Конспекты уроков
план-конспект урока по биологии на тему
Разработки открытых уроков по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_biologii_v_8a_kl.docx | 44.16 КБ |
otkrytyy_urok_biologii_v_5a_klasse.docx | 259.98 КБ |
otkrytyy_urok_v_5b_klasse.docx | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение Тарасовская средняя общеобразовательная школа №2
Осанка. Первая помощь при травмах скелета.
Раздел «Опорно-двигательная система и здоровье»
Область: естествознание
Учитель: Куликова И.Е., учитель биологии
2015 г.
Тема: Осанка. Первая помощь при травмах скелета.
Цель: создать условия для обеспечения усвоения обучающимися знаний о возможных заболеваниях опорно-двигательной системы и их профилактики.
Задачи:
Образовательные:
- научить различать нарушения осанки, повреждение суставов и костей;
- Показать роль физических упражнений и труда для формирования скелета и развития мышц.
- Познакомить учащихся с правилами профилактики нарушений осанки.
Развивающие:
- сформировать первоначальные умения оказывать доврачебную помощь при переломах, растяжениях и вывихах;
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи,
- продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,
- продолжить формирование логического мышления.
Воспитательные:
- реализовать возможности гигиенического воспитания.
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету,
- воспитывать культуру умственного труда,
- способствовать воспитанию культуры общения.
Планируемые предметные результаты:
Ученик должен
Называть причины нарушения осанки и формирования плоскостопия, условия формирования правильной осанки;
Определять понятия по теме урока;
Описывать основные травмы скелета;
Оказывать доврачебную помощь при переломах, вывихах, растяжениях.
Междисциплинарные связи: медицина.
Внутридисциплинарные связи: гигиена.
Основные термины и понятия: осанка, плоскостопие, растяжение связок, вывих, закрытый перелом, открытый перелом
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: Ролевая игра с элементами информационной технологии.
Оборудование:
- таблица «Травмы опорно-двигательной системы»,
- компьютер,
- проектор,
- компьютерная презентация.
Методы обучения: Беседа, объяснение, показ, самостоятельная работа.
Развитие компетенций: учебных, познавательных, информационно- коммуникативных, социально-коммуникативных.
План урока:
- Организационный момент.
- Активизация знаний учащихся.
- Изучение нового материала. (Телепрограмма «Планета здоровья»)
- Закрепление. (Творческие задания работа в группах).
- Подведение итогов работы групп.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока:
Структурные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) |
I. Организационно-психологический. Задачи:
| Добрый день, ребята! -А кто у нас опаздывает? Ребята, посмотрите на наших учащихся. Что привлекло наше внимание? -Чтобы помочь Арсену исправить осанку, походку и стать красивым и статным вы сможете, изучив тему. -Какую тему мы будем изучать на уроке? | Приветствуют учителя (тихо садятся за столы) Входят двое учащихся. Ответы уч-ся: Эмиль статный, подтянуты ,с красивой походкой. Арсен сгорбившийся, с нарушенной осанкой. -Осанка. | Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок |
II. Сообщение темы, цели и задач урока. Задачи: 1.Сообщение темы, цели и задач. 2.Объяснение практической значимости изучения нового материала. 3.Постановка перед учащимися учебной проблемы. | Учитель объявляет тему. Предлагает учащимся вместе сформулировать задачи урока. | Записывают в тетрадь тему (слайд № 1) Осанка. Первая помощь при травмах скелета. Дети: 1. Познакомиться с заболеваниями опорно – двигательной системы. 2.Изучить меры профилактики этих заболеваний. 3.Познакомиться с приёмами оказания первой помощи. | Регулятивные: формулируют учебные задачи вместе с учителем. Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других. |
III. Актуализация знаний и умений | Ребята ,чтобы изучить новый материал вам необходимо вспомнить материал изученный на прошлых уроках. Блиц опрос. (приложение № 1)
