Методичесок пособие "Решение задач с использованием таблицы генетического кода"
презентация урока для интерактивной доски по биологии (10 класс) на тему

Фунтова Ирина Геннадьевна

Решение задач с использованием таблицы генетического кода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_belok_funtova_-_posobie.ppsx1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач с использованием таблицы генетического кода Фунтова Ирина Геннадьевна, учитель биологии

Слайд 2

Повторение: Какие процессы описаны в данной схеме? Как они взаимосвязаны?

Слайд 3

В одной цепи молекулы ДНК следующая последовательность нуклеотидов : ТТАААЦЦАТТТГ . Используя принцип комплементарности, постройте вторую цепь и и - РНК , комплементарную ей. - Т - Т – А - А - А – Ц - Ц - А - Т - Т – Т – Г - I I I I I I I I I I I I - А – А - Т - Т - Т - Г – Г – Т – А - А – А – Ц - (ДНК) -У – У – А – А – А – Ц – Ц – А - У – У –У – Г- ( и- РНК)

Слайд 4

Таблица генетического кода (и-РНК)

Слайд 5

Основные типы задач, решение которых предполагает использование таблицы генетического кода Построение молекулы и-РНК, антикодонов т-РНК и последовательности аминокислот в белке Определение структуры т-РНК и переносимой ею аминокислоты Определение аминокислотной последовательности в белке до и после изменений в ДНК Краткая теория Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Задача 5 Задача 6 Задача 8 Задача 7 Завершить работу Краткая теория Информационные источники самостоятельно: самостоятельно:

Слайд 6

нуклеотиды и-РНК комплементарны нуклеотидам ДНК; вместо тимина ДНК во всех видах РНК записывается урацил ; нуклеотиды и-РНК пишутся подряд, без запятых , т. к. имеется в виду одна молекула; кодон и-РНК комплементарен антикодону т-РНК антикодоны т-РНК пишутся через запятую , т. к. каждый антикодон принадлежит отдельной молекуле т-РНК; Основной теоретический материал Построение молекулы и-РНК, антикодонов т-РНК и последовательности аминокислот в белке

Слайд 7

аминокислоты находим по таблице генетического кода; аминокислоты в белке пишутся через дефис , т. к. имеется в виду, что они уже соединились и образовали первичную структуру белка; 3 нуклеотида =1 триплет (кодон) = 1 аминокислота = 1 т-РНК Основной теоретический материал Построение молекулы и-РНК, антикодонов т-РНК и последовательности аминокислот в белке

Слайд 8

аминокислоты находим по таблице генетического кода; аминокислоты в белке пишутся через дефис , т. к. имеется в виду, что они уже соединились и образовали первичную структуру белка; 3 нуклеотида =1 триплет (кодон) = 1 аминокислота = 1 т-РНК Основной теоретический материал Построение молекулы и-РНК, антикодонов т-РНК и последовательности аминокислот в белке

Слайд 9

Задача 1. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность А-Ц-Г-Т-Т-Г-Ц-Ц-Ц-А-А-Т . Определите последовательность нуклеотидов и-РНК, антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот в синтезируемом белке.

Слайд 10

и-РНК строим комплементарно ДНК; антикодоны т-РНК комплементарны кодонам и-РНК; аминокислоты находим по кодонам и-РНК, используя таблицу генетического кода. Основные этапы решения задачи. План рассуждений.

Слайд 11

фрагмент цепи ДНК: А-Ц-Г-Т-Т-Г-Ц-Ц-Ц-А-А-Т кодоны и-РНК: У-Г-Ц-А-А-Ц-Г-Г-Г-У-У-А антикодоны т-РНК А-Ц-Г,У-У-Г,Ц-Ц-Ц,А-А-У Основные этапы решения задачи. Оформление.

Слайд 12

фрагмент цепи ДНК: АЦГ-ТТГ-ЦЦЦ-ААТ кодоны и-РНК: УГЦ-ААЦ-ГГГ-УУА антикодоны т-РНК АЦГ,УУГ,ЦЦЦ, ААУ Основные этапы решения задачи. Краткое оформление.

