Рабочие программы 2016-2017 уч. год
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 9, 10, 11 класс) на тему

Сегодня ни один учитель не работает без рабочих программ. Создание программ работа трудоемкая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon o._m._anohina.zip535.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Раздольненская  средняя общеобразовательная школа имени Г.П. Котенко»                                        Тамбовского района Амурской  области

 «Рассмотрена»

на заседании МО

Руководитель ШМО МБОУ «Раздольненская СОШ имени Г.П. Котенко»

_____/___________/    

«__» __________  201_ г

«Согласована  
заместитель директора по УВР

МБОУ «Раздольненская СОШ имени Г.П. Котенко»
 _____/Друковская Е. М./


«Утверждена»  
Директор

МБОУ «Раздольненская СОШ имени Г.П. Котенко»
 ________/ Полякова Н.А./


Приказ № __ от «__» _ 201_ г

Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

10 класс, профильный уровень

(105 часов)

Учитель:

Анохина Ольга Михайловна,

учитель биологии первой

квалификационной категории

с. Раздольное

2016 – 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа составлена  в соответствии с

1.Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации",

2. СанПиНа 2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях»,

3. ООП СОО на 2016-2020 учебные годы,

4. Учебного плана МБОУ «Раздольненская СОШ имени Г.П. Котенко» на 2016-2017 учебный год

5. Рабочих программ по биологии. 10-11 классы (по программам И. Б. Агафомовой, В. И. Сивоглазов; В. Б. Захарова; Г. М. Дымшица, О. В. Саблиной)/ Авт.-сост.: И. П. Чередниченко, М. В. Оданович; ; под ред. И. П. Чередниченко,- 3-е изд., перераб., доп. - М.: Планета, 2011. - 232с. - (Образовательный стандарт).

        Курс общей биологии на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

Цель:

  • подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • формирование современной картины мира в их мировоззрении.

 Задачи:

-     освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строение, многообразии и особенности    биологических систем (клетка, организм); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

- развитие  познавательных  интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;  

-  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для  оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА        КУРСА «БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС» (профильный уровень)

                Принципы отбора основного и дополнительного содержания в программе связанны с преемственностью целей образования  на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

        Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования.

        Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

        Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

        Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

"Биология. Общая биология. 10 – 11» Учебник для общеобразовательных учреждений. Каменского А. А., Криксунова Е. А., Пасечника В. В. – Дрофа, Москва 2010 год.

                                       МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        На изучение биологии на профильном уровне отводится 207 часа, в том числе в 10 классе -105 часа, в 11 классе - 102 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю в течение 35 недель.

        В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы. В 10 классе: увеличено количество часов на темы «Молекулы и клетки» на 3 часа и уменьшено количество часов на темы «Клеточные структуры и их функции» на 4 часа - такое перераспределение часов создает условия для формирования умений и навыков основных видов деятельности, предусмотренных Государственным  стандартом (учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА«БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС» (профильный уровень)

Введение ( 2ч )
              Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
Демонстрации:  Схемы и таблицы, иллюстрирующие: понятие биологических систем; уровни организации живой природы; методы познания живой природы.

Раздел I
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ:
КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (45ч)

Тема 1. Молекулы и клетки (12 ч)

      Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы. Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры. Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков. Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов. Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов. Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот. АТФ, макроэргические связи.

Демонстрации:  Схемы и таблицы, иллюстрирующие: молекулы углеводов, липидов, белков, молекул ДНК, РНК и АТФ; строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Пространственная модель молекулы ДНК.

Тема 2. Клеточные структуры и их функции (6 ч)

      Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны. Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды. Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.
Демонстрации:Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение плазматической мембраны, строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Динамическое пособие «Строение клетки».

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (8 ч)

      Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма. Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы. Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.
Демонстрации:  Схемы и таблицы, иллюстрирующие: обмен веществ и превращения энергии в клетке; строение хлоропласта; процесс фотосинтеза; строение митохондрии; процесс хемосинтеза. Выделение кислорода водорослями (в аквариуме) на свету.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (7 ч)

      Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция. Генетический код и его свойства. Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции. Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза. Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом. Генная инженерия. Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.

Демонстрации: Схемы и таблицы, иллюстрирующие: процесс репликации; генетический код; биосинтез белка; регуляцию транскрипции у прокариот; строение вируса; строение хромосомы. Динамическая модель синтеза белка на рибосоме.

Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов (12 ч)

      Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз. Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений. Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет. Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез. Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.

Демонстрации:  Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение тканей растений и животных; способы бесполого размножения; оплодотворение у растений и животных; стадии развития зародыша позвоночного животного; постэмбриональное развитие. Динамические пособия «Деление клетки. Митоз и мейоз», «Гаметогенез у животных».