|
Выполняют задание | Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию. Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. |
IV. Формирование новых знаний и умений Ответы на проблемные вопросы Физминутка Эрг-упражнения | 1. 1. Обращается к учащимся - Сядьте, пожалуйста, прямо, расправьте плечи, поставьте ровно ноги, положите учебник на голову. А теперь уберите учебник с головы и сохраните положение своего тела. - Измените положение своего, опустите голову, сведите плечи. Поставьте ноги под стул - В каком положение, Вы чувствуете себя более комфортно? - Да действительно в первом, потому что Вы правильно сидите, а значит легче работать сердцу и другим органам. Если всегда так сидеть Вы сохраните свою красоту и здоровье. Ваша осанка будет правильной. - Что же такое осанка? Найдите определение в учебнике на странице 56. Прочитайте и запишите в тетради Учитель: Сегодня у нас не простой урок. Вы сегодня гости телепрограммы. Я представляю ведущую программы «Планета здоровья» - Нифанина Валерия Ведущая: Здравствуйте уважаемые гости студии! Я вас приветствую на программе «Планета Здоровья»! Сегодня мы собрались на нашей программе, чтобы поговорить о заболеваниях, профилактике и доврачебной помощи при повреждениях опорно – двигательной системы. Помогут нам гости студии это светила медицины : Доктор–физиотерапевт Воликова В.А Доктор – педиатр Божко Я.А. Доктор – травматолог – ортопед Тимофеева П.В Ребята вы не просто слушайте наших гостей, а делаете записи в тетради чтобы ответить на вопросы и решить творческие задания которые вы будите, выполнять работая в группах. Ведущая: Я хочу обратиться к доктору физиотерапевту перед вами гости студии -ребята которым по 14 -15 лет скоро они вырастут и станут красивыми и стройными юношами и девушками и всех их интересует как сформировать правильную осанку, какие нарушения осанки чаще встречаются и что надо делать для её профилактики. Пожалуйста, вам слово. Выступление доктора физиотерапевта: - Часто встречаются такие нарушения осанки, как лордоз наблюдается в поясничном отделе позвоночника, сопровождается деформацией позвоночника, приводит к опущению внутренних органов, а в последствии к нарушению их работы, следующее нарушение осанки это сколиоз это боковое искривление позвоночника, сопровождающееся изменением формы грудной клетки и приводящее к изменению положения внутренних органов и их функций. Особое отличие сколиоза это когда одно плечо выше другого, и последний тип нарушений осанки это сутулость – это дугообразный кифоз, кифоз так же может быть угловым называется он горбом. Сутулость – приводит к увеличению шейного изгиба позвоночника, поясничный сглажен, плечи опущены и сведены вперед, лопатки разведены, грудь впалая, голова опущена, ноги согнуты в коленях. А это приводит к затруднению работы сердца и легких, к недостаточному снабжения организма кислородом, вызывает повышенную утомляемость и раздражимость. Правильная осанка не возникает сама по себе, её необходимо формировать. Для профилактики нарушений осанки я хочу вам посоветовать придерживаться в течение жизни ряда гигиенических правил.
Так как вы школьники и сидите часто за партой в школе, дома за столом, поэтому туловище сидя надо держать прямо, голову лишь немного наклонить вперед. Между грудью и партой должно быть пространство в 3-4 см., предплечья должны свободно лежать на столе, ноги согнуты под прямым углом. Желаю вам здоровья! Ведущая: В последнее время мы часто встречаемся с таким понятием как плоскостопие что это за заболевание, каковы причины их возникновения и меры профилактики? С этим вопросом я хочу обратиться к доктору педиатру. Пожалуйста, вам слово. Выступление доктора педиатра: Другим дефектом ОДС является плоскостопие, которое часто проявляется в детском возрасте. Плоскостопие – проявляется в понижении свода стопы, что в результате перенапряжения мускулов приводит к сильным болям в ступнях и голени и приводит к изменениям походки. Причины возникновения плоскостопия:
Каковы же меры профилактики плоскостопия?
