Открытый урок "Зеленая школа"
план-конспект занятия по биологии (6 класс) на тему
Урок обобщения и систематизации знаний, комплексного применения межпредметных знаний.
Форма урока: игра – конкурс.
Цели:
- усвоение знаний и способов действий в комплексе межпредметных знаний: биология, экология, литература, география, история;
- выработка умений самостоятельного применения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zelenaya_shkola.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения: 14.11.2013 год Учитель Саченко О.А.
Класс 6В
Тема урока «Зеленая школа»
Урок обобщения и систематизации знаний, комплексного применения межпредметных знаний.
Форма урока: игра – конкурс.
Цели:
- усвоение знаний и способов действий в комплексе межпредметных знаний: биология, экология, литература, география, история;
- выработка умений самостоятельного применения знаний.
Задачи:
Образовательные:
1.обобщение знаний по теме «Органы цветковых растений»,
2. знание биологических особенностей деревьев и кустарников средней полосы России,
3. формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся сложной экосистемы, развитие которой оказывается во все большой зависимости от человека.
Развивающие: развитие представлений учащихся о взаимосвязи живых организмов.
Воспитательные: воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
Методы:
Познавательная игра;
Обобщение;
Проблемно – поисковый;
Практический;
Групповой деятельности;
Рефлексия деятельности.
Этапы урока:
Организационный момент ( приветствие, представление гостей, представление жюри).
Основная часть – игра – конкурс.
Подведение итогов игры: награждение участников, активных болельщиков.
Подготовка и оформление.
Команды, готовясь к игре, оформляют эмблемы в соответствии с выбранным названием, выпускают «экзаменационную работу» — газету — призыв в защиту выбранного ими дерева или кустарника, где представляют его, рассказывают о его значимости и пользе. С содержанием газеты заранее знакомятся члены жюри, команда противника и зрители. Также заранее дети готовятся и к поэтическому конкурсу, подбирая и записывая стихи, в которых говорится о деревьях и кустарниках нашей средней полосы.
В зале устанавливают столы, за которыми будут сидеть играющие команды и члены жюри. Готовят места для гостей и зрителей. Заранее заготавливается «наградный» материал, который будет вручаться болельщикам за правильный ответ. Это осенний лист. Аттестаты будут вручаться по окончании Зеленой школы.
Для письменных конкурсов задания разложены в отдельные конверты с указанием номера конкурса и будут выдаваться ведущим игры командам. Команды обеспечены листами чистой бумаги и ручками.
Во время выполнения письменных конкурсных заданий со зрителями проводятся викторины на знание загадок о деревьях и кустарниках. Особо отличившихся зрителей, показавших глубокие знания, награждают «призом зрительских симпатий».
Членам жюри раздаются оценочные листы с указанием критериев оценивания.
Содержание (программа обучения в школе)
1.Приветствие команд:
- Название
- Эмблема
- Представление команды
Конкурсы
1-й класс. Разминка
2-й класс. Знание легенд
3-й класс. Поэтический
4-й класс. Установление взаимосвязи
5-й класс. Природная аптека
6-й класс. Народный календарь
7-й класс. Устами младенца (Знакомые незнакомцы)
8-й класс. Составь слово
9-й класс. Приди на помощь
10-й класс. Защита экзаменационной работы (газета)
1-й класс. Разминка
- Самое популярное дерево в России? (Береза.)
- Какое дерево одевается листвой позже всех? (Дуб.)
- Какое дерево цветет летом? (Липа, белая акация.)
- Какие наши деревья «плачут» весной? (Клен, береза.)
- Какое дерево в молодом возрасте часто называют не своим именем, а путают с одной из его родственниц? (Сосна.)
- Какое дерево может по скорости роста состязаться с бамбуком? (Осина.)
- Какие деревья зацветают весной первыми и почему? (Лещина, тополь, ольха, ива.)
- Какие деревья и кустарники являются хорошими медоносами? (Липа, черемуха, боярышник, рябина.)
- Какие деревья и кустарники не меняют цвета листьев осенью? (Сирень, белая акация.)
- Что можно узнать по свежеспиленному пню?
(Возраст дерева, стороны света.)
2-й класс. Знание легенд
- Древнегреческая легенда повествует: бог лесов и лугов Пан повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу — нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл обо всем. Решил Лан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветками. Кусты эти прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окунулась в их душистое море. Хороши они и на рассвете, когда пышные гроздья как бы вырастают из зари и тумана. (Сирень.)
2. Жили-были муж с женой и было у них двое детей. Старшая дочь, нелюбимая, и имя носила неласковое — Восьмуха. Была она злой, завистливой. Зато меньшого сына, доброго и приветливого, родители ласково назвали Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела как-то его в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно — постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. (Рябина.)