Раздел II                                                                                                                                                      ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ                                                                НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (54 часа)

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности (20 ч)

      Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности. Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы. Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей. Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом. Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом.

Демонстрации:  Схемы и таблицы, иллюстрирующие: моногибридное и дигибридное скрещивания и их цитологические основы; перекрест хромосом; неполное доминирование; сцепленное наследование; взаимодействие генов. Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые). Динамические пособия «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание».

Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости (14 ч)

      Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова. Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены. Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез. Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.                     Лабораторная работа .№1.  «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Демонстрации: Схемы, таблицы, фотографии и комнатные растения, иллюстрирующие: различные мутации (разные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); механизм хромосомных мутаций; модификационную изменчивость.

Тема 8. Генетические основы индивидуального развития (4 ч)

      Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе. Перестройки генома в онтогенезе. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование. Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.

Демонстрации
      Схемы и таблицы, иллюстрирующие взаимодействие генов и механизм хромосомных мутаций.

Тема 9. Генетика человека (8 ч)

      Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.                                                                        Практическая работа "Составление схем родословных"
Демонстрации:  Схемы и таблицы, иллюстрирующие исследования в области биотехнологии. Динамические пособия «Генетика групп крови», «Наследование резус-фактора».

Тема 10. Селекция и  биотехнология (8 ч)

         Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).                                                                                  

Демонстрации: Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции. Селекция растений. Селекция животных.

Обобщение (4 ч)                                                                                                                                                                                                                                    

Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы.  Итоговая контрольная работа.

ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

        В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен: знать/понимать

 ∙ основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни);

∙ строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских к мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов);

∙ сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, отдаленных гибридов,

∙ современную биологическую терминологию и символику;

уметь  

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

∙ устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

∙ решать задачи разной сложности по биологии;

∙ составлять схемы скрещивания;

∙ описывать клетки растений и животных (под микроскопом), готовить и описывать микропрепараты;

∙ выявлять отличительные признаки живого (у отдельных организмов);

 ∙ сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;

∙ делать выводы на основе сравнения;

∙ анализировать и оценивать различные гипотезы сущности происхождения жизни, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

 ∙ осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 • грамотного оформления результатов биологических исследований;

• обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; определение собственных позиций по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

 •оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы

Количество часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

Введение

2

-

1

Биологические системы:  клетка, организм

45

-

-

Основные закономерности наследственности и изменчивости

54

11

-

Обобщение

4

1

Итого

105

1

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учителя:

1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.  Общая биология: учеб. для 10 —11 кл. общеобразоват. Учреждений – Дрофа, Москва 2012 год.

2.       Журналы: «В мире науки», «Природа», «Биология в школе», «Наука из первых рук».

Интернет-ресурсы: http://ps.1september.ru/, http://13.pedsovet.org/, http://pedsovet.su/, http://www.zavuch.info/, http://www.mioo.ru/, http://minobr.org/, http://eorhelp.ru/

Литература для учащихся:

 1. Каменский А.А, Общая биология. 10-11 класс: учебник для          общеобразовательных  учреждений- М: Дрофа, 2012.                                                                                                                                   2. Медников Б. М.Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся /                                               3. Медников Б. М. . — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2006.
      Общая биология: учеб. для 10 —11 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень: в 2

ч. / под ред. В. К. Шумного и Г. М. Дымшица. — 6-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2006.

4. Общая биология: учеб. для 10 —11 кл. с углубленным изучением биологии. Под редакцией Рувинского А. О. – Москва, Просвещение 1993год.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Гербарии «Основные группы растений», «Растительные сообщества», «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Сорные растения», «Эволюция органического мира высших растений», «Деревья и кустарники»,
  2. Модель «Клетка»,.
  3. Муляжи, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты «Ботаника 1», «Ботаника 2» и др

4.  Таблицы по общей биологии                                                                                                                                                                                                                          5.  Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровой микроскоп.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Дата

Кол-во часов

Тема уроков

план

факт

Введение ( 2 ч )

1

1

Биология - наука о живой природе

2

1

Сущность жизни и свойства живого.

Раздел I
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ:
КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ  ( 45 ч )

3

1

Тема 1. Молекулы и клетки (12 ч)

 История изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

4

1

Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты

5

1

Химический состав клетки.

6

1

Биополимеры. Входная контрольная работа.

7

1

Углеводы.

8

1

Липиды

9

1

Строение белков

10

1

Функции белков.

11

1

Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот.

12

1

Типы нуклеиновых кислот.

