Урок по кейс-методу "Влияние климата на жизнь человека"
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

Осипова Олеся Анатольевна

Урок проводится  в 8 классе в конце года, когда обучающиеся изучили по биологии курс «Человек и его здоровье», и «Физическую географию России», следовательно, обладают достаточным объемом знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_keys-metodu_osipova.docx457.61 КБ

Предварительный просмотр:

Осипова Олеся Анатольевна

Учитель химии и биологии

Тема: Влияние климата на жизнь человека.

Урок проводится  в 8 классе в конце года, когда обучающиеся изучили по биологии курс «Человек и его здоровье», и «Физическую географию России», следовательно, обладают достаточным объемом знаний.

Тип- кейса: Прогностический

Учебная задача: установить связь климата со здоровьем человека.

Формируемые ключевые компетентности:

- информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы);

- коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей);

- регулятивная (контролировать себя);

- рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

1 этап: Учитель подводит учеников к выделению круга основных вопросов (проблем)

В 1940 потепление сменилось кратковременным похолоданием, в скором времени на смену которого, пришло очередное потепление, а с 1979 года начался быстрый рост температуры поверхностного слоя атмосферы Земли, который вызвал очередное ускорение таяния льдов Арктики, Антарктики и повышение зимних температур в умеренных широтах. Так, за последние 50 лет, толщина арктических льдов уменьшилась на 40%, а жители ряда сибирских городов стали для себя отмечать, что крепкие морозы уже давно остались в прошлом. Средняя зимняя температура в Сибири повысилась почти на десять градусов за последние пятьдесят лет. В некоторых областях России безморозный период увеличился на две-три недели. Ареал обитания многих живых организмов сместился к северу вслед за растущими средними зимними температурами, об этих и других последствиях глобального потепления Вы говорили на уроках географии. Особенно наглядно о глобальных изменениях климата свидетельствуют старые фотографии ледников (все фото сделаны в одном и том же месяце).

Тающие ледники Австрии
Фотографии тающего ледника Pasterze в Австрии в 1875 году (слева) и 2004 году (справа). Фотограф Gary Braasch

  • Ледник Agassiz
    Фотографии ледника Agassiz в Национальном парке ледников (Канада) в 1913 и 2005 годах. Фотограф W.C. Alden

Тающий ледник Grinnell
Фотографии ледника Grinnell в Национальном парке ледников (Канада) в 1938 и 2005 годах. Фотограф: Mt. Gould.

Тающий ледник Grinnell
Тот же ледник Grinnell с другого ракурса, фотографии 1940 и 2004 годов. Фотограф: K. Holzer.

Повышение температуры создаёт благоприятные условия для развития болезней, чему способствуют не только высокая температура и влажность, но и расширение ареала обитания ряда животных — переносчиков болезней. К середине 21 века ожидается, что заболеваемость малярией вырастет на 60%. Усиленное развитие микрофлоры и нехватка чистой питьевой воды будет способствовать росту инфекционных кишечных заболеваний. Быстрое размножение микроорганизмов в воздухе может увеличить заболеваемость астмой, аллергией и различными респираторными болезнями.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/119/981/119981007_5726119_13686207274398.jpg

http://nebolet.com/medimg/content/malyariya-mehanizm-zaragenia.jpg

Проблема № 1: Глобальное потепление климата.

Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)

2 этап: Работа с кейсом. Кейс представлен учащимся на уроке, Для работы мы создадим  группы.

Таблица  «Методика работы с кейсом»

Этапы работы с кейсом

Методический комментарий для лучшего понимания содержания.

1. Чтение текста «От жары Россия заболеет» (статья из газеты «Аргументы и факты».

Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.

2. Пересказ текста.

Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.

3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте?

Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.

4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы, кластера («смысловой грозди»).

Составление схемы, таблицы, кластера помогает затем найти пути решения проблемы.

5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет).

Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения.

6. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»).

Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.

7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы):

- сочинение-миниатюра;

- опорный контекст;

- схема;

- таблица;

- мультимедийная презентация.

Здесь формируются творческие навыки обучающихся.

8. Презентация итогов работы.

 

Текст кейса: «От жары Россия заболеет»

Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако,   начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».

Для того, чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, целесообразно в группы раздать рабочие листы для создания опорных конспектов.

3 этап: Итоги занятия проводит преподаватель совместно с учащимися, комментируя варианты решений, представленные группами.

Одним из вариантов презентации итогов обсуждения может быть такой опорный конспект:

Проблема № 1: Глобальное потепление климата.

Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)

Проявление проблемы:

а) рост кишечных инфекций

б) рост заболеваемости малярией, клещевым
энцефалитом.

в) случаи геморрагической лихорадки.

Пути решения:

- Совершенствование систем канализации и водоснабжения;

- Разработка новых методов очистки воды;

- Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров …);

- Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;

- Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;

- Меры по снижению теплового эффекта в атмосфере (какие?)

Пути решения обсуждаются в межгрупповой дискуссии.

Роль преподавателя на этом этапе очень важна: он обобщает сказанное, логически разделяя между собой разные блоки дискуссии; подводит ее итог. В конце обсуждения учитель высказывает свою точку зрения, не настаивая на том, что она единственно правильная, тем самым подчеркивая, что он и обучающиеся партнеры при решении данной проблемы. На этом же этапе происходит оценивание работы обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Координатная плоскость в жизни человека"

Урок применения знаний, умений и навыков. Форма проведения нестандартная.Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, вы знако...

Презентация к уроку "Роль кислорода в природе и жизни человека"

Материал можно использовать в курсе химии 8 класса в теме "Кислород"...

Урок обществознания "Семья, её роль в жизни человека и в обществе" 8 класс

Тема изучена учащимися в 8 и 10 классе. По итогам опроса общественного мнения она названа одной из наиболее интересных тем, т.е. лично значимой,  поэтому выбрана учителем в качестве темы дл...

Конспект урока "Металлы и их значение в жизни человека"

Данный конспект по теме "Металлы и их значение в жизни человека" был разработана к муниципальному этапу конкурса "Учитель года-2013".  Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о с...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...