Организация и совершенствование исследовательской деятельности в области естественных наук
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Нарцызова Ольга Николаевна

Организация исследовательской деятельности школьников - это технологический процесс, в котором педагоги и ученые учат детей культуре умственного труда, создают условия для творческого развития и способствуют росту личностного самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская деятельность58.35 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и совершенствование исследовательской деятельности

в области естественных наук

Организация исследовательской деятельности школьников - это технологический процесс, в котором педагоги и ученые учат детей культуре умственного труда, создают условия для творческого развития и способствуют росту личностного самосознания.

 Исследование - процесс выработки новых знаний, один  из видов познавательной деятельности.

По определению Леонтовича А.В. - исследовательская деятельность учащихся - деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.        

        Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности в области естественных наук.

Роль научного руководителя либо педагога: наблюдать, направлять, советовать, поддерживать, поощрить к достижению цели, помочь составить план научно-исследовательской работы, указать на главные этапы снабдить методиками, помочь поставить эксперимент, провести контроль над экспериментом, оценить результат пробного, повторного, итогового экспериментов для валидности. Осуществить анализ полученных итоговых результатов исследований.

Дать возможность ученику выразить свои мысли, выводы, а педагогу их «причесать».

Ведущая форма деятельности учащегося - познавательная. И если эта потребность познавать качества окружающего мира реализуется на творческом уровне, личность ребенка приобретает индивидуальный характер и высоко оценивается педагогами и учеными, то тогда в сознании детей закладывается потенциал научного мышления и мощный источник творчества.

Цель учебно-исследовательской деятельности (по Кикоть Е.Н.) - не только конечный результат - знание, но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счёт приобретения ими новых знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации и положения в молодёжном обществе.

Задачи учебно-исследовательской деятельности по определению Г.А. Русских:

формирование интереса к познавательной, экспериментально-исследовательской, творческой,  деятельности;

  •  создание условий для социального и профессионального самоопределения;
  •  совершенствование исследовательских умений школьников;
  • развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся;        
  •  ориентация на дальнейшее образование.

Начиная с детьми исследовательскую деятельность, следует различать учебное исследование и научное исследование.

Исследование

Учебное исследование

Научное

исследование

Сфера

реализации

Образование

Наука

Назначение

Развитие личности

Обогащение науки новыми знаниями

Цель

Приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности;

развитие способностей к исследовательскому типу мышления;

активизация личностной позиции учащихся в образовательном процессе, на основе приобретения субъективно новых знаний, т.е., самостоятельно полученные знания учащимися являются новыми и

личностно значимыми для конкретного ученика

Получение объективно новых знаний

Типы исследовательских работ учащихся:

 Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

 Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления, объекта Могут иметь элемент научной новизны. Отличительная особенность - отсутствие корректной методики исследования. Например, работы общественно-экологической направленности.

 Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делают анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Этапы организации исследовательской работы

I этап.

Мотивационный

Эвристический

Цель: вызвать интерес и желание заниматься научными исследованиями.

II этап.

Проблемный (поиск белого пятна)

Цель: научить ставить задачу, путем выявления проблемы и противоречий, четко определять область исследования.

III этап.

Информационный

Цель: научить работать с источниками, выбирать главное, оформлять список литературы.

IV этап. Практический

Цель: привить навыки экспериментальной работы, овладения методиками исследования. Ведется аналитическая работа по проекту, формируются предварительные выводы. Ведутся исследования.

V этап.

Содержательный

Цель: усвоить правила оформления работы, грамотно и логично выстроить содержание глав, титульного листа, аннотации, введения, выводов.

VI этап. Ораторский

Цель: ведется подготовка устного доклада, познаются секреты эмоциональной, выразительной и содержательной речи.

VII этап. Триумфальный

Цель: организовать оценку защиты проекта, исследовательской работы каждого участника с корректными замечаниями и положительными эмоциями, порождающими желание продолжить эту работу.

Оформление исследовательской работы

Структура содержания исследовательской работы

В любой исследовательской работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основная часть и заключение.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.

Объект исследования — это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а предмет — часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено.

Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество — три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми; пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы. Примерами специальных методов исследования могут служить метод меченых атомов, статистический и термодинамический метод, спектральный анализ (используется в физике и химии). В некоторых случаях используют и узкоспецифические методы, которые обычно названы по имени разработавших их ученых.

Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.

В заключении исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы — с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ..., выявлено..., определено..., установлено...». Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано... (обосновано..., разработано...)».

Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода (см. схему); последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать необходимые для этого методы исследовательской деятельности.

C:\Users\836D~1\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

Схема  1. Логическая взаимосвязь цели, задачи, результатов  и выводов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы организации учебного проекта в рамках недели естественных наук

В связи с большой популярностью метода проектов в специальной литературе можно встретить множество его определений, однако все они сводятся к тому, что учебный проект – совместная учебно-познавательна...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Академия естественных наук "5-7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Академия естественных наук "5-7 класс...

Презентация "Самые важные открытия XXI века в области естественных наук" (2018 г.)

В презентации представлена информация о важных открытиях, совершенных в области естественных наук в 21-м веке (до 2018 г.). Презентация подготовлена автором к церемонии открытия межпредметной олимпиад...

Рабочая программа Предметная область: естественные науки Учебный предмет: химия 10-11 классы (углубленный уровень)

Рабочая программа по химии 10-11 класс (углубленный уровень) 5 часов в неделю...

Формирование функциональной грамотности через проектно-исследовательскую деятельность в области естественных наук

Функционально грамотный человек – это человек способный использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в разл...