Ведущая: Как известно все ребята большие непоседы и травмы возникают у них не редко. Как распознать ушибы, растяжения связок и переломы и оказать первую доврачебную помощь? С этим вопросом я обращаюсь к нашему гостю доктору травматологу – ортопеду. Пожалуйста, вам слово. Выступление доктора травматолога – ортопеда. - «Поскользнулся, упал, очнулся – гипс…» - Все помнят эти слова из фильма «Бриллиантовая рука» и не менее знаменитую фразу: «У тебя там не закрытый перелом, а открытый!». Травмы у учащихся бывают, к сожалению нередко. В большинстве случаев это ушибы различных частей тела, растяжение связок, но встречаются также и переломы конечностей. Я остановлюсь на вопросах оказания первой доврачебной помощи, которую вы можете оказать пострадавшему. Итак, ушибам чаще подвергаются конечности и голова. Как распознать ушиб. На месте ушиба появляется боль, кровоподтек и припухлость вследствие отека ткани. Что же надо делать. 1. На место поражения наложить холод. 2. Через 30-40 мин. наложить давящую повязку. 3. Обратиться за медицинской помощью. Растяжение связок чаще происходит в голеностопном или лучезапястном суставе. Как распознать растяжение связок. В области сустава возникает боль, припухлость, иногда синюшный отёк а и движение в нем затруднены. Что надо делать: 1. К поврежденному месту приложить холод. 2. Тугая повязка для обеспечения неподвижности. 3. Вызвать медицинскую помощь. Как распознать перелом – в месте повреждения возникает сильная боль, усиливающаяся при прикосновении, движения становятся невозможными. Конечности ненормально подвижные, если перелом открытый, то из раны торчат кости, течет кровь. Что надо делать: 1. Обеспечить неподвижность кости в месте перелома. 2. Наложение шины (палка, доска). 3. Рана покрывается ватно-марлевой повязкой. 4. Шина через ткань прибинтовывается к телу. 5.Медицинская помощь, если необходимо остановить кровотечение. Учитель: Я хочу поблагодарить наших гостей за интересные выступления и ведущую программы «Планета Здоровья» Нифанину Валерию. -Какие рекомендации вы сможете дать Арсену по исправлению осанки и походки? -Могут ли возникнуть нарушения позвоночника, связанные с сидением за партой? -Будет ли модная одежда смотреться на людях с явными нарушениями осанки? Секрет вечной молодости не найден, но секреты сохранения хорошей осанки, фигуры и координации существуют. Они называются «Эрг-упражнения» 1. «Глядя в небо» (Исходное положение)И. п. - стоя, руки лежат на бедрах. Медленно отклоняться, назад глядя в небо. Вернутся в исходное положение. 2. «Египтянин» И. п.— сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз. Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеей назад. В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд. 3. «Абра-кадабра» И. п. - сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз. Абра- (медленно сжать ладони в кулак). Кадабра (медленно разжать кулаки). Для достижения желаемою результата эта упражнения следует повторять не менее 10 раз. | Принимают первое положение тела Принимают второе положение тела (слайд № 2) Отвечают на вопрос - В первом Читают, записывают. - Осанка — это привычное положение тела, которое человек принимает стоя или сидя (слайд №3) Слушают учителя (слайды № 4, 5)
Слушают, делают записи в тетрадях (слайд № 6,7)
Выполняют упражнения вместе с учителем (слайд № 8) Слушают учителя (слайды 9,10) Слушают учителя (слайды № 11-18) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; добывают знания через включения в новые виды деятельности. Познавательные: ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника; умеют преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы. Коммуникативные: Слушают и слышат друг друга и учителя; формулируют свое мнение; добывают недостающую информацию с помощью выступлений докторов. |