3-й класс. Поэтический
Прочитать стихи о деревьях (не менее 3).
4-й класс. Установление взаимосвязи
Участники команд берут конверт с цифрой «4», в котором находятся карточки с листьями и семенами деревьев и кустарников. За 1 минуту члены команды должны найти листья и семена, принадлежащие одному растению. Назвать растение, показать его листья и семена.
1 команда Береза, Ель, Дуб
2 команда Сосна, Клен, Тополь
5-й класс. Природная аптека
Ведущий.
В зеленой поликлинике лесной
Сестрою милосердия в халате
Наклонится березка надо мной...
Я буду пить дыханье майских елок,
Весенний лес всем сердцем обойму,
И старый дуб, как старый кардиолог,
Продлит мне жизнь...
О. Колычев
В конверте с цифрой «5» лежит карточка, на которой в левом столбике перечислены недомогания или заболевания, а в правом — растения. Задание заключается в том, чтобы сделать правильный выбор лекарственных растений и предложить ваш способ лечения – какие части растения используются при лечении заболевания. Время 1минута.
1 команда болезни почек – береза (листья)
Повышенное давление – рябина (плоды)
При поносе – дуб (кора)
2 команда
Жаропонижающее - липа (цветы)
Сердечные боли – боярышник (плоды)
Простуда – калина (плоды)
6-й класс. Народный календарь
Старайся наблюдать различные приметы.
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветер, и ясный день.
А. С. Пушкин
Благодаря длительным наблюдениям человека за взаимоотношениями растений, животных и условиями их жизни, сложилась народная экология. Появились пословицы, поговорки. Есть приметы простые и сложные. Даже посевы сельскохозяйственных культур рекомендуют производить в сроки зацветания определенных дикорастущих растений. Только тогда посевы не страдают от заморозков, хорошо развиваются и дают обильный урожай. Морковь сеют при цветении осины, свеклу — когда зацветает клен. Картофель сажают, когда зацветает черемуха, огурцы — во время цветения рябины.
В конверте с цифрой «6» находятся изречения, разбитые на две смысловые части. Играющие должны за 1 минуту по принципу комплементарности составить полное высказывание.
1 команда
Коль в мае дождь — будет и рожь.
Много желудей на дубу — к лютой зиме.
Май холодный — год плодородный.
Затянулись дожди — груздей не жди.
2 команда
Из березы течет много сока — к дождливому лету.
Рябина поздно зацвела — к долгой осени.
Соловей запел — значит, на березе лист распустился.
Черемуха цветет — ожидай холодов.
Во время проведения этого письменного конкурса ведущий предлагает зрителям задание «Закончи предложение» на знание примет погоды
Хорошую погоду следует ожидать, если:
- облака «тают»;
- кучевые облака появляются утром, а к вечеру исчезают,
- после тихой ночи утром поднимается ветер, к полудню усиливается, а к вечеру стихает;
- днем жарко, а ночью свежо или холодно;
- сильная роса и туман утром;
- дым от костра (или из труб) поднимается столбом вверх,
- серое утро и красная вечерняя заря,
- радуга в той стороне, куда дует ветер.
Дождливую погоду следует ожидать, если:
- перистые облака движутся с запада;
- кучевые облака растут и к вечеру не исчезают;
- ветер, дующий в одном направлении, вдруг резко его меняет или к вечеру усиливается;
- вечером теплее, чем утром;
- росы нет;
- дым стелется низко;
- серый вечер и красная утренняя заря;
- радуга в той стороне, откуда дует ветер.
7-й класс. Устами младенца (знакомые незнакомцы)
- Оно может жить до 2000 лет.
- В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
- Из него делают бочки и паркет.
- Пушкин писал, что там сидит русалка.
(Дуб.)
- Оно всегда зеленое или голубое.
- Из него делают струнные музыкальные инструменты.
- Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
- Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников.
(Ель.)
- Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
- Из него самые лучшие дрова.
- Из его коры делают много полезных вещей.
- Это самое любимое русское дерево.
( Береза.)
- У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
- Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
- Оно быстрее всех заселяет гари.
- Бобры его любят и заготавливают на зиму.
( Осина.)
- С его цветков лучший мед.
- Из него делают ложки и лапти.
- Цветет летом и очень душистое.
- Отвар цветков незаменим при простуде.
(Липа.)
- Это розоцветное.
- Плоды — очень мелкие яблочки.
- Хорошо помогает при болезнях сердца.
- Птички там любят вить гнезда, потому что у него много колючек.
( Боярышник.)
8-й класс. Составь слово
Из конверта с цифрой «8» нужно достать десять одинаковых карточек, на которых написаны буквы А, В, Д, Е, 3, И, К, Н, О, П. Используя их, командам необходимо составить слово ЗАПОВЕДНИК. Время 1 минута.
