Таблица по теме Животные
материал (7, 9, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Группа организмов | Представители | Строение тела | Системы органов | Размножение и развитие | Ароморфозы | ||||||||||
нервная | кровеносная | дыхательная | пищеварительная | выделительная | Органы чувств | ||||||||||
Простейшие | Амёба | Одноклеточные | Переменная форма, есть псевдоподии | НЕТ | НЕТ | Маляр. Плазмод. - анаэроб Всей поверхностью тела | Фаго и пиноцитоз | эндоцитоз | НЕТ | Деление на двое | В неблагоприятных условиях образуют цисты | ||||
Эвглена зелёная, инфузория туфелька, малярийный плазмодий | Постоянная форма. Имеют реснички, жгутики | Пищеварительная вакуоль, клеточный рот-цитостом | Сократительная вакуоль, порошица | Деление на двое, коньюгация(инфузории), шизогония(мал. Плазмодий) | |||||||||||
Губки | Бодяга, туалетная | Двухслойные между слоями мезоглея, Сидячий образ жизни | НЕТ | НЕТ | ФильтраторыВнутриклеточное | Через устье | НЕТ | Почкование, половое, регенерация | Многоклеточность, разделение функций клеток (эктодерма, энтодерма) | ||||||
Кишечнополостные | Гидра, мудузы(сцифоидные) коралловые полипы | Двухслойные, однопроходные. Экто, эндодерма и базальная мембрана Рот, щупальца, подошва. | Дифузная | НЕТ | Внутри пищевар. полости и пищевар. клеток | Через рот | Чувствительные клетки. | Почкование, половое ( у медуз и кораллов имеется личинка – планула) | Клетки: Эпителиально-мускульные, нервные, стрекательные,железистые,пищеварительные, промежуточные. | ||||||
Плоские черви (ленточные) | Белая планария, | Трёхслойные. Тело листовидное, полости тела нет- заполнена паренхимой. Покрыты кутикулой | Головной нервный узел от него отходят 2 нервн. ствола | НЕТ | Кожное | Однопроходные. Рот, глотка кишка | Протонефридии | Глаза, осязание | Регенерация | Трёхслойность ( появление мезодермы), Появление нервной, выделительной систем. | |||||
печёночный сосальщик, | НЕТ | Осязание, химическое чувство | Гермафродиты. Оплодотворение внутреннее перекрёстное. Развитие прямое (кроме паразитов) | ||||||||||||
бычий цепень. | тело подразделяется на сколекс (головку) и стробилу. На сколексе 4 присоски или 4 крючка | НЕТ | НЕТ | ||||||||||||
Круглые чесви | Острица, аскарида человеческая | Трёхслойные. псевдоцель - первичная полость тела заполнена жидкостью. Покрыты кутикулой | Окологлоточн. нервное кольцо. 2 нервн. ствола | НЕТ | НЕТ | Рот, кишка, анальное отверстие | Протонефридии (на переднем конце тела) | Осязание, химическое чувство, примитивные глаза | Раздельнополые. У некоторых половой диморфизм. Оплодотворение внутреннее. Развитие непрямое | Появление первичной полости тела, окологлоточного нервного колььца | |||||
Нематода | |||||||||||||||
Кольчатые черви | Дождевой червь, нереида, пескожил, пиявки | Трёхслойные. целом вторичная полость тела. Тело членистое- разделено на сегменты. Имеют щетинки – параподии в каждом членике для передвижения | Окологлоточн. нервное кольцо, брюшная нервн. цепочка | Замкнутая. Спинной и брюшной сосуд(трубчатые сердца)+кольцевые сосуды в члениках | НЕТ (у морских есть жабры) | Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишка, анальн. отверстие | Метанефридии (в каждом членике) | Осязание, светочувствительность | Бесполым-почкованием и половым. Раздельнополые и гермафродиты. Оплодотворение внутреннее перекрёстное. Развитие прямое или не прямое | Появление вторичной полости, кровеносной системы, усложнение строения нервной, пищеварительной, выделительной и мышечной системы | |||||
