Статья "Система оценки качества современного урока и резульататов обучения"
статья по биологии на тему
Статья посвящена организации и контролю учебного процесса на уроке в рамках системно-деятельностного подхода ФГОС. Этим материалом могут воспользоваться учителя-предметники при взаимопосещении уроков, заместители директора, руководители методических объединений и учащиеся старших классов основной и средней школы, при проведении самооценки и самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sistema_otsenki_kachestva.docx | 37.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценки качества современного урока
Системно - деятельностный подход – основа стандартов общего образования нового поколения.
Требуется организовать обучение таким образом, чтобы оно целенаправленно вело за собой развитие. Т.к. основной формой организации обучения является урок, то необходимо понимать и использовать не только принципы построения урока и его примерную типологию, но и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода.
Система оценки качества современного урока необходима, прежде всего, для помощи в самоанализе урока педагога.
В процессе разработки, утверждения и использовании системы оценки качества урока участвует весь педагогический коллектив школы.
Примерно эта схема может быть такова: учитель-предметник __ методическое объединение____творческая группа ( представители различных метод объединений)___ педсовет_____администрация(руководитель). На каждой из очередной ступени проработки происходит осмысление структуры и организации урока. Открываются новые возможности в применении анализа.
Технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечиваются системой дидактических принципов, которые находятся в основе системы оценки качества современного урока и в тесной связи с типологией урока – формированием того или много учебного действия в структуре учебной деятельности.
Можно использовать следующие варианты
- Принцип минимакса
Выявление
- Освоения содержания образования на программном и максимальном для ученика уровне (определяемой зоной ближайшего развития возрастной группы)
- Усвоения на базовом уровне
Степень освоения содержания образовательной программы (раздела, темы)
Кол-во учащихся из общего числа в классе | |||||||||||
Степень освоения | достигнуто 100% | Частично достигнуто | Не достигнуто | ||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | |||
Необходимый уровень (базовый) | |||||||||||
Повышенный уровень (программный) | |||||||||||
Максимальный уровень (необязательный) |
- Отслеживание динамики освоения содержания образовательной программы
Период | Кол-во уч-ся освоивших базовый уровень | Кол-во уч-ся освоивших программный уровень | Кол-во уч-ся освоивших максимальный уровень |
1 четверть | |||
2 четверть | |||
3 четверть | |||
4 четверть | |||
год |
- Степень освоения содержания образовательного раздела (темы, урока)
ФИ учащегося класс | ||||||||||||
Степень освоения | достигнуто 100% | Частично достигнуто | Не достигнуто | Встреч. ошибки | ||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | ||||
Необходимый уровень (базовый) | ||||||||||||
Повышенный уровень (программный) | ||||||||||||
Максимальный уровень (необязательный) |
- Принцип деятельности
Выявление
- степени осознанности учащимися содержания и формы своей учебной деятельности.
- способности понимает и принимает системы норм учебной деятельности.
- участия в совершенствовании деятельности.
- готовности обучающегося получать знания не в готовом виде, а добывать их.
- Отслеживание динамики качества освоения содержания образовательной программы по одному классу, по одному предмету на конкретном уроке
Тема урка:
Место урока в курсе …:
Цели:
Задачи урока:
Даты уроков | Кол-во уч-ся активно вовлеченных в образ. процесс | Кол-во уч-ся вовлеченных, но испытывающих затруднения | Кол-во уч-ся не вовлеченных в процесс | Кол-во уч-ся получивших за «4» и «5» | Кол-во учащихся освоивших материал урок | Кол-во учащихся не освоивших материал урока |
17 марта 2014 |
Отслеживание динамики качества освоения содержания образовательной программы по одному классу, в отношении одного предмета в течение учебного года
Класс:
Предмет:
Период | Кол-во уч-ся активно вовлеченных в образ. процесс | Кол-во уч-ся вовлеченных, но испытывающих затруднения | Кол-во уч-ся не вовлеченных в процесс | Кол-во уч-ся, обучающихся на «4» и «5» | Кол-во учащихся освоивших программу | Кол-во учащихся не освоивших программу |
1 четверть | ||||||
2 четверть | ||||||
3 четверть | ||||||
4 четверть | ||||||
год |
Отслеживание динамики качества освоения содержания образовательной программы по одному классу, по группе предметных областей
Класс:
Общеобразовательные предметы:
Период/ класс | Кол-во уч-ся активно вовлеченных в образ. процесс | Кол-во уч-ся вовлеченных, но испытывающих затруднения | Кол-во уч-ся не вовлеченных в процесс | Кол-во уч-ся, обучающихся на «4» и «5» | Кол-во учащихся освоивших программу | Кол-во учащихся не освоивших программу |
1 четверть | ||||||
2 четверть | ||||||
3 четверть | ||||||
4 четверть | ||||||
год |
- Принцип непрерывности
Преемственность между ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных особенностей развития детей.