V. Закрепление и обобщение полученных знаний. | Сейчас мы переходим к следующему этапу урока к выполнению творческих заданий. Вы разделены на группы каждая группа получила творческое задание, прочтите его внимательно и ответьте на вопросы. Используем материалы учебника с.57 и (е). (На выполнение задания даю вам 5 минут .) (приложение № 2) -работа с тренажером гимнастика для глаз. После того, как ребята будут готовы. Учитель предлагает выступить представителям от каждой группы. -доп. материал (В мире интересного. Как следует сидеть за компьютером? Носить каблуки?) | Работают в группах (читают, обсуждают задачи) (слайд № 19) Слушают Организует работу в группах. Класс делится на 3 группы. Каждой группе дается задание, которое они должны решить в ходе обсуждения, опираясь на полученные знания в ходе урока. | Регулятивные: выдвигают версии решения проблемы. Познавательные: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе. |
VI. Этап информации о домашнем задании | стр. учебника № 56-57.п.21, выполнить работу самонаблюдение «Выявление нарушений осанки и плоскостопия» (приложение № 3) -Почему необходимо беречь осанку с раннего детства? | Записывают домашнее задание в дневники (слайд № 20-21) | Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок. |
VIII. Рефлексия | Я-УЗНАЛ ПОВТОРИЛ ЗАПОМНИЛ -рефлексия «Рожицы» | Отвечают учащиеся. | Регулятивные: анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке. Коммуникативные: формулируют свое мнение. |
VII. Подведения итогов урока | Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся, выставление оценок. | Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарасовская средняя общеобразовательная школа №2
Методическая разработка урока биологии
по теме: «Развитие знаний о клеточном строении организмов»
5 А класс
Учитель биологии:
Куликова Инна Евгеньевна
п.Тарасовский
2016 год
Технологическая карта урока
Учебный предмет: биология
Класс: 5А
Авторы УМК: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова
Тема урока: «Развитие знаний о клеточном строении организмов».
Тип урока: урок изучения нового материала
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, диски по биологии, плакат с рефлексивной мишенью, алгоритм заполнения интеллект-карты, листы самооценки, учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм» 5-6 кл.
Цель урока: создать условия для обеспечения усвоения обучающимися умений выделять основные идеи ученых в развитии знаний о клеточном строении организмов.
Задачи:
- Сформировать первоначальное представление о клетке;
- Познакомить с историей развития микроскопической техники в ходе накопления знаний о клеточном строении организмов;
- Раскрыть сущность клеточной теории как первой биологической теории, роль ряда ученых в ее становлении.
Планируемы е результаты:
Предметные:
- уметь выделять основные заслуги ученых в развитии знаний о клеточном
строении организмов;
- знать основные положения клеточной теории.
Метапредметные:
регулятивные УУД:
- умение формулировать цель урока, искать пути решения проблемы и
средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим
мнением, высказывать свое;
коммуникативные УУД:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи;
познавательные УУД:
- работать с учебниками, интернет-ресурсами, справочниками;
- находить информацию;
- составлять интеллект-карту;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значение новых слов;
- выделять главное;
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | универсальные | |||
1. Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся. | Создает благоприятную атмосферу на уроке. - Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Мотивирует учащихся к учению. - Я думаю, что каждый человек желает за свою работу получить отметки, оценки. Чтобы вам было легко оценивать свою деятельность на уроке, объективно поставить оценку за урок, посмотреть на ход урока со стороны, предлагаю по ходу урока, заполнять лист самооценки «Мое продвижение на уроке». На каждом этапе уроке оценивать свою работу по критериям. Используя шкалу, полученные баллы перевести в отметку. Смотрите приложение 1. | Приветствуют учителя и друг друга. Учащиеся подписывают листы самооценки. | Умение выполнять саморегулирование Мотивация к учению. Ценностно-смысловая ориентация учащихся | |