Молюски | Двустворчатые Мидия, жемчужн | Тело состоит из туловища и ноги, окружено мантией, образующ. пространство –мантийная полость. На спинной стороне раковина.(у некоторых нет)головоногие-чернильная железа | Разбросанно-узловая. Окологлоточн. нервное кольцо, нерв. стволы | Незамкнута Сердце 2-3 камерное, сосуды. | Жабры или лёгкие | Рот(вводной сифон или тёрка),пищевод, желудок, кишка(пищеварительная железа) , анал. отверстие в мант. полость | Почки и мочеточники открываются в мантийную полость. | Осязание, химическое чувство, глаза, равновесие(статоцисты) | Раздельнополые или гермафродиты. Развитие через стадию личинки | Появление дыхательной системы, внешнего скелета, 2или 3-х камерного сердца, почек. Усложнение строения тела. | |||||
Головоногие.кальмар, осьминог | |||||||||||||||
Брюхоногие.прудовик малый, виноградная улитка | |||||||||||||||
Ракообразные | Рак речной, циклоп, дафния | Членистоногие, полсть тела-миксоцель покров –хитин, периодическая линька | Головогрудь и брюшко. 5 пар ходильных ног -1 из них клешни. Имеются антенны, антеннулы и ногочелюсти. | Окологлоточн. нервное кольцо, брюшная нервн. Цепочка. Хорошо развит надглоточный нервный узел- головной мозг | Незамкнутая | Сердце 5-ти угольной формы | Жабры(водные) трахеи (наземные) | Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишка (пищеварительная железа), анус | Рот. Ап. Грызущ Желудок – жевательный,железистый | 2 зелёные железы и метнефридии | Усики-обоняние, осязание, Сложные глаза (фасеточные), слух, равновесие (статоцист). | Раздельнополые Оплодотворение наружное. Яйца на брюшных ножках матери. Развитие прямое | |||
Пааукообразные | Крестовик, каракурт, клещи, скорпионы | Головогрудь и брюшко. 4 пар ходильных ног -1 из них клешни(у скорпионов). Имеют хелицеры и педипальпы | Сердце трубчатое | Трахеи, лёгочные мешки | Рот. Ап. Сосущий. Переваривание внеполостное | Мальпигиевы сосуды | Волоски- осязание,слух , простые глаза 1-6 пар чаще 4 | Раздельнополые Оплодотворение наружно-внутреннее (в кокон) Развитие прямое | |||||||
Насекомые | Муравей, комар, пчела, саранча… | Голова, грудь, брюшко. 3 пары ходильных ног. Большинство имеют крылья. 1-2 пары. Иногда 1 пара крыльев превращ. в надкрылия | Трахеи и дыхальца | Рот. Ап. Грызущ, колюще-сосущий, лижущий. Слюнные железы. Нет пищевар. железы | Мальпигиевы сосуды | Усики-обоняние, осязание, Сложные глаза (фасеточные),слух. Могут издавать звуки. | Раздельнополые Оплодотворение внутреннее Развитие непрямое с полным или не полным превращением | ||||||||
Рыбы | Хрящевые: акула, скат, | В коже много слизистых желез; тело покрыто чешуей – костными пластинками или голое. Голова, туловище, хвост, плавники. Скелет хрящевой или костный, есть рёбра, нет шейных позвонков | Головной (5 отдел.) и спинной мозг* | Замкнутая | Срдце 2 камерн. 1 круг | Жабры | Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишка (печень и желчный пузырь, поджелудочная железа), анус (кроме тех у кого клоака) | Есть зубы.От переднего отдела кишечника отходит плавательный пузырь | Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал | Почки лентовидные | Глаза, обоняние, осязание, вкус, внутреннее ухо, боковая линия | Раздельнополые Оплодотворение наружное. Развитие прямое | |||
Костные карась, окунь, щука Хрящекостные стерлядь, осётр | |||||||||||||||
