"Гусь - птица важная"
занимательные факты (7 класс) на тему
Данное мероприятие является призёром в муниципальном этапе природохранной акции "День птиц". Материал представляет собой разработку внеклассного занятия посвящённого гусям. Работа учащихся на занятии проходит по станциям: историческая, географическая, этнографическая , библиографическая. Учащиеся делятся на 4 группы, получают задания, затем каждая группа выступает перед учащимися и задаёт контрольные вопросы по новой информации. Фотоматериалы проведённого занятия можно посмотреть в рубрике "Фотоотчёты проводимых мероприятий в школе в рамках природоохранных акций" (навигация) моего мини-сайта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gus-ptitsa_vazhnaya.docx | 755.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация «Агитационная и пропагандистская работа».
Учитель биологии МБОУ «Беломестнеская СОШ» Преснякова О.В.
«Гусь-птица важная».
Цель мероприятия: познакомить учащихся со значением птичьего имени – гусь.
Задачи мероприятия:
- Воспитание любви и милосердия к гусям.
- Повышение уровня знаний учащихся об особенностях гусей.
- Знакомство учащихся с этнографическим укладом с.Богородское.
- Познакомить учащихся со знаменитыми людьми, носящие фамилию Гусь.
Целевая аудитория: учащиеся 6-7 класса.
Оборудование:
- Цветные карточки четырёх цветов для формирования групп;
- Информационные листы для каждой группы;
- Административно-территориальная карта России;
- Сувениры приобретённые в доме гуся с.Богородское Новооскольского района.
Ход мероприятия:
- Актуализация мероприятия, введение в тему мероприятия:
Учитель: ребята, ежегодно 1 апреля празднуется международный праздник перелётных птиц. Каких перелётных птиц вы знаете? (ответы учащихся). Попробуйте определить, о какой птице эта загадка:
Белый, как снег
Надутый как мех,
Лопатами ходит,
А рогом ест. Кто это? (гусь).
Ребята, сегодня мы будем действительно говорить про гусей. Попробуйте определить тему нашего мероприятия. Переставьте в словах буквы, чтобы прочитать название мероприятия.
УСГЬ ТАЦИП ЖАНВАЯ (гусь птиц важная)
Для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на 4 группы. Для этого учащимся предлагается вытянуть цветную карточку (цвета от учащихся скрыты) и формируем 4 группы (например жёлтые, зелёные, красные, серые). Далее учащимся предлагается выбрать название группы. Учитель кратко комментирует, о чем группа будет рассказывать. Ребята получают информационные листы, определяют сами кто из группы будет выступать, знакомятся с раздаточным материалом. Для подготовки им отводится 10 минут.
- Работа в группах.
Учащиеся по очереди знакомят друг друга с новой информацией. После сообщения ребята задают вопросы. За правильные ответы они получают силуэты птичек, которые крепят на таблицу своей группы.
Станция «Историческая».
Сообщения учащихся о памятниках гусям: «Нахалёнок и гуси» в г.Ростов-на-Дону и «Белый гусь» в г.Курске.
Нахаленок и гуси....В Ростове-на-Дону есть уникальный памятник – Нахаленок и гуси. Он настолько любим населением, что даже попытка украсть его не увенчалась успехом. Сейчас памятник расположен на университетском переулке (у дворца бракосочетаний). По неточным данным памятник был установлен в 1980 году и стоял на улице Пушкинская. Но после происшествия в 2005 году (попытка кражи), его перенесли на текущее место. Памятник Нахаленок и гуси изготовлен из бронзы скульптором Борисом Можайским.
В городе Курске у входа в Центральную детскую библиотеку установили памятник символу ответственного отцовства - сказочному Белому гусю, герою одноименного литературного произведения Евгения Носова
26 сентября 2012 в Курске открыли памятник «Белый гусь». Собственно, библиотечные работники и стали одними из главных инициаторов установки памятника. Эту идею подхватили в администрации Курска, после чего был проведен конкурс проектов будущей скульптуры
Конкурс проходил в несколько этапов, так как члены жюри поначалу не были удовлетворены качеством представленных работ. В конечном итоге победителем творческого состязания был признан член Союза художников России Юрий Киреев. Ему точнее всего удалось отразить главную идею памятника – пропаганду семейных ценностей и самоотверженного отцовства.
Как известно, скульптура «Белый гусь» посвящена одноименному рассказу курского писателя Евгения Носова, где гусь ценой собственной жизни спасает маленьких гусят.
