Рабочая программа по биологии .Модуль «Биологический эксперимент». 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему
Курсивом выделены часы, отведенные на изучение тем по внутрипредметному модулю «Биологический эксперимент». (20 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.docx | 56.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотреноно» Руководитель ШМО _____________/Шевырева О.Д/ ФИО Протокол заседания ШМО № 1 от «29 » августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ Калачеевская СОШ № 1 _____________/_Гудова Г.Н./ ФИО «30» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Калачеевская СОШ № 1 ____________________/Ивонина Т.В./ ФИО Приказ № 142 от «01 » сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии, 7 класс (параллель)
предмет, класс (параллель)
Шевцова Светлана Тихоновна
Ф.И.О. учителя
учитель биологии, ВКК
должность, категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « 31 » августа 2016 г.
2016 - 2017 учебный год
- Планируемые результаты обучения
Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты обучения :
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- выделение существенных признаков биологических объектов;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
- В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
2. Содержание учебного курса
Введение (5 часов). Раздел 1. Строение тела животных (2 часа).
Животные. Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Строение животных. Процессы жизнедеятельности. Многообразие животных их роль в природе и жизни человека. Систематика животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— эволюционный путь развития животного мира;
— историю изучения животных;
— структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории.
Учащиеся должны уметь:
— определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
— объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику методов изучения биологических объектов;
— классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
— применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций.
Раздел 2. Подцарство Простейшие (4 часа)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.
Демонстрация
Микропрепараты простейших.
Раздел 3. Многоклеточные животные ( 38 часов)
Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Многообразие хордовых животных (типы и классы хордовых). Класс Ланцетники. Позвоночные животные.
Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные): среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности, приспособления к различным средам обитания; значение в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Раздел 4 Модуль «Биологический эксперимент». 15 часов
Строение и передвижение инфузории-туфельки.
Многообразие кишечнополостных (использование микропрепаратов, образцов кораллов).
Изучение внешнего строения дождевого червя, передвижением; раздражимость.
Внешнее строение раковин различных моллюсков
Внешнее строение насекомого.
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям и препаратам.
Внешнее строение и особенности передвижением рыбы.
Внутреннее строение рыбы
Особенности внешнего строения лягушки и ее передвижение.
Эти удивительные пресмыкающиеся
Внешнее строение птицы. Строение перьев.
Строение скелета птицы.
Изучение внешнего строения млекопитающего
Изучение скелета млекопитающих
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— систематику животного мира;
— особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;
Учащиеся должны уметь:
— находить отличия простейших от многоклеточных животных;
— правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
— применять полученные знания в практической жизни;
— распознавать изученных животных; выявлять приспособления животных к среде обитания;
— определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
— работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;
— совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;
— вести себя в природе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;
— привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
— абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
— презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ.
— самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
— поддерживать дискуссию.
Личностные результаты обучения
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим животный мир, и эстетических чувств от общения с животными;
— признание учащимися права каждого на собственное мнение;
— формирование эмоционально-положительного отношения сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
— проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Раздел 5 . Развитие животного мира на Земле (2 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация
Палеонтологические доказательства эволюции.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;
— причины эволюции по Дарвину;
— результаты эволюции.
Учащиеся должны уметь:
— правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия;
— анализировать доказательства эволюции;
— характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;
— устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;
— доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;
— объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;
— различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов-гомологов и органов-аналогов;
— сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития;
— конкретизировать примерами доказательства эволюции;
— составлять тезисы и конспект текста;
— самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
— получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников;
— анализировать, обобщать, высказывать суждения по усвоенному материалу;
— толерантно относиться к иному мнению;
— корректно отстаивать свою точку зрения.
Заключение. 1 час.
Обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу.
Учащиеся должны знать и уметь обобщать, анализировать, строить обобщающие таблицы, схемы, работать с разными источниками информации, выполнять задания разного уровня.
4. Календарно-тематическое планирование. 7 класс (68 часов, 2 раза в неделю)[1].