Земноводные | Саламандра, червяга, лягушка | Кожа голая и тонкая, в ней много желез, выделяющих слизь. Скелет 1 шейный, 1 крестцовый позвонок, рёбер нет. | *Передний мозг раздел. на 2 полушария | Срдце 3 камерн. 2 круга | Лёгкие и кожа | Зубов нет. Липкий язык, глотать помогают глаза | Твёрдые и жидкие продукты обмена смешиваются в клоаке | Глаза(3-е веко, мигательная перепонка), обоняние, осязание, вкус, барабанная перепонка | Раздельнополые Оплодотворение наружное. Развитие.с.метаморфозом.личинка (головастик) | ||||||
Пресмыкающиеся | Ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи | Тонкая кожа, без желез, покрыта роговыми чешуями. Происходит линька. 8 шейных 2 крестцов. позвонка, грудная клетка | *Хорошо развит мозжечок | Срдце 3 камерн. с перегородкой 2 круга | Ячеистые лёгкие | Зубы, слюнные железы, слепая кишка | Глаза(3-е веко) Слух(внутреннее и среднее ухо), осязание, обоняние, вкус | Раздельнополые Оплодотворение внутреннее. Яйцекладущие. Развитие прямое | |||||||
Птицы | Орёл, воробей, гусь, дятел… | Тело покрыто перьями и роговыми чешуйками на ногах; имеется копчиковая железа. Скелет есть цевка и киль. Кости полые | *Развит мозжеч. и перед. мозг | Срдце 4 камерн.2 круга | Лёгкие и лёгоцные мшки (2-е дыхание) | Зубов нет. Желудок: мускульный и железистый | Нет мочевог пузыря, клоака | Глаза(3-е веко) Слух,(внутреннее и среднее ухо), обоняние, осязание, вкус | Раздельнополые Оплодотворение внутреннее. Яйцекладущие. Развитие прямое | ||||||
Млекопитающие | Лиса, морж, дельфин, кит, человек, заяц, крот | волосяной покров.Железы: потовые,сальные,молочные и пахучие; рога, копыта, иглы. Есть диафрагма | *Кора с извилинами. Условн. рефлекс | Срдце 4 камерн. 2 круга | Лёгкие | Зубы. Тонкий и толстый кишечник. | ____ | Глаза, слух (внутр. среднее и внешнее ухо), обоняние, осязание, вкус | Раздельнополые Оплодотворение внутреннее. Живородящие Развитие прямое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица "Красная книга - животные".
Фотографии с текстом о животных Красной книги России....
План внеклассного занятия по английскому языку по теме: «Животные. Природа. Большая ответственность перед животными. Как защитить животных?»
Цели и задачи внеклассного занятия: 1. Развитие речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2. Создание на уроке атмосферы взаимодействия, коммуникативной обстановки, вз...
Таблица: «Сравнительная характеристика животных»
Таблица «Сравнительная характеристика животных»...
Занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста на тему «Животные Поозерья – герои сказок» (приурочено к Международному дню защиты животных)
Цель: Знакомство детей с животными Пооозерья – героями сказок.Задачи: 1. Выявить отличительные черты сказочных животных и реальных обитателей живой природы.2. Способствовать экологическому воспитанию ...
Презентация к уроку биологии 5 класс Тема "Животные" "Передвижение животных"
Презентация подготовлена учеником 5 класса к уроку по теме " Животные" В данной презентации описаны три способа передвижения собаки. Шаг, рысь, иноходь....
Сравнительная таблица по позвоночным животным
Данная таблица будет полезна на уроках изучения позвоночных животных....
Конспект к уроку по теме "Животный мир природных зон Земли. Основные закономерности распределения животных на планете. Фауна"
На уроке предусмотренно использование электронных образовательных материалов "Библиотека ЦОК", задания по естественнонаучной грамотности....