2. Постановка темы урока. Мотивация учащихся Презентация 1 слайд 2 слайд | Учитель организует беседу: -Ребята перед вами лежат пазлы. -Можно сразу увидеть рисунок? -Что необходимо выполнить? -Какой рисунок вы увидели? Ребята многие предметы состоят из мелких частей. Например, чтобы построить дом необходимо собрать все его части: кирпичи, окна, крышу и т.д. Так и живые организмы состоят из клеток. Строение живых организмов давно интересовало ученых, но невооруженным глазом многое невозможно увидеть. Учитель: -Ребята, сформулируйте тему нашего урока. - Знания о клеточном строении организмов нужны человеку в жизни? - Человек сразу, без труда узнал о клеточном строении организмов? - Вы сможете рассказать как развивались знания о клеточном строении организмов? - А почему? | Ответы учеников: -Нет. -Собрать пазлы. - -Открывают тетради, записывают число и тему урока. Развитие знаний о клеточном строении организмов. -Да. Приводят примеры. Отмечают, что они очень маленькие. Приводят примеры. Отвечают, что нет. | Ценностно-смысловая ориентация учащихся | |
3. Целеполагание. Планирование деятельности. 3 слайд | - Подумайте и скажите, каковы цель и задачи урока? Просит составить план по достижению цели урока. Предлагает заполнить лист самооценки. Задает вопрос: - Какие качества вам помогут достичь цели урока? Желательно вам проявить данные качества и достичь цели урока. | Ответы учащихся: 1.Устройство увеличительных приборов. 2.История изучения клеточного строения организма. 3.Клеточная теория. -Познакомиться с жизнью и деятельностью ученых. Сможем выделить основные идеи ученых о клеточном строении организмов. Называют этапы урока: повторить, изучить, составить, подвести итог урока. Работают с листом самооценки. Ответы учащихся: -Ответственность. - Внимание. Дисциплинированность и т.д. | Узнают как развивались знания о клеточном строении организмов, основные положения клеточной теории. | Умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать задачи в учебе, планировать пути достижения цели. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Умение контролировать и оценивать свои действия. Смыслообразование. Умение выполнять личностный моральный выбор. |
4.Актуализация знаний. 4 слайд 5 слайд 6-7 слайд 8 слайд | - Вы отметили, что клетки маленькие. -Самая крупная клетка-это яйцо птицы, а мелкие клетки крови, бактерий. А как можно их увидеть? (лупы, микроскопа) Действительно, мелкие черты внешнего строения можно рассмотреть с помощью лупы. (слайд 2) Однако детально изучить внутреннее строение поможет только микроскоп. (слайд 3) Слово «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скопос» (наблюдатель). Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького». Это прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооруженным глазом. -Рассмотрите строение светового микроскопа. -сам. работа в т-т с.36 №1-2 | Учащиеся выполняют задание самостоятельно. По окончанию работы выполняют самопроверку и самооценку, ставят баллы за работу на данном этапе урока в лист самооценки. |
| Умение контролировать и оценивать свои действия. |
5. Изучение нового материала (работа с таблицей) Слайды№9-13 | Подводит итог этапа урока. - Я думаю, что вы теперь готовы к изучению новой темы. -Открываем учебники п.13 с.38. -прочитайте рубрику «Вы узнаете» -прочитайте рубрику «вспомните» - Как и кем был создан первый микроскоп? докладчик Грибов К. Учитель объясняет особенности работы в группе по изучению информационных материалов о жизни и деятельности ученых, выделению главных идей их работ, составлению интеллект карты. - Что необходимо вам узнать о жизни и деятельности ученых? Координирует работу учащихся (в группах) по составлению интеллект-карты. -работа с учебником п.13. с38-39 -работа с электронным приложение к п.13 Просит каждую группу отчитаться о проделанной работе. Предлагает заполнить лист самооценки. | Учащиеся слушают и выполняют задания. Читают информационный материал в учебнике, на диске, в интернете. Ответы учащихся: - Годы жизни. - Чем занимался (интересовался)? - Основная заслуга. Учащиеся заполняют интеллект-карту (каждая группа об одном ученом, т.е. фрагмент интеллект-карты). По решению членов группы, один или несколько человек рассказывают о проделанной работе. На доске появляется заполненная интеллект-карта. Работают с листом самооценки. По окончанию работы выполняют взаимопроверку и оценку, ставят баллы за работу на данном этапе урока в лист самооценки. | Знание заслуг ученых в развитии знаний о клеточном строении организмов. | Владение устной и письменной речью. Умение ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Умение выполнять анализ, синтез, устанавливаит причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Умение добывать новые знания. Смыслообразование. Умение выполнять личностный моральный выбор. Умение контролировать и оценивать свои действия. |