Характеристика общеучебных умений при переходе из нач. школы в среднюю
Общеучебные умения | Научился на уроках по всем предметам | ||||
Класс 5 «А» | |||||
До 10% | До 30% | До 50% | 50-80% | 90% | |
Умею формулировать цель урока после предварительного обсуждения | |||||
Могу составлять план решения проблемы | |||||
Умею работать по плану, сверять свои действия | |||||
Умею оценивать выполнения работы | |||||
Умею самостоятельно предполагать, какие знания нужны для решения учебной задачи | |||||
Умею отбирать источники информации | |||||
Умею находить информацию в раз. источниках | |||||
Умею сравнивать, группировать факты и явления | |||||
Умею определять причины явлений, событий | |||||
Умею делать выводы на основе обобщения знаний | |||||
Умею представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы | |||||
Умею отделять поступки от самого человека | |||||
Умею отмечать конкретные поступки которые нельзя однозначно оценить | |||||
Умею оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций | |||||
Умею высказывать свои мысли в устной и письменной речи | |||||
Умею высказывать свою точку зрения и ее обосновывать, приводя аргументы | |||||
Умею слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения | |||||
Умею читать вслух и про себя тексты учебников | |||||
Веду диалог с автором | |||||
Отделяю новое от неизвестного | |||||
Выделяю главное | |||||
Составляю план | |||||
Умею выполнять роли в группе, сотрудничаю в совместном решении проблемы или задачи | |||||
Умею уважительно отнестись к позиции другого, пытаясь договориться |
Общеучебные умения | Научился на уроках по предмету______ | ||||
Класс 5 «А» | |||||
до 10% | до 30% | до 50% | 50-80% | 90% | |
Умею формулировать цель урока после предварительного обсуждения | |||||
Могу составлять план решения проблемы | |||||
Умею работать по плану, сверять свои действия | |||||
Умею оценивать выполнения работы | |||||
Умею самостоятельно предполагать, какие знания нужны для решения учебной задачи | |||||
Умею отбирать источники информации | |||||
Умею находить информацию в раз. источниках | |||||
Умею сравнивать, группировать факты и явления | |||||
Умею определять причины явлений, событий | |||||
Умею делать выводы на основе обобщения знаний | |||||
Умею представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы | |||||
Умею отделять поступки от самого человека | |||||
Умею отмечать конкретные поступки которые нельзя однозначно оценить | |||||
Умею оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций | |||||
Умею высказывать свои мысли в устной и письменной речи | |||||
Умею высказывать свою точку зрения и ее обосновывать, приводя аргументы | |||||
Умею слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения | |||||
Умею читать вслух и про себя тексты учебников | |||||
Веду диалог с автором | |||||
Отделяю новое от неизвестного | |||||
Выделяю главное | |||||
Составляю план | |||||
Умею выполнять роли в группе, сотрудничаю в совместном решении проблемы или задачи | |||||
Умею уважительно отнестись к позиции другого, пытаясь договориться |
Выведение диагностических кривых при анализе за несколько учебных лет
Общеучебные умения | Научился на уроках по всем предметам (отметить значком) | ||
4 класс | 5 класс | 6 класс | |
Формулировать цель урока после предварительного обсуждения | |||
Составлять план решения проблемы | |||
Работать по плану, сверять свои действия | |||
Оценивать выполнения работы | |||
Самостоятельно предполагать, какие знания нужны для решения учебной задачи | |||
Отбирать источники информации | |||
Находить информацию в раз. источниках | |||
Сравнивать, группировать факты и явления | |||
Определять причины явлений, событий | |||
Делать выводы на основе обобщения знаний | |||
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы | |||
Отделять поступки от самого человека | |||
Отмечать конкретные поступки которые нельзя однозначно оценить | |||
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций | |||
Высказывать свои мысли в устной и письменной речи | |||
Высказывать свою точку зрения и ее обосновывать, приводя аргументы | |||
Слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения | |||
Читать вслух и про себя тексты учебников | |||
Вести диалог с автором | |||
Отделять новое от неизвестного | |||
Выделять главное | |||
Составлять план | |||
Выполнять роли в группе, сотрудничаю в совместном решении проблемы или задачи | |||
Уважительно относится к позиции другого, пытаясь договориться |
5.Принцип психологической комфортности
Степень реализации
Степень реализации: в полной мере – 5 частично-4-3 незначительно– 2-1 отсутствие -0 | Психологические аспекты урока |
Психология обучения
| |
Психология учения
| |
Отношения, психологический климат
| |
Формирование личности ребенка
|
6.Принцип вариативности и творчества
Предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора
Максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Степень реализации: в полной мере – 5 частично-4-3 незначительно– 2-1 отсутствие -0 | Аспекты урока |
Формирование знаний, умений, навыков:
| |
Формирование способов умственных действий:
| |
Формирование самоуправляющих механизмов личности
| |
Другие качества личности
|
7.Принцип целостности
Формирование учащимися обобщенного системного представления о мире
(природе, обществе, науке, самом себе)
Степень реализации: в полной мере – 5 частично-4-3 незначительно– 2-1 отсутствие -0 | Аспекты урока |
Мировоззренческая направленность
| |
Учебный труд на уроке
| |
Воспитание дисциплины
| |
Требования на уроке
| |
Личностный подход на уроке
|
Этим материалом могут воспользоваться учителя при взаимопосещении уроков, заместители директора, руководители методических объединений и учащиеся старших классов основной и средней школы, при проведении самооценки и самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка качества образования в современной школе
Почему сегодня проблема оценки качества образования становится столь актуальной? Ведь созданная в нашей стране в середине прошлого века система школьного образования считалась одной из лучших. О...
Кластерная модель - современный метод оценки качества образования
В статье дается представение о кластерной модели как инновационном методе мониторинга качества образования, также представлен опыт внедрения кластерного метода в учебно-воспитательный процесс МОУ СОШ ...
Проблемы внутришкольной оценки качества работы современного учителя
В статье представлено обоснование актуальности решения проблемы материального стимулирования учителя в современных условиях, приведены принципы проектирования систем оценки качества труда учителя. Рас...
«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»
«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...
Система оценки качества в условиях предпрофильного обучения
Качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности ...
ЕГЭ – как современное средство оценки качества обучения информатике: анализ результатов 2016 год
Выступление на Методической секции учителей информатики...
Выступление на заседании ШМО учителей Изобразительного искусства: "Современные технологии оценки качества художественного образования как показатель эффективности процесса обучения искусству в начальной и средней школе".
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатик...