Методическая разработка к уроку : « Многообразие грибов ,их роль в природе и жизни человека».
методическая разработка по биологии (6 класс)
Лабораторная работа «Изучение клеток дрожжей под микроскопом».
Методические рекомендации Изучение строения дрожжей может происходить как в ходе лабораторной , так и в ходе практической работы. Изучение этой темы идет после ознакомления ребят с общей характеристикой грибов и со строением шляпочных грибов , поэтому при выполнении лабораторной работы можно на основе исследования подвести учащихся к выводу о сходстве и об отличиях в строении шляпочных грибов , плесневых грибов и дрожжей. Если эта работа будет практической , то на основе опыта можно подтвердить теоретические знания об общей характеристике грибов и их многообразии. Основными педагогическими приемами будут исследование (проведение опыта) и сравнительно-аналитическая работа (заполнение таблицы, рисунки исследуемых объектов) . Учащиеся работают индивидуально ( анализируют тексты , изготавливают и рассматривают препараты, делают рисунки , заполняют таблицу ) , в парах или малых группах ( в зависимости от количества микроскопов) , а так же фронтально при постановке вопросов и обсуждении полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k_uroku_mnogoobrazie_gribov.doc | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка к уроку : « Многообразие грибов ,их роль в природе и жизни человека».
Лабораторная работа «Изучение клеток дрожжей под микроскопом».
Методические рекомендации Изучение строения дрожжей может происходить как в ходе лабораторной , так и в ходе практической работы. Изучение этой темы идет после ознакомления ребят с общей характеристикой грибов и со строением шляпочных грибов , поэтому при выполнении лабораторной работы можно на основе исследования подвести учащихся к выводу о сходстве и об отличиях в строении шляпочных грибов , плесневых грибов и дрожжей. Если эта работа будет практической , то на основе опыта можно подтвердить теоретические знания об общей характеристике грибов и их многообразии. Основными педагогическими приемами будут исследование (проведение опыта) и сравнительно-аналитическая работа (заполнение таблицы, рисунки исследуемых объектов) . Учащиеся работают индивидуально ( анализируют тексты , изготавливают и рассматривают препараты, делают рисунки , заполняют таблицу ) , в парах или малых группах ( в зависимости от количества микроскопов) , а так же фронтально при постановке вопросов и обсуждении полученных знаний.
Цель работы: Изучить строение и размножение дрожжевых клеток
Оборудование: микроскоп ,предметное и покровное стекла ,пробирка с водой , дрожжи, пипетка ,салфетка , простой карандаш , тетрадь.
Раздаточный материал : инструктивные карточки , рисунок дрожжевой клетки , тексты , таблицы.
Планируемые результаты :
Личностные
- Строят рассуждения, анализируют , сравнивают , делают выводы
- Самостоятельно организовывают свое рабочее место , планируют подготовку к работе
- Формируют интерес к изучению объектов природы , получают знания об основах здоровья-сбережения при использовании микроскопических грибов
Метапредметные
- Планируют свою деятельность для достижения результата , осуществляют самоконтроль
- Умеют выбирать информацию и работать по алгоритму , проводить сравнение
- Развивают умение самостоятельно проводить исследование в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы
- Умеют непосредственно общаться с одноклассниками и учителем , умеют задавать вопросы и слушать мнение других
- Совершенствуют навыки наблюдения ,выполнения рисунков, описания увиденных объектов , анализ и обобщение полученной информации
Предметные
- Научатся выделять признаки таких биологических объектов как дрожжи , процессов их жизнедеятельности (роста и размножения)
- Объяснять их роль в природе и жизни человека
- Распознавать на рисунках элементы строения
- Сравнивать разные биологические объекты
- Овладеют методами биологической науки : рисование биологических объектов с обозначениями , постановка биологического эксперимента
- Закрепят умение работать с микроскопом
Подготовка к работе Учитель может сам подготовить все необходимое , либо создать группу лаборантов из наиболее активных ребят, либо дать задание для учеников на предыдущем занятии.
Можно подготовить раздаточный материал в виде рисунков с изображением грибов , можно воспользоваться рисунками в учебнике или , если это позволяет оборудование кабинета , подготовить рисунки и микрофотографии для выведения на экран Для экономии времени можно распечатать готовые бланки для заполнения таблицы.
Подготовка натуральных объектов перед уроком : Для получения культуры дрожжей в сосуд объемом 100-200 мл налить нагретого до 40-50 градусов молока , добавить кусочек сахара и примерно 10 г дрожжей , Все перемешать и поставить на 15 минут в теплое место.
Начало урока. ( игра «Черный ящик»)
В этом черном ящике находится объект , который вы можете купить в продуктовом магазине. Продаются они в виде порошка и брикетов. Это живой объект, вероятно , один из наиболее древних «домашних организмов». Места обитания этого объекта связаны преимущественно с богатыми сахарами субстратами : поверхностью плодов и листьев , где они питаются выделениями растений , нектаром цветов , однако они распространены также в почве (особенно в подстилке) и природных водах . А ваши бабушки и мамы добавляют этот объект в тесто , когда пекут вам вкусные пирожки или хлеб. Что же находится в этом черном ящике?
Карточки с текстом.
Не все знают , что продающиеся в магазинах пачки дрожжей –спрессованные живые организмы. Дрожжи – это грибы, но грибы необычные. В отличии от мухоморов и сыроежек , они не образуют специфического вегетативного тела мицелия и существуют в одноклеточной форме.
Всего дрожжей насчитывается около 1500 видов.