6.Физкультминутка. | Смотрите приложение 2. | Выполняют упражнения. | ||
7. Применение и закрепление знаний Слайды №14-16 | Предлагает выделить основные положения клеточной теории. (докладчик Пономаренко Ю.) -работа по учебнику с.39 Предлагает выполнить: -закончите предложения задание в тетради-тренажере. -с.42 №1 | Выделяют основные положения клеточной теории. Выполняют задание в тетради-тренажере | Знание основных положений клеточной теории. Знание заслуг ученых в развитии знаний о клеточном строении организмов и основных положений клеточной теории. | Умение выполнять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Умение добывать новые знания. Умение выполнять личностный моральный выбор. Умение контролировать и оценивать свои действия. |
8.Постановка домашнего задания. Слайд №17-18 | Объясняет сущность домашнего задания §13т-т с.39 №1-2. Творческое задание. (сделать модель клетки) Дополнительное. Придумать кроссворд на тему: «Развитие знаний о клеточном строении организмов». Оформить в тетради или на отдельном листке. | Делают записи в дневник. Задают вопросы учителю. | Умение выполнять выбор. Самоопределение. | |
9. Итог урока. Рефлексия. | Организует беседу. Задает вопросы для рефлексии. -Какова тема урока? -Какая цель урока? -Достигли цели урока? -Что узнали нового? -Какие задания особенно понравилось выполнять? -В чем были затруднения? Просит подчеркнуть записанные в листе самооценки качества, которые ученики наиболее ярко проявили на уроке. Подсчитать общее количество баллов и поставить отметку за урок, используя шкалу перевода баллов в отметку Оценить деятельность класса, свою деятельность на уроке, деятельность учителя, настроение в конце урока от 3 до 5 баллов, используя прием «Рефлексивная мишень». Поставить точку в соответствующий сектор. Смотрите приложение № 3. Подводит итог после заполнения мишени учащимися. Благодарит учащихся за работу на уроке. Объявляет окончание урока. | Отвечают на вопросы учителя. Заполняют лист самооценки. Оценивают деятельность класса, свою деятельность на уроке, деятельность учителя, настроение в конце урока, используя «Рефлексивную мишень» (мишень прикреплена на доске). Подходят, ставят точки в секторы с соответствующим баллом. | Умение выполнять рефлексию и оценку процесса и результатов деятельности. |
Приложение 1.
Лист самооценки «Моё продвижение на уроке»
Ф.И.______________________________________________________________
Этапы урока | Отметка в баллах | Критерии |
1.Формулировка темы урока | Самостоятельно сформулировал(а)-1балл С помощью учителя, одноклассников-0,5баллов | |
2.Формулировка цели и задач урока | Самостоятельно сформулировал(а)-1балл С помощью учителя, одноклассников-0,5баллов | |
3. Задание в т-т с.36 №1-2 | За каждое правильно выполненное задание – 1 балл | |
4.Работа в группе. Поиск информации о развитии знаний о клеточном строении организмов. | Выступление с информацией-3 балла Самостоятельно находил(а) материал-1балл С помощью учителя, одноклассников-0,5баллов | |
5. Применение знаний Основных положений клеточной теории. -закончи предложение. -т-т с.42 №1 | Выступление с информацией-3 балла - За каждое правильно выполненное задание – о,5 баллов За каждое правильно выполненное задание – 0,5 баллов | |
6.Итог урока Подчеркните качества, которые ты наиболее ярко проявил на уроке:
| Общее количество баллов:___ Отметка за урок_____ 11 - 9 баллов - за урок «5», 8 – 6 баллов – за урок «4», 5 – 3 балла – за урок «3» | Подчеркни предложения, если согласен(а) с высказываниями:
Добавь свои высказывания: |
Приложение 2.
