"Внешнее строение рыбы"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Урок исследование по изучению внешнего строения рыбы в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование "Внешнее строение рыбы" | 341 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Сёминская основная общеобразовательная школа»
Урок биологии в 7 классе
по теме: "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"
Учитель биологии
Баранова Татьяна Ивановна
2014г.
Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"
Цель урока: Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с образом жизни в водной среде.
Задачи:
Учебные: закрепить знания об общих чертах хордовых, продолжить формирование представления о позвоночных животных на примере речного окуня, его внутреннего строения, сформировать представление о системах органов позвоночных.
Развивающие: развивать логическое мышления, умение сравнивать, выделять главное.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, культуру общения.
Тип урока: лабораторный.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, влажных препаратов.
Средства наглядности: натуральные: влажные препараты (внешнее и внутреннее строение рыбы); изобразительные: таблицы с изображением рыб, рисунки с изображением многообразия рыб, особенностей внутреннего строения.
Ход урока.
Вступительное слово учителя на фоне шума моря.
Ребята, вы слышите звуки моря. Сегодня на уроке мы познакомимся с жителями морских глубин – рыбами. Тема урока «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб». Ихтиология – наука о рыбах.
- Вот она тема. А что же мы можем и должны сегодня узнать?
Формулируют цель урока.
Вывод учителя: мы познакомимся с внешним строением рыбы и ее приспособленностью к жизни в воде. Второй момент, который предстоит нам изучить - это как передвигаются рыбы.
Сегодня мы будем передвигаться по морю по станциям. Вы будете выполнять задания, и набирать баллы, от них будет зависеть и ваша оценка. Работая индивидуально, в парах и группах, как вы думаете, какие качества вам пригодятся? Поэтому следующая наша задача: продолжить учиться самостоятельности, коммуникабельности и ответственности. И я думаю, что узнавая новое о рыбах наших морей и рек, вы еще больше полюбите свою малую Родину!
У каждого из вас на столе есть программа – это ваш путеводитель (Приложение 1) и лист учета – ваша рабочая тетрадь на уроке. Цель всей нашей работы отражена в программе.
Примечание. Далее учитель говорит на фоне шума волн.
Рыбы – это типичные водные животные и мы должны погрузиться на дно, чтобы поближе познакомиться с ними. Для этого нам нужен груз и мы возьмем с собой наши знания, которые послужат снаряжением и не позволят нам утонуть.
1.Опрос
СТАНЦИЯ «ЗАГРУЗОЧНАЯ».
1+1’ Цель: проверка и закрепление знаний по вопросу «Общая характеристика типа Хордовые».
Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (записываем на листе контроля).
Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу …
Над хордой расположен трубчатый тяж – это …
Под хордой расположена … система в виде трубки.
Для хордовых характерна … симметрия тела.
В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и …
Взаимопроверка. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.
2.Изучение нового материала.
2.СТАНЦИЯ «ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!»
Цель: Выяснить особенности внешнего строения рыбы в связи с жизнью в воде
Существует такое выражение «Чувствует себя как рыба в воде». Перед учащимися ставится вопрос: А как же в действительности чувствует себя в воде рыба? В чем особенности водной среды? Что рыбе помогает жить в данной среде обитания?
Рыбы – обитатели водной среды, в которой исторически сложился тип хордовых животных. Рассмотрим черты приспособленности рыб к водной среде обитания.
Вспомните, какими особенностями обладает эта среда обитания? ( большая плотность, чем воздух; отсутствие резких колебаний температур; подвижность; малая прозрачность; небольшое содержание кислорода по сравнению с воздухом).
А теперь подумайте, какой должна быть форма тела в связи с плотностью среды? (Предполагаемый ответ: обтекаемая, без резких переходов).
Посмотрите на таблицы, иллюстрации, на рыбок в аквариуме. Что вы можете сказать об окраске рыб? (Предполагаемый ответ: чаще окраска рыб серо-белая, кроме рыб коралловых рифов, т.е. окраска покровительственная).
Обратите внимание на окраску тела рыб сверху и снизу, одинакова ли она?
( у рыб брюхо светлее спины, сверху спина до известной степени сливается с тёмным фоном дна, а снизу светлое брюхо менее заметно на светлом фоне поверхности воды).
Заполняем таблицу
«Приспособленность рыб к водной среде»
№ | Факторы водной среды | Приспособления к факторам среды |
1 | Плотность воды | Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуи, плавники. |
2 | Прозрачность | Защитная окраска; органы зрения – глаза. |
3 | Растворенные вещества, малое содержание кислорода | Жаберное дыхание, обоняние. |
4 | Текучесть | Органы боковой линии. |
5 | Высокое давление на глубинах | Изменение формы тела от веретенообразной к лентовидной и дисковой. |
6 | Сильное поглощение солнечных лучей | Различная окраска, светящиеся органы у глубоководных рыб. |
У рыб тело снаружи покрыто кожей, а в ней располагаются чешуи, черепицеобразно налегая друг на друга. Предположите, зачем такое расположение? ( защита кожи от механических повреждений, свободное движение тела во время плавания).
А какая рыба на ощупь? (она скользкая, покрыта слизью). Как вы думаете, для чего? (уменьшить сопротивление во время движения и защитить от бактерий).
Вопрос классу. А как передвигаются рыбы в воде? (с помощью плавников).
Найдите плавники на рыбе и выясните, какие из них парные , а какие нет какую функцию выполняют плавники?
Плавники:
а) парные: грудные и брюшные (как «весла») – горизонтальное положение, повороты, движение вверх, вниз.
б) непарные: спинной, анальный, хвостовой – движение вперед.
А как рыбы ориентируются в пространстве? Для этого у них есть органы чувств: зрение, слух, органы обоняния, вкуса, орган боковой линии.
