«Устройство увеличительных приборов».
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Тема урока: «Устройство увеличительных приборов».
Класс: 5
Дидактические цели:
Образовательная: восстановить знания о методах исследования в биологии, сформировать знания об устройстве увеличительных приборов.
Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний
Вид урока: урок-лаборатория
Оборудование : ручная лупа, световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, таблица «Увеличительные приборы»
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Метапредметные результаты обучения: умение применять физические понятия: «оптика», «оптическая сила линзы», навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
I.Самоопределение к деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Поиск формулирования темы урока. Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса
(Приложение 1)
Исторический факт (создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса)
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете, что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?
II.Итак, тема нашего урока «Устройство увеличительных приборов».
1)История создания и использования увеличительных приборов
Растения – живой организм, имеющий различные органы. Можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться?
Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком. Роберт Гук в 1665 г. впервые клетки увидел (срез пробки – ячейки – клетки).
Современник Гука голландец Антони ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч раз.
2) Устройство увеличительных приборов: ручной лупы и штативной лупы.
Лупа — самый простой увеличительный прибор. Она состоит из двояковыпуклой линзы, оправленной в деревянный, пластиковый или металлический контур. Лупы дают небольшое увеличение — всего до 40—50 раз. Поэтому с их помощью можно изучать только наиболее общие детали строения. Лупа – увеличительный прибор, предназначенный для увеличения и наблюдения мелких предметов, расположенных на небольшом расстоянии
Бывают ручные лупы и штативные лупы. Ручная лупа увеличивает предметы в 2—20 раз. При работе ее берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четко.
Штативная лупа увеличивает предметы в 10—25 раз. В ее оправу вставлены два увеличительных стекла, укрепленные на подставке — штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом.
3) Устройство микроскопа (учащиеся получают рабочую карту)
1) правила работы с микроскопом;
2) выполнение практической работы №1 «Устройство светового микроскопа»;
3) выполнение практической работы №2 «Определение увеличения микроскопа».
III. Этап осмысления полученных знаний
1) выполнение задания №1 из рабочей карты;
2) фронтальная беседа по вопросам:
а) что означает слово «микроскоп»?
б) какие части есть у микроскопа? (окуляр, объектив, тубус, штатив, зеркало, микропрепарат)
3)Задание №2. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора».
IV. Рефлексия:
1)что нового, интересного было для вас в изучаемом материале?
2)чему вы научились?
3) испытывали ли вы трудности?
V. Домашнее задание: подготовить сообщение об открытии микроскопа, изучить параграф.
VI.Использованная литература:
1.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2012.
2.В.В. Пасечник Рабочая тетрадь «Биология. Бактерии, грибы, растения» - М.: Дрофа, 2012
Интернет-ресурсы:
Приложение 1
Рабочая карта учащегося 5 класса____________________________________________
Тема урока:-----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Выполните практическую работу №1 «Устройство светового микроскопа»
А) Используя материал параграфа, изучите строение микроскопа. Работая в паре, проверьте себя и покажите части на микроскопе.
Б) Обозначьте части микроскопа на схеме.
1._______________________________ 2._______________________________ 3._______________________________ 4._______________________________ 5._______________________________ 6._______________________________ |
|
2. Выполните практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа»
Цифра на окуляре x цифра на объективе
________________ x ____________________ =
ЗАДАНИЕ №1. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).
1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2. Штатив поверни ручкой «к себе».
3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5. Положи готовый препарат под предметный столик.
6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
ОЦЕНКА:
ЗАДАНИЕ №2. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора».
|
|
|
|
|
|
| 4. |
|
|
|
|
|
| 1. |
|
|
| 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
| 4. |
|
|
| 3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4. Зрительная трубка.
5. То, что рассматривают под микроскопом.
По вертикали:
1. Увеличительный прибор.
2. Помогает направить свет.
3. Служит для размещения на нем объекта исследования. ОЦЕНКА:
4. Поднимает и опускает зрительную трубку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustroystvo_uvelichitelnykh_priborov_0.ppt | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роберт Гук (17 век) Роберт Гук впервые увидел на срезе пробки – ячейки – клетки).
Антони ван Левенгук (17 век) Усовершенствовал микроскоп и открыл одноклеточные организмы.
Лупа ручная и штативная Световой микроскоп Электронный микроскоп Внешний вид увеличительных приборов
Ручная лупа увеличительное стекло ( линза) ручка Ручная лупа дает увеличение от 2 до 20 раз. оправа
Штативная лупа штатив зеркало предметный столик окуляр Штативная лупа увеличивает предметы от 10 до 25 раз.
Световой микроскоп Увеличивает изображения предметов от 56 до 800 раз. окуляр тубус объективы предметный столик зеркало винты штатив
Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на окуляре.
Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на объективе.
Глаз мухи (60) Слоник (10) Перо волнистого попугая (10) Пухоед на пере попугая (60)
Дробление яйцеклетк и Корневище папоротника орляка Корневище папоротника орляка Пыльник ириса
Цветок зверобоя (10) Крыло пчелы Крыло бабочки Перо птицы (60)
правила работы с микроскопом 1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 - 10 см от края стола. 2. Тубус опустите вниз на 1-2 мм от предметного столика. 3. Направьте свет при помощи подвижного зеркала в отверстие столика. Вращайте зеркало осторожно, смотрите при этом в окуляр, добиваясь четкого освещения.
4. Положите на предметный столик готовый микропрепарат. Закрепите предметное стекло зажимами. 5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. 6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.
Рефлексия Сегодня на уроке мы узнали: 1. Какие увеличительные приборы используют для исследования в биологии. 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает. 3. Как устроен микроскоп. 4. Научились определять увеличение микроскопа
П.6 Подготовить сообщение (презентацию) об истории открытия и использовании микроскопа. Подготовиться к лабораторной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Устройство увеличительных приборов"
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Устройство увеличительных приборов". Поэтапное выполнение лабораторной работы....
"Устройство увеличительных приборов"
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Устройство увеличительных приборов". Поэтапное выполнение лабораторной работы....
Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.
Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов»...
Устройство увеличительных приборов
Урок входит в состав раздела «Клеточное строение организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных ста...
Устройство увеличительных приборов
Урок биологии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС...
Презентация к уроку биология 6 класс "Устройство увеличительных приборов".
Презентация к уроку биология 6 класс "Устройство увеличительных приборов"...
Проверочная работа"Устройство увеличительных приборов" 6 класс.
При повторении материала "Утройство увеличительных приборов"....