Физкультминутка.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться
Приложение 3.
Интеллект карта группы №1.
1.Расскажите о жизни деятельности Роберта Гука?
Годы жизни__________________________________________
-Чем занимался (интересовался)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Основная заслуга.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интеллект карта группы №1.
2.Из истории создания микроскопа.
-Когда и кем был создан первый микроскоп?__________________________________________________________________________________________________________________________
-Когда и кем был предложен термин
«микроскоп»_________________________________________________________________________________________________________________________
Интеллект карта группы №2.
1.Расскажите о жизни деятельности Антони ванн Левенгук?
Годы жизни__________________________________________
-Чем занимался (интересовался)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Основная заслуга.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интеллект карта группы №2.
1.Расскажите о жизни деятельности Роберта Броуна?
Годы жизни__________________________________________
-Чем занимался (интересовался)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Основная заслуга.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интеллект карта группы №3.
1.Расскажите о жизни деятельности Матиаса Шлейдене?
Годы жизни__________________________________________
-Чем занимался (интересовался)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Основная заслуга.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интеллект карта группы №3.
1.Расскажите о жизни деятельности Теодоре Шванне?
Годы жизни__________________________________________
-Чем занимался (интересовался)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Основная заслуга.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполни рефлексивную
мишень
Деятельность
учителя
Деятельность учащегося
Настроение
в конце урока
Деятельность
класса (в целом)
5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
3 | 3 | 3 | 3 |
-
Предварительный просмотр:
Тема: «Разнообразие, распространение, и значение растений»
Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Формы проведения: фронтальная беседа со всем классом, работа в парах, работа в группах.
Методы: эвристическая беседа с опорой на презентацию, работа с информационным источником и учебником, мини – проект.
Цель:
- создать организационные и содержательные условия для систематизации знаний по теме и развития отношения учащихся к окружающей природе;
- содействовать углублению знаний о разнообразии, распространении и значении растений.
Задачи:
- Обучающие: познакомить с многообразием, распространением и значением растений, местами их обитания, значением в природе и жизни человека, сформировать понятие о высших и низших растениях и науке ботаника.
- Развивающие: продолжить развивать умение выделять главное, работать с источниками информации, делать выводы, подготовиться к ВПР; развитие творческих способностей; развивать умение работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей.
- Воспитательные: умение слушать и выступать перед аудиторией, экологическое воспитание..
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация; учебник «Биология» 5 класс, автор В.В. Пасечник; карточки для «мозгового штурма»; карта природных зон; карточки с изображением различных растений, таблица «Красная книга растений».
Проблема: непонимание детьми ведущей роли растений в природе.
Проблемный вопрос: возможна ли жизнь на планете без растений.
Личностная значимость изучаемого для учащегося: растения красивы каждое по своему, растения важны, поэтому их нужно беречь.
Основные понятия: ботаника, низшие растения, высшие растения, слоевище, таллом.
Развитие компетенций: учебных, познавательных, информационно- коммуникативных, социально-коммуникативных.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Обучающиеся знают:
-места обитания растений;
-о многообразии растений;
-значении растений в природе;
-роли растений в жизни и деятельности человека;
-меры по охране растений.
Обучающиеся умеют:
-различать низшие и высшие растения, называть их признаки;
-оперировать понятиями: слоевище, таллом.
