Разработка урока по теме: «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения»
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему
Разработка урока по биологии поможет провести интересный и познавательный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gazoobmen_vlegkih_i_tkanyah.doc | 130 КБ |
prilozhenie_1.docx | 16.26 КБ |
prilozhenie_2.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс
Урок «Газообмен в легких и тканях»
Цель:углубить знания о строении легких и газообмене в легких и тканях;
Задачи:
Образовательная:
- раскрыть связь дыхательной и кровеносной системы, повторить строение органов дыхания.
Развивающая:
- развивать умения и навыки работать с дополнительной литературой, вести поисковую работу, работать в парах, развивать творческое мышление и речь учащихся при решении проблемных вопросов.
Воспитательная
- воспитывать у учащихся положительное отношение к своему здоровью, умение общаться с одноклассниками.
Оборудование: раздаточный материал,лабораторное оборудование, презентация, таблица «Органы дыхания».
Основные приемы: индивидуальная работа учащихся с карточками, рассказ учителя, демонстрация, работа в парах.
Основные ключевые понятия: легкие, «ворота легких», легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, диффузия, легочное дыхание, тканевое дыхание.
Тип урока: комбинированный урок.
План урока.
- Организационный момент.
- Проверка и актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Обобщение и систематизация новых знаний.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент. Отметка отсутствующих. Объявление темы, цели и задач урока. Запись темы на доске.(1-2 мин.)
Сегодня на уроке мы проверим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, познакомимся с особенностями процесса газообмена в легких и тканях,
Тема урока "Строение легких. Газообмен в легких и тканях
Что бы вы хотели узнать, исходя из данной темы урока?
Сегодня нам с вами предстоит решить одну интересную проблему. Но прежде вспомним:
Дыхание - жизненно необходимый процесс. За всю жизнь человек вдыхает 380 тысяч м 3 воздуха. За 1 час сна - 15 - 20 литров воздуха, при физической работе - 45 - 60 литров воздуха, при тяжелой работе - до 120 литров воздуха. На уроке мы должны выяснить, как строение легких обеспечивает данный процесс, как организм освобождается от накопления СО2 и обогащается О2.
- Проверка и актуализация знаний(7 мин.)
Каковы основные функции дыхательной системы?
Проверим ваши знания дыхательной системы с помощью тестов
- индивидуальная работа учащихся с карточками
Вариант 1(низкий уровень сложности)
1.Органом голосообразования является
а) бронх;
б) гортань;
в) трахея;
г) глотка.
2.Согревание вдыхаемого воздуха в носовой полости происходит за счет
а) обонятельных клеток;
б) рецепторов;
в) кровеносных сосудов;
г) извилистых ходов.
3.Какой орган дыхания человека имеет многократное анатомическое ветвление
а) носоглотка;
б) бронх;
в) трахея;
г) гортань.
4. Значение дыхания(найди 2 правильных ответа):
а) движение;
б) газообмен;
в) окисление органических веществ;
г) переваривание.
5.Внутренняя полость носа выстлана
а) соединительной тканью;
б) мышечной тканью;
в) мерцательным эпителием;
г) жировой тканью.
Вариант 2 (средний уровень сложности)
1.Какое анатомическое образование предохраняет от попадания в легкие инородных частиц?
а) щитовидный хрящ;
б) твердое небо;
в) трахея;
г) надгортанник.
2.Голосовые связки у человека располагаются в области
а) гортани;
б) трахеи;
в) пищевода;
г) корня язык.
3.Верхние дыхательные пути включают(выбери 3 правильных ответа из предложенных)
а) бронхи;
б) носовую полость;
в) легкие;
г) носоглотку;
д) трахею;
е) глотку.
4. Установите последовательность этапов газообмена у человека
а) транспортировка газов кровью;
б) обмен веществ между воздушной средой и легкими;
в) обмен газов между легкими и кровью;
г) газообмен в тканях.
Вариант 3 (высокий уровень сложности)
1. Анатомической основой гортани являются
а) мышцы, образованные поперечнополосатыми волокнами;
б) разнообразные по форме хрящи;
в) эпителиальные клетки, образующие множество слоев;
г) мелкие косточки, расположенные в области шеи.
2.Определите правильную последовательность прохождения воздуха из атмосферы в дыхательные пути.
а) трахея;
б) бронхи;
в) носовая полость;
г) носоглотка;
д) гортань;
е) глотка.
3. Из перечня органов дыхательной системы (1-7) выберите правильные полные ответы на вопросы(А-Ж), то есть установите соответствие.
1. Слизистая оболочка
2. Бронхи
3. Трахея
4. Надгортанник
5. Гортань
6. Хрящевые полукольца
7. Носовая полость
А- Не пропускает пищу в гортань.
Б - Не дают трахее сужаться.
В - Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревая его.
Г - Поверхностный слой воздухоносных путей.
Д - Самая длинная часть воздухоносного пути.
Е - Внутри содержит голосовые связки.
Ж - Орган, по которому вдыхаемый воздух доставляется до легочных пузырьков.
- Обмениваемся тестами в паре и проверяем карандашом работу своего одноклассника, высчитываем количество баллов.
- Изучение нового материала. (15мин.)
Создание проблемной ситуации:
Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.
1. Как вы себя чувствуете?
2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?
3. Сколько времени мы можем не дышать?
4. Зачем же мы дышим?
5. Почему в классе, если не проветривать помещение к концу уроков становиться тяжело дышать?
Учитель(объяснение учителя с демонстрацией слайдов презентации): Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких. Легкие занимают все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Главные бронхи, легочные артерии и вены входят в легкие с внутренней стороны, граничащей с сердцем. Место их входа называют "воротами легких".
Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Плеврой также выстлана грудная полость с внутренней стороны. Это пристеночная плевра. Между легочной и пристеночной плеврой узкая щель. Это плевральная полость, заполненная тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха, уменьшая трение.
В органах дыхания происходит 2 вида дыхания : легочное дыхание (внешнее) и тканевое дыхание(клеточное). Легочное дыхание происходит в легких, обеспечивающих газообмен меду воздухом и кровью. Тканевое дыхание - это газообмен между кровью и клетками тканей.
Как же происходит легочное дыхание или газообмен в легких?
Обмен газов в легких осуществляется с помощью диффузии.
А что такое диффузия газов? Спросим у наших ребят - "физиков". Выступление группы "физиков".
Итак, кровь, поступившая от сердца в капилляры, оплетающие легочные альвеолы содержит много углекислого газа. В воздухе легочных альвеол углекислого газа мало, поэтому он покидает кровеносные сосуды и переходит в альвеолы. Кислород поступает в кровь тоже благодаря диффузии. В крови свободного кислорода мало, потому что его связывает гемоглобин и превращается в оксигемоглобин. Ставшая артериальной кровь покидает альвеолы и по легочной вене направляется к сердцу.
Чтобы этот газообмен происходил постоянно, надо чтобы состав газов в легочных альвеолах был постоянным. Это постоянство и поддерживается легочным дыханием: избыток углекислого газа выводится наружу, а поглощенный кровью кислород возмещается кислородом из свежей порции наружного воздуха.
Человек дышит атмосферным воздухом, а точнее смесью газов. Выступление учеников - «химиков». Сообщение о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, проведение опыта по определению состава выдыхаемого воздуха. Ученик берет стакан с известковой водой и дует на нее в трубочку для коктейля. Вода должна помутнеть. Это доказывает, что в выдыхаемом воздухе содержится углекислый газ.