Слайд 13

кодоны и-РНК: УГЦ-ААЦ-ГГГ-УУА

Слайд 14

Таблица генетического кода (и-РНК)

Слайд 15

последовательность аминокислот в белке: цис- асн - гли - лей (кодоны и-РНК: УГЦ -ААЦ- ГГГ - УУА ) Основные этапы решения задачи. Определение аминокислот по таблице генетического кода.

Слайд 16

Задача 2. Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка фен-глу-мет . Определите, пользуясь таблицей генетического кода, возможные триплеты ДНК, которые кодируют этот фрагмент белка

Слайд 17

Триплеты и-РНК: Фен-Глу-Мет Фен – УУУ или УУЦ Глу – ГАА или ГАГ Мет - АУГ Находим триплеты ДНК: Фен – ААА или ААГ Глу – ЦТТ или ЦТЦ Мет - ТАЦ Основные этапы решения задачи. Решение задачи. Оформление.

Слайд 18

Триплеты и-РНК: Фен-Глу-Мет Фен – УУУ или УУЦ Глу – ГАА или ГАГ Мет - АУГ Находим триплеты ДНК: Фен – ААА или ААГ Глу – ЦТТ или ЦТЦ Мет - ТАЦ Основные этапы решения задачи. Решение задачи. Оформление.

Слайд 19

Задача 3. В биосинтезе белка участвовали т-РНК с антикодонами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУА, ЦГУ. Определите структуру двухцепочечного участка молекулы ДНК, несущего информацию о синтезируемом полипептиде, и последовательность аминокислот в нем.

Слайд 20

Фрагмент первой цепи ДНК Фрагмент второй цепи ДНК Последователь- ность аминокислот, кодируемая этим участком Ответ: ТТА-ГГЦ-ЦГЦ-АТА-ЦГТ ААТ-ЦЦГ-ГЦГ-ТАТ-ГЦА асп -про-ала-тир-ала Балов за верный ответ 1 балл 1 балл 1 балл Ответы на задачу № 3

Слайд 21

Задача 4. Матрицей для синтеза белка послужил фрагмент и-РНК, имеющий последовательность АУГ-ГЦУ-ААА-ЦЦГ . Определите антикодоны т-РНК, участвовавшие в трансляции, первичную структуру синтезированного белка и последовательность нуклеотидов в гене, кодирующем данный белок.

Слайд 22

Антикодоны т-РНК Первичная структура синтезирован-ного белка Последователь-ность нуклеотидов в гене, кодирующем участок белка Ответ: УАЦ, ЦГА, УУУ, ГГЦ мет-ала-фен-про ТАЦ-ЦГА-ТТТ-ГГЦ Балов за верный ответ 1 балл 1 балл 1 балл Ответы на задачу № 4

Слайд 23

т-РНК синтезируются прямо на матрице ДНК по принципу комплементарности и без участия и-РНК (обычно это указывается в условии задачи); чтобы узнать, какую аминокислоту переносит т-РНК, необходимо построить кодон и-РНК ; по кодону и-РНК с помощью таблицы генетического кода определяем аминокислоту ; указанный в условии триплет т-РНК является антикодоном. Определение структуры т-РНК и переносимой ею аминокислоты

Слайд 24

т-РНК синтезируются прямо на матрице ДНК по принципу комплементарности и без участия и-РНК (обычно это указывается в условии задачи); чтобы узнать, какую аминокислоту переносит т-РНК, необходимо построить кодон и-РНК ; по кодону и-РНК с помощью таблицы генетического кода определяем аминокислоту ; указанный в условии триплет т-РНК является антикодоном. Определение структуры т-РНК и переносимой ею аминокислоты

Слайд 25

Задача 5. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК - матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезировался участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГЦ-ГАЦ-ГТГ-ГТЦ-ГАА . Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту , которую будет переносить эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Ответ поясните.

