Рудиментарные органы человека
презентация к уроку по биологии (9, 11 класс) по теме
Презентация включает в себя рассказ о некоторых рудиментарных органах человека. Используется на уроках биологии в 9 или 11 классах при изучении тем "Доказательства эволюции" и "Эволюция человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rudimentarnye_organy_cheloveka.pptx | 672.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рудиментарные органы , рудименты (от лат. rudimentum — зачаток, первооснова) — органы, утратившие свое основное значение в процессе эволюционного развития организма. Они закладываются еще во внутриутробном состоянии и сохраняются на всю жизнь . Какова роль рудиментов в жизни того или иного организма все еще остается довольно сложным для физиологов. Ясно одно: рудиментарные органы помогают проследить путь филогенеза, они показывают наличие родства между современными и вымершими организмами. А еще эти органы в числе прочего являются доказательством действия естественного отбора, удаляющего ненужный признак.
Копчик Это нижний отдел позвоночника, который состоит из 3-5 сросшихся позвонков. Он соответсвует хвостовому отделу позвоночника других млекопитающих.Несмотря на рудиментарный характер, копчик остаётся весьма полезными для нашего организма- он необходим для прикрепления мышц и связок, которые участвуют в функционировании органов мочеполовой системы и дистальных отделов толстого кишечника Кроме этого, к копчику прикрепляется часть мышечных пучков большой ягодичной мышцы, которая отвечает за разгибание бедра. А еще копчик нужен нам для того, чтобы правильно распределять физическую нагрузку на таз.
Зубы мудрости Это восьмые зубы в зубном ряду, свое название получили в связи с тем, что прорезаются значительно позже остальных зубов — в среднем в возрасте от 18 до 25 лет (у некоторых людей не прорезаются вообще). Зубы мудрости в свое время были необходимы нашим предкам, но после того как рацион питания Homo sapiens значительно изменился (уменьшилось потребление твердой и жесткой пищи, люди стали употреблять еду, подвергшуюся термической обработке), а объем мозга увеличился (вследствие чего природе «пришлось» уменьшить челюсти Homo sapiens ) — зубы мудрости решительно «отказываются» вписаться в наш зубной ряд. Рентгеновский снимок зубов мудрости, растущих неправильно
Аппендикс Аппендикс, или червеобразный отросток – придаток слепой кишки, который отходит от ее заднебоковой стенки. Имеет форму цилиндра, длина которого от 6 до 12 см, а диаметр 6-8 мм. Аппендикс может располагаться сбоку, снизу, даже сзади от слепой кишки, а иногда он прилегает к мочеточнику или почке. Нашим предкам аппендикс помогал переваривать грубую пищу. У современного человека аппендикс, хотя и входит в состав желудочно-кишечного тракта, не участвует в процессе пищеварении. Сегодня известно, что аппендикс выполняет ряд важнейших функций. В червеобразном отростке содержится много лимфатической ткани, а лимфатическая система очень важна для иммунной защиты. Поэтому аппендикс выполняет барьерную функцию при воспалительных заболеваниях пищеварительного тракта. Но это и является причиной его уязвимости – на него приходится первый удар. Это немного похоже на функцию небной миндалины. Некоторые врачи так и прозвали аппендикс – «кишечная миндалина Удалённый аппендикс
Ушные мышцы Это мышцы головы, окружающие ушную раковину. Функции, которые выполняли ушные мышцы у наших предков, вполне понятны: разумеется, они помогали шевелить ушами для того, чтобы лучше слышать приближающегося хищника, соперника, сородичей или добычу. Люди, которые умеют двигать ушами, встречаются довольно редко — куда реже, чем люди, которые бы не имели копчика, аппендикса и т. п. Передняя ушная мышца обеспечивает движение ушной раковины вперёд Верхняя ушная мышца обеспечивает движение ушной раковины вверх Височно-теменная мышца обеспечивает движение ушной раковины вверх Задняя ушная мышца обеспечивает движение ушной раковины назад
Бугорок Дарвина В глубокой древности наши уши выполняли такую же функцию, что и уши собак или лошадей, поэтому и форму они имели похожую. Со временем многие из наших органов получили серьезные изменения, а части некоторых вообще исчезли. Однако бугорок Дарвина у некоторых людей сохранился даже в наши дни. Это рудиментарное образование, напоминающее маленький бугорок на ушной раковине человека и некоторых обезьян, названо в честь ученого, который его и открыл. Подобная структура имеется не у всех людей; по некоторым данным, частота её встречаемости — лишь около 10 %.
Эпикантус Складка на внутренней стороне глаза, идущая вдоль носа (параллельно ему), и прикрывающая слёзный канал называется эпикантус . Эта маленькая складка обычно не влияет на зрение, а одной из её особенностей является то, что она может быть признаком расовой принадлежноти - она является одним из характерных признаков монголоидной расы, и поэтому эпикантус нередко называют монгольской складкой. Наличие складки, согласно последним исследованиям, учёные соотносят с наличием подкожного жира века и высотой переносицы. Наблюдается она у тех народов, которые являются обладателями низкой и широкой переносицы. Ширина монгольской складки зависит от высоты переносицы, чем она ниже, тем шире складка. Принято считать, что эпикантус – это приспособление для защиты глаза у народов, живущих в сложных природных условиях. Складка призвана защитить глаз и его составляющие от попадания пыли и грязи, а также отражающихсяся от снега солнечных лучей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
органы выделения человека
Тезисы 1. Объявление темы и цели урока.2. Органы выделения в организме – кожа, конечный отдел пищеварительной системы, легкие, мочевыде...
Группа ТЭУ 01 АНАТОМИЯ. Тема 9. Повторение раздела «Внутренние органы человека»
Задание:Скачайте и заполните таблицы, используя материалы предыдущих уроков и интернет-ресурсы...
Группа ТЭУ 01 АНАТОМИЯ. Тема 10. Повторение раздела «Внутренние органы человека»
Задание:1. Заполните таблицы (см. ниже), используя материал прошлых уроков и интернет-ресурсы2. Ответьте письменно на вопрос:Что происходит с легкими людей, когда они заражаются Covid-19?...
Группа ТЭУ 01 АНАТОМИЯ. Тема 11. Повторение раздела «Внутренние органы человека»
Задание:1. Заполните таблицы (см. ниже), используя материал прошлых уроков и интернет-ресурсы2. Ответьте письменно на вопрос:Что происходит с легкими людей, когда они заражаются Covid-19?...
Группа ТЭУ 01 АНАТОМИЯ. Тема 12. Повторение раздела «Внутренние органы человека»
Задание1. Заполните таблицы, используя интернет-ресуры и материалы прошлых уроков (см. ниже)2. Ответьте письменно на вопросы:- Что такое гипертония?- Что такое гипотония?- Норма показателей артериальн...