Программа элективного курса по биологии 10 класс.
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по биологии для 10 класса «Эволюционные аспекты в биологии». 1час в неделю, 35 часов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса по биологии для 10 класса
«Эволюционные аспекты в биологии»
1час в неделю, 35 часов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса составлена на основе пособий для подготовки к единому государственному экзамену (Ростов на Дону, Феникс, 2010 г.), программы элективных курсов по биологии для 10-11 классов(В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М.: Дрофа, 2006).
Программа предусматривает углубление и систематизацию теоретических и практических знаний по вопросам онтогенеза и филогенеза организмов с интеграцией знаний по цитологии, генетике. Эмбриологии и эволюционной теории.
Курс «Эволюционные аспекты в биологии» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся об эволюции живых организмов, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (клеточном, тканевом, системно-органном). Формирование представлений о целостности живых организмов, особенностях их функционирования и эволюции основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в 6-9 классах.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, конференций, дискуссий, диспутов и др. применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает развитие практических умений учащихся.
Цель курса
Углубить и интегрировать знания по цитологии, генетике, эмбриологии и эволюционной теории .
Задачи курса
- Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.
- Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.
- Развить умения анализировать. Сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- Химический состав клеток;
- Особенности строения прокариотической и эукариотической клеток
- Сходство и различие строении клеток растений. Животных и грибов;
- Особенности неклеточных форм жизни;
- Строение, происхождение, функции растительных тканей;
- Строение, происхождение, функции животных тканей;
- Внешнее и внутреннее строение. Видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений;
- Строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных;
- Основные процессы жизнедеятельности растений и животных
Учащиеся должны уметь:
- Сравнивать различные биологические объекты и процессы, делать выводы на основе сравнения;
- Распознавать и описывать основные части и органоиды клеток, органы цветковых растений, органы и системы органов животных
- Делать выводы о направлении эволюционных изменений у растений и животных;
- Схематично изображать строение органов и систем органов;
- Изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
- Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети интернет;
- Составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ
с помощью коэффициента усвоения К
К = А:Р, где А – число правильных ответов в тесте
Р – общее число ответов
Коэффициент К | Оценка |
0,9-1 | «5» |
0,8-0,89 | «4» |
0,7-0,79 | «3» |
Меньше 0,7 | «2» |
ОЦЕНКА РЕФЕРАТОВ ПО БИОЛОГИИ
Основные критерии оценки
оценка | Оформление реферата | Содержание реферата | Речевое оформление | Грамотность |
«5» | 1. Титульный лист оформлен в соответствии с требованиями (приложение) 2. Наличие плана 3. В тексте имеются ссылки на авторство 4. Наличие списка использованной литературы в соответствии с правилами библиографии. | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Стройный по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей. 4. Объем реферата 10-12 листов | 1. Написан правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию. 2. В реферате допускается незначительная неточность в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: одна орфографическая. Или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка |
«4» | 1. Оформление в основном соответствует требованиям, но нарушен один из 4-х пунктов требований. | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы) 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли. | 1. Написан правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию. 2.достоверно: 2-3 неточности в содержании, не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические, или 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. Оформление не соответствует выше перечисленным требованиям. | 1. В главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему. 2. допущены отклонения от темы или имеются отдельные ошибки в изложении фактического материала. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. | 1. Стиль работы отличается единством, обнаруживается владение основами письменной речи. 2.Допускается: не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. |
Тематическое планирование элективного курса по биологии для 10 класса
«Эволюционные аспекты в биологии»
1час в неделю, 35 часов.
№ | Тема занятия | Оборудование | Контроль знаний | Дата по плану/по факту |
Раздел 1. Эволюционные аспекты на клеточном уровне. (6 часов) | ||||
| Многообразие организмов живой природы. Современная классификация организмов. | решение тестов. | ||
2 | Положения клеточной теории в соответствии с современными представлениями. | решение тестов. | ||
3 | Транспорт веществ в клетке. Способы пассивного и активного транспорта. | решение тестов. | ||
4 | Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот. | решение тестов. | ||
5 | Микроскопическое строение тканей. Ткани растений и животных. | решение тестов. | ||
6 | Деление клеток: митоз, мейоз, амитоз. Клеточный цикл. | решение тестов. | ||
Раздел 2. Эволюционные аспекты на организменном уровне. (17 часов) | ||||
7 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | решение тестов. | ||
8 | Жизненные циклы растений. | решение тестов. | ||
9 | Жизненные циклы голосеменных растений. | задания на составление циклов | ||
10 | Жизненные циклы покрытосеменных растений. | задания на составление циклов | ||
11 | Решение заданий по составлению жизненных циклов растений. | задания на составление циклов | ||
12 | Царство Животные. Эволюция и филогения. | решение тестов. | ||
13 | Эволюция опорно-двигательной системы. | решение тестов. | ||
14 | Эволюция покровов тела, способов передвижения животных. | решение тестов. | ||
15 | Эволюция пищеварительной системы. | решение тестов. | ||
16 | Эволюция строения кровеносной системы. | решение тестов. | ||
17 | Эволюция строения органов дыхательной системы. | решение тестов. | ||
18 | Нервная система. Типы нервных систем у животных. | решение тестов. | ||
19 | Эволюция органов выделения и размножения. | решение тестов. | ||
20 | Циклы развития животных. | задания на составление циклов | ||
21 | Решение заданий на выявление эволюционных усложнений в строении животных. | Решение заданий | ||
22 | Решение заданий на сравнение животных разных систематических категорий. | Решение заданий | ||
23 | Решение заданий на установление правильной последовательности биологических процессов и явлений. | Решение заданий | ||
Раздел 3. Эволюционные аспекты на молекулярном уровне. (12 часов) | ||||
24 | Биологические макромолекулы: строение белков. | решение тестов | ||
25 | Биологические макромолекулы: свойства и функции белков. | решение тестов | ||
26 | Биологические макромолекулы: строение, свойства и функции углеводов. | решение тестов | ||
27 | Биологические макромолекулы: строение, свойства и функции жиров. Липоиды. | решение тестов | ||
28 | Дезоксирибонуклеиновая кислота. Современная модель строения ДНК. Функции ДНК. | решение тестов | ||
29 | Рибонуклеиновая кислота. Виды РНК, их строение и функции. | решение тестов | ||
30 | Решение заданий на построение ДНК и РНК по правилу комплементарности. | Решение заданий | ||
31 | Биосинтез белка: транскрипция. Решение задач на построение м-РНК. | Решение заданий | ||
32 | Биосинтез белка: трансляция. Решение задач на построение т-РНК и последовательности АК в белке. | Решение заданий | ||
33 | Решение заданий на поиск соответствия между термином и определением. | Решение заданий | ||
34 | Решение заданий ЕГЭ частиС. | Решение заданий | ||
35 | Решение заданий на выявление эволюционных усложнений в строении живых организмов. | Решение заданий | ||
Литература.
- Биология. 10-11 классы: элективные курсы/ авт.-сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2008г
- Программы элективных курсов. Биология. 10-11 класс. Профильное обучение. В.И. Сивоглазов, И. Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2006г
- Остерман Л. А. Биологические макромолекулы.- М.: ФАЗИС,1996г
- Чуб В.В. Жизненные циклы растений: Методическое пособие для учащихся. – М.: Фазис, 1993г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"
Программа элективного курса «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...
Программа Элективного курса по биологии За здоровый образ жизни Ступень обучения (класс) 8 класс
Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности.Темы курса дают учащимся определенные знания об опасных ...
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....
Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс. "Современные теории биологии".
Курс рассчитан на 17 часов....
рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"
Программа разработана с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы» Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...