Методическая разработка к уроку : « Многообразие грибов ,их роль в природе и жизни человека».
методическая разработка по биологии (6 класс)

Алесюк Ольга Сергеевна

Лабораторная работа                                             «Изучение клеток дрожжей под микроскопом».

 Методические рекомендации Изучение строения дрожжей может происходить как в ходе лабораторной , так и в ходе практической работы. Изучение этой темы идет после ознакомления ребят с общей характеристикой грибов и со строением шляпочных грибов , поэтому при выполнении лабораторной работы можно на основе исследования подвести учащихся к выводу о сходстве и об отличиях в строении шляпочных грибов , плесневых грибов и дрожжей. Если эта работа будет практической , то на основе опыта можно подтвердить теоретические знания  об общей характеристике грибов и их многообразии. Основными педагогическими приемами будут исследование (проведение опыта) и сравнительно-аналитическая работа (заполнение таблицы, рисунки исследуемых объектов) . Учащиеся работают индивидуально ( анализируют тексты , изготавливают и рассматривают препараты, делают рисунки , заполняют таблицу ) , в парах или малых группах ( в зависимости от количества микроскопов) , а так же фронтально при постановке вопросов и обсуждении полученных знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_k_uroku_mnogoobrazie_gribov.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                                                   

                                                           

Методическая разработка к уроку : « Многообразие грибов ,их роль в природе и жизни человека».

 Лабораторная работа                                             «Изучение клеток дрожжей под микроскопом».

Методические рекомендации Изучение строения дрожжей может происходить как в ходе лабораторной , так и в ходе практической работы. Изучение этой темы идет после ознакомления ребят с общей характеристикой грибов и со строением шляпочных грибов , поэтому при выполнении лабораторной работы можно на основе исследования подвести учащихся к выводу о сходстве и об отличиях в строении шляпочных грибов , плесневых грибов и дрожжей. Если эта работа будет практической , то на основе опыта можно подтвердить теоретические знания  об общей характеристике грибов и их многообразии. Основными педагогическими приемами будут исследование (проведение опыта) и сравнительно-аналитическая работа (заполнение таблицы, рисунки исследуемых объектов) . Учащиеся работают индивидуально ( анализируют тексты , изготавливают и рассматривают препараты, делают рисунки , заполняют таблицу ) , в парах или малых группах ( в зависимости от количества микроскопов) , а так же фронтально при постановке вопросов и обсуждении полученных знаний.

Цель работы: Изучить строение и размножение дрожжевых клеток

Оборудование:  микроскоп ,предметное и покровное стекла ,пробирка с водой , дрожжи, пипетка ,салфетка , простой карандаш ,  тетрадь.

Раздаточный материал : инструктивные карточки , рисунок дрожжевой клетки , тексты , таблицы.

Планируемые результаты :

Личностные

  • Строят рассуждения, анализируют , сравнивают , делают выводы
  • Самостоятельно организовывают свое рабочее место , планируют подготовку к работе
  • Формируют интерес к изучению объектов природы , получают знания об основах здоровья-сбережения при использовании микроскопических грибов

Метапредметные

  • Планируют свою деятельность для достижения результата , осуществляют самоконтроль
  • Умеют выбирать информацию и работать по алгоритму , проводить сравнение
  • Развивают умение самостоятельно проводить исследование в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы
  • Умеют непосредственно общаться с одноклассниками  и учителем , умеют задавать вопросы и слушать мнение других
  • Совершенствуют навыки наблюдения ,выполнения рисунков, описания увиденных объектов , анализ и обобщение полученной информации

Предметные

  • Научатся выделять признаки таких биологических объектов как дрожжи , процессов их жизнедеятельности (роста и размножения)
  • Объяснять их роль в природе и жизни человека
  • Распознавать на рисунках элементы строения
  • Сравнивать разные биологические объекты
  • Овладеют методами биологической науки : рисование биологических объектов с обозначениями , постановка биологического эксперимента
  • Закрепят умение работать с микроскопом

Подготовка к работе   Учитель может сам подготовить все необходимое , либо создать группу лаборантов из наиболее активных ребят, либо дать задание для учеников на предыдущем занятии.

Можно подготовить раздаточный материал в виде рисунков с изображением грибов , можно воспользоваться рисунками в учебнике или , если это позволяет оборудование кабинета , подготовить рисунки и микрофотографии для выведения на экран  Для экономии времени можно распечатать  готовые бланки для заполнения таблицы.

Подготовка натуральных объектов перед уроком : Для получения культуры дрожжей в сосуд объемом 100-200 мл налить нагретого до 40-50 градусов молока , добавить кусочек сахара и примерно 10 г дрожжей , Все перемешать и поставить  на 15 минут в теплое место.

Начало урока.  ( игра «Черный ящик»)

В этом черном ящике находится объект , который вы можете  купить в продуктовом магазине. Продаются они в виде порошка и брикетов. Это живой объект, вероятно , один из наиболее древних «домашних организмов». Места обитания этого объекта связаны преимущественно с богатыми сахарами субстратами : поверхностью плодов  и листьев , где они питаются выделениями растений , нектаром цветов , однако они распространены также в почве (особенно в подстилке) и природных водах . А ваши бабушки и мамы добавляют этот объект в тесто , когда пекут вам вкусные пирожки или хлеб. Что же находится в этом черном ящике?    

Карточки с текстом.

Не все знают , что продающиеся в магазинах пачки дрожжей –спрессованные живые организмы. Дрожжи – это грибы, но грибы необычные. В отличии от мухоморов и сыроежек , они не образуют специфического вегетативного тела мицелия и существуют в одноклеточной форме.

Всего дрожжей насчитывается около 1500 видов.

