органы выделения человека
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Ишевская Мария Леонидовна

Тезисы

 

1.      Объявление темы и цели урока.

2.      Органы выделения в организме – кожа, конечный отдел пищеварительной системы, легкие, мочевыделительная система.

3.      Основные продукты выделения – вода, мочевина, мочевая кислота, углекислый газ и др.

4.      Большинство жидких вредных веществ удаляются через мочевыделительную систему.

5.      Мочевыделительная система состоит из пары бобовидных почек, пары мочеточников, мочевого пузыря и мочевыделительного канала (уретры).

6.      Основные функции мочевыделительной системы – удаление жидких продуктов распада, поддержание гомеостаза и др.

7.      Основные функции почек – защитная, выделительная, гомеостаз, регуляция артериального давления и др.

8.      Макростроение почки: корковый слой, мозговой слой, лоханка, ворота почки.

9.      Микростроение почки: структурно-функциональная единица почки – нефрон. Нефрон состоит из капиллярного клубочка, капсулы, извитого канальца, собирательной трубочки, сосочка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc402.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt776.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Строение и функции органов мочевыделительной системы

Тип урока: Изучение нового материала. Урок №1 в теме «Выделение»

Цель урока: Познакомить учащихся со строением органов мочевыделительной системы и её функциями.

Задачи урока:

  1. Образовательные
  1. Обобщить знания об органах выделения организма
  2. Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы
  3. Изучить особенности  внешнего и внутреннего строение почки в связи с выполняемыми функциями

  1. Воспитательные
  1. Формировать устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни
  2. Формировать познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха

  1. Развивающие
  1. Развивать умение работать с текстом учебника, с рисунками, таблицами
  2. Развивать умение кратко и конкретно отвечать на поставленные вопросы
  3. Развивать умение использовать имеющие знания, внимательно слушать и анализировать информацию
  4. Умение давать объяснения терминам

Оборудование:

  1. Таблица «Строение Почки»
  2. Компьютер
  3. Презентация к уроку
  4. Тесты
  5. Карточки

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Введение в изучение новой темы. 

Запись на доске темы «Выделение».

- Ребята, мы приступаем к новой теме «Выделение».

- Какие органы и системы органов могут удаляться из организма то, что не нужно?

(Работа по рисунку в презентации (слайд №2) органов выделения организма человека)

        

- Какие вещества удаляются из организма через кожу, пищеварительную систему, легкие и через органы мочевыделительной системы.

(работа с таблицей) (слайд №3)

Названия органа

Вещества, удаляемые из организма

Кожа

Конечный отдел пищеварительной системы

Легкие

Мочевыделительная система

- Как вы думаете, какие органы выделения у человека являются самыми главными? (большее количество жидких вредных веществ удаляются через органы мочевыделительной системы)

- при каких процессах образуются вредные вещества в организме (при процессах обмена веществ)

  1. Изучение новой темы.

1.Актуализация знаний.

Продукты распада, возникающие в результате обменных процессов, накапливаются в крови. Чтобы не отравить организм, они должны быть отфильтрованы и выведены. Сегодня мы изучим с вами особенности строения и функции органов мочевыделительной системы (слайд №4)

2.Общий план строения мочевыделительной системы

У человека имеется пара почек, лежащих у задней стенки брюшной полости по обе стороны позвоночника на уровне поясничных позвонков.

 

Функции мочевыделительной системы:        

1.удаляет из организма жидкие продукты обмена веществ;
2.обеспечивает гомеостаз вместе с другими органами

        

        По данному рисунку учащиеся знакомятся со строением и функциями мочевыделительной системы. (Рассказ учителя с демонстрацией, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и рисунком). Составить таблицу или схему по названию органов и выполняемым функциям.

Органы МВС

Функции

  1. Мочеобразующие органы

  1. Мочевыводящие органы

Проверка выполнения задания

3.Мотивационный момент.

        Осмыслите факт. При нарушении обеих почек, наступает сильное отравление всего организма, и человек может умереть через 3-5 дней. Объясните, какими веществами отравляется человек, хотя никакие яды из среды не поступали.  

        Дети называют функции почек (выделительная, защитная, гомеостаз, регуляция артериального давления и др.)

        

Дополнение учителя.

        Почки являются мощным фильтром нашего организма. В течение всего одной минуты они успевают отфильтровать примерно литр крови, а за сутки 1700 литров крови, избавляя ее от вредных веществ и различных ненужных примесей, и освобождая организм от излишков жидкости (слайд №5). И мы сейчас познакомимся с особенностями её строения.

                                        

Размеры почки:

ширина 6-8 см,

длина 9-12 см,

Вес почки:

150 г

        4.Изучение строения почки с использованием рисунков презентации (слайд № 6-8), учебника, таблиц, текста учебника и карточек (самостоятельная работа).

  1. Найдите на рисунке и укажите ворота почки; что входит  в почку и выходит из неё?
  2. Найдите корковый слой, мозговой слой, почечную лоханку.