Учитель: О легочном дыхании поговорили, а теперь о тканевом дыхании. Оно происходит в капиллярах большого круга, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ. В тканях мало кислорода и поэтому происходит распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Кислород переходит в тканевую жидкость и там используется клетками для биологического окисления органических веществ. Выделяющаяся при этом энергия используется для процессов жизнедеятельности клеток и тканей. Углекислого газа в тканях скапливается много. Он поступает в тканевую жидкость, а из нее в кровь. Здесь углекислый газ частично захватывается гемоглобином, частично растворяется или химически связывается с солями плазмы крови. Венозная кровь уносит его в правое предсердие, затем в правый желудочек, а затем по легочной артерии- в легкие - круг замыкается. В легких снова кровь становится артериальной и вернувшись в левое предсердие, несет кровь в большой круг кровообращения.(демонстрация схемы в программе)
- Обобщение и систематизация новых знаний
Таким образом мы проследили с вами движение газов в организме человека при дыхании, это еще раз подтверждает взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем организма человека.
- попробуем ответить на проблемные вопросы ,поставленные в начале (1 мин.).
Физкультминутка
Упражнения для активизации мозгового кровообращения: встаньте , потянитесь и сделайте движение головой по 4 раза «да-да» и «нет-нет».
Упражнения для глаз: Не двигая головой, вращайте глазами сначала 10 раз по часовой стреле, затем 10 раз в обратную сторону. А затем то же, но с закрытыми глазами. Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх-вниз и вправо-влево по 10 раз. Посмотрите в окно вдаль, а затем на своего соседа. Улыбнитесь друг другу
- Закрепление нового материала
- Кроссворд - отгадывают в парах,
- ученики сами осуществляют проверку кроссвордов и выставляют оценки по десятибальной системе по количеству отгаданных слов.
- Рефлексия
Каждый подсчитывает количество заработанных баллов по следующим видам работы:
- проверка пройденного - максимум 6 баллов;
- подготовка материала к уроку и выступление в составе группы( по пятибальной системе) - максимум 5 баллов;
- работа с кроссвордом - максимум 10 баллов.
На листе оценки знаний ученик выставляет баллы, подсчитывает их сумму и ставит оценку, критерии оценки - на листе.
Итого максимум 21 балл.
19-21балл - "5"
17-18 баллов- "4"
13-16 баллов - "3".
На листе оценки - напишите о том, понравился ли урок, все ли было тебе понятно на уроке.
- Домашнее задание
Дифференцированное:1)параграф 27 изучить, ответы на вопросы на с.141 устно ( у кого за урок оценка "отлично");
2)параграф 27 изучить, ответы на вопросы и задание на с.141 устно ( у кого за урок оценка "хорошо");
3)параграф 27 изучить, задания 111,112 печатной в рабочей тетради
( у кого за урок оценка "удовлетворительно");
Приложение 1
Правильные ответы
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
1.Б - 1 балл | 1.Г - 1 балл | 1. Б -1 балл |
2.В - 1 балл | 2.А - 1 балл | 2 . В,Г,Е,Д, А,Б (точная последовательность) - 2 балла |
3.Б - 1балл | 3. Б,Г,Е (в любом порядке) - 2 балла | 3. 1-Г, 2-Ж, 3-Д, 4-А, 5-Е, 6-Б, 7-В - 3 балла |
4.Б,В - 2 балла | 4 . Б,В, А,Г(точная последовательность) - 2 балла | - |
5.В - 1 балл | - | - |
! Внимание!Если в сложном задании(оно выделено синим цветом в таблице правильных ответов) допущены ошибки , то за 1 ошибку снимается 1 балл, за 2 ошибки - 2 балла.