Слайд 26

1) Находим последовательность нуклеотидов участка центральной петли т-РНК: участок ДНК: ЦГЦ-ГАЦ-ГТГ-ГТЦ-ГАА т-РНК: ГЦГ-ЦУГ- ЦАЦ -ЦАГ-ЦУУ 2) Подчеркнутый триплет по условию задачи соответствует антикодону. Антикодон т-РНК: ЦАЦ . Ему соответствует кодон и-РНК: ГУГ . 3) По таблице генетического кода находим аминокислоту: вал. Основные этапы решения задачи. План рассуждений. Оформление.

Слайд 27

1) Находим последовательность нуклеотидов участка центральной петли т-РНК: участок ДНК: ЦГЦ-ГАЦ-ГТГ-ГТЦ-ГАА т-РНК: ГЦГ-ЦУГ- ЦАЦ -ЦАГ-ЦУУ 2) Подчеркнутый триплет по условию задачи соответствует антикодону. Антикодон т-РНК: ЦАЦ . Ему соответствует кодон и-РНК: ГУГ . 3) По таблице генетического кода находим аминокислоту: вал. Основные этапы решения задачи. План рассуждений. Оформление.

Слайд 28

Задача 6. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК - матрице . Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезировался участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АТА­ГЦТ­ГАА- ЦГГ-АЦТ . Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту , которую будет переносить эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Ответ поясните.

Слайд 29

Ответ: 1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: УАУ-ЦГА-ЦУУ-ГЦЦ-УГА; 2) нуклеотидная последовательность антикодона ЦУУ (третий триплет) соответствует кодону на и-РНК: ГАА ; 3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота глу , которую будет переносить данная т-РНК Условие: Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК - матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезировался участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АТА­ГЦТ­ГАА- ЦГГ-АЦТ

Слайд 30

Ответ: 1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: УАУ-ЦГА-ЦУУ-ГЦЦ-УГА; 2) нуклеотидная последовательность антикодона ЦУУ (третий триплет) соответствует кодону на и-РНК: ГАА ; 3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота глу , которую будет переносить данная т-РНК Условие: Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК - матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезировался участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АТА­ГЦТ­ГАА- ЦГГ-АЦТ

Слайд 31

Оцените себя: 0 ошибок – 3 балла 1 ошибка – 2 балла 2 ошибки – 1 балл

Слайд 32

Задача 7. С какой последовательности аминокислот начинается белок, если он закодирован такой последовательностью нуклеотидов: ГАЦ-ЦГА-ТГТ-АТГ-АГА. Каким станет начало цепочки, если под влиянием облучения четвертый нуклеотид окажется выбитым из молекулы ДНК? Как это отразится на свойствах синтезируемого белка?

Слайд 33

1) Исходная ДНК: ГАЦ-ЦГА-ТГТ-АТГ-АГА и-РНК: ЦУГ-ГЦУ-АЦА-УАЦ-УЦУ последовательность аминокислот: лей-ала-тре-тир-сер Основные этапы решения задачи. План рассуждений. Оформление.

Слайд 34

2) Оставшаяся последовательность будет на один нуклеотид короче, поэтому последний триплет будет неполным. Значит, и последовательность аминокислот будет короче на одну аминокислоту. Измененная (мутантная) ДНК: ГАЦ-ГАТ-ГТА-ТГА-ГА и- РНК: ЦУГ-ЦУА-ЦАУ-АЦУ-ЦУ последовательность аминокислот: лей-лей-гис-тре- … Основные этапы решения задачи. План рассуждений. Оформление.

Слайд 35

3)Первичная структура белка изменилась (изменилось число аминокислот и их последовательность), что отразится на пространственной структуре молекулы, а значит, и на ее свойствах и функциях. Основные этапы решения задачи. План рассуждений. Оформление.

