органы выделения человека
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Тезисы
1. Объявление темы и цели урока.
2. Органы выделения в организме – кожа, конечный отдел пищеварительной системы, легкие, мочевыделительная система.
3. Основные продукты выделения – вода, мочевина, мочевая кислота, углекислый газ и др.
4. Большинство жидких вредных веществ удаляются через мочевыделительную систему.
5. Мочевыделительная система состоит из пары бобовидных почек, пары мочеточников, мочевого пузыря и мочевыделительного канала (уретры).
6. Основные функции мочевыделительной системы – удаление жидких продуктов распада, поддержание гомеостаза и др.
7. Основные функции почек – защитная, выделительная, гомеостаз, регуляция артериального давления и др.
8. Макростроение почки: корковый слой, мозговой слой, лоханка, ворота почки.
9. Микростроение почки: структурно-функциональная единица почки – нефрон. Нефрон состоит из капиллярного клубочка, капсулы, извитого канальца, собирательной трубочки, сосочка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 402.5 КБ |
prezentaciya.ppt | 776.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Строение и функции органов мочевыделительной системы
Тип урока: Изучение нового материала. Урок №1 в теме «Выделение»
Цель урока: Познакомить учащихся со строением органов мочевыделительной системы и её функциями.
Задачи урока:
- Образовательные
- Обобщить знания об органах выделения организма
- Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы
- Изучить особенности внешнего и внутреннего строение почки в связи с выполняемыми функциями
- Воспитательные
- Формировать устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни
- Формировать познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха
- Развивающие
- Развивать умение работать с текстом учебника, с рисунками, таблицами
- Развивать умение кратко и конкретно отвечать на поставленные вопросы
- Развивать умение использовать имеющие знания, внимательно слушать и анализировать информацию
- Умение давать объяснения терминам
Оборудование:
- Таблица «Строение Почки»
- Компьютер
- Презентация к уроку
- Тесты
- Карточки
Ход урока.
- Организационный момент.
- Введение в изучение новой темы.
Запись на доске темы «Выделение».
- Ребята, мы приступаем к новой теме «Выделение».
- Какие органы и системы органов могут удаляться из организма то, что не нужно?
(Работа по рисунку в презентации (слайд №2) органов выделения организма человека)
- Какие вещества удаляются из организма через кожу, пищеварительную систему, легкие и через органы мочевыделительной системы.
(работа с таблицей) (слайд №3)
Названия органа | Вещества, удаляемые из организма |
Кожа | |
Конечный отдел пищеварительной системы | |
Легкие | |
Мочевыделительная система |
- Как вы думаете, какие органы выделения у человека являются самыми главными? (большее количество жидких вредных веществ удаляются через органы мочевыделительной системы)
- при каких процессах образуются вредные вещества в организме (при процессах обмена веществ)
- Изучение новой темы.
1.Актуализация знаний.
Продукты распада, возникающие в результате обменных процессов, накапливаются в крови. Чтобы не отравить организм, они должны быть отфильтрованы и выведены. Сегодня мы изучим с вами особенности строения и функции органов мочевыделительной системы (слайд №4)
2.Общий план строения мочевыделительной системы
У человека имеется пара почек, лежащих у задней стенки брюшной полости по обе стороны позвоночника на уровне поясничных позвонков.
Функции мочевыделительной системы:
1.удаляет из организма жидкие продукты обмена веществ;
2.обеспечивает гомеостаз вместе с другими органами
По данному рисунку учащиеся знакомятся со строением и функциями мочевыделительной системы. (Рассказ учителя с демонстрацией, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и рисунком). Составить таблицу или схему по названию органов и выполняемым функциям.
Органы МВС | Функции |
| |
| |
Проверка выполнения задания
3.Мотивационный момент.
Осмыслите факт. При нарушении обеих почек, наступает сильное отравление всего организма, и человек может умереть через 3-5 дней. Объясните, какими веществами отравляется человек, хотя никакие яды из среды не поступали.
Дети называют функции почек (выделительная, защитная, гомеостаз, регуляция артериального давления и др.)
Дополнение учителя.
Почки являются мощным фильтром нашего организма. В течение всего одной минуты они успевают отфильтровать примерно литр крови, а за сутки 1700 литров крови, избавляя ее от вредных веществ и различных ненужных примесей, и освобождая организм от излишков жидкости (слайд №5). И мы сейчас познакомимся с особенностями её строения.
Размеры почки:
ширина 6-8 см,
длина 9-12 см,
Вес почки:
150 г
4.Изучение строения почки с использованием рисунков презентации (слайд № 6-8), учебника, таблиц, текста учебника и карточек (самостоятельная работа).