Рыбы более близоруки, чем наземные животные. Они видят на 2-3метра. Это связано с плотностью воды. Органов слуха на поверхности головы не видно: внутри черепа находится внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела. Эти колебания вызывают раздражение нервных окончаний внутреннего уха, а возникшие возбуждения передаются по слуховым нервам к головному мозгу. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.
Орган обоняния находится внутри ноздрей, с его помощью рыба ощущает запахи веществ растворённых в воде.
Орган вкуса - чувствительные клетки, которые находятся в ротовой полости и на поверхности тела.
У рыб существует ещё один орган чувств, орган боковой линии, каналы, лежащие в коже под чешуёй, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Этот орган позволяет рыбам чувствовать потоки воды, обтекающие тело, различать в воде предметы благодаря волнам, которые от них исходят. Например, рыба безошибочно может в темноте определить расстояние до дафнии, которая проплывает мимо и совершить безошибочный бросок. Важна боковая линия и для защиты, вовремя сигнализируя о приближении хищника, а также для миграционных процессов.
3.СТАНЦИЯ «ЭТО ИНТЕРЕСНО».
Цель: расширить кругозор о рыбах.
Задание: прослушайте объяснение учителя (лекция + фронтальная беседа)
1. Вспомните из курса физики: какими свойствами отличается водная среда от воздушной среды? Большое сопротивление (в воде передвигаться тяжелее, чем на воздухе) и плотность (воды равна 1).
2. Этим сопротивлением является сила трения. Какие приспособления помогают рыбам увеличить скорость движения и уменьшить при этом сопротивление или силу трения?
Чешуя и слизь. Каково их назначение?
Один из самых примитивных и древних типов чешуи – плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.
У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (гладкая) и циклоидная (с шипиками). Этот тип чешуи лучше приспособлен для плавания.
Рост чешуи и годичные кольца.
Т.о., чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела.
В коже рыб располагаются железы: слизеотделительные и ядоотделительные.
Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов.
А теперь проведем маленький эксперимент: в стакан или плоскую чашу опустим деревянный брусок, железный предмет, определим что утонет, а что нет и почему. Погрузим рыбу (мертвую) – утонула. Почему? А живая не тонет. Почему?
Ответ: у рыб плавательный пузырь с газом, а у акул – жир.
3. Почему рыбы не тонут в воде, ведь их вес больше плотности воды?
Стремятся сделать плотность = 1 или близкой к ней. Т.к. у мышц и скелета плотность больше 1, то нужны специальные меры – «поплавки». Чаще всего эту роль играют запасы жира в печени, особенно акулы. У костных рыб жир + плавательный пузырь – это, наполненный газом (О2 или у сига чистым N2) мешок, который заполняется газом из газовой железы. Увеличение объема пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному передвижению к поверхности воды. Уменьшение объема увеличивает плотность тела и облегчает погружение.
4. Почему рыбы живут на большой глубине, где вода может раздавить подводную лодку?
Внутри подлодки есть большое пространство, заполненное воздухом. При погружении давление снаружи растет, а внутри - остается равным атмосферному. Если корпус не выдерживает, давление сплющивает лодку. Внутри глубоководной рыбы нет пустот с низким давлением, значит и нечему раздавливаться. У большинства глубоководных рыб нет плавательного пузыря.
5. Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться?
Плавники и мышцы.
4.СТАНЦИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ» (Контроль учителя).
7’ Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.
Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции.
Лабораторная работа. «Внешнее строение и передвижение рыб».
Оборудование: ванночки с рыбой.
Ход работы:
- Отметьте, какую форму тела имеет рыба.
- Из каких отделов состоит тело рыбы.
- Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).
- Имеется ли чешуя на теле рыбы?
- Какие органы обеспечивают движение рыб?
Вывод: заполните таблицу:
Признаки | Характеристика | Значение |
Форма тела | ||
Покровы | ||
Окраска | ||
Плавники | ||
Органы расположенные на голове | ||
Органы расположенные на туловище |
3.Закрепление.Программированный опрос:
1.Рыбы водные животные.
2.Тело рыбы состоит только из туловища и головы.
3.Наука о рыбах называется орнитология.
4.Тело рыбы покрыто чешуёй.
5.У рыбы есть глаза и веки.
6.Органы передвижения у рыбы плавники.
4. Рефлекссия:
«Настроение».
5. Домашнее задание
1.Подготовиться к биологическому диктанту (покров рыбы, парные и непарные плавники, боковая линия, внутреннее ухо, орган равновесия, жаберные крышки).
2. Творческое задание: Сделать рисунок любого представителя надкласса рыбы и рассказать о нём
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение рыб."
Методическая разработка используется при изучении темы "Тип Хордовые. Подтип Черепные.Надкласс Рыбы" на первом уроке в 7 классе. Урок дан с лабораторной работой "Внешнее строение и особенн...
Презентация к уроку биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика. Внешнее строение рыб".
В презентации показаны таблицы о внешнем строении рыб, об органах передвижения, об органах чувств рыб. При закреплении материала предлагается кроссворд....
Внешнее строение и передвижение рыбы
Внешнее строение и передвижение рыбы...
Лабораторная работа "Внешнее строение рыбы" 7 класс
Лабораторная работа "Внешнее строение рыбы" 7 класс...
Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».
Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде, установить соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в вод...
Внешнее строение рыбы
методическая разработка урока для 7 класса. на уроке используется метод исследования...
План-конспект урока «Внешнее строение рыбы» в соответствии с требованиями ФГОС.
Предмет: БИОЛОГИЯ. УМК под ред. Пономаревой И.Н.Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.- 5-е изд., перераб. &ndash...