая рыба, живущая в глубинах с давлением свыше 800 атмосфер. Увы! Поднять её на поверхность не удалось, она умерла вследствие низкого давления на средних глубинах.).
Температурные условия жизни рыб также разнообразны (от -2, 1 до +50). Обитают в соленых водоемах и в пресных водах. Как ни странно, но рыбы встречаются даже в пересохших водоемах.(протоптеры). Рыбы разных местообитаний различаются между собой, но вместе с тем они имеют общие черты строения, которые нам предстоит сегодня выяснить.
Существует такое выражение «Чувствует себя как рыба в воде». А как же в действительности чувствует себя в воде рыба? В чем особенности водной среды? Что рыбе помогает жить в данной среде обитания?
Давайте мы с вами вспомним факторы водной среды:
1.Большая плотность воды
2. Прозрачность
3. Малое содержание кислорода
4. Текучесть
5. Высокое давление на больших глубинах
6. Сильное поглощение солнечных лучей
А вот чтобы узнать, как рыбы приспособлены к водной среде, мы с вами разделимся на группы.
Задание 1 группы.
1.Опишите форму тела рыбы, какая она? Объясните, какое значение такая форма имеет в жизни рыбы?
2.Установите на какие отделы можно разделить тело рыбы, где находятся границы между ними? Как отделы тела соединяются друг с другом?
3. В поверхностном слое океана плавают серебристые рыбы, на глубине 20–400 м – красноватого цвета, а глубже – фиолетовые и черные, а вот донные глубоководные рыбы вовсе не окрашены. Раскройте биологическое значение различия окраски рыб. (Окраска рыб имеет приспособительное значение и зависит от цвета и освещенности воды на данной глубине. На большую глубину свет не попадает, поэтому покровительственная окраска не имеет такого значения, в отличие от рыб поверхностных слоев.)
4..Посмотрите, может ли рыба повернуть голову в правую или левую сторону? (Шеи у рыбы нет. С гибкой вихляющей шеей тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который должен легко пробивать себе дорогу в толще воды.)
5.Какой вывод можно сделать из наблюдения? Зафиксируйте результаты на рисунке (границы между отделами тела на рисунке обозначить вертикальными пунктирными линиями)
Задание 2 группы.
1.Найдите у рыбы парные плавники, сколько их? Как они называются и где располагаются (используйте рисунок и текст учебника).
2.Понаблюдайте, как плавает рыба. При каких движениях действуют парные плавники? Какое значение они имеют в передвижении рыбы?
3.Выделите парные плавники на рисунке и подпишите их название.
4. Найдите у рыбы непарные плавники, сколько их? Где они располагаются?
5.Пользуясь рисунком и текстом учебника, установите названия этих плавников.
6.Понаблюдайте, как плавает рыба. Какое значение имеют эти плавники?
Какой из них имеет большее значение в передвижении?
7.Выделите непарные плавники на рисунке и подпишите их.
Задание 3 группы.
1.Рассмотрите, чем покрыто тело рыбы. Как располагаются чешуи? Все ли они одинаковые? Подумайте, какое значение имеет такое расположение чешуи? (сверьте свои предположения с учебником)
2.Пользуясь текстом и рисунком учебника, определите возраст рыбы по предложенным чешуям.
3.Найдите в тексте учебника чем выделяется и какое она имеет значение для жизни в воде?
4.Изобразите на рисунке расположение чешуи.
Задание 4 группы.
1.Рассмотрите голову рыбы, какие на ней расположены органы чувств?
2. Рассмотрите в чешуи расположенные по средней линии вдоль боков тела. Найдите отверстия боковой линии. Каково ее значение? (Боковая линия. С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями.)
3.Пользуясь учебником, найдите, какие еще органы чувств есть у рыбы?
4. Определите, имеют ли глаза рыбы веки? (да или нет) Почему?
(Глаза. Рыбы могут видеть только на расстоянии до 1 м, хотя некоторые представители могут видеть на расстоянии 10 – 12 м. Зрение рыб зависит от освещенности и от прозрачности воды.
Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности и при внутривидовом общении (контакте в стае, поиск партнера, поведение между молодью и родителями).)
5.Изобразите органы чувств на рисунке.
4. Итог урока (2 мин)
В заключительной части урока учащиеся подводят итоги, делая вывод о том, каковы особенности внешнего строения рыбы, связанные с водной средой обитания и записывают их в тетрадях.
Обтекаемая форма тела (части тела плавно переходят друг в друга).
Тело покрыто чешуей и слизью.
Органы передвижения – плавники.
Хорошо развиты органы чувств, есть боковая линия.
Домашнее задание: пар. 31, вопрос 1 письменно в тетради (из дополнительной литературы найти примеры того, как окраска и форма тела рыбы зависит от условий обитания.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа "Внешнее строение и передвижение рыб"
Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник...
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...
Внешнее строение и передвижение рыбы
Внешнее строение и передвижение рыбы...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник
Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...
Урок по теме "Надкласс Рыбы. Внешнее строение и передвижение рыб»
Тема урока: Надкласс Рыбы. Внешнее строение и передвижение рыб».Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде; формировать знания о классификации рыб, ра...
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»
Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...