Вопросы для закрепления:
- В каком городе открыли памятник «Белый гусь»? (В Курске)
- Почему памятник «Нахалёнок и гуси» пытались украсть? (Изготовлен из цветного металла: бронзы)
- Назовите автора произведения «Белый гусь» (Евгений Носов)
Станция «Географическая».
Сообщение учащихся о реке гусь и городе Гусь-Хрустальный.
Гусь — река в Рязанской и Владимирской областях России, левый приток Оки.
Длина реки — 146 километров.Истоки находятся в районе деревни Арсамаки(Гусь-Хрустальный район Владимирской области) (127 метров над уровнем моря), а устье за пристанью Забелино Касимовского района Рязанской области(высота 83 м), образуя небольшое озеро.
Крупнейший населённый пункт на реке — Гусь-Хрустальный.
Течение реки — в основном через лесистую местность, реже — через луга. Ширина — от 5 до 10 метров, реже, на поворотах, до 20.
Берега пологие, заросшие травой, кустарником и деревьями.
Глубина 1—1,4 метра. Берега пологие, заросшие травой, кустарником и деревьями.
В ноябре замерзает до апреля. На реке Гусь располагается большое количество ДОЛ, турбаз, профилакториев.
Гусь-Хруста́льный (до 1926 года — Гусь-Мальцевский) — город (с1931) в России, административный центр Гусь-Хрустального муниципального района Владимирской области.
Расположен в Мещёре на реке Гусь, в 63 км к югу от Владимира. Население — 58 57чел. (2013).
Посёлок (Гусская волость) упоминается в документах XVII века. В 1756купцы Мальцовы в урочище Шиворовона реке Гусь начали строительство стекольной мануфактуры, давшей начало известному бренду Гусевской хрустальный завод и, собственно, название самого города «Гусь-Хрустальный».
Одной из достопримечательностей города является Георгиевский собор, построенный в 1904 году на средства Ю. С. Нечаева-Мальцова по проекту архитектора Л. Н. Бенуа и освящённый в честь святого Георгия Победоносца. В соборе частично сохранились росписи В. М. Васнецова. В настоящее время в бывшем здании храма размещен Музей хрусталя.
Городское искусственное водохранилище (часто называют озером) — одно из наиболее привлекательных мест отдыха для жителей и гостей города.
Гусь-Хрустальный — один из городов малого Золотого кольца России.
Вопросы для закрепления:
- В каких областях РФ протекает река Гусь? (Владимировской и Рязанской)
- Притоком какой реки является река Гусь? (левый приток Оби)
- Как раньше называли город Гусь-Хрустальный? (Гусь-Мальцевский)
- В Георгиевском соборе в Гусь-Хрустальном сохранились росписи какого художника? (Васнецова)
- Чем знаменит город Гусь-Хрустальный? (стекольная промышленность, зона туризма, один из городов Золотого кольца России).
Станция «Этнографическая».
Сообщение учащихся о музее Дом гуся расположенного в Новооскольском районе в с.Богородское.
В селе Богородском Новооскольского района в 2010 году открылся музей-усадьба, в котором собраны интересные экспонаты, которые рассказывают об этой полезной птице. Дом Гуся возник на этом месте, поскольку местные жители вывели особую «богородскую» породу гусей. Так же как сегодня, они издревле обитали в каждом крестьянском дворе. Когда проходили традиционные «гусиные ярмарки» – продажа гусиного мяса, жира, пера и пуха – за покупками приезжали крестьяне из соседних уездов.
В экспозиции музея собрана весьма обширная научная информация о гусях, а также организована выставка сувениров. В «Доме гуся» посетителям расскажут о крестьянском быте, а местный фольклорный ансамбль споет самобытные песни. Имеется также «гусиная канцелярия» – желающие смогут оставить запись в книге отзывов подлинным гусиным пером.
Одна из экспозиций посвящена Николаю Борисовичу Голицыну (1794 - 1866гг.) - одному из ярких представителей знаменитой династии, который прожил в селе Богородское 30 лет. Голицын Николай Борисович - профессиональный военный, писатель, переводчик, богослов, музыкальный и общественный деятель. Он один из основоположников русской школы игры на виолончели. Был дружен с А.С.Даргомыжским, А.С.Пушкиным. Состоял в тесной переписке с композитором Людвигом Ван Бетховеном, который посвятил Голицыну 15 музыкальных сочинений.