Приложение 2
Кроссворд
Вопросы: | ||||||||||||||
1.Узкая щель между легочной и пристеночной плеврой-плевральная … | ||||||||||||||
2.Во что одето каждое легкое? | ||||||||||||||
3.Главная функция дыхания | ||||||||||||||
4.Место входа вен, артерий, бронхов в легкие. | ||||||||||||||
5. Полость, где расположены обонятельные клетки. | ||||||||||||||
6. Легочный пузырек. | ||||||||||||||
7.Процесс, благодаря которому происходит обмен газов в легких. | ||||||||||||||
8. Вещество-переносчик кислорода к клеткам. | ||||||||||||||
9. Дыхание, происходящее в капиллярах большого круга кровообращения. | ||||||||||||||
10.Вид дыхания, обеспечивающего газообмен между воздухом и кровью. | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
3 |
| |||||||||||||
|
| 7 | ||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
2 |
|
|
| |||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
| 6 |
| ||||||||||
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
| 9 | ||||||||||
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
| |||||||||||||
|
| |||||||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
| |||||||||||||
| ||||||||||||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
Приложение 3
Ответы кроссворда
4 | |||||||||||||
3 | в | ||||||||||||
г | о | 7 | |||||||||||
а | р | д | |||||||||||
2 | з | о | и | ||||||||||
1 | п | о | л | о | с | т | ь | ф | |||||
л | о | а | 6 | ф | |||||||||
е | б | а | у | ||||||||||
в | м | л | з | ||||||||||
р | е | ь | и | 9 | |||||||||
а | 5 | н | о | с | о | в | а | я | т | ||||
е | к | ||||||||||||
о | а | ||||||||||||
8 | г | е | м | о | г | л | о | б | и | н | |||
а | е | ||||||||||||
в | |||||||||||||
10 | л | е | г | о | ч | н | о | е | |||||
е | |||||||||||||
Приложение 4
Лист оценки ____________________________________(Фамилия, Имя)
Каждый подсчитывает количество заработанных баллов по следующим видам работы:
- проверка пройденного(тест) - максимум 6 баллов - уже подсчитан соседом;
- подготовка материала к уроку и выступление в составе группы( по пятибальной системе) - максимум 5 баллов;
- работа с кроссвордом - максимум 10 баллов.
Итого максимум 21 балл.
19-21балл - "5"
17-18 баллов- "4"
13-16 баллов - "3".
На листе оценки - напишите о том, понравился ли урок, все ли было тебе понятно на уроке.
Тест по пройденному материалу (макс. 6 баллов)- выставляет сосед по парте | Подготовка материала к уроку и выступление в составе группы (макс. 5 баллов) | Работа с кроссвордом (макс.10 баллов) | Итого | Оценка |
Понравился ли тебе урок?_________________________________________
Что тебе понравилось на уроке?____________________________________
Что хотел бы изменить?_______________________
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения»
Задание 1
Выберите правильные ответы.
1. Значение дыхания для организма человека:
а) Обеспечение питательными веществами,
б) Охлаждение организма
в) Поглощение кислорода
г) Выделение паров воды
д) Выделение углекислого газа
е) Освобождение энергии
2. Вставьте пропущенные слова:
Дышать нужно через … (1). Носовая полость выстлана … (2), покрыта многочисленными … (3), которые задерживают … (4). Клетки носовой полости выделяют … (5), которая задерживают частички пыли и микробы.
3. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.
1. Трахея
2. Носовая полость
3. Гортань
4. Бронхи
5. Носоглотка
Задание 2
Используя текст учебника, заполните таблицу
Газ | Вдыхаемый воздух | Выдыхаемый воздух |
Кислород |
|
|
Углекислый газ |
|
|
Азот | 79% | 79% |
– Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Задание 3
Прочитайте статью в учебнике «Газообмен в легких»
1. Где происходит легочный газообмен?
Легочный газообмен происходит…
2. Какая кровь поступает в легочные капилляры?
В легочные капилляры поступает…
3. Что происходит с кровью в легочных капиллярах?
4. Какая кровь покидает легочные капилляры?
Легочные капилляры покидает…
Запишите вывод:
При газообмене в легких кровь в капиллярах легких малого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________ .
Задание 4. Заполните обобщающую таблицу
Вопросы для сравнения | В легких | В тканях |
Какая кровь в начале? | ||
Какой газ поступает в кровь? | ||
Какой газ выходит из крови? | ||
Какой стала кровь? | ||
В каком круге кровообращения это происходит? |
Выводы:
Задание 5. Заполните обобщающую таблицу
Вдох | Выдох | |
Возбуждение | ||
Межреберные мышцы | ||
Грудная клетка | ||
Диафрагма | ||
Объем легких | ||
Давление |
Увеличивается понижается центр выдоха
Расширяется плоская повышается
Куполообразная сужается сокращаются
Расслабляются центр вдоха уменьшается
Задание 7.
