Урок по кейс-методу "Влияние климата на жизнь человека"
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему
Урок проводится в 8 классе в конце года, когда обучающиеся изучили по биологии курс «Человек и его здоровье», и «Физическую географию России», следовательно, обладают достаточным объемом знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_keys-metodu_osipova.docx | 457.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Осипова Олеся Анатольевна
Учитель химии и биологии
Тема: Влияние климата на жизнь человека.
Урок проводится в 8 классе в конце года, когда обучающиеся изучили по биологии курс «Человек и его здоровье», и «Физическую географию России», следовательно, обладают достаточным объемом знаний.
Тип- кейса: Прогностический
Учебная задача: установить связь климата со здоровьем человека.
Формируемые ключевые компетентности:
- информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы);
- коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей);
- регулятивная (контролировать себя);
- рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
1 этап: Учитель подводит учеников к выделению круга основных вопросов (проблем)
В 1940 потепление сменилось кратковременным похолоданием, в скором времени на смену которого, пришло очередное потепление, а с 1979 года начался быстрый рост температуры поверхностного слоя атмосферы Земли, который вызвал очередное ускорение таяния льдов Арктики, Антарктики и повышение зимних температур в умеренных широтах. Так, за последние 50 лет, толщина арктических льдов уменьшилась на 40%, а жители ряда сибирских городов стали для себя отмечать, что крепкие морозы уже давно остались в прошлом. Средняя зимняя температура в Сибири повысилась почти на десять градусов за последние пятьдесят лет. В некоторых областях России безморозный период увеличился на две-три недели. Ареал обитания многих живых организмов сместился к северу вслед за растущими средними зимними температурами, об этих и других последствиях глобального потепления Вы говорили на уроках географии. Особенно наглядно о глобальных изменениях климата свидетельствуют старые фотографии ледников (все фото сделаны в одном и том же месяце).
|
|
|
|
Повышение температуры создаёт благоприятные условия для развития болезней, чему способствуют не только высокая температура и влажность, но и расширение ареала обитания ряда животных — переносчиков болезней. К середине 21 века ожидается, что заболеваемость малярией вырастет на 60%. Усиленное развитие микрофлоры и нехватка чистой питьевой воды будет способствовать росту инфекционных кишечных заболеваний. Быстрое размножение микроорганизмов в воздухе может увеличить заболеваемость астмой, аллергией и различными респираторными болезнями.
Проблема № 1: Глобальное потепление климата.
Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)
2 этап: Работа с кейсом. Кейс представлен учащимся на уроке, Для работы мы создадим группы.
Таблица «Методика работы с кейсом»
Этапы работы с кейсом | Методический комментарий для лучшего понимания содержания. |
1. Чтение текста «От жары Россия заболеет» (статья из газеты «Аргументы и факты». | Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке. |
2. Пересказ текста. | Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали. |
3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте? | Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение. |
4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы, кластера («смысловой грозди»). | Составление схемы, таблицы, кластера помогает затем найти пути решения проблемы. |
5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет). | Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения. |
6. Определение путей решения проблемы («Мозговой штурм»). | Запись путей желательна, чтобы не упустить важное. |
7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы): - сочинение-миниатюра; - опорный контекст; - схема; - таблица; - мультимедийная презентация. | Здесь формируются творческие навыки обучающихся. |
8. Презентация итогов работы. |
|
Текст кейса: «От жары Россия заболеет»
Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако, начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».
Для того, чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, целесообразно в группы раздать рабочие листы для создания опорных конспектов.
3 этап: Итоги занятия проводит преподаватель совместно с учащимися, комментируя варианты решений, представленные группами.
Одним из вариантов презентации итогов обсуждения может быть такой опорный конспект:
Проблема № 1: Глобальное потепление климата.
Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)
Проявление проблемы:
а) рост кишечных инфекций | б) рост заболеваемости малярией, клещевым | в) случаи геморрагической лихорадки. |
Пути решения:
- Совершенствование систем канализации и водоснабжения;
- Разработка новых методов очистки воды;
- Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров …);
- Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;
- Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;
- Меры по снижению теплового эффекта в атмосфере (какие?)
Пути решения обсуждаются в межгрупповой дискуссии.
Роль преподавателя на этом этапе очень важна: он обобщает сказанное, логически разделяя между собой разные блоки дискуссии; подводит ее итог. В конце обсуждения учитель высказывает свою точку зрения, не настаивая на том, что она единственно правильная, тем самым подчеркивая, что он и обучающиеся партнеры при решении данной проблемы. На этом же этапе происходит оценивание работы обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок СБО "РОЛЬ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА"
К разделу "Жилище"...
Урок по теме "Координатная плоскость в жизни человека"
Урок применения знаний, умений и навыков. Форма проведения нестандартная.Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, вы знако...
Презентация к уроку "Роль кислорода в природе и жизни человека"
Материал можно использовать в курсе химии 8 класса в теме "Кислород"...
Урок обществознания "Семья, её роль в жизни человека и в обществе" 8 класс
Тема изучена учащимися в 8 и 10 классе. По итогам опроса общественного мнения она названа одной из наиболее интересных тем, т.е. лично значимой, поэтому выбрана учителем в качестве темы дл...
Конспект урока "Металлы и их значение в жизни человека"
Данный конспект по теме "Металлы и их значение в жизни человека" был разработана к муниципальному этапу конкурса "Учитель года-2013". Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о с...
Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.
Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...