13

1

АТФ и другие органические соединения клетки

14

1

Обобщение по теме: «Молекулы и клетки»

15

1

Тема 2. Клеточные структуры и их функции (6 ч)

Строение и функции плазматической мембраны.

16

1

Мембранные органоиды. Ядро. Строение и функции хромосом

17

1

Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды.

18

1

Опорно-двигательная система клетки.

19

1

Рибосомы, клеточный центр, клеточные включения.

20

1

Обобщение по теме: «Клеточные структуры и их функции».

21

1

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (8 ч)

Обмен веществ и превращение энергии

22

1

Источники энергии для живых организмов.

23

Фиксация энергии солнечного света растениями.

24

1

Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза.

25

1

Темновая фаза фотосинтеза

26

1

Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

27

1

Расщепление полисахаридов.

28

1

Обобщение по теме: «Обеспечение клеток энергией».

29

1

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (7 ч)

Генетическая информация в клетке. Биосинтез белка. Транскрипция.

30-31

2

Биосинтез белка. Генетический код. Трансляция

32-33

2

Регуляция транскрипции и трансляции. Современные представления о строении генов.

34

1

Решение задач на биосинтез белка.

35

1

Обобщение по теме: «Наследственная информация и реализация ее в клетке.

36-37

2

Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов (12 ч)

Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза

38-39

2

Фазы мейоза I.                                        Фазы мейоза II

40

1

Образование половых клеток

41

1

Оплодотворение у позвоночных животных и цветковых растений.

42

1

Бесполое и половое размножение.

43

1

Онтогенез. Эмбриональный  период. развития. Дробление.

44-45

2

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез. Сходство зародышей и эмбриональная дифференциация признаков. Причины нарушений развития организма.

46

1

Постэмбриональный период  развития.

47

1

Обобщение по теме: «Индивидуальное развитие и размножение организмов»

Раздел II                                                                                                                                                      ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ                                                                НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ ( 54 часа )

48-49

2

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности (20 ч)

Генетика. Основные понятия генетики. Генетическая символика. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

50-51

2

Законы Г. Менделя. Первый закон - единообразие гибридов первого поколения. Второй закон Г. Менделя - закон расщепления.

52

1

Цитологические основы законов       Г. Менделя. Гипотеза чистота гамет.

53

1

Решение генетических задач на моногибридное скрещивания.

54

1

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.

55

1

Дигибридное и полигибридное скрещивание

56

1

Статистический характер законов наследственности.

57

1

Решение генетических задач на дигибридное скрещивания.

58-59

2

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана.

60

1

Решение генетических задач на сцепленное наследование

61

1

Генетика пола. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

62

1

Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.

63-64

2

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов.

65

1

Решение генетических задач на взаимодействие неаллельных генов.

66

1

Решение задач

67

1

Обобщение по теме: «Основные закономерности явлений наследственности».

68-69

2

Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости (14 ч)

Изменчивость признаков организмов. Закономерности изменчивости.

70-71

2

Модификационная изменчивость. Норма реакции.

72-73

2

Статистические закономерности модификационной изменчивости.                  Л. Р.№1.  «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

74-75

2

Мутационная изменчивость.

76-77

2

Классификация мутаций по уровню их возникновения. Генные мутации. Хромосомные мутации.

78

1

Геномные мутации.

79

1

Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

80-81

2

Обобщение по теме: «Основные закономерности явлений изменчивости».

82-83

2

Тема 8. Генетические основы индивидуального развития (4 ч)

Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития. Перестройка генома в онтогенезе.

84

1

Наследование дифференцированного состояния клеток.

85

1

Генетические основы поведения.

86

1

Тема 9. Генетика человека (8 ч)

Методы изучения генетики человека.

87-88

2

Генеалогический метод и анализ родословных. Практическая работа "Составление схем родословных"

89

1

Близнецовый метод исследования в генетике человека.

90

1

Генетические и хромосомные карты человека.

91-92

2

Наследственные болезни человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Решение генетических задач на наследование резус-фактора у человека.

93

1

Обобщение по теме: «Генетика человека»

94-95

2

Тема 10. Селекция и  биотехнология (8 ч)

Селекция, её задачи. Методы селекции, их генетические основы. Центры многообразия и происхождения культурных растений

96

1

Создание пород животных и сортов растений.

97

1

Методы селекции растений

98

1

Методы селекции животных

99-100

2

Селекция микроорганизмов. Биотехнология, её направления.

101

1

Обобщающий урок по теме:                     « Основы селекции и биотехнологии»

Обобщение (4 ч)

102

1

Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном уровне организации живой природы.

103

1

Общебиологические закономерности, изучаемые на организменном уровне организации живой природы.

104

1

Итоговая контрольная работа

105

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...