Расположите перечисленные ниже процессы в логической последовательности.
а) поступление кислорода к клеткам тела; б) поступление кислорода в тканевую жидкость; в) поступление воздуха в лёгкие; г) удаление воздуха из лёгких; д) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;
е) поступление углекислого газа в капилляры тканей; ж) перенос углекислого газа от тканей к лёгким, осуществляемый кровью; з) диффузия кислорода в капиллярах, расположенные в лёгких; и) перенос кислорода от лёгких к тканям, осуществляемый кровью.
_____________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения»
2 вариант
Задание 1
Выберите правильные ответы.
1. Значение дыхания для организма человека:
а) Обеспечение питательными веществами,
б) Охлаждение организма
в) Поглощение кислорода
г) Выделение паров воды
д) Выделение углекислого газа
е) Освобождение энергии
2. Вставьте пропущенные слова:
Дышать нужно через … (1). Носовая полость выстлана … (2), покрыта многочисленными … (3), которые задерживают … (4). Клетки носовой полости выделяют … (5), которая задерживает частички пыли и микробы.
3. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.
1. Трахея
2. Носовая полость
3. Гортань
4. Бронхи
5. Носоглотка
Задание 2
Используя текст учебника, заполните таблицу
Газ | Вдыхаемый воздух | Выдыхаемый воздух |
Кислород |
|
|
Углекислый газ |
|
|
Азот | 79,03 | 79,07 |
– Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Задание 3
1. Почему в тканях мало кислорода?
В тканях мало кислорода, потому что…
2. Что происходит с кровью при тканевом дыхании?
Запишите вывод:
При тканевом дыхании кровь в капиллярах тканей большого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________ .
Задание 4
Заполните обобщающую таблицу
Вопросы для сравнения | В легких | В тканях |
Какая кровь в начале? | ||
Какой газ поступает в кровь? | ||
Какой газ выходит из крови? | ||
Какой стала кровь? | ||
В каком круге кровообращения это происходит? |
Выводы:
Задание 5.
Заполните обобщающую таблицу.
Вдох | Выдох | |
Возбуждение | ||
Межреберные мышцы | ||
Грудная клетка | ||
Диафрагма | ||
Объем легких | ||
Давление |
Увеличивается понижается центр выдоха
Расширяется плоская повышается
Куполообразная сужается сокращаются
Расслабляются центр вдоха уменьшается
Задание 6.
Расположите перечисленные ниже процессы в логической последовательности.
а) поступление кислорода к клеткам тела; б) поступление кислорода в тканевую жидкость; в) поступление воздуха в лёгкие; г) удаление воздуха из лёгких; д) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;
е) поступление углекислого газа в капилляры тканей; ж) перенос углекислого газа от тканей к лёгким, осуществляемый кровью; з) диффузия кислорода в капиллярах, расположенные в лёгких; и) перенос кислорода от лёгких к тканям, осуществляемый кровью.
_____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии в 8 классе по теме "Газообмен в легких и тканях"
УМК Н.И. Сонин...
Урок по биологии "Газообмен в легких и тканях"
Разъяснить, как происходит газообмен в лёгких и тканях, значение этих процессов, разъяснить механизм вдоха и выдоха используя принцип интеграции....
Методическая разработка урока по теме "Газообмен в легких. Дыхательные движения"
Методическаяразработка урока по биологии 8 класс с применением ИКТ...
Методическая разработка урока по теме "Газообмен в легких. Дыхательные движения"
Методическая разработка урока по линии УМК Н.И. Сонина 8 класс...
Методическая разработка урока по теме "Газообмен в легких. Дыхательные движения"
Методическая разработка урока по линии УМК Н.И. Сонина 8 класс...
Тема урока: Строение и функции легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.
Разработка открытого урока по анатомии в в 8 классе....
Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
•Значительное влияние на дыхательный центр осуществляет химический состав крови, особенно его газовый состав. Например, накопление углекислого газа в крови раздражает хеморецепторы и рефлекторно возбу...