Слайд 36

Задача 8. В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота треонин ( тре ) заменилась на глутамин ( глн ). Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мутированного белка и фрагмент мутированной и-РНК, если в норме и-РНК имеет последовательность: ГУЦ-АЦА­ГЦГ-АУЦ-ААУ . Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Слайд 37

1) и-РНК: ГУЦ−АЦА-ГЦГ- АУЦ-ААУ ; нормальный белок: …………………………………….. ; 2) После мутации фрагмент молекулы белка будет иметь состав: ……………………………….. ; 3) Глутамин кодируется двумя кодонами …… и ……. , следовательно, мутированная и-РНК будет …………………..….. или …………………….…….. Скорее всего произошла ………………………………… ............................, т.е. ….поменялись с …. — триплет …….. превратился в ……. и тогда мутированная и-РНК будет: ……………………… Основные этапы решения задачи. План рассуждений.

Слайд 38

1) и-РНК: ГУЦ−АЦА-ГЦГ- АУЦ-ААУ ; нормальный белок: вал-тре-ала-иле-асн ; 2) После мутации фрагмент молекулы белка будет иметь состав: вал-глн-ала-иле-асн ; 3) Глутамин кодируется двумя кодонами ЦАА и ЦАГ , следовательно, мутированная и-РНК будет ГУЦ− ЦАА −ГЦГ−АУЦ−ААУ или . ГУЦ− ЦАГ −ГЦГ−АУЦ−ААУ Скорее всего произошла инверсия — поворот нуклеотидов на 180°, т.е. А поменялись с Ц — триплет АЦА превратился в ЦАА и тогда мутированная и-РНК будет: ГУЦ− ЦАА −ГЦГ−АУЦ−ААУ

Слайд 39

1) и-РНК: ГУЦ−АЦА-ГЦГ- АУЦ-ААУ ; нормальный белок: вал-тре-ала-иле-асн ; 2) После мутации фрагмент молекулы белка будет иметь состав: вал-глн-ала-иле-асн ; 3) Глутамин кодируется двумя кодонами ЦАА и ЦАГ , следовательно, мутированная и-РНК будет ГУЦ− ЦАА −ГЦГ−АУЦ−ААУ или . ГУЦ− ЦАГ −ГЦГ−АУЦ−ААУ Скорее всего произошла инверсия — поворот нуклеотидов на 180°, т.е. А поменялись с Ц — триплет АЦА превратился в ЦАА и тогда мутированная и-РНК будет: ГУЦ− ЦАА −ГЦГ−АУЦ−ААУ

Слайд 40

Оцените себя: 0 ошибок – 3 балла 1 ошибка – 2 балла 2 ошибки – 1 балл

Слайд 41

Таблица генетического кода (и-РНК)

Слайд 42

Список использованных источников https://ru.wikipedia.org/wiki – Таблица генетического кода; http://bio. reshuege . ru – Задачи по цитологии С5; http://ege-study.ru/materialy-ege/podborka-zadanij-po-citologii - Д. А. Соловков, ЕГЭ по биологии, задача С5. Подборка заданий по цитологии; http://keramikos.ru/table.php?ap=table1000304 – Задание С5. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой; http://www.myshared.ru/slide/357298 - Решение задач части С5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение таблиц в текстовом редакторе. Использование таблиц для решения задач.

Вашему вниманию представляю интегрированный урок информатики и математики. Проведение интегрированных уроков в учебном процессе способствует развитию межпредметные связи, где информатика выступает...

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....

Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»

Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...

Решение задач с использованием электронных таблиц Excel (9 класс к учебнику Л. Л. Босова)

Решение задач с использованием электронных таблиц Excel (9 класс к учебнику Л. Л. Босова)Цели урока:образовательные — обобщение и систематизация знаний по теме «Обработка числовой информации»Задачи:1....

Презентация "Решение задач с использованием таблицы генетического кода"

Ресурс содержит презентацию с основным материалом по теме «Решение задач на синтез белка с использованием таблицы генетического кода»: повторение теоретических вопросов синтеза белка, разбор основных ...

Таблица генетического кода

Таблица генетического кода...

Как пользоваться таблицей генетического кода

Данная презентация используется для обучения учащихся работе с таблицей генетического кода....