        Чем они отличаются (внешне)?

  1. Что находится во внешнем слое почки, что во внутреннем слое?
  2. Что такое нефрон? 
  3. Изучите строение нефрона, зарисуйте и подпишите структуры нефрона, укажите их функции.
  4. Сформулируйте выводы о проделанной работе (не меньше 3) 

5.Проверка работы (учащиеся зачитывают ответы на вопросы самостоятельной работы) (слайд № 9-11)

  1. В ворота почки входит артерия, выходят вена и мочеточник
  2. Почки человека имеют сложное строение: корковый, мозговой слой, почечная лоханка
  3. Структурно-функциональной единицей почки является нефрон
  4. Нефрон состоит из почечной капсулы, капиллярного клубочка,  извитого почечного канальца, оплетенного капиллярными сосудами и собирательной трубочки, оканчивающейся сосочком
  5. Корковое вещество почки образовано капсулами нефронов
  6. Мозговое вещество – извитыми канальцами нефрона
  7. В почечную лоханку стекает моча, которая удаляется из организма.

Дополнение учителя. 

        Представьте себе, в одной почке около 1 млн нефронов. Длина всех извитых канальцев нефронов равна примерно 100 км!!! (слайд № 12-13)

6.Закрепление изученного материала        

1. Какие основные понятия мы узнали сегодня на уроке?

2. Прокомментируйте следующее стихотворение

Они как два больших боба

На связках закрепились,

У позвоночного столба

Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь

С невиданным упрямством

Чтобы во внутренней среде

Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,

Канальцы и клубочки.

Нефронов целый миллион

Содержит наша почка.

7.Итог урока

8.Выставление оценок

9.Задание на дом (слайд №14)

10.Рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение и функции органов мочевыделительной системы Органы выделения организма

Слайд 2

Органы выделения организма Конечный отдел пищеварительной системы Легкие Кожа (потовые железы) Мочевыделительная система

Слайд 3

Название органа Кожа 2. Конечный отдел пищеварительной системы 3. Легкие 4. М очевыделительная система Вещества, удаляемые из организма Минеральные соли, мочевина, вода и др. Непереваримые остатки пищи СО 2 ; Н 2 О; H 2 S и др. Вода, мочевина, мочевая кислота, мин. соли и др. Заполните таблицу «Органы выделения»

Слайд 4

удаляет из организма жидкие продукты обмена веществ; 2. обеспечивает гомеостаз вместе с другими органами. Мочевыделительная система:

Слайд 5

Размеры почки длина около 10 см ширина 6 см вес 120-200 г За сутки через почку проходит 1700-1800 л крови

Слайд 6

Задание на карточках

Слайд 7

Строение почки Лоханка Пирамида Почечная артерия Почечная вена Мочеточник Фиброзная капсула Корковое вещество Мозговое вещество

Слайд 8

(строение нефрона) Микроскопическое строение почки

Слайд 9

Проверка работы В ворота почки входит артерия, выходят вена и мочеточник Почки человека имеют сложное строение: корковый, мозговой слой, почечная лоханка Структурно-функциональной единицей почки является нефрон

Слайд 10

Проверка работы Нефрон состоит из почечной капсулы, капиллярного клубочка, извитого почечного канальца, оплетенного капиллярными сосудами и собирательной трубочки, оканчивающейся сосочком

Слайд 11

Проверка работы Корковое вещество почки образовано капсулами нефронов Мозговое вещество – извитыми канальцами нефрона В почечную лоханку стекает моча, которая удаляется из организма.

Слайд 12

Интересные факты Длина одного нефрона 3 см В одной почке около 1 млн нефронов

Слайд 13

Интересные факты Длина всех извитых канальцев нефронов около 100 км Длина МКАДа 109 км

Слайд 14

Основные понятия Мочевыделительная система; Почки, мочеточники, мочевой пузырь, уретра; Корковый слой; Мозговой слой; Лоханка;

Слайд 15

Основные понятия Нефрон; Капсула нефрона; Извитые канальца нефрона; Собирательная трубочка; Сосочек.

Слайд 16

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по биологии в 8 классе по теме: "Органы выделения"

Данный урок проведен в школе на методической неделе. На уроке применяются элементы личностно-ориентированной педагогической технологии при изучении нового материала и элементы игровой технологии на эт...

презентация урока органы выделения

хорошая презентация урока биологии органы выделения...

Презентация "Органы выделения"

Презентация к уроку «Органы выделения», 8 класс по линии Сонина...

открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".

разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...

открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".

разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...

Презентация на тему: "Органы выделения"

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24» Тема урока:ВЫДЕЛЕНИЕКунаева Елена Николаевна, учитель биологииЦЕЛИ УРОКА:Изучить строение и функции органо...

Презентация по биологии для 7 класса по теме "Органы выделения"

Презентация по биологии для 7 класса по теме "Органы выделения"...