Это слово обозначает название одной из территорий, специально созданной человеком для охраны природы.
Какой заповедник Московской области вы можете назвать?
Приокско - Террасный
9-й класс. Приди на помощь
В конверте находятся карточки с картинками. Игроки за 1 минуту должны помочь организмам найти друг друга, установить как они связаны друг с другом.
1 команда
осина — подосиновик — лось
Осина — подосиновик растут совместно, переплетены корни и грибница, так как осина дает питательные вещества грибу, а гриб дереву – воду; лось ест подосиновик, кору и ветки осины.
2 команда
сосна — белка — большой пестрый дятел.
Белка ест семена шишек сосны, дятел ест личинок жуков - короедов – вредителей леса, семена шишек сосны.
10-й класс. Защита экзаменационной работы
(обзор подготовленной заранее газеты)
Заключительное слово жюри для подведения итогов и награждения.
Каждому члену команды вручается «Аттестат об окончании «Зеленой школы»
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины.
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня,
Зальется иволга короткой четкой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берет он для себя от «щедрости» твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей.
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Загадки о деревьях и кустарниках.
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Елки)
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)
Гроздь красна, да не рябина.
Лист резной, да не калина.
Ядовитая она.
Это, братцы,... (бузина)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это... (дуб)
Ветви в воду опустила
И о чем-то
загрустила.
Ветви в воду опустила
И о чем-то
загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась... (ива)
Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит... (липа)
Шишки на зеленых лапах,
От коры смолистый запах.
Тут и там иголочки.
Что же это? (Елочки)
Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку... (ель)
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его? (Каштан)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это... (тополь)
Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий...
(Виноград)
Рос на ветке сундучок.
Солнцу подставлял бочок.
Сундучок-то не простой,
Сундучочек костяной.
(Орех)
В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пестрая придет
На зубок он попадет.
(Орех)
Мальчик-крошка в костяной одёжке.
Он растет на ветке, около дорожки.
Как задует ветер или дождик хлынет
Шапочку зеленую до ушей надвинет.
(Орех)
На кусте родился;
Как под куст скатился
На зубах очутился.
(Орех)
Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз - и треснул бок.
(Орех)
Прижалось тесно
К брату брат,
В зелёных гнёздышках сидят,
Гнёздышки искусные,
А братишки вкусные.
(Орех)
Стоит высоко,
Висит далеко,
Кругом гладко,
В середине сладко.
(Орех)
Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет?
(Груша)
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч,
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
(Груша)
Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа...
(Груша)
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.
(Клён)
Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если «К» сочтете лишним,
Смысл получится другой.
(Клён)
Не гусак, а лапчатый;
Не кулик, а крапчатый.
(Лист клёна)
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(Клён и его плоды)
Письмами летят крылатки
На дорожки и площадки
И не знает почтальон
Для кого их пишет ...
(Клён)
Загадки о рябине:
Платье потерялось, а пуговки остались.
***
Висят на ветке подружки,
Прижавшись тесно друг к дружке.
***
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
***
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
***
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
***
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка?
***
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
Но в иголках круглый год.
(Сосна или ель)
У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков медведей.
(Сосна)
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Сосна)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока «Школа вежливости»
Проведен в рамках общешкольного дня культуры.Цель: Развитие связной речи. Развитие общих коммуникативных навыков.Задачи:Коррекционно-образовательные: Активизация, обогащение, актуализация словаря по т...
Сценарий открытия каникулярной школы
Разработка сценария открытия Летней многопрофильной смены "В преддверии олимпиад" МАОУ "Экономический лицей"...
открытый урок: "Школа была, есть и будет"
Данная работа представляет собой методическую разработку урока "Школа была, есть и будет". Цель урока- рассказать детям о школах, как учились в них ученики, как они стремились получать знани...
Открытое занятие "Школа умелого карандаша"
Открытое занятие по реализуемой мной программе "Волшебные пальчики", направленной на развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностям...
Материалы к Дню открытых дверей школы
Предлагаю Вашему вниманию материалы педагога-психолога к проведению Дня открытых дверей школы: конспект занятия с будущими первоклассниками и бланк для проведения занятия с дошкольниками, выступление ...
Сценарий открытия каникулярной школы для Молодых педагогов - Югры "ФОРМУЛА УСПЕХА"
Вашему вниманию предлагаю сценарий открытия каникулярной школы Молодой педагог - Югры. Формула Успеха....
Создание в школе инновационной образовательной модели «Открытая информационная школа»
МКОУ Охрозаводская СОШ вошла в числе победителей конкурса Школа- лидер образования Воронежской области в число 60 школ и является региональной инновационной площадкой по созданию и распространен...