В сувенирной лавке Дома Гуся можно приобрести памятные сувениры, выполненные Новооскольскими мастерами.
Закрепление материала:
- В каком году открылась музей-усадьба «Дом гуся» ? (2010)
- Почему возник дом гуся? (местные жители вывели особую богородскую породу)
- Почему одна из экспозиций посвящена Николаю Борисовичу Голицину? (прожил в селе 30 лет, военный, писатель, переводчик).
Станция «Библиографическая».
Сообщения учащихся о знаменитых людях носящих фамилию Гусь.
№ | Фото | Данные |
1 | Алексей Геннадьевич Гуськов (род. 20 мая 1958, Бжег, Польская Народная Республика) — советский и российский актёр, продюсер, лауреат Государственной премии России (2001), народный артист России (2007). | |
2 | Виктор Гусев с 1996 года — ведущий программ «Новости» и «Время», комментатор, руководитель проекта Дирекции спортивного вещания Первого канала. С 90-х гг., в разное время — корреспондент спортивной редакции «РИА Новости», главный редактор ежемесячного футбольного журнала «Матч», пресс-атташе Хоккейного клуба ЦСКА-«Русские пингвины», пресс-атташе сборной России по футболу, ведущий авторской колонки в английском футбольном журнале «Уорлдсоккер». Основная деятельность — комментирование футбольных матчей. Также комментирует хоккей и другие виды спорта | |
3 |
| |
4 | Гусев Александр Викторович, директор. Работает с 1990 года со дня открытия станции юннатов. Образование высшее, Воронежский ордена Ленина госуниверситет им. Ленинского комсомола. Кандидат географических наук. Высшая категория. Отличник народного просвещения. |
Вопросы для закрепления:
- Вспомните, в каких фильмах играл актер Алексей Гуськов? («Граница. Таёжный роман», «Мусорщик», «Участок», «Охота на изюбра» и т.д.)
- Сколько лет директором станции юных натуралистов является А.В.Гусев? (24 года).
- В каких телевизионных проектах участвовала Екатерина Гусева? (Форт Боярд, Ледниковый период, Призрак оперы).
- Назовите главного редактора ежемесячного футбольного журнала «Матч»? (Виктор Гусев).
Учитель подводит итоги мероприятия.
Мероприятие завершается стихотворением «Важный гусь», которое написала ученица нашей школы Пахомова Ирина в 2013 году. Её работа в номинации «Литературное творчество» в акции «Птицы наши друзья» заняла призовое место.
Гусь-хозяин очень важный
Да ещё такой отважный,
Что в любую драку он
Лезет, будто бы силён.
Шею низко гусь прижмёт,
Зашипит и заорёт!
Крылья в стороны расставит:
Напугать тебя желает
Хоть гусь и забияка,
Но красив он однако!
Будто лебедь чист и бел
В небо взял и улетел.
Ребята, дайте характеристику нашему мероприятию. Скажите, что вам понравилось больше всего, что вы запомните?
Спасибо за внимание. До новых встреч!
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»
Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...
проект "Перепись населения в школе №3 г. Гусь-Хрустальный"
Данный проект мы выполняли с учениками 9 классов, было интересно узнать о том, какие мы разные. Также окунулись в истории переписи в России, и изучали статистические данные о переписях населения...
Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания МБОУ «СОШ№3» г. Гусь-Хрустальный
p { margin-bottom: 0.21cm; } Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания учащихся школы№3» ставит своей целью создание школьного музея, как модели гражданско-патриотического воспитан...
классный час «Родной город - Гусь-Хрустальный. Что мы знаем о нем?»
патриотическое воспитание учащихся, приобщение их к познанию истории родного города, воспитание духа соревнования, коллективизма....
Научно-исследовательская работа "Родовые названия птиц как основа образования фамилий Гусь-Хрустального района Владимирской области.
Часто ли задумываются наши ученики о том, как образованы их фамилии? А ведь это очень интересно узнать: от чего произошла та или иная фамилия. Анализируя фамилии нашего городка, мы заинтересовались те...
Методическое пособие для проведения экспедиции по изучению экологического состояния государственного природного заказника «Гусевской» в г. Гусь-Хрустальном и Гусь-Хрустальном районе Владимирской области.
В ходе экспедиции организовано практическое обучение школьников основным методам ведения гидрологических, гидробиологических и экологических исследований.1. Изучени...