Мероприятие по экологии "День птиц"
классный час по биологии (6, 7, 8 класс) на тему

Данное мероприятие можно использовать при проведении недели экологии и биологии в 6-8 классах, посвященное Дню Птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_ptits.belyaeva_g.a.docx145.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное

 учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное

Питерского района Саратовской области».

        AN02097_

AN02097_

        

                                                                   Автор

 учитель экологии высшей категории МОУ

«СОШ с.Запрудное»

 Беляева Г.А

         Каждый год в конце марта я со школьниками провожу праздник «День птиц».

Готовясь к празднику, можно организовать для ребят конкурсы на лучший птичий домик, кормушку. Провести конкурс фотографий, рисунков и рассказов. Старшим школьникам предложить написать рефераты на темы: «Наши зимующие птицы», «Птицы, занесённые в Красную книгу Саратовской области», «Особенности поведения птиц» и т.д. Провести с ребятами беседы о жизни птиц, познакомить с их голосами (аудиозапись).

Зал оформляется следующими плакатами:

«Ребята, любите и охраняйте птиц!»

«Птицы –  друзья  леса, сада, огорода!»

«Школьники, готовьтесь к встрече пернатых друзей!» и др.

На стендах – плакаты с изображением птиц, самодельные таблицы «Клювы птиц», «Лапы птиц», «Птицы в полёте», «Значение птиц в жизни человека», чертежи и образцы скворечников и дуплянок, различные типы кормушек (приложение).

Сцена украшена силуэтами елей, берёз. На сцену выходят ведущие и несколько ребят.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Поздравляем вас с весенним праздником – Днём птиц!

1-й школьник: Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Несомненно, что первые мысли о полёте  появились у людей при взгляде на птиц.

Ведущий: Свою любовь к птицам мы доказали большой подготовкой ко Дню птиц.

Школьница: Мы выпустили стенгазеты о птицах, плакаты, изготовили и развесили скворечники, синичники, дуплянки.

Ведущий: Помните ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц!

Школьник: Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, которые съедают около четверти всего урожая, обгрызают плодовые деревья в саду.

Школьница: Пусть прилетят, чтоб торопливо

 С утра до ночи хлопотать,

 Я двум скворцам приют счастливый

 Хочу до осени создать.

 Быть может, им на чужбине снился

 Мой домик среди ветвей густых.

 Пусть доброе гостеприимство

 В краю знакомом встретит их.

Школьник:         Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый скворец.

На сцену поднимаются ребята в костюмах, изображающих разных птиц.

Ведущий: Мы рады, что к нам на праздник прилетели пернатые друзья.

Грач: Мы спешили к вам, ребята, на праздник. Весна идёт. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнёзда, высиживать и растить птенцов.

Дятел: Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жильё.

Мухоловка-пеструшка: У меня клюв не такой крепкий, как у дятла. Я обязательно поселюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по триста мух и комаров. Хотя я очень маленькая, но аппетит у меня хороший.

Сова: А я съедаю за ночь семь – восемь мышей. Только одна моя семья уничтожает за год десять тысяч мышей.

Синица: Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых и, если бы не вы, мы умерли бы от голода. Спасибо вам за птичьи «столовые».

Скворец: Мы поедаем много майских жуков, слизней и других вредных насекомых.

Школьник: Несётся клич

  Во все концы:

  - Весна пришла!

  Добро пожаловать, скворцы!

Снегирь: Меня все знают! Всю зиму я прокормился в ваших краях рябиной и семенами растений, а теперь улетаю на север. До будущего снега!

Грач:  Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огороду, полю – врач,

Глянцевитый чёрный грач.

Кукушка: Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука.

Школьница: Кукушка, ты нам дорога! Уничтожаешь гусениц мохнатых и охраняешь леса и поля.

Школьник: Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране –

Встречай любовно стаи птичьи,

Всем сердцем радуясь весне.

Ребята вместе: Берегите птиц! Птицы - наши верные друзья!

Ведущий:  А теперь, ребята, проведём викторину и посмотрим, кто знает очень много о птицах. (За правильный ответ выдаётся силуэт птицы. Победитель тот, у кого окажется большее количество силуэтов. Победителю вручается приз.)

  1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
  2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
  3. Какие птицы ночуют зарываясь в снегу? (Тетерева, рябчики)
  4. Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)
  5. Какая птица наших хвойных лесов самая маленькая? (Королёк)
  6. Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут)
  7. У каких птиц самцы красные, а самки зелёные (У клестов)
  8. Чем гнездо сороки отличается от гнезда вороны? (У сороки гнездо плоское, а  у вороны  -  круглое с крышкой)
  9. Какие птицы устраивают гнёзда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок)
  10. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)
  11. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)
  12. Где гнездятся скворцы? (В дуплах, в скворечниках)
  13.  Какая птица резко меняет весной цвет своего оперения? (Белая куропатка)
  14. У каких птиц поют самцы и самки? (У снегиря)
  15. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)
  16. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечётки, снегири)
  17. Какая певчая птица – хищник? (Сорокопут)
  18. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
  19. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных)
  20. У каких летающих птиц самый большой размах крыльев? (Альбатрос и кондор.)