№ п\п | Тема раздела учебных занятий | Кол-во часов | № урока | Тема учебного занятия | Виды деятельности. | Дата |
1. | Введение | 5. | 1. | Инструктаж по ТБ. Животные – особое царство живых организмов. Их многообразие и значение. | 02.09. | |
2. | Животные и окружающая среда | 07.09. | ||||
3. | Классификация животных и основные систематические группы | 09.09 | ||||
4. | Влияние человека на животных. | Сообщения учащихся об охраняемых животных | 14.09. | |||
5. | Краткая история развития зоологии. | Сообщение об Аристотиле, А.Левенгуке, К.Линнее, Ж.Ламарке. | 16.09. | |||
2 | Раздел 1. Глава 2 Строение тела животных | 2 | 6 | Клетка. Вводный контроль знаний. | 21.09. | |
7 | Ткани, органы и системы органов | 23.09. | ||||
3. | Раздел 2. Простейшие. Глава 3. Подцарство Простейшие | 4. | 8. | Тип саркодовые и жгутиконосцы. Саркодовые. | Изготовить модель амебы обыкновенной. | 28.09. |
9 | Тип саркодовые и жгутиконосцы. Жгутиконосцы. | Изготовить модель эвглены зеленой. | 30.09 | |||
10 | Тип Инфузории. | Изготовить модель инфузории-туфельки. | 05.10. | |||
11 | Значение простейших. | Сообщения учащихся | 07.10 | |||
4. | Раздел 3. Многокле-точные. Глава 4. Тип Кишечнополостные. | 2 | 12 | Строение и жизнедеятельность кишечнополостных. | 12.10. | |
13 | Разнообразие кишечнополостных. | Сообщения учащихся | 14.10. | |||
Глава 5. Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви. | 5. | 14 | Тип Плоские черви. | 19.10. | ||
15 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | 21.10. | ||||
16 | Тип Круглые черви. | 26.10. | ||||
17 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. | 28.10. | ||||
18 | Сравнительная характеристика плоских, круглых и кольчатых червей. Их значение и место в эволюции животного мира. | 09.11 | ||||
Глава 6. Тип Моллюски. | 3. | 19 | Класс Брюхоногие моллюски | 11.11. | ||
20 | Класс Двустворчатые моллюски. | 16.11. | ||||
21 | Класс Головоногие моллюски. | Разноуровневые тесты | 18.11. | |||
Глава 7 Тип Членистоногие. | 7. | 22. | Класс Ракообразные. | 23.11. | ||
23 | Класс Паукообразные | Сообщения учащихся | 25.11 | |||
24 | Класс Насекомые | 30.11. | ||||
25 | Типы развития насекомых | 02.12. | ||||
26 | Важнейшие отряды насекомых | Составить коллекции насекомых | 07.12. | |||
27 | Разнообразие и роль насекомых в природе. | Сообщения учащихся Разноуровневые тесты | 09.12. | |||
Глава 8. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибии. Глава 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Глава 11. Класс Птицы Глава 12. Класс Млекопитающие, или Звери. | 23. 5 4 2 | 28 | Бесчерепные | 14.12 | ||
29 | Черепные, или позвоночные. Внешнее строение рыб. | 16.12 | ||||
30 | Внутреннее строение рыб. | 21.12. | ||||
31 | Особенности размножения рыб. | 23.12. | ||||
32 | Основные систематические группы рыбы. | Сообщения учащихся. Разноуровневые тесты | 28.12. | |||
33 | Среда обитания и строение тела земноводных. | 30.12. | ||||
34 | Строение и функции внутренних органов земноводных. | 18.01. | ||||
35 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | 20.01 | ||||
36 | Разнообразие и значение земноводных. | Сообщения учащихся Разноуровневые тесты | 25.01. | |||
37 | Строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | 27.02. | ||||
38 | Разнообразие, значение и происхождение пресмыкающихся | Сообщения учащихся. Разноуровневые тесты | 01.02 | |||
5 7 | 39 | Внешнее строение птиц. Скелет птиц. | 03.02 | |||
40 | Внутреннее строение птиц. | 08.02 | ||||
41 | Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. | 10.02. | ||||
42 | Разнообразие птиц. | Сообщения учащихся. Составить коллекции перьев птиц | 15.02. | |||
43 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | Разноуровневые тесты | 17.02 | |||
44 | Внешнее строение млекопитающих. | 22.02 | ||||
45 | Внутреннее строение млекопитающих. | 24.02. | ||||
46 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 01.03. | ||||
47 | Происхождение и разнообразие млекопитающих. | Сообщения учащихся | 03.03 | |||
48 | Высшие, или плацентарные, звери. | Сообщения учащихся | 08.03. | |||
49 | Высшие, или плацентарные, звери. | 10.03 | ||||
50 | Экологические группы млекопитающих. | Разноуровневые тесты | 15.03. | |||
5 | Раздел 4. Модуль «Биологический эксперимент» | 15. | 51 | Строение и передвижение инфузории-туфельки. | Лабораторная работа | 17.03. |
52 | Изучение многообразие кишечнополостных | Лабораторная работа | 22.03 | |||
53 | Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость. | Лабораторная работа | 24.03 | |||