Метапредметные:
регулятивные УУД:
- умение формулировать цель урока, искать пути решения проблемы и
средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим
мнением, высказывать свое;
коммуникативные УУД:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи;
познавательные УУД:
- работать с учебниками, интернет-ресурсами, справочниками;
- находить информацию;
- составлять интеллект-карту;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значение новых слов;
- выделять главное;
Личностные: проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Технологическая карта учебного занятия
№ п/п | Этап урока | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент. 1слайд | Обеспечивает открытую доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению. Выступление приветствие. -Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть умных и добрых. Зовут меня Инна Евгеньевна. Мне необходима ваша помощь на уроке. Я готова начать работу и показываю вам ладошки. Если вы готовы начать работу ответьте этим знаком. Спасибо! | Приветствуют учителя, настраиваются на урок | Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: действие смыслообразования |
2. | Актуализация и пробное учебное действие. 2 слайд видео | -Просмотрите внимательно видеофрагмент и определите, чему он посвящен? Обеспечивает просмотр видеофрагмента. Вопросы: -Что мы увидели в видеофрагменте? (Разнообразные растения) -О чем пойдет речь на уроке? (О жизни растений) -Как отличаются растения? -Где можно встретить растения? -Какова роль растений в природе? | Эвристическая беседа с учителем. Ответы на вопросы | |
3 | Мотивация. Постановка темы урока, проблемного вопроса. 3 слайд (тема) 4 слайд (вопрос) | Ребята, этот урок будет посвящен изучению растений. -Что необходимо нам узнать о растениях? Сформулируйте тему нашего урока. Тема урока «Разнообразие, распространение и значение растений» В конце нашего урока мы выясним. Проблемный вопрос: можно ли жить без растений? | Согласовывают тему урока Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывание способа её получения. | Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением) |
4. | Целеполагание. Планирование деятельности. 5 слайд (цель) | Определить цель урока и наметить пути её реализации. Кластеры-на доске: --наука ; -разнообразие растений; -распространение растений; -значение растений. | Намечают пути реализации цели | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические:построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем:самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
5. | Работа по реализации намеченного пути. (6-9слайды ) Физминутка 10 слайд 11-17 слайды 18- 25 слайды | 1) Наука ботаника Работа в парах с текстом учебника на с.91-92. Заполнить схему в рабочем листе. Разноуровневые задания Самопроверка по образцу. -показ гербария; -работа со словарем.
2)Разнообразие растений Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть презентацию и сделать вывод о разнообразии растений, ответив на вопросы. 3) Распространение растений Ребята, перед вами карта природных зон мира. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и над небольшим исследованием. (4 группы- растения пустынь, степей, хвойных и широколиственных лесов, тундры) Задача групп: 1.Расскажите, каким цветом обозначена природная зона на карте? 2.Дайте характеристику природной зоны. 3.Определите растения природной зоны и приклейте картинку на кластер. Сформулируйте вывод по вопросу: -От чего зависит многообразие и количество растений в природных зонах? 3) Значение растений Ребята, обратите внимание на выставку. Попробуйте догадаться, что объединяет все эти предметы. «Мозговой штурм» | Работают в парах Работают с информацией, представленной в виде презентации Работа в группах с источником информации. Определить растения различных природных зон и прикрепить их на карту. Рассматривают выставку, делают выводы | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 26 слайд | Тестовая игра «Да-нет» 1.Ботаника-наука о растениях. 2.У низших растений есть органы. 3.Растений на Земле более 350 тысяч видов. 4.Растения встречаются только в наземно-воздушной среде. 5.Без растений жизнь на нашей планете невозможна. | Отвечают на тестовые вопросы. | Регулятивные: прогнозирование |
7. | Включение в систему знаний. 27 слайд | Решение проблемного вопроса. - без растений жизнь не возможна! -Какова космическая роль растений? Какие удивительные растения можно встретить в нашем крае! Ребята, к сожалению, некоторые растения стали малочисленны и занесены в Красную книгу. Назовите их. Какие правила природы необходимо выполнять. | Отвечают на вопросы | Регулятивные: прогнозирование |
8. | Информация о домашнем задании | П. 17 стр. 88-92, ответить на вопросы на стр.92 (1-6) устно, выполнить рубрику «Подумайте» на стр.92. Творческое задание для любознательных подготовить сообщение об удивительных растениях. | Записывают задание. | Личностные: самоопределение, источник информации. |
9. | Рефлексия | Достигнута ли цель урока? Продолжите любое высказывание: -Я узнал(а).. -Меня удивило…. -Мне понравилась работа… Составление клумбы из цветов. | Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....