Ведущий: А теперь, ребята, давайте немного поиграем. Игра называется «Не сорока, не ворона…»

Ребята делятся на две команды. У ведущего карточки с изображением птиц. Например, для первой команды – снегирь, аист, удод, воробей, пингвин, чайка, зяблик, сорока; для второй – голубь, дятел, сова, кукушка, страус, синица, глухарь, ворона. Ведущий подходит к любому игроку команды – соперницы, показывает первую картинку и говорит:

«Не сорока, не ворона и не чайка.

А какая это птица? Отгадай-ка!»

Ответ игрока должен быть полным: «Не сорока, не ворона, а снегирь!»

Назвал птицу правильно – команде – очко, не узнал птицу – проси помощи у своей команды: не теряя времени, возьми за руку того, кто ответит за тебя. Если товарищ ответил без промедления, команда получает пол-очка, нет – пол-очка сгорает.

Для другой команды игроков слова такие:

«Не сорока, не ворона, не синица.

Так скажи-ка, как зовётся эта птица!»

Ведущий обращается поочерёдно то к одной команде, то к другой, показывая картинки разным игрокам.

Следующее задание по таблицам «Клювы птиц», «Лапы птиц».

Ведущий: Рассмотри рисунки и

  1. Выбери клювы и лапы хищных птиц. Назови их номера. Объясни свой выбор.
  2. Выбери клювы зерноядных птиц. Объясни свой выбор. Назови их номера.
  3. Какие лапы принадлежат водоплавающим птицам. Объясни свой выбор. Назови их номера.

Лапы птиц

птица

Клювы птиц

клювы


Отгадай загадки:

  1. Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это - … (птица)

  1. Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

3. У меня ходули – не страшит болото.

     Лягушат найду ли – вот моя забота. (Цапля)

4. Явился в жёлтой шубке -

    Прощайте, две скорлупки. (Цыплёнок)

Следующее задание: По записи голосов птиц определить, чей это голос.

Ведущий: А теперь, ребята, давайте составим схему «Значение птиц в жизни человека».

                                                      мясо

                                                      яйцо

                   Объект охоты              пух

                                                      перо

                             Ч

П                 домашние птицы

Е

Т                 защитники урожая                  поедают насекомых

        Уничтожают грызунов        Л

И

О

Ц                 декоративные

                     певчие птицы         доставляют удовольствие        В

Ы

Е

                                                                                                                 К

Ведущий: Определить по плакату «Птицы в полёте», какие птицы изображены на рисунках.

Полёт


Ведущий: Теперь ребята я хочу показать вам различные типы кормушек и подарить памятки.

Памятка «Как правильно изготовить гнездовье».

1. Берите для домика доски толщиной примерно 2 см. Фанера не годится.

2. Ту сторону досок, которая будет внутри домика, строгать не надо. Иначе птицам трудно будет выбираться из домика.

3. Сколачивая домик, сначала прибивайте к дну боковые стенки, потом накладывайте и прибивайте переднюю и заднюю стенки, затем надевайте крышку. Не оставляйте в домике щелей.

4. Вход в домик называют летком. Никаких палочек под летком прибивать не надо.

5. Взрослые помогут вам повесить домик в подходящем месте.

6. Разместите его на высоте 3-5 метров. Прибивать домик к дереву гвоздями нельзя. Домик  привязывают проволокой или укрепляют на планке в развилке дерева.

крышка

Втулка крыши

дно

Передняя и задняя стенки

Бок (2)

Скворечник

220*190

150*150

150*150

300*190

300*150

Синичник

180*140

100*100

100*100

250*140

205*100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие " Позаботимся о птицах"

Внеклассное мероприятие можно использовать на классных часах, в качестве экологического мероприятия....

Внеклассное мероприятие "Экологические группы птиц"

В презентации показаны основные экологические группы птиц по способу питания. Презентация может использоваться в урочной и внеурочной деятельности....

Сценарий мероприятия "Всё о птицах"

Сценарий внеклассного занятия кружка эколого-биологической направленности "Юный натуралист" на 1 апреля День птиц!...

Сценарий мероприятия «Удивительный мир птиц»

Мероприятие посвящённое «Дню птиц» проведено для обучающихся экологического кружка «Родничок» (все группы)...

Внеклассное мероприятие, викторина День птиц

Очень интересная и занимательная викторина о братьях наших меньших о птицах. Интересные конкурсы и вопросы, а также мини проектная работа - сделай кормушку....

Тематическое мероприятие «Знатоки зимующих птиц».

Занятие проходится в форме игры, дети делятся на 2 команды с равным количеством участников, выбирается жюри. Возраст учащихся 9-10 лет....