Решение задач на тему "Дигибридное скрещивание. III закон Менделя"
учебно-методический материал по биологии (11 класс) на тему
Презентаця и конспект урока с приложениями на тему "Дигибридное скрещивание. III закон Менделя" можно применить на уроках биологии в 9 и 11 классах при изучении раздела "Генетика". Тест по генетике и тексты задач можно использовать при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alibaeva_g.a.reshenie_zadach_na_temu_digibridnoe_skreshchivanie_iii_zakon_mendelya.rar | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Алибаева Гуляйша Аскатовна - учитель биологии и химии
МБОУ «Аллабердинская СОШ» Тюльганского района Оренбургской области
Конспект урока
Название : УМК Сонина Н. И. Предмет: биология Класс: 10
Тема урока: Решение задач на тему «Дигибридное скрещивание. III закон Менделя»
Место и роль урока в изучаемой теме:
изучается после темы «III закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание». Учащиеся имеют знания о законах Менделя, генетической символике, навыки решения задач на моногибридное скрещивание
Тип урока: урок решения задач
Цель урока: продолжить развитие навыков решения генетических задач на дигибридное скрещивание.
Задачи урока:
образовательные: закрепить теоретические основы законов Менделя, умения и навыки использования генетической терминологии и символики, оформления и решения задач.
воспитательные: углубить самостоятельность при решении задач, культуру общения
развивающие: развивать умений анализировать, логически мыслить и делать выводы.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация,
раздаточные материалы: тексты задач, тест, памятка, карточки с решениями задач для самопроверки.
Педагогические технологии: ИК-технологии, технология проблемного обучения.
Этап урока | Содержание учебного материала | Методы, приёмы работы | Формы организации учебной деятельности | Деятельность | УУД | |
учителя | учащихся | |||||
| Здравствуйте! Люди при встрече говорят друг-другу «Здравствуйте!» т.е. желают здоровья. Пожелаем друг-другу здоровья. Берегите здоровье как зеницу ока. | Приветствует уч-ся, проверяет готовность рабочего места, создает ситуацию успеха | Приветствуют учителя. | |||
| Знания генетики необходимы врачу любой специальности и биологам всех профилей для понимания сущности жизни, механизмов индивидуального развития и его нарушений, природы любого заболевания, рационального подхода к диагностике, лечению и профилактике болезней. Почему потомки похожи на родителей? (Слайд №1,2) | Беседа | Коллективная | Проводит беседу | Участвуют при формулировке цели урока. | |
Актуализация знаний (4 мин) |
| Прием «Проверь себя» | Коллективная | Задает вопросы, работа за компьютером | Отвечают на вопросы | Коммуникативные |
7мин | 2).Тест для самоконтроля знаний по генетике. | приложение 1, выполненное в А4) | Индивидуальное выполнение | Раздает тесты | Письменное выполнгние заданий теста | Регулятивные |
3 мин |
| Раздает памятки | Чтение | |||
Этап решения задач. (20 мин) | 1. Задачи, иллюстрирующие закон независимого наследованияУ морских свинок черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании белой мохнатой особи , гетерозиготной по второму признаку, с черной мохнатой особью, гетерозиготной по первому признаку? (Задача №14) Приложение 3 Слайд №17). | Для решения задач этого типа необходимо учитывать, что гены наследуются независимо. | Задачу сильный ученик выполняет на доске | Познавательные | ||
2. Выяснение генотипов особей. Задача 2. У человека альбинизм и способность преимущественно владеть левой рукой – рецессивные признаки, наследующиеся независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша? | Письменная работа Прием «Оцени работу друга» | Работа в парах | Решение задач на выяснение генотипа при дигибридном скрещивании сводится к тому, чтобы проанализировать наследование каждого признака независимо от другого. | Решение задач, взаимопроверка и оценивание работ, используя инструктивную карточку №1 Приложение 6 | Регулятивные | |
Задача 3 У фигурной тыквы белая окраска плода (W) доминирует над желтой (w), а дисковидная форма (D) над шаровидной (d). Тыкву с белыми дисковидными плодами скрестили с тыквой, у которой плоды были белыми и шаровидными. В потомстве оказалось: 3/8 белых дисковидных, 3/8 белых шаровидных, 1/8 желтых дисковидных, 1/8 желтых шаровидных. Определить генотипы родителей и потомства. | При скрещивании гомозигот для каждого признака соблюдается закон единообразия. При анализирующем скрещивании дигетерозигот в потомстве присутствуют четыре класса фенотипов в равных количествах, а соотношение фенотипов по каждому признаку составляет 1:1. | Задачу ученик выполняет на доске | Познавательные | |||
Физкультминутка (2 мин) | Гимнастика для глаз, для рук, головы, ног | Проводит дежурный | ||||
4. Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками Задача 4. Глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди) – рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка? | Самостоятельная работа Прием «Проверь себя и оцени» | Для оценки вероятности появления особей с искомым фенотипом или генотипом следует пользоваться той же формулой, что и при моногибридном скрещивании. | Решают задачу самостоятельно, ставят оценку , используя инструктивную карточку №3 Приложение 8 | Регулятивные | ||
Итог урока (2 мин) | Какие выводы можно сделать на основании решенных задач? Вывод: дигибридное скрещивание - это два моногибридных скрещивания, идущих независимо друг от друга. Какие цитологические закономерности лежат в основе дигибридного скрещивания? (Гипотеза чистоты гамет, предполагается , в отдельных хромосомах только один ген)(Слайд18) | Беседа | Учитель на основе выставляет оценки | учащиеся формулируют выводы | Коммуникативные | |
Рефлексия. (2 мин) | Учащимся предлагается закончить предложения: Решая задачи по генетике я узнал… Мне хочется изучить свою родословную для того, чтобы… | Личностные | ||||
Домашнее задание. (2 мин) | 1. Задача № 19 по таблице . Приложение 4, собрать сведения о признаках своих родственников для составления родословной 2.Сдающим ЕГЭ: отрабатывать навыки решения задач в целях успешной сдачи ЕГЭ, используя Приложение5. |
Использованная литература и источники:
- http://www.licey.net/bio/biology/lection17
- Гончаров О.В.Генетика. Задачи. Саратов. Лицей.2008.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин В.И. Общая биология. М.Дрофа,2004.
- Калинова Г.С. и др. ЕГЭ. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Интеллект – центр,2011.
- Сухова Т.С.,КозловаТ.А.,Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Общая биология».10-11 кл. ,М.Дрофа ,2011.
- КозловаТ.А.,Сонин Н.И. Методическое пособие к учебнику «Общая биология. 10-11 классы» М.,Дрофа,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика решения задач по генетике с использованием законов Г. Менделя
Данный материал поможет педагогам объяснить учащимся законы Менделя и решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание....
Презентация для интерактивной доски по теме "Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя".
Презентация для интерактивной доски SMART Notebook....
Презентация "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Презентация для урока в 9 классе...
Тема урока: «Дигибридное скрещивание. III Закон Менделя»
Тема урока: «Дигибридное скрещивание. III Закон Менделя»...
Поурочный план на тему "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя"
Поурочное планирование...
Опорный конспект по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя" с практикумом по решению задач
Опорный конспект по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя" с практикумом по решению задач...
Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"
Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"...