54 | Внешнее строение раковин различных моллюсков | Лабораторная работа | 05.04. | |||
55 | Внешнее строение насекомого | Лабораторная работа | 07.04 | |||
56 | Изучение многообразия членистоногих по коллекциям и препаратам. | Лабораторная работа | 12.04 | |||
57 | Внешнее строение и особенности передвижением рыбы. | Лабораторная работа | 14.04 | |||
58 | Внутреннее строение рыбы | Лабораторная работа | 19.04 | |||
59 | Особенности внешнего строения лягушки и ее передвижение. | Лабораторная работа | 21.04 | |||
60 | Эти удивительные пресмыкающиеся | Пресс-конференция | 26.04 | |||
61 | Внешнее строение птицы. Строение перьев. | Лабораторная работа | 28.04 | |||
62 | Строение скелета птицы | Лабораторная работа | 05.05 | |||
63 | Изучение внешнего строения млекопитающего | Лабораторная работа | 10.05 | |||
64 | Изучение скелета млекопитающих | Лабораторная работа | 12.05. | |||
65 | Эти удивительные животные | Пресс-конференция | 17.05. | |||
6. | Раздел 5. Развитие животного мира на Земле. | 2. | 66 | Доказательство эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. | 19.05 | |
67 | Развитие животного мира на Земле. Современный животный мир. | 24.05. | ||||
7 | Заключение. | 1. | 68. | Обобщение знаний по курсу. Прощай, зоология»! | Разноуровневые тесты | 26.05 |
Приложение
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- УМУ для учителя:
1. Лебедев С.Н. Уроки биологии с применением информационных технологий. 7 класс. Методическое пособие с электронным приложением
/авт.-сост. С.Н. Лебедев. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 80с.
2. Константинов В.М.. Биология. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2014. – 288с.
Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа. 2007. – 302.
3. Оданович М.В., Старикова Н.И., Гаджиева Е.М., Щелчкова Е.Ю. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия
жизни» под редакцией В.В. Пасечника /авт.-сост. М.В. Оданович и др. – Волгоград: Учитель, 2011.- 168с.
4. Пальдяева Г. М. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под
руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – 92с.
5. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Биология. 7 класс. – М.: Просвешение, 2011.
6. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Уроки биология. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. – 96с.
7. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2004. – 432с.
8. Чередниченко И.П.. Оданович М.В. Рабочие программы по биологии (по программам Н.И Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономаревой). – М.: Глобус, 2009. – 464с.
Дополнительная литература:
1. Артемьева Н. А. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 7 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 112с.
2. Дудкина О. П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания /авт.-сост. О.П. Дудкина. – Волгоград: Учитель. 2011.
3. Попова Л. А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5 – 8 классы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 192с.
Интернет-ресурсы:
1. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября».
2. www.bio.nature.ru - научные новости биологии.
3. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
4. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
5. www. school-collection.edu.ru – Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
- УМК ученика:
1. учебник - Константинов В.М.. Биология. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2014. – 288с.
2. рабочая тетрадь с печатной основой - Бодрова Н.Ф. Биология. 7 класс. «Животные». Рабочая тетрадь.- Воронеж: ООО «Метода», 2014. – 64с.
[1] Курсивом выделены часы, отведенные на изучение тем по внутрипредметному модулю «Биологический эксперимент». (20 часов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ
Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
рабочая программа по биологии профиль 10-11 класс учебник А.В.Теремов, Р.А.Петросова "Биологические системы и процессы"
рабочая программа по биологии профиль 10-11 класс учебник А.В.Теремов, Р.А.Петросова "Биологические системы и процессы"...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида
рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...
Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 - 11 класса (по авторской программе В.В.Пасечника)
middot; Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта среднего ( полного) образования. За основу рабочей программы взят...