Дрожжи , вероятно , одни из наиболее древних «домашних организмов» . Тысячи лет люди использовали их для выпечки. Предполагается , что пиво египтяне начали варить за 6000 лет до н. э. , а к 1200 году до н. э. овладели технологией выпечки дрожжевого хлеба .

Дрожжи впервые сумел разглядеть в микроскоп голландский натуралист  Антонии ван Левенгук в 1680 году , но так и не понял , что перед ним живые организмы (из-за отсутствия в них движения).

Места обитания дрожжей связаны преимущественно с богатыми сахарами субстратами : поверхностью плодов  и листьев , где они питаются выделениями растений , нектаром цветов , однако они распространены также в почве (особенно в подстилке) и природных водах .

В 1857 году французский микробиолог Луи Пастер доказал , что спиртовое брожение –не просто химическая реакция , а биологический процесс , производимый дрожжами.

Наиболее характерным типом вегетативного размножения для дрожжей является почкование .

 

Оформление работы.

Что делаем

Что наблюдаем

Каплю раствора помещаем на предметное стекло.

Накрываем покровным стеклом и удаляем излишки жидкости фильтровальной бумагой (салфеткой).

Рассматриваем препарат под микроскопом  (предварительно подготовив его  к работе) , находим дрожжевую клетку , рассматриваем ее форму, ее отдельные части.

http://biouroki.ru/content/page/769/2.png

http://biouroki.ru/content/page/769/3.png

Находим с помощью микроскопа среди дрожжевых клеток делящиеся . Наблюдаем за размножением дрожжей –образованием почки на материнской клетке.

http://biouroki.ru/content/page/769/4.png

Выводы:

Инструктивная карточка к лабораторной работе «Изучение клеток дрожжей под микроскопом».

Цель работы: Изучить строение и размножение дрожжевых клеток

Оборудование:  микроскоп ,предметное и покровное стекла ,пробирка с раствором дрожжей, пипетка ,салфетка , простой карандаш ,  тетрадь.

Ход работы: 

  1. Каплю раствора поместите на предметное стекло.
  2. Накройте покровным стеклом и удалите излишки жидкости фильтровальной бумагой (салфеткой).
  3. Рассмотрите препарат под микроскопом  (предварительно подготовив его  к работе) , найдите дрожжевую клетку , рассмотрите ее форму.
  4. Постарайтесь найти с помощью микроскопа среди дрожжевых клеток делящиеся . Понаблюдайте за размножением дрожжей –образованием почки на материнской клетке.
  5. Сделайте рисунок отдельной клетки , подпишите ее части.
  6. Сделайте рисунок группы клеток ( процесс почкования).
  7. Прочитайте карточку с текстом и заполните соответствующие графы в табли-       це .Выявите сходства и различия дрожжей с другими грибами.
  8. Сделайте выводы, ответив на вопросы :
  • Что представляют из себя дрожжи? К какому Царству они относятся?
  • Где они живут и развиваются?
  • Как они размножаются?

Таблица для сравнения

Признаки для сравнения

Шляпочные грибы

Плесневые грибы

Дрожжи

Местообитание

Строение

Питание

Размножение

Значение

Таблица для сравнения

Признаки для сравнения

Шляпочные грибы

Плесневые грибы

Дрожжи

Местообитание

В почве , богатой перегноем и на ее поверхности

На поверхности различных продуктов , на почве , на живых растениях

В теплой , влажной , жидкой питательной среде

Строение

Мицелий состоит из гиф , из гиф образуется плодовое тело (шляпка и ножка)

Мицелий разделен на многочисленные гифы , на верхушках образуются конидиеносцы со спорами

Одноклеточные грибы

Питание

Сапрофиты, образуют микоризу

Сапрофиты

Сапрофиты

Размножение

Спорами, половое

Спорами

Почкование

Значение

Съедобные и ядовитые

Получение антибиотиков , разлагают органические остатки , портят продукты ,поражают слизистые животных и человека

Используют в хлебопечении и виноделии

Примерный вывод:

  • Дрожжи- одноклеточные грибы , имеют форму шарика.
  • Живут и развиваются в питательной среде , богатой сахаром.
  • Размножаются почкованием.

Рекомендации при оценивинии :

  • Приготовление препарата  - 3 балла
  • Рисунки в тетради с обозначениями – 4 балла
  • Правильное заполнение таблицы -15 баллов
  • Выводы по результатам лабораторной работы – 4 балла

Максимальное количество баллов – 26 баллов ( 13-16 «3» , 17-23 «4» , 24-26 «5» )

Источники информации :

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения .5 класс. Пасечник В. В. Дрофа М. 2012
  2. Биология.3 том Тейлор Д. , Грин Н. , Стаут У. 3 –е издание Мир  М. 2004
  3. http://nsportal.ru/
  4.  http://biouroki.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"

Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека

Тезисы «Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека»             Данную разработку урока рекомендуется  испол...

Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

Мультимедийная презентавция к уроку биологии 5 класса по теме "Животные. Строение животных, их роль в природе и жизни человека"....

Конспект урока Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

Конспект урока на тему "Многообразие насекомых, их роль  в природе и жизни человека" может быть использован для   обобщения темы "Класс Насекомые"...

Технологическая карта по теме «Многообразие рыб, их роль в природе и жизни человека»

Урок по теме "Многообразие рыб, их роль в природе и жизни человека" разработан с соблюдением требований ФГОС. Может быть использован в 7 классе при изучении данной темы....

План-конспект урока в 7 классе "Класс "Звери". Многообразие, распространение и роль в природе и жизни человека"

Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с  многообразием класса млекопитающих, ролью зверей в природе и их практической роли в жизни человека; расширить представления уч...