Дрожжи , вероятно , одни из наиболее древних «домашних организмов» . Тысячи лет люди использовали их для выпечки. Предполагается , что пиво египтяне начали варить за 6000 лет до н. э. , а к 1200 году до н. э. овладели технологией выпечки дрожжевого хлеба .
Дрожжи впервые сумел разглядеть в микроскоп голландский натуралист Антонии ван Левенгук в 1680 году , но так и не понял , что перед ним живые организмы (из-за отсутствия в них движения).
Места обитания дрожжей связаны преимущественно с богатыми сахарами субстратами : поверхностью плодов и листьев , где они питаются выделениями растений , нектаром цветов , однако они распространены также в почве (особенно в подстилке) и природных водах .
В 1857 году французский микробиолог Луи Пастер доказал , что спиртовое брожение –не просто химическая реакция , а биологический процесс , производимый дрожжами.
Наиболее характерным типом вегетативного размножения для дрожжей является почкование .
Оформление работы.
Что делаем | Что наблюдаем |
Каплю раствора помещаем на предметное стекло. Накрываем покровным стеклом и удаляем излишки жидкости фильтровальной бумагой (салфеткой). Рассматриваем препарат под микроскопом (предварительно подготовив его к работе) , находим дрожжевую клетку , рассматриваем ее форму, ее отдельные части. | |
Находим с помощью микроскопа среди дрожжевых клеток делящиеся . Наблюдаем за размножением дрожжей –образованием почки на материнской клетке. | |
Выводы: |
Инструктивная карточка к лабораторной работе «Изучение клеток дрожжей под микроскопом».
Цель работы: Изучить строение и размножение дрожжевых клеток
Оборудование: микроскоп ,предметное и покровное стекла ,пробирка с раствором дрожжей, пипетка ,салфетка , простой карандаш , тетрадь.
Ход работы:
- Каплю раствора поместите на предметное стекло.
- Накройте покровным стеклом и удалите излишки жидкости фильтровальной бумагой (салфеткой).
- Рассмотрите препарат под микроскопом (предварительно подготовив его к работе) , найдите дрожжевую клетку , рассмотрите ее форму.
- Постарайтесь найти с помощью микроскопа среди дрожжевых клеток делящиеся . Понаблюдайте за размножением дрожжей –образованием почки на материнской клетке.
- Сделайте рисунок отдельной клетки , подпишите ее части.
- Сделайте рисунок группы клеток ( процесс почкования).
- Прочитайте карточку с текстом и заполните соответствующие графы в табли- це .Выявите сходства и различия дрожжей с другими грибами.
- Сделайте выводы, ответив на вопросы :
- Что представляют из себя дрожжи? К какому Царству они относятся?
- Где они живут и развиваются?
- Как они размножаются?
Таблица для сравнения
Признаки для сравнения | Шляпочные грибы | Плесневые грибы | Дрожжи |
Местообитание | |||
Строение | |||
Питание | |||
Размножение | |||
Значение |
Таблица для сравнения
Признаки для сравнения | Шляпочные грибы | Плесневые грибы | Дрожжи |
Местообитание | В почве , богатой перегноем и на ее поверхности | На поверхности различных продуктов , на почве , на живых растениях | В теплой , влажной , жидкой питательной среде |
Строение | Мицелий состоит из гиф , из гиф образуется плодовое тело (шляпка и ножка) | Мицелий разделен на многочисленные гифы , на верхушках образуются конидиеносцы со спорами | Одноклеточные грибы |
Питание | Сапрофиты, образуют микоризу | Сапрофиты | Сапрофиты |
Размножение | Спорами, половое | Спорами | Почкование |
Значение | Съедобные и ядовитые | Получение антибиотиков , разлагают органические остатки , портят продукты ,поражают слизистые животных и человека | Используют в хлебопечении и виноделии |
Примерный вывод:
- Дрожжи- одноклеточные грибы , имеют форму шарика.
- Живут и развиваются в питательной среде , богатой сахаром.
- Размножаются почкованием.
Рекомендации при оценивинии :
- Приготовление препарата - 3 балла
- Рисунки в тетради с обозначениями – 4 балла
- Правильное заполнение таблицы -15 баллов
- Выводы по результатам лабораторной работы – 4 балла
Максимальное количество баллов – 26 баллов ( 13-16 «3» , 17-23 «4» , 24-26 «5» )
Источники информации :
- Биология. Бактерии, грибы, растения .5 класс. Пасечник В. В. Дрофа М. 2012
- Биология.3 том Тейлор Д. , Грин Н. , Стаут У. 3 –е издание Мир М. 2004
- http://nsportal.ru/
- http://biouroki.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"
Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...
Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека
Тезисы «Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека» Данную разработку урока рекомендуется испол...
Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека
Мультимедийная презентавция к уроку биологии 5 класса по теме "Животные. Строение животных, их роль в природе и жизни человека"....
Конспект урока Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека
Конспект урока на тему "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека" может быть использован для обобщения темы "Класс Насекомые"...
Технологическая карта по теме «Многообразие рыб, их роль в природе и жизни человека»
Урок по теме "Многообразие рыб, их роль в природе и жизни человека" разработан с соблюдением требований ФГОС. Может быть использован в 7 классе при изучении данной темы....
Многообразие грибов, их роль в биосфере и жизни человека.
Открытый урок...
План-конспект урока в 7 классе "Класс "Звери". Многообразие, распространение и роль в природе и жизни человека"
Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с многообразием класса млекопитающих, ролью зверей в природе и их практической роли в жизни человека; расширить представления уч...