- Найдите на рисунке и укажите ворота почки; что входит в почку и выходит из неё?
- Найдите корковый слой, мозговой слой, почечную лоханку.
Чем они отличаются (внешне)?
- Что находится во внешнем слое почки, что во внутреннем слое?
- Что такое нефрон?
- Изучите строение нефрона, зарисуйте и подпишите структуры нефрона, укажите их функции.
- Сформулируйте выводы о проделанной работе (не меньше 3)
5.Проверка работы (учащиеся зачитывают ответы на вопросы самостоятельной работы) (слайд № 9-11)
- В ворота почки входит артерия, выходят вена и мочеточник
- Почки человека имеют сложное строение: корковый, мозговой слой, почечная лоханка
- Структурно-функциональной единицей почки является нефрон
- Нефрон состоит из почечной капсулы, капиллярного клубочка, извитого почечного канальца, оплетенного капиллярными сосудами и собирательной трубочки, оканчивающейся сосочком
- Корковое вещество почки образовано капсулами нефронов
- Мозговое вещество – извитыми канальцами нефрона
- В почечную лоханку стекает моча, которая удаляется из организма.
Дополнение учителя.
Представьте себе, в одной почке около 1 млн нефронов. Длина всех извитых канальцев нефронов равна примерно 100 км!!! (слайд № 12-13)
6.Закрепление изученного материала
1. Какие основные понятия мы узнали сегодня на уроке?
2. Прокомментируйте следующее стихотворение
Они как два больших боба
На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержит наша почка.
7.Итог урока
8.Выставление оценок
9.Задание на дом (слайд №14)
10.Рефлексия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Органы выделения организма Конечный отдел пищеварительной системы Легкие Кожа (потовые железы) Мочевыделительная система
Название органа Кожа 2. Конечный отдел пищеварительной системы 3. Легкие 4. М очевыделительная система Вещества, удаляемые из организма Минеральные соли, мочевина, вода и др. Непереваримые остатки пищи СО 2 ; Н 2 О; H 2 S и др. Вода, мочевина, мочевая кислота, мин. соли и др. Заполните таблицу «Органы выделения»
удаляет из организма жидкие продукты обмена веществ; 2. обеспечивает гомеостаз вместе с другими органами. Мочевыделительная система:
Размеры почки длина около 10 см ширина 6 см вес 120-200 г За сутки через почку проходит 1700-1800 л крови
Задание на карточках
Строение почки Лоханка Пирамида Почечная артерия Почечная вена Мочеточник Фиброзная капсула Корковое вещество Мозговое вещество
(строение нефрона) Микроскопическое строение почки
Проверка работы В ворота почки входит артерия, выходят вена и мочеточник Почки человека имеют сложное строение: корковый, мозговой слой, почечная лоханка Структурно-функциональной единицей почки является нефрон
Проверка работы Нефрон состоит из почечной капсулы, капиллярного клубочка, извитого почечного канальца, оплетенного капиллярными сосудами и собирательной трубочки, оканчивающейся сосочком
Проверка работы Корковое вещество почки образовано капсулами нефронов Мозговое вещество – извитыми канальцами нефрона В почечную лоханку стекает моча, которая удаляется из организма.
Интересные факты Длина одного нефрона 3 см В одной почке около 1 млн нефронов
Интересные факты Длина всех извитых канальцев нефронов около 100 км Длина МКАДа 109 км
Основные понятия Мочевыделительная система; Почки, мочеточники, мочевой пузырь, уретра; Корковый слой; Мозговой слой; Лоханка;
Основные понятия Нефрон; Капсула нефрона; Извитые канальца нефрона; Собирательная трубочка; Сосочек.
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по биологии в 8 классе по теме: "Органы выделения"
Данный урок проведен в школе на методической неделе. На уроке применяются элементы личностно-ориентированной педагогической технологии при изучении нового материала и элементы игровой технологии на эт...
презентация урока органы выделения
хорошая презентация урока биологии органы выделения...
Презентация "Органы выделения"
Презентация к уроку «Органы выделения», 8 класс по линии Сонина...
открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".
разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...
открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".
разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...
Презентация на тему: "Органы выделения"
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24» Тема урока:ВЫДЕЛЕНИЕКунаева Елена Николаевна, учитель биологииЦЕЛИ УРОКА:Изучить строение и функции органо...
Презентация по биологии для 7 класса по теме "Органы выделения"
Презентация по биологии для 7